Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Подольск

  Все выпуски  

Подольск Подольский художник Николай Николаевич Данилин


Подольский художник Николай Николаевич Данилин

«Подольский культурно-исторический обществпенный городской журнал»

город Подольск,
центральная площадь Ленина,
старый Подольский магазин Дом книги
12 марта 2007

          newcontinent.ru     «Художники»   13 марта 2007 «»

    «г. Подольск»

Подольский художник
Николай Николаевич Данилин
(1925-2000)

Подольский художник Николай Николаевич Данилин

Из рассказов о Подольских художниках Валентины Спиряновой
«Тут ни убавить, ни прибавить – так это было на земле»

* * *

Николай Николаевич Данилин, Заслуженный художник РСФСР, в начале 50-х годов был представлен на выставках высокого ранга с сюжетными композициями значительного размера. На современном сленге это называется «картинщик». Оставим в стороне заказные работы. Лениану писали все: и пейзажисты, и графики, и «картинщики». Это было основной статьей заработка. Эпизодом был заказ «М.Ю.Лермонтов перед дуэлью» от Пятигорского музея. Картины, до сих пор берущие за живое, посвящены деревне. Они были и работой и заботой художника на протяжении всей жизни.

В 1990 году для каталога к персональной выставки, по моей просьбе художник написал о себе. Почти половину текста занял рассказ о родной деревне.

«В Липецкой области, по берегам реки Дон, расположились два старинных городка – Данков и Лебедянь. Чернозем, обширные поля, засеянные гречихой, просом, чечевицей, и, конечно, пшеница, рожь с васильками. А сады! Какие сады! Вишни, яблони всевозможных сортов, сливы – все залито светом, чистотой! Описанное мной окружало мою деревеньку, по непонятному мне названию, Плехотино. Расставила они свои домики, крытые соломой, красиво, на бугре, окнами на пруд. На противоположной стороне пруда – стойло. В полдень пастухи пригоняли туда деревенскую живность: коровы, овцы, в стороне – лошади.

В это время деревня приходила в движение – бегут бабы с ведрами на дойку, гремят телеги, все спешит – суета. Такой запомнилась мне большая деревня, в которой я родился 22 мая 1925 года. Люди ощущали радость трудовой жизни. В 1950-52 годах в какой-то мере в картинах «Возвращение с работы» и «Молодежная бригада на уборке урожая» были отражены мои детские впечатления.

Пережила моя деревня и трагические времена – коллективизацию. Сколько было горя, слез! Деревня как будто почернела – люди вели сдавать все, чем жили: коров, лошадей, овец. Какое человеческое горе! Начался голод, массовый отток населения деревни. В 1934 году мои родители тоже покинули родной дом, родину и переселились в город Подольск, из крестьян – в рабочие.

Жизнь в городе оказалась трудной. Родители мои были без специальностей, работали на разных работах. Я вместе с ними болезненно ощущал нужду. Средств на жизнь не хватало, жили от получки до получки.

В деревне осталась моя тетка, добрый человек, Елизавета Ивановна. Вот к ней-то в летние каникулы я и наезжал. И что же я увидел? Деревню не узнать: дороги, стежки – все исковеркано тракторами. Большинство домов опустело, сады заросли, где-то вырублены, на полях редко торчал кок-сагыз да картошка. Деревня умирала».

Основой для нашего станет персональная выставка художника 1998 года. Автору уже исполнилось 73 года. Время подводить итоги, а сейчас многое воспринимается, как говорят, «неоднозначно». Работы для выставки отбирал сам художник: 160 живописных произведений, временные рамки: 1951-1998 годы. Основу экспозиции составили работы последних 10 лет. В витринах фотографии: работа подольских художников в студии клуба Лепсе, открытие первой персональной выставки в 1952 году на втором этаже Дома крестьянина в Подольске, на Стрелке, репродукции и фотографии работ, закупленных музеями прямо с выставок, заказы. Художник не скрывает от нас ничего. Мы можем пронаблюдать изменения происшедшие в пределах одной человеческой жизни. Экспозиция стала рассказом о судьбе – здесь сошлись и начала и концы линий жизни.

Комсомольская молодежная, х.,м., 1951 г.

Комсомольская молодежная, х.,м., 1951 г.

Город дал возможности, о которых в деревне и не мечтали. Двенадцатилетний мальчик посещает изостудию в Доме пионеров и рассчитывает поступить в художественное училище в Москве. Помешала война. Только в 1949 году Николай Данилин закончил Московское художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское) по специальности альфрейно-монументальной живописи. С этого же года начал участвовать на больших выставках как один из организаторов Товарищества подольских художников.

Участвовали на выставках те, кто мог написать картину или портрет, - этюд считался учебным, вспомогательным материалом и права на публикацию не имел. Так Николай Николаевич стал «картинщиком». Первая картина «Возвращение с работы» 1950 года, размером полтора на два метра, посвящена, конечно, деревне. В 1951 году- «Комсомольская молодежная бригада в колхозе», в 1952 – тоже большая картина – «Подшутили», и тоже из жизни села. Все закуплены с выставок Саратовской картинной галереей. Это большая честь для молодого автора.

Он принят в Союз художников без кандидатского стажа. Перспектива открывается блестящая. Но не все так просто в творческой судьбе «картинщика». Как мы видели две картины жизни села в воспоминаниях художника, так это было и в его творчестве.

Ранние картины, написанные, как говорит художник, «по впечатлениям детства», легко укладывались в прокрустово ложе социалистического реализма: мажорный настрой, типаж свой, но не особенный, а как бы нам уже знакомый, где-то виденный: высокое небо, просторы полей. Да и то, как вспоминает автор, были замечания приемной комиссии:

«Что ты пишешь допотопие? Нет механизации. Хоть столбы высоковольтные поставь!» - «Я «поставил» и столбы, и машины».

Портрет-типаж, правда, не играл доминирующей роли. Герои изображались иногда в повороте, а то и со спины, как в картине «Подшутили», чтобы виден был след снежка - завязка действия. Героини стоят прямо, с поднятой головой или грациозно управляются со снопами, блистая белоснежными кофточками. Невольно вспоминаются любимые фильмы. Колесо пропаганды тоталитарного искусства было раскручено еще до войны. Оно внедряло штампы нашего мышления: письмоносец – Стрелка сочиняет музыку не хуже «Шульберта», пастух и домработница поют на сцене Большого театра: «Тюх-тюх, тюх-тюх, разгорелся наш утюг». «Трактористы» определяют, как надо изображать жизнь советской деревни. Маховик пропаганды регламентировал возможности. Вспомним, что художнику было тогда 25 лет, и он только что окончил Строгановку.

Продолжение следует

Полный текст рассказа о замечательном Подольском художнике Николае Николаевиче Данилином

* * *

Подольский городской форум


Подольский общественный культурно-исторический журнал

  • Остафьевский парнас

    Ростислав ЛАЗАРЕВ

    Сегодня имя Павла Петровича Вяземского довольно основательно забыто. Иногда обращаются к его наследию специалисты — историки, литературоведы, музейные работники. Широкой же публике имя это мало что скажет, и если спросить кого-либо о Вяземском, то вспомнят, вероятнее всего, его отца — Петра Андреевича, знаменитого поэта и журналиста, друга Пушкина... Подольчанам повезло чуть больше: те, кто посещал Остафьево, обращали внимание на памятник Павлу Петровичу. И если с памятниками Карамзину, Жуковскому, Петру Вяземскому и Пушкину все было понятно, то этот вызывал вопросы. В прошлые годы нередко высказывались предположения, что изображен здесь Денис Давыдов. К счастью, с открытием музея ситуация изменилась. Но до сих пор во многих работах, посвященных Остафьеву, о П.П. Вяземском сообщается как-то очень коротко, ближе к послесловию. В публикациях о нем, к сожалению, хватает неточностей, непроверенных фактов, путаницы. Или кочуют из статьи в статью весьма банальные эпизоды: как Пушкин учил юного Павлушу «боксировать по-английски», наставлял игре в карты и написал в детский альбом знаменитые строчки «Душа моя Павел, держись моих правил...» и т.д.
    Возможно, то обстоятельство, что сызмальства Павел Вяземский оказался в кругу великих старших современников, и чрезвычайно яркий свет, от этих великих идущий, — и есть главная причина забвения и недооцененности.
    Между тем, в научной и литературной жизни России второй половины XIX столетия князь Павел Петрович был фигурой весьма заметной, оставившей в истории Отечества свой собственный (и немалый) след. Если же говорить об Остафьеве, то в истории усадьбы П.П. Вяземский является одной из центральных фигур, а в истории Остафьевского музея – персонажем первым и главным (не хочу преуменьшать чью бы то ни было роль, но именно Павел Петрович превратил Остафьево в музей).


  • Подольский скульптор Сталина Михайловна Удалова

    Мы живем в городах с серыми блоками домов-коробок. Нас спасают только деревья. Когда мы переехали в новый микрорайон Кутузово, где можно дойти до ближайшего магазина – дальше дороги обрываются, и выглядит нелепо, - меня преследовала тоска. Я хотела жить среди старых деревьев. Какими здесь могут вырасти наши дети? Будет ли в их душах мягкость, способность мечтать? Или мы хотим, чтобы у них вырабатывались только хватательные движения, а любимым стало слово «дай»? Человечек, ползающий по каменной черепахе (она же солнечные часы в скверике или кувыркающийся на скамейке-копытце, породнится со всем живым на ощупь. Может быть, это дешевле того, что мы делаем для детей – детские дома, детские комнаты милиции… Самоочевидная истина: скульптура – это очеловечивание среды, ее эстетизация, следовательно, ее социальная значимость необычайно высока.

    Вот ведь понимаешь, что время изменилось, что пишешь не для газеты, но «продолжаешь размахивать руками».

    Главное в скульптуре – человек, его судьба, его связь со всем живым на земле. Пока в нашем городе только два скульптора. Они мечтают о том времени, когда люди позовут их к себе. Им есть с чем к нам прийти. Они одиноки и затеряны среди нас. Почему-то нам свойственно всеобщее непонимание языка скульптуры. Возможно, это следствие того выспренно монументального, почти плакатно знакового, что мы с детства знаем как скульптуру. Такое противоядие-напоминание и привело к невостребованности скульпторов. Они сумрачны от одиночества, почти потеряли способность к общению. Это кажется невероятным, но сама Сталина Удалова (в просторечии – Света, Стелла, Сталя) говорила, что после долгой работы в мастерской (подвале, котельной) с трудом подбирает слова при разговоре.



  • Скульптор Виктор Михайлович Михайлов

    Рассказы о Подольских художниках Валентины Спиряновой
    Соприкосновение в пушкинианой в России всегда дает шанс «пройти сквозь время», остаться в истории, поэтому нам хотелось бы соединить историческое для нашего города событие с судьбой Виктора Михайловича Михайлова, автора скульптурного портрета Александра Сергеевича Пушкина. Знакомство наше началось на пленарном симпозиуме скульпторов «Ясенки-88», где Виктор Михайлович высекал собственноручно, дедовским способом скульптуру из красного гранита в рост. Называлась она «Мальчик с собакой». Предполагалось установить ее в непосредственной близости от здания администрации, на фоне деревьев, вровень с лужайкой, как и рассчитывал скульптор, давший низкий постамент. Это должно было стать знаком теснейшей связи человека с природой. Обнаженный мальчик только что вышел из реки, где он купался с друзьями. Одна рука его прижата к телу, другая рассеянно гладит прильнувшую к ноге собаку. Он задумался о чем-то или о чем-то вспомнил, или услышал зов судьбы? Возможно, что основой образа стали воспоминания скульптора о детстве, когда он купался с деревенскими ребятами в холодеющей речке, даже не подозревая о других, теплых реках, в уверенности, что леденящие струи их речонки и есть все реки мира.


  • Подольский художник Валентин Александрович Васильев

    Рассказы о Подольских художниках Валентины Спиряновой
    Валентин Александрович ВасильевВпервые я увидела Валентина Александровича Васильева году в 55-м, еще не зная, что он художник. Занятия в Университете начинались в восемь утра, и я шла на шестичасовую электричку по проспекту Революции. На пересечении Ревпроспекта и Рабочей улиц стоял высокий, красивый, молодой мужчина и смотрел; как рабочие идут к Механическому заводу. На следующее утро я увидела снова эту неподвижную странную фигуру, только на этот раз его лицо было закрыто надвинутой на глаза кепкой. Тогда я не имела никакого отношения к художникам, но уже слушала лекции Федорова-Давыдова на соседнем факультете у историков. Меня привел туда Игорь Жарков: сказал, что слушать лекции на других факультетах – старая университетская традиция. Так и присохло мое сердце к изобразительному искусству. Много лет спустя в выставочном зале я увидела картину В.А.Васильева «Приезд М.И.Калинина на Подольский Механический завод в 1928 году» и вспомнила нашу встречу. Оказалось, что именно тогда и была задумана эта картина, а я случайно подсмотрела часть творческого процесса, даже не подозревая об этом. Сам художник не рассказывает процесса работы, отделываясь разными шутейными историями, скрывающими мучительные, вероятно, пути рождения искусства.


    Подольский журнал

    С Миру по нитке

    Объявление: 2 года назад, по договоренности с С.Копычевым, общественный некомерческий портал podolsk.org был бесплатно предоставлен для Подольского альманаха на безвозмездной основе для свободного использования. На podolsk.org были размещены материалы предоставленные альманахом, его адрес, почта и все не обходимые реквизиты. Для поддержки и продвижения альманаха была открыта одноимённая рассылка. Недавно, господа из альманаха открыли свой новый сайт и написали гневную жалобу прямо в сервис subscribe - о неправомерном использовании общественным порталом podolsk.org материалов их писателей за подписью С.Копычева и международного академика безопасности А.Агафонова - гл. редактора альманаха. С текстом жалобы удалось ознакомиться уже из письма пришедшего от subscribe. В дальнейшем С.Копычев выдвинул требование размещение ссылки на свой новый сайт, угрожая отрицать устную договоренность и свою причастность к публикациям на общественном портале podolsk.org осуществлявшимся от имени альманаха.
    В связи с этим проишествием, общественный портал podolsk.org приносит извинения представителям писателей - С.Копычеву и А. Агафонову, самому альманаху, читателям портала и другим лицам пострадавшим от возникших претензий и уведомляет, что общественный портал podolsk.org, ввиду сложившихся обстоятельств, больше не может представлять Подольский альманах в интернет, на сервис рассылок отправлены заявки с просьбой об удалении материалов принадлежащих альманаху. Ссылку на новый сайт С.Копычева разместить невозможно, так как портал podolsk.org это принципиально некоммерческий ресурс. Поскольку С.Копычев и А.Агафонов также выступили от имени других авторов, просьба к лицам, имеющим претензии к podolsk.org, в качестве бывших представителей альманаха, обращаться непосредственно в редакцию podolsk.org
    Общественная редакция podolsk.org
    Текст жалобы С.Копычева и А.Агафонова
    Тема на общественном Подольском форуме

    реклама

    Разнообразие ныне существующих способов продвижения товаров и услуг в Интернете само по себе вовсе не является гарантией того, что их реализация будет грамотно осуществлена компаниями. При этом исключительно важно избежать фатальных ошибок, которые могут, в конечном итоге, сказаться как на имидже организации, так и на ее дальнейшем финансовом благополучии.

    реклама

    Секрет быть несчастным: иметь время занудствовать на тему, счастлив ты или нет. Джордж Бернард Шоу, 1856-1950, английский писатель, драматург

    реклама

    Талантливый сотрудник это человек со способностями в той или иной сфере выходящими за среднестатистический уровень или просто выдающимися. Качества таланта: нестандартное мышление и умение находить решение в любой ситуации. Однако, наличие способностей - условие необходимое, но далеко не достаточное. Настоящий талант жаждет учиться, не боится делать ошибки и учится на них, получает удовольствие от выполняемой работы и постоянно стремится к лучшему результату. Отличительная черта таланта - высокая мотивация достижения успеха и самореализация, главное чтобы у человека "горели глаза"". При этом нужно учитывать, что талант это неструктурированное явление, сложно прогнозируемое и проявляющееся неравномерно

    artpodolsk

    большинство сочиненных во второй половине прошлого века и старательно растиражированных в рамках политики “Римского Клуба” экологических страшилок не подтвердилось. В частности, после непредвзятого анализа фактов выяснилось, что города наносят природе ущерб в несколько раз меньший, чем сельское хозяйство. Например, в Ленинградской области свиноводческие фермы на сотню тысяч голов загрязняют среду больше, чем пятимиллионный город, напичканный военной промышленностью. Политики старательно трахают мозги, что углекислый газ вызывает “Великое потепление”, в то время как одно извержение вулкана выбрасывает больше углекислоты, чем вся мировая индустрия за десять лет. Каждый теплый год нас теперь пугают великим потепление, каждый морозный – ядерной зимой. Ради мифической экономии электричества переводят стрелки часов туда-сюда. Двадцать лет пугали последствиями Чернобыля, пока непредвзятый анализ фактов специалистами МАГАТЭ показал, что все страшилки так и не подтвердились. Нам трахают мозги бешеными коровами, гриппозными птицами, иммунодефицитами и прочей шизой, вытаскивая под это у налогоплательщиков миллиардные суммы . Е.Гильбо

    podolsk.org

    Самым большим радетелем экологии из политиков прошлого века был, как известно, Гитлер. Вот уж кто ввел образцовое природоохранное законодательство и строго следил за его выполнением. Естественно, он очень хотел, чтобы и народ гармонировал с природой, так что всех, кто по его представлениям не гармонировал, отправлял на утилизацию. Е.Гильбо

    podolsk.org

    Шизофрения лечится. Многие живут с шизофренией. Причем в отличие от Вас у них более тяжелая форма: они еще и отрицают, что у них это заболевание, что сильно осложняет лечение. Если Вы осознаете факт болезни и дискомфорт от нее, то скорее всего у Вас имеет место не психоз, а всего лишь психопатия, что вполне излечимо. Е.Гильбо

    podolsk.org

    Русские форумы


  • В избранное