Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Подольск

  Все выпуски  

Подольск Подольский художник Лариса Давыдова


Подольский художник Лариса Давыдова «»
Лариса Давыдова                                                            

Русские

              «Подольские художники»   27 февраля 2007 «»

    «Подольск»

художник Лариса Давыдова

Лариса Давыдова

* * *

Последняя черемуха

Ольга Нимас

Через три с половиной месяца после начала Великой Отечественной войны, 5 октября 1941 года, соединения 57-го механизированного корпуса гитлеровцев вышли к подступам города Юхнова и к середине дня захватили его. Создалось угрожающее положение на малоярославецко-подольском направлении и прямая угроза Москве. Сводному полку подольских военных училищ (пехотного и артиллерийского) было приказано задержать противника на пять-семь дней.

Полк продержался 13 дней, не пропустив врага, сорвав его замысел молниеносного выхода к Москве и захвата столицы.

Гитлеровские офицеры, попавшие в плен, говорили: «Если бы не красные юнкера (так они называли подольских курсантов), мы были бы давно в Москве».

Только 18 октября 1941 года остатки сводного полка подольских училищ по приказу командующего 43-й армией генерала Голубева отошли в район реки Нары.

Последняя черемуха. 
Лариса Давыдова 
1987 г., х.м., 180х250 
Посвящается подольским курсантам

Бессмертному подвигу подольских курсантов посвятила свою работу «Последняя черемуха» коренная подольчанка — известная художница Лариса Давыдова. Ее картина — едва ли не единственное произведение в изобразительном искусстве на означенную тему. Исторический жанр — органичная часть творчества Л. А. Давыдовой. Ранее получившие достойную оценку портреты историков В. Н. Татищева и Н. М. Карамзина приобретены в собственность: первый — Подольским выставочным залом, другой — музеем-усадьбой «Остафьево». Все три названные работы созданы в 1987 году, когда художница — выпускница института им. В. И. Сурикова (отделение монументальной живописи, мастерская К. А. Тутеволь и В. Н. Забелина) являлась стипендиатом Союза художников СССР.

«Последняя черемуха» — «погружение» Л. Давыдовой в «сороковые, роковые» годы чудовищной по своим жертвам Великой Отечественной. 9 мая юбилейного 2000-го работа была представлена на суд взыскательной московской публики и гостей столицы. Картине отведено одно из центральных мест на Всероссийской выставке музея на Поклонной горе, посвященной 55-летию героической победы нашего народа над фашистской Германией.

Высокий психологизм, философское постижение подвига наших соотечественников, подлинное мастерство — такова характеристика лучших выставочных работ. Не ставя своей целью делать обзор выставки, кратко скажу: экспозиция имеет два раздела. Один из них — «Ради жизни на земле» — картины из фондов Русского музея. Здесь представлены лучшие работы художников ХХ века, посвященные Великой Отечественной войне. Пластов, Кукрыниксы, Дейнека, Герасимов, Лактионов, Сидоров, Моисеенко, Коржев, Пименов — это не полный перечень имен...

Своего рода эмблемой «петербургской» части экспозиции стала психологически пронзительная, сдержанная по колориту, самобытная по рисунку, глубоко национальная по образному мышлению работа академика живописи А. А. Мыльникова — «Прощание» (1975 г.). Вечная тема. Многократно ее звучание усиливается в военное время. Своеобразное преломление она нашла в картине Ларисы Давыдовой «Последняя черемуха».

Глядя на это монументальное, композиционно новаторское полотно, приходят на память слова фронтовика Б. Ш. Окуджавы: «...куда ты уходишь, когда за порогом бушует весна, и шагом неверным... — спасения нет...» Судьба юношей перед лицом войны — идея картины. «Молодая жизнь и смерть... Меня всегда волнует эта тема», — говорит художница.

Пластическое решение композиции целиком подчинено этой задаче: на переднем плане группа юношей на высоком берегу реки, где ослепительный свет жизни заставляет зрителя перенестись в мир предвоенных юношеских грез. Молодость — трепетная пора для каждого человека, некая сопричастность «вечной весне», аромат которой остро начинаешь чувствовать в черемуховую кипень...

Для подольских курсантов флер последней черемухи окончательно исчез осенью 1941 года — белые лепестки за порогом мирной жизни, тая, как первый снег — вестник неизбежной зимы (в философской интерпретации — смерти), превратившись в «седые» каски бойцов. Так — еще несколько месяцев назад — бесшабашные мальчишки в октябре 41-го «повзрослели до поры». Тогда будущее России, всей Европы решалось на ближних подступах к Москве. Выступив на защиту нашей столицы со стороны открытого для врага Варшавского шоссе, курсанты словно шагнули в смерть, вступив в схватку с безупречно экипированным противником, часто не имея при этом оружия, приобретая его в боях. В этом смысл, по замыслу художницы, одной из ключевых фигур картины: молодой боец одной ногой еще в мирной жизни, другой — будто канул в свинцовый дождь войны. Композиционный стержень работы — «покров» последней черемухи — трогательная, едва наметившаяся «мелодия» первой мальчишеской нежности словно соединяет несоединимое: жизнь и смерть. Мир и война — антагонисты, грань между ними — резкая. В работе это подчеркнуто композицией, цветовым решением картины, текстурой холста.

Однако хотя хронология событий, изображенных на картине, обрывается на военной тематике, все же темная узкая «аллея смерти» (знак сокрытости другого измерения жизни — за пределами очерченного круга бытия) не есть уход в никуда, это «маршрут» в бессмертие павших на войне героев. Данная мысль прочитывается, если взглянуть на фигуру одного из будущих подольских курсантов, покорно протягивающего руки вперед, чтобы надеть «белые одежды» — символ спасительной жертвы едва вступающих во «взрослый» мир молодых парней... Недаром две трети полотна — жизнеутверждающая палитра красок — гимн жизни. Подтверждением этому и образ молодого паренька с гитарой в свободной — обращенной к небу — позе, обладающий особой притягательной силой — явное выражение души художницы.

Все фигуры включены в эмоциональную, пространственную и бытовую среду, связаны жестами, ритмами. Безошибочно угадываются образы и бытовые детали того времени, делая картину достоверной и убедительной. Все: купола церкви, река, мост через нее, плот с детьми на воде, «скирды солнца», фигуры женщин (направляющихся к «линии разлома» привычного течения жизни) в отдалении — это не перечень «деталей», передающих атмосферу быта подмосковного Подольска начала 40-х годов, это уровень значимости всего, что «за спиной» у призванных совершить подвиг (сначала беззаботных парней; спустя несколько месяцев — защитников первопрестольной). Во всем — музыка любви. А любовь, как известно, всегда жертвенна...

Отсюда, в определенном смысле, иконописный язык произведения. Налицо соборность, предстояние пред вечностью (именно так трактуется один из сюжетов картины: только что искупавшиеся в реке юноши, совершив «омовение», будто приготовили себя к исполнению предназначенного), символика жестов и цвета, сюжеты — моменты жизни, следующие один за другим, как клейма в житийной иконе, — все это расширяет границы пространства и времени...

Впрочем, нельзя не отдать должного и той школе художественного мастерства, к которой принадлежит Давыдова. Проблема изображения пространства, времени, движения в рамках одной картины волновала «творческого дедушку» художницы — А. А. Дейнеку (его знаменитая работа «Оборона Севастополя», представленная на выставке, — наглядное свидетельство тому). Но если у Дейнеки время «растянуто» на определенном временном отрезке в настоящем, то у Л. Давыдовой одно полотно «вбирает» и прошедшее, и настоящее, и будущее время. И это очевидное достижение в историческом аспекте живописи.

Бесспорно, неординарная работа Ларисы Давыдовой привлекает внимание посетителей выставки на Поклонной горе. Высокую оценку картине дала Валентина Ивановна Жиленкова — академик, президент Комитета русско-славянского искусства, председатель Фонда милосердия им. Анны Павловой, лауреат премии ООН: «Сегодня, когда позади Афганистан, в действии Чечня, в памяти и в сердце — трагедии военных конфликтов в различных «горячих точках» планеты, образы «Последней черемухи» приобретают современное звучание». Недаром уже в день открытия выставочной экспозиции художница получила приглашение для участия в международной выставке при ООН.

Лариса Давыдова выдвинута соискателем на Государственную премию в области литературы и искусства.


* * *

Подольский городской форум


Подольские рассылки

  • Подольский художник Валентин Александрович Васильев

    Рассказы о Подольских художниках Валентины Спиряновой

    Впервые я увидела Валентина Александровича Васильева году в 55-м, еще не зная, что он художник. Занятия в Университете начинались в восемь утра, и я шла на шестичасовую электричку по проспекту Революции. На пересечении Ревпроспекта и Рабочей улиц стоял высокий, красивый, молодой мужчина и смотрел; как рабочие идут к Механическому заводу. На следующее утро я увидела снова эту неподвижную странную фигуру, только на этот раз его лицо было закрыто надвинутой на глаза кепкой. Тогда я не имела никакого отношения к художникам, но уже слушала лекции Федорова-Давыдова на соседнем факультете у историков. Меня привел туда Игорь Жарков: сказал, что слушать лекции на других факультетах – старая университетская традиция. Так и присохло мое сердце к изобразительному искусству. Много лет спустя в выставочном зале я увидела картину В.А.Васильева «Приезд М.И.Калинина на Подольский Механический завод в 1928 году» и вспомнила нашу встречу. Оказалось, что именно тогда и была задумана эта картина, а я случайно подсмотрела часть творческого процесса, даже не подозревая об этом. Сам художник не рассказывает процесса работы, отделываясь разными шутейными историями, скрывающими мучительные, вероятно, пути рождения искусства.


  • Крест Евгения Родионова

    Мученик за веру Евгений Родионов.С Любовью Васильевной Родионовой мы впервые встретились три с лишним года назад на небольшом сельском кладбище во время открытия памятной плиты ее погибшему сыну. Стояла сырая осенняя погода, под ногами хлюпала грязь. Звучали обычные для такой ситуации слов о воинском долге, мужестве. Но мать, похоже их не слышала. Да и зачем ей эти слова… мне же хотелось узнать, что произошло с Женей. Расспрашивать заплаканную женщину не решился. Рядом со мной стоял директор фирмы, которая изготовила памятную плиту. Перед этим глава сельской администрации шепнула мне, что за свою работу фирма денег не взяла. «Какие деньги ?- с болью выдавил директор. – Когда Родионова приехала ко мне и начала рассказывать про свою судьбу, я не мог слушать… плакал. Как могла она такое вынести…»


  • Из воспоминаний А.В.Никулина

    С.А.Грачев для книги Через тернии к звездам

    особое время - 90-е годы. Сложный период и в жизни страны, и, конечно, в жизни нашего родного Подольска. Трудный для нашей Отчизны, для наших людей. В 1990 году меня избрали председателем горисполкома. Ситуация в то время была очень сложной. Мы уже переходили от плановой экономики в так называемую демократическую рыночную систему. Все подольские заводы, один за другим, бросали на произвол судьбы свои жилищные секторы, а также и детские сады. Шефство над больницами и школами прекратилось. Горжилуправления как такового уже не существовало. Жилищно-коммунальные отделы, такие как ЖКО Кабельного завода, ЖКО завода им. С. Орджоникидзе, аккумуляторного, кабельного — все они были брошены. А люди-то живут. Они в Подольске живут, а я — председатель исполкома, избранный. И мне отвечать за то, что у подольчан в квартирах нет воды или канализация не работает. И чтоб вода была и холодная, и горячая. И чтоб крыши в домах не текли.


    «Завидуем внукам и правнукам нашим, которым суждено видеть Россию в 1940-м году - стоящею во главе образованного мира, дающею законы и науке и искусству и принимающею благоговейгую дань уважения от всего просвещенного человечества» В. Г. Белинский. Рецензия на "Месяцеслов" на 1840 год.

  • из книги Марка Ефетова. «Годы одного города» Районный город Подольск На станции Подольск из Московского поезда вышел странный человек. Он выделялся из толпы серым пальто городского покроя и франтоватыми сапогами. Был он широкоплеч и шаг отчеканивал, как солдат на параде.

    Выйдя в город, приезжий поднял полы своего пальто. Огромная лужа, из которой силилась выбраться лошадь, тащившая воз, отделяла вокзал от города. Когда приезжий поднял полы пальто, правый карман оттопыривался, и из него выглянула рукоятка револьвера. Прыгая по мосткам, приезжий должен был придерживать правый карман.

    Город тонул в грязи.


    Художники Подольска

    Подольский художник Е.И. Самсонова art-podolsk.ru
  • Евгений Иванович Самсонов

    Моя первая встреча с Евгением Ивановичем Самсоновым запомнилась навсегда. Выставочный зал еще не открылся. Шла работа по изготовлению оборудования, на которой было задействовано около 20 предприятий города. Когда выпадало свободное от хозяйственных работ время, я шла в мастерскую знакомиться с художниками, записывать их воспоминания. Мне казалось, что это и есть моя настоящая работа. Ходила я к самым старым художникам, не понимая, что уже не они, основатели мастерской, в конце 70-х годов определяют направление художественного процесса. Никто из них меня не останавливал, пока я не попала в мастерскую Анатолия Ивановича Чалова. В первое посещение он не показал мне своих работ, но показал фотографии с нескольких работ подольских художников, рассказал, как была основана наша мастерская. Разговор почему-то оказался недолгим, и мы условились встретиться еще раз. Когда я снова пришла в его мастерскую, то увидела сидящим в кресле молодого, но совершенно седого человека. Чалов нас познакомил, и я, чтобы объяснить цель своего визита, спросила: «Вы пишите историю мастерской?» На что Евгений Иванович ответил: «У нас у каждого своя история». И тут же откланялся. После его ухода Анатолий Иванович сказал, что Самсонов возглавляет Союз художников Московской области, что надо бы мне сначала ему представиться. Сказал также, что мне надо стать дипломатом, иначе дела своего я не сделаю.


  • Евгений Павлович Лаврентьев

    Бывает так, что добрые отношения с человеком, давнее знакомство еще не значат, что человек этот впустил себя в свой мир. Время от времени на городских и областных выставках в зале появились работы художника, удивляя то необычностью цветового решения, как «Гой, ты Русь моя!», или странной композицией, соединившей рыжую собаку и остов обгоревшего дома – «Враг прошел». Потом оказывается, что перед тобой была цитата, вырванная из контекста, что портрет – картина Есенина – одно из прочтений образа поэта, а вторая картина - часть триптиха. «Потом» наступило только в 1999 году, когда семидесятилетний художник уже получил звание Заслуженного и решился все-таки на большую персональную выставку.


  • Юрий Владимирович Матушевский

    Юрий Владимирович Матушевский Если содержанием жизни Юрия Ивановича Васильева стали странствия, а творчество определяется стремлением художника «углубиться в суть пейзажа», то география работ Юрия Владимировича Матушевского ограничена Вышним Волочком и окрестностями Академической дачи. Привязанность эта заставила художника переселиться в любимые места, а в подольской мастерской бывать наездами.

    Нет в его работах ни Уральских гор, ни красот Гурзуфа. И это не значит, что он там не бывал. Бывал, и не только там, но и в Казахстане, Узбекистане, Карелии. Художественное училище закончил в Иркутске, а институт – в Ленинграде. Прошли его персональные выставки в Польше, Люксембурге, Бельгии, но нет у художника желания удивить нас репортажами о своих странствиях. Многие пытаются захватить зрительское внимание чем-то невиданным и делают себе на этом имя. Наверное, Юрий Владимирович Матушевский – несуетный человек. Может быть, так, но нам кажется, что выбор места, круг, очерченный художником, имеет непосредственное отношение к главной теме его творчества – теме крестьянской России.

    Как и Москва, Тверь – сердцевинная часть нашей земли, но в отличие от московских земель это, по нынешним понятиям, окраина. Глубинные процессы здесь меньше застилает сиюминутное мельтишение, что, вероятно, и привлекло художника.


    Подольский городской ФОРУМ

  • Военнно-патриотическое объединение поисковых отрядов Подольского региона



  • В избранное