14 (1) октября 910 года во Влахернском храме, где хранилась риза Богородицы во время молебна Господу о помощи и спасении, так как Константинополь осаждали сарацины, юродивому Андрею и нищему Епифанию явилась Богородица. В окружении ангелов она простерла над молящимися белое покрывало (святой омофор) и коленопреклонно вознесла молитву о спасении от бед и страданий верующих. Сарацины сняли осаду города и были разбиты. Миряне уверовали в то, что Богородица неусыпно бдит над миром и всегда готова помочь страждущим.
Смысл этого явления образно описал знаменитый русский философ и теолог Сергей Булгаков: «Не только 1000 лет назад молились слезно Богородице, но молятся и ныне и здесь, и везде, и всюду, до скончания века. И не только над присутствующими тогда… простерся ее Покров, но и над всем родом человеков, и над всем миром и над нами, грешными, сияет осеняющий и спасающий покров Богоматери, хотя и не имеем очей, достойных это увидеть. Божья Матерь посредствует между землей и небом. Она есть ходатаеца мира, возносящего молитвы к престолу Славы Божьей. Она есть любовь и милосердие, милость и жалость, прощение и заступление. Она не судит, но всех жалеет. Она - не правда суда и не суд правды, но материнское предстательство… И сколько бы не было грехов и падений, сколь не страшна была бы тьма жизни - этот сияющий образ Матери, заступницы, утешения, покрова над миром - был с нами, над нами, в нас…»
На Руси праздник Покрова Пресвятой Богородицы успешно заменил языческие торжества в честь окончания полевых работ, ибо Богородица считалась покровительницей земледельцев. «Пречистая мать (Успение) засевает, а Покров собирает« - говорили в прошлом земледельцы.
Знаменит был Покров и свадьбами. В народном сознании святой омоформ ассоциировался с фатой новобрачной, идущей под венец. «Бел снег землю прикрывает, не меня ль, молоду, замуж снаряжает». «Покров - Пресвятая Богородица, - покрой мою бедную головку жемчужным кокошником, золотым подзатыльником». Головные уборы замужней женщины были пределом мечтаний многих девушек.
«Каков Покров - такова и зима». «Если лист с дуба и березы упадет чисто - к легкому году, нет - к строгой зиме».
На берегах Пахры
Серия "история Подольска" по книге В.А. Поцелуева, И.В. Петреева
Михайловское Варварино Васюнино Красное Страдань Шаганино Кузенево Поливаново Лемешово «Дубровицы» Ивановское Плещеево Васильевское Стрелково Покров
* * *
Покров
Сразу же за Ивлевом, на пригорке, ласкаемое солнечным восходом, расположилось село Покров. Свое название оно получило от небольшой деревянной церкви Покрова, построенной в 1627- 1628 годах.
Первоначально село имело несколько созвучных названий: Дрозницы, Вязницы, Розницы, Разницы. По мнению старожилов, наименование Розницы или Разницы произошло от состава населения - людей из разных мест. Так же можно объяснить и два первых названия: Дрозницы - от многочисленных дроздов, стаями опустошающих сады и огороды, Вязницы - от растущих в изобилии вязов.
Церковь Покрова входила в состав Большого Успенского собора - главного храма старой Москвы. В Кремлевском соборе «поставлялись« русские князья, венчались на царство монархи, хранились важнейшие государственные документы. Поэтому покров- екай церкви митрополит уделял постоянное внимание. Она периодически достраивалась и перестраивалась.
Третью по счету церковь Покрова строили более двадцати лет, с 1845 по 1872 год. Сооружали храм не только на мизерную кошельковую сумму, отпущенную митрополитом Филаретом, а в основном на деньги пожертвований жителей Покрова и окрестных деревень. Зато не поскупился Филарет на благоустройство церковных служителей, распорядившись выдать 100 руб. для переноски дома и 30 подвод для привоза леса священнику А. Успенскому, 50 руб., дьячку Н. Васильеву, 35 руб. пономарю С. Матвееву. Кроме этого, содержание их домов ложилось на мирской счет. В строительстве церкви принимали участка все крестьяне, а руководил им не столько церковный староста Семен Евтихеев, сколько избранный от прихожан села Покрова крестьянин Василий Семенов под наблюдением архитектора Гущина. Для удешевления и ускорения строительства крестьяне села Покров построили кирпичный завод, благо - песок и глина под руками.
Все стены церкви были “расписаны изображениями двунадесятых праздников, Евангелистов” и другими картинами «жития святых« живописцем Т. И. Творимым за 5 тыс. руб., пожертвованных купцами братьями Комаровыми.
Библейские сказания дополняли искусно подобранные иконы, выполненные художниками В. Н. Сусловым и Б. П. Глазуновым. Главными среди них были образы Божьей Матери («Утоли моя печали«) и Покрова Пресвятой Богородицы.
130 руб. народных денег пошло на золочение иконостаса. Величие небесного подчеркивалось не только на средства земных, но и за счет красоты архитектурных форм. Точно душа народа, весело, а порой и тоскливо звонили семь колоколов, среди которых особо выделялся самый большой 204-пудовый (3264 кг).
Село Покров было в вотчине Данилова монастыря, как и село Подол. В 1646 г. оно имело 18 дворов, но постепенно разрасталось и в 1704 г. насчитывало уже 26 крестьянских дворов, в которых проживало 117 человек. А с открытием таких производств, как патронное, зонтичное, сапожное, по выделка овчины и для валки зимних теплых сапог, население Покрова увеличивается еще более, составляя в 1893 году 65 дворов, в которых проживало 205 человек мужского и 227 человек женского пола.
Земская школа
В 1901 году в Покрова было организовано общество трезвости, в которое первоначально входило 37 действительных членов. От общества работала библиотека и чайная лавка, где можно было посидеть в кругу друзей не только за самоваром, но и, уединившись, почитать журналы «Друг трезвости» и «Отдых христианина».
Сейчас село во многом изменилось, как и все окрестные деревни. Храм Покрова воскресает наяву, а в памяти оживают наши предки, останки которых упокоились у стен храма. Пахра, как и сотни лет тому назад, течет, унося своими водами свою и нашу историю.
Иван Фёдорович Дворецкий
Иван Емильянович Артемьев церковный староста с 1898г.
Михаил Филлипович Рохлин
Павел Константинович Комаров