«Подольск и окрестности»
Поцелуев Владимир Алексеевич, Петреев Игорь Вячеславович
На берегах Пахры: Дубровицы
Имение Ивановское
На берегах Пахры.
* * *
Герб рода Толстых
В щите, имеющем голубое поле изображены золотая Сабля и серебряная Стрела, продетые остроконечиями крестообразно сквозь кольцо золотого Ключа, и над ключом с правой стороны видно распростертое серебряное Крыло. Щит увенчан обыкновенным дворянским Шлемом с дворянской на нем Короной и тремя страусиными перьями. Намет щита голубой, подложенный золотом.
За Беляевым находилась одна из известнейших усадеб Подмосковья конца XVIII - первой половины XIX вв. - Ивановское.
Названо место по имени первых владельцев окрестных земель. В 1627-1628гг. одной половиной деревни владел Василий Микифорович Елчанинов, другая была за братьями Иваном и Алексеем Головиными. В 1678 г. уже в едином поместье окольничего первого царя из рода Романовых - Михаила Федоровича, Ивана Ивановича Головина был двор с 12-ю деловыми и задворными людьми. Видимо, И. И. Головнин был весьма деятельным хозяином, о чем свидетельствовала постройка в 1694 г. деревянной церкви Вознесенья, да и общее состояние поместья, оставленного после смерти жене Варваре Петровне, - двор вотчинников, 3 двора скотных с 12 людьми, двор конюшенный и 10 крестьянских, в которых проживал 41 человек. Последний владелец из рода Головиных, внук Ивана Ивановича, тоже звался Иваном, так что из года в год, почти на протяжении 130 лет крестьян называли ивановскими, а поместье - Ивановское.
При церкви были священники: в 1704 - 1710 годах Потап Петров и дьячек Иван Петров, пономарь сын Потапа Петрова, в 1722 - Матвей Михайлов дьячек Петр Михайлов, пономарь Савелий Михайлов. В 1744 году с церкви брали казенных пошлин 94 1/2 копейки. Платил Арам Борисов "Василия и Ивана Сергеевых Головиных человек.
Художественный комплекс усадьбы был создан на рубеже ХVIII-ХIX веков по заказу нового владельца имения - сенатора, члена общества любителей российской словесности графа Федора Толстого (1758-1849 гг.), разбогатевшего от выгодной женитьбы на внучке крепостного зажиточного сибирского мужика, ставшего золотопромышленником, доброй, малообразованной девушке Степаниде Дурасовой.
Ф. И. Толстой
гость Ивановского
Герб рода графов Толстых
Щит разделен на шесть частей двумя линиями перпендикулярно и одной горизонтально, имеет по середине малый щиток голубого цвета, в котором изображены: золотая Сабля и серебряная Стрела, продетые остроконечиями крестообразно сквозь кольцо золотого Ключа и над Стрелой с правой стороны видно распростертое серебряное Крыло. В первой части в золотом поле половина Орла. Во второй части в серебряном поле голубого цвета…
Петр Андреевич происходил от выехавшего из Германии в Чернигов в 1353 году Индриса с двумя сыновьями и тремя тысячами людей. Названный в крещении Леонтием имел два сына Константина и Федора. Внук Константина Андрей Харитонович царем Василием Васильевичем был прозван Толстым.
Главная композиционная ось всего комплекса проходит по подъездной аллее, через центр усадебного дворца и далее по террасам, спускающимся к раке. Центром архитектурного ансамбля Ивановского является трехэтажный корпус, оформленный со стороны дворцового и паркового фасадов колонными лоджиями и фронтонами.
Парадный фасад дворца подчеркивают вытянутые вдоль берега Пахры корпуса-крылья и выдвинутые вперед нарядные боковые флигели, в обработке которых были использованы мотивы палладийской архитектуры. Прежде они соединялись с центральной частью здания лишь низкими проходами. Фасады флигелей оформлены идентичными композициями. Портики, фронтоны и полуциркульные арки средней, более высокой части этих фронтонов создают варьирующий архитектурный мотив с крыльями центрального корпуса.
Неподалеку от парадного въезда стоит парковый павильон, украшенный рустованными пилястрами и фронтонами с полуциркульными окнами над угловыми частями здания.
Особенно красив вид дома со стороны реки. Террасообразный спуск от колонного портика коринфского стиля, на фона пейзажного парка, придает дому парадность и величие. Посреди спуска был фонтан со скульптурой мальчика, державшего лебедя, из клюва которого лилась вода.
В линию с главным домом, на бровке речного откоса, было выстроено двухэтажное здание театра. Театр имел круглый, двухсветный зал, выступающий полуротондой в центре паркового фасада. Ее нижний ярус прорезали высокие проемы с полукруглым верхом. В верхнем ярусе, отделенном карнизным поясом, помещались круглые окна в квадратных филенках. С главным домом театр связывала переходная галерея.
В стороне от театра находился хозяйственный двор, образованный рядом одноэтажных кирпичных здании.
План здания имения Ивановское
После смерти Ф. А. Толстого усадьба переходит к его зятю - военному и государственному деятелю России первой половины XIX столетия графу Арсению Андреевичу Закревскому. Он родился в 1783 или 1786 году в селе Берниково Зубцовского уезда тверской губернии. Окончив Шкловский кадетский корпус в 1802 году, зачислен прапорщиком Архангелогородского мушкетерского полка. В 1805 - 1807 годах участвовал в войнах с Францией. Сопровождал во время русско-шведской войны находился при генерале Н. М. Каменском, после назначения которого главнокомандующим войсками в Молдавии. Закревский с марта 1810 года назначается начальником его канцелярии. С декабря 1811 года 25-летний Арсений Андреевич адъютант генерала М.Б. Барклая-де-Толли. В Отечественную войну отличился в боях под Витебском, Смоленском, Бородино. С декабря 1812 года флигель-адъютант при свите императора, участник заграничного похода. В 1813 году назначен адъютантом при Александре I. С декабря 1815 года дежурный офицер Главного штаба. В 1823 году назначен генерал-губернатором Финляндии и командиром отдельного финского корпуса. С 1828 года министр внутренних дел, член Государственного Совета. Только на следующий год он получил звание генерала от инфантерии. В 1830 году ему пожалован титул графа, а в 1831 году вышел в отставку и основательно занялся своей подмосковной усадьбой.
Ее архитектурный комплекс подвергся реконструкции. Надстроены были переходы, соединяющие центральную часть с корпуса микрыльями. В восточном крыле дома устроили церковь, в связи с чем разобрали переход, соединявший это крыло со зданием театра. Застроено было пространство между крыльями и отдельно стоящими флигелями. Со стороны въезда установили металлическую ограду с каменными воротами в стиле ампир. Все это исказило облик классического архитектурного ансамбля усадьбы, превратило парадный сквер в замкнутое пространство, схожее с казарменным плацем.
У графа Арсения Закревского была суконная фабрика, построенная крепостными крестьянами. В 1843 году на фабрике было 40 станов, 39 машин и один конный привод. К 1856 году на фабрике уже работало 315 человек, которые изготавливали сукно для армии и флота. Использовалась шленская шерсть, доставляемая из Москвы. Сукно хранилось в померанцевой оранжереи Закревского. Труд на фабрике был очень тяжелым. Ежедневно работник должен был сделать 3, 55 м серого армейского сукна. Кто не вырабатывал норму, того пороли. По словам старожилов деревень Еланихина и Перевезенцева, скорее соглашались получить порцию в 25 розог, чем работать в дневную смену 13-14 часов или ночную 11 часов. Использовался на фабрике и детский труд. Дети работали с 10 лет, днем и ночью, тоже по 13 или 11 часов. Для наказания крестьян и мастеровых, а также для охраны имения хозяин держал кубанских казаков. Конечно, столь мрачный облик и быт не могли придать известность рядовой помещичьей усадьбе, однако Ивановское знали многие.
Своей популярностью оно обязано и жене Закревского, Аграфене Федоровне, урожденной Толстой (1786 - 1865 гг.). Воспитанная на лучших традициях русского патриотизма, А. Ф. Закревская, как и ее двоюродный брат декабрист Ф. П. Толстой, имела реалистичный взгляд на действительность, разделяя помыслы передовых людей своего времени. На пышные балы и театральные представления в Ивановское съезжалась "вся Москва". Причиной тому была и сама Аграфена Федоровна - женщина ослепительной красоты, умная и обаятельная.
Да и сам А. А. Закревский имел широкий круг друзей. Наиболее близкими были товарищи по оружию - знаменитый генерал А. П. Ермолов, легендарный Денис Давыдов и многие другие.
Вполне возможно, бывали здесь и близкие друзья Аграфены Федоровны - известные поэты Е. А. Баратынский, П. А. Вяземский, А. С. Пушкин, по произведениям которых мы можем восстановить характерные черты и внешний облик хозяйки Ивановского.
26-летний Евгений Баратынский, обращаясь к ней, сумел подметить:
Как много ты в немного дней
Прожить, почувствовать успела!
В мятежном пламени страстей
Как страшно ты перегорела!
Единственная дочь Толстых, воспитанная бабушкой-староверкой и избалованная отцом, Аграфена Федоровна была натурой пылкой и неуравновешенной, что нашло отражение в посвященных ей строках:
Как Магдалина, плачешь ты,
И, как русалка, ты хохочешь!
В поэме “Бал” в образе Нины П. А. Вяземский нарисовал портрет Закревской. Зная об этом. А. С. Пушкин написал: "Нина исключительно занимает нас. Характер ее совершенно новый, развит с любовью, широко и с удивительным искусством, для него поэт наш создал совершенно своеобразный язык и выразил на нам все оттенки своей способности - для нее расточил он всю прелесть своей поэзии..."
Не обошел вниманием хозяйку Ивановского и сам Александр Сергеевич, который, по признанию П. А. Вяземского, "отбил" у него Закревскую и буквально воспевал ее, "сгорая пламенем любви...". 1 сентября 1828 года А. С. Пушкин писал своему другу из Петербурга: " Я пустился в свет потому что бесприютен. Если б не твоя медная Венера, то я бы с тоски умер, но она утешительна и мила". Пушкин посвятил ей стихотворения "Портрет", "Наперсник" и др. Из глубины души великого поэта искренне исходило:
Твоих признаний, жалоб нежных
Ловлю я жадно каждый крик...
Одна на последних встреч великого поэта с хозяйкой Ивановского состоялась незадолго до его трагической дуэли.
В 1848 году император Николай Павлович назначает Закревского своим генерал-адъютантом и московским военным генерал-губернатором. Он активно руководил борьбой с холерой (1848 и 1854 гг.), строительством фабрично-мануфактурного производства, водоснабжения, реставрацией пострадавшего от пожара Большого театра, прокладкой московско-курской железной дороги и телеграфных линий. Проведя перепись податного населения в Москве, реализовал проект князя А. Г. Щербатова о взимании денежных сборов с обывателей за прокладку дорог вдоль принадлежавших им владений. В 1849 году по предложению Закревского был принят закон о запрещении строительства в Москве и уезде "бумагопрядильных, шерстопрядильных, чугунолитейных, стеариновых, сальных, лаковарных и вообще таких заводов, которые производят горючие химические продукты". Арсений Андреевич способствовал предотвращению беспорядков в Москве и уезде: ограничил приток работных людей, требовал удаления из города выходцев из деревни, бродяг, нищих… Вместе с тем, Закревский отличался гостеприимством и широтой натуры, устраивал для московской общественности балы, домашние спектакли, маскарады. В июне 1858 года в связи с 10-летием пребывания в должности московского генерал-губернатора военные и гражданские чиновники собрали по подписки деньги, на проценты с которых в Измайловской военной богадельне - "пансионер графа Закревского", содержались инвалиды. После отставки в 1859 году Закревский уехал в Италию к дочери. В 1865 году семидесятилетний русский генерал, " Кавалер Орденов Российских: Св. Апостола Андрея Первозванного, Св. Равноапостольного Князя Владимира Большого Креста 1 степени, Св. Александра Невского алмазами украшенного, Белого Орла, Св. Анны 1 степени алмазами украшенного и 4 степени, Св. Георгия 4 класса, Иностранных: Французского Св. Людовика, Прусских, За заслуги и Красного Орла 2 степени, Виртембергского Военного, Баварского Св. Максимилиана Иосифа, Кавалер Австрийского Св. Леопольда, Командор, имеющий золотую шпагу с надписью за храбрость, знак отличия за сражение при Прейсиш-Эйлау, серебряные медали 1812 и 1814 годов и знак отличия беспорочной службы за 25 лет", умер во Флоренции.
После Закревских усадьбой владела Софья Васильевна Бобринская-Келлер.
Усадьба Ивановское не составила исключения в постоянстве своих хозяев. В 1880 году она переходит к купцам-скотоводам братьям Бахрушиным. Род Бахрушиных, происходивший из купцов подмосковного Зарайска, немало сделал для России . Так, например, богатейшая коллекция книг Алексея Петровича Бахрушина (1853-1904), насчитывающая более 20 тысяч томов, стала основой библиотеки Исторического музея в Москве. В столице Бахрушиных называли "профессиональными благотворителями", они построили там городскую больницу. (ныне Остроуховская), дом бесплатных квартир для вдов и сирот, сиротский приют, родильный дом и ремесленное училище для мальчиков.
Александр Алексеевич - один из братьев, стал в 1890 году единоличным ее хозяином. После его смерти дети - Алексей, Владимир и Сергей в 1916 году передали усадьбу Московскому финансовому управлению для организации детской колонии. Алексей Александрович Бахрушин основал Государственный центральный музей театрального искусства. По распоряжению В. И. Ленина в 1918 году театральному музею в Москве было присвоено имя его основателя, а А. А. Бахрушин был назначен его пожизненным директором.
В июне 1917 г. в большой зале усадебного дома а Ивановском собрались делегаты от фабрик и заводов Подольского уезда на первый съезд фабрично-заводских комитетов. В принятой по докладу резолюции отмечалось: “...Констатируя, таким образом, полный крах политики соглашения с капиталистами, съезд признает единственным выходом - переход всей власти в руки Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов”. В течение двух дней делегаты обсуждали задачи фабрично-заводских комитетов.
С 1917 года в бывшем имении Ивановское временно размещались различные партийные и советские органы. В 1922-23 гг. в усадебном доме работал филиал клуба им. Лепсе завода “Госшвеймашина”. Затем постепенно весь комплекс усадьбы был занят под убогое жилье. Около двухсот его обитателей по-человечески расселили благодаря стараниям Алексея Арсентьевича Долгого, директора Подольского машиностроительного завода имени С. Орджоникидзе, Герою Социалистического Труда и директору ПТУ-27, заслуженному учителю профессионально-технического образования российской Федерации Борису Алексеевичу Папирову. 18 апреля 1987 года Совет Министров РСФСР принял решение о создании музея Профессионально-технического образования и о размещении его в бывшей дворянской усадьбе "Ивановское".