Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Defacto.kz. Юридическая фирма De Facto

  Все выпуски  

Ваши паспорт и удостоверение личности.


Информационный Канал Subscribe.Ru

Материалы данной рассылки в основном являются консультациями практикующего юриста по законодательству Республики Казахстан для обращающихся к нему клиентов. Мы постараемся, не загружая вас цитированием статей закона, ответить на возникающие повседневно вопросы по поводу тех или иных правоотношений.
 

Вы и закон - законодательство Казахстана "для чайников"

 

Ваши паспорт и удостоверение личности

   
Кому в жизни не приходилось сталкиваться с не совсем приятной процедурой получения, замены, восстановления паспорта или удостоверения личности? А сколько вопросов относительно этих и не только этих важных документов возникает у граждан! На многие из них мы постараемся ответить в сегодняшнем выпуске. Надеемся, это поможет быть вам во многих случаях более подготовленными.

Документы, удостоверяющие личность

Документами, удостоверяющими личность в Республике Казахстан являются:

  • паспорт гражданина РК;
  • удостоверение личности;
  • вид на жительство иностранца в РК;
  • удостоверение лица без гражданства;
  • свидетельство о рождении до 16 лет
  • временное удостоверение личности;
  • свидетельство на возвращение;
  • паспорт иностранного государства;
  • справка о приеме гражданства или выходе из гражданства РК;
  • справка об освобождении из мест лишения свободы;
  • военный билет - в отношении военнослужащих, офицеров и прапорщиков Вооруженных Сил, состоящих на военной службе в частях, дислоцированных на территории РК.

Впрочем, указанные документы обладают различным статусом и дают их владельцу различные возможности для совершения действий в разных ситуациях. Например, для совершения сделки у нотариуса или в Центре по недвижимости у гражданина потребуют паспорт или удостоверение личности, а по временному удостоверению или справке об освобождении совершать сделки нельзя. В то же время для установления личности при проверке документов вполне подойдет любой из указанных документов.

Замена паспортов старого образца на паспорта и удостоверения личности нового образца граждан РК завершена 1 марта 1999 года.  Поэтому паспорта СССР образца 1974 года недействительны с этой даты. Но следует иметь ввиду, что срок действия паспортов СССР образца 1974 года граждан СНГ определяется законодательством соответствующих государств.

Паспорт

Паспорт гражданина Республики Казахстан выдается гражданам, по их желанию, то есть получать его необязательно, и если вы не планируете выезжать за границу, то он может вам никогда не понадобиться. Однако паспорт может служить для удостоверения личности владельца как за пределами республики, так и внутри ее. 

Паспорт выдается гражданам независимо от возраста. То есть в настоящее время существует возможность получения паспорта ребенку, не достигшему 16-летия. Обычно к этому прибегают при выезде детей за границу.

Срок действия паспорта - 10 лет. По истечению этого срока он подлежит замене. Но по
заявлению гражданина срок действия паспорта может быть продлен еще на один год, путем внесения на 30-й странице паспорта соответствующей записи на государственном или русском и
английском языках, которая скрепляется печатью и заверяется подписью соответствующего начальника Управления миграционной полиции. За продление срока действия паспорта взимается плата в размере 10 процентов  от месячного расчетного показателя (МРП), что в 2003 году составляет 87 тенге.

В паспорте указываются: фамилия, имя, отчество; дата и место рождения; пол; национальность (по желанию владельца); гражданство; наименование органа внутренних дел, выдавшего паспорт; дата выдачи и срок действия.
В паспорт вклеивается фотография владельца и вносятся следующие записи и отметки:

  • разрешительная запись о выезде за границу;
  • запись о детях в возрасте до 16 лет, в случаях их совместного выезда с владельцем паспорта за границу, при выезде детей старше трех лет вклеиваются их фотографии;
  • визы иностранных государств;
  • отметка пограничного контрольно-пропускного пункта о пересечении границы;
  • отметка о продлении срока действия паспорта.

Удостоверение личности

Удостоверение личности гражданина Республики Казахстан выдается гражданам с 16-летнего возраста и действует на территории республики. В настоящее время выезд за границу даже в страны ближнего зарубежья по удостоверению личности не допускается. 

В отличие от паспорта, обладание удостоверением личности для всех граждан РК, постоянно проживающих на ее территории, обязательно

Удостоверение выдается сроком действия: с 16 до 25 лет, с 25 до 45 лет, с 45 лет пожизненно.

Удостоверение личности  содержит следующие сведения о его владельце: фамилия, имя, отчество; дата и место рождения; национальность (указывается по желанию владельца); место жительства; наименование органа, выдавшего удостоверение; дата выдачи, срок действия и идентификационный код удостоверения из 12 цифр (содержит сведения о годе, месяце, числе, веке, рождения, поле владельца и порядковом номере присвоенного кода). И если вы получили удостоверение недавно, то знаете о некоторых нововведениях. Теперь его украшает ваша цветная фотография вместо неузнаваемой черно-белой, а в графе "место жительства" вместо названия области указан полный адрес с указанием населенного пункта, улицы, дома и квартиры. С одной стороны это хорошо - не придется носить в различные инстанции справки о места жительства, а с другой стороны - при переезде даже в пределах одного города придется менять само удостоверение.

Удостоверение подлежит сдаче в органы внутренних дел при выезде на постоянное жительство за границу в отличие от паспорта, который владелец забирает с собой.

Удостоверение лица без гражданства

Лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории РК, достигшим 16-летнего возраста, выдается удостоверение лица без гражданства. Удостоверение лица без гражданства выдается сроком действия на 10 лет для подтверждения личности владельца
на территории республики и за ее пределами. При выезде за границу без родителей, опекунов, попечителей удостоверение лица без гражданства, как и паспорт гражданина РК может выдаваться лицам младше 16 лет. Удостоверение лица без гражданства содержит те же сведения, что и
паспорт гражданина РК, а также сведения о месте жительства.

Вид на жительство иностранца в Республике Казахстан

Вид на жительство иностранца в РК выдается иностранным гражданам, постоянно проживающим на территории республики, с 16-летнего возраста, на срок действия паспорта страны его
гражданства. Вид на жительство удостоверяет личность владельца на территории РК. Он содержит те же сведения, что и удостоверение личности, а также сведения о гражданстве владельца.
При выезде за границу личность иностранного гражданина удостоверяет паспорт страны его гражданства. Отдельные моменты, связанные с получением вида на жительство мы рассмотрели в одном из предыдущих выпусков рассылки.

Свидетельство о рождении

Часто возникают случаи, когда необходимо установить личность несовершеннолетних, не достигших 16 лет. В этом случае документом, удостоверяющим личность, выступает свидетельство о рождении. Например, несовершеннолетний в возрасте от 14 до 16 лет, участвующий в сделке, предъявляет нотариусу именно этот документ. 

Временное удостоверение личности и свидетельство на возвращение

Временное удостоверение личности выдается гражданам  РК при утрате удостоверения личности или непригодности его для  дальнейшего  использования, а также  лицам,  вышедшим  из  гражданства РК до получения ими новых документов. Сроком действия такого удостоверения - три месяца.  Этот срок может быть продлен органом внутренних дел по заявлению владельца еще на три месяца. Временное удостоверение действительно на территории Республики Казахстан и содержит те же сведения, что и  удостоверение  личности,  а  также   сведения о  гражданстве владельца. Временное удостоверение личности - документ кратковременного пользования. По нему нельзя совершать гражданско-правовые сделки и выезжать за границу.

Свидетельство на возвращение - это документ, который выдается гражданам РК, временно   находящимся за рубежом, дипломатическим представительством или  консульским  учреждением РК  при  утрате  паспорта. Данное свидетельство действительно для въезда в Республику  Казахстан  и  проезда  по  ее территории   к   месту постоянного жительства и также не позволяет совершать сделки и другие действия.

Получение и замена

Документы, удостоверяющие личность, выдаются подразделениями миграционной полиции районных (городских) органов внутренних дел по заявлению соответствующего гражданина. По старой привычке эти подразделения именуются "паспортными столами".

Гражданам РК, постоянно проживающим за рубежом, паспорт оформляется через дипломатические представительства и консульские учреждения РК за  рубежом, полномочные представительства РК в других государствах.

Документы, удостоверяющие личность, выдаются на основании одного из следующих документов:

  • свидетельства о рождении;
  • паспорта гражданина РК;
  • удостоверения личности;
  • временного удостоверения личности;
  • свидетельства на возвращение;
  • удостоверения лица без гражданства;
  • паспорта иностранного государства;
  • справки о  приеме  в  гражданство  РК или выходе из гражданства РК по Указу  Президента РК,   а   также  об  изменении  гражданства  в соответствии с международными соглашениями;
  • справки об освобождении из мест лишения свободы, если лицо до осуждения проживало на  территории  РК,  но  не имело документов, удостоверяющих личность, или последние утрачены.

Также необходимо предъявление одной фотокарточки при оформлении удостоверения личности, и двух при одновременном оформлении удостоверения и паспорта.

Для изготовления документа отводится определенный срок - 30,45 либо 60 дней в зависимости от региона. Заметим, что этот срок далеко не всегда соблюдается, даже сейчас, когда всеобщий бум замены документов уже закончился. В случае необходимости можно прибегнуть к варианту ускоренного оформления. За ускоренное изготовление документов предусмотрена плата в размере 1120 тенге.

Доказательством сдачи заявления в орган внутренних дел для получения удостоверения личности или паспорта в установленные сроки является корешок квитанции с номером будущего документа.

За выдачу документов,  удостоверяющих личность, взимается плата в следующем размере:

  • паспорт гражданина РК - 400 процентов МРП - 3488 тенге;
  • удостоверение личности гражданина РК - 20 процентов от МРП - 174 тенге.

Документ, удостоверяющий личность, выдается месту  постоянного жительства (регистрации) гражданина и вручается лично владельцу или его законному представителю (например, родителю несовершеннолетнего). Таким образом, исключается получение документа, удостоверяющего личность, посторонним лицом даже по доверенности.

Фамилия, имя, отчество и другие данные гражданина записываются в соответствии с документом, послужившим основанием для их выдачи. При получении документа необходимо внимательно проверить эти данные, так как ошибки не исключены, и вопрос об их исправлении необходимо поставить сразу при обнаружении. Известно немало случаев, когда гражданин, не обратив внимания на ошибку в фамилии, имени или отчестве, получал целый набор проблем с расхождением данных с другими принадлежащими ему документами.

Запись о национальности в паспорте и удостоверении личности при первом их получении производится в соответствии с национальностью  родителей. При  различных  национальностях  родителей  гражданин  имеет право добровольного выбора национальности по отцу или матери.  В случае, когда   национальность   родителей  неизвестна,  ее  определяет владелец документа. В последующем изменение национальности возможно только через органы ЗАГС. 

Получать и заменять документы необходимо в установленные сроки. Проживание граждан без паспорта либо удостоверения личности, или по недействительному удостоверению могут повлечь  
штраф в размере до одного МРП (872 тенге). Впрочем, можно отделаться предупреждением. (статья 377 Кодекса РК об административных правонарушениях). Советуем обращаться с заявлением о замене документа не после того, как истек срок его действия, а за три месяца до этого.

Немало сложностей возникает при получении документа, удостоверяющего личность, впервые. Молодые люди и их родители прекрасно знают о том, что по достижении 16 лет, необходимо сделать это, но многие из них по каким-либо причинам такой важный момент оттягивают. Когда же дело доходит до необходимости совершения сделки или поездки, немедленно спохватываются.  Даже при ускоренном оформлении документов возможны задержки. К сожалению покупку/продажу квартиры или машины придется отложить, как и поездку за рубеж. А вот для поездки внутри страны можно воспользоваться свидетельством о рождении, но только в случаях, когда документы находятся в стадии изготовления и предъявлен соответствующий корешок квитанции.

Если же молодой человек ухитрится прожить без документа, удостоверяющего личность, более 18 лет, решение об оформлении принимается после только подтверждения личности, что представляет собой весьма хлопотную процедуру.

Использование

Естественным вариантом использования документов, удостоверяющих личность, является их предъявление по требованию должностных лиц компетентных органов. Случаев, требующих предъявления документов, сегодня такое множество, что многие предпочитают носить их с собой. Визит в любой государственный орган, к нотариусу, поездка в другой город...  Вот только терять их не следует, поскольку закон устанавливает обязанность граждан бережно хранить свои документы.

Использовать документы необходимо в соответствии с законом, о чем многие забывают, оставляя и принимая паспорта и удостоверения личности в залог в пунктах видеопроката, гостиницах, при займе денег и т.п.

Между тем, законодательство предусматривает ответственность за нарушение порядка использования документов, удостоверяющих личность. Незаконный прием в залог паспортов и удостоверений личности влечет предупреждение или штраф в размере от 5 до 7 МРП (от 4360 до 6104 тенге).Утрата или приведение в негодность удостоверения личности или паспорта влечет предупреждение или штраф в размере от 1 до 2 МРП (от 872 до 1744 тенге), а в случае повторения в течение года после наложения административного взыскания - от 2 до 5 месячных МРП (от 1744 до 4360 тенге) (статья 379 Кодекса РК об административных правонарушениях).

Недействительность и изъятие

Документы, удостоверяющие личность, могут изыматься у граждан только в случаях, предусмотренных действующим законодательством.

Документы изымаются:
1) В случаях недействительности, если:

  • невозможно идентифицировать личность;
  • в них незаконно внесены изменения или в них необходимо внести изменения, связанные с идентификацией личности;
  • в них отсутствуют отдельные, предусмотренные записи, или эти записи не соответствуют действительности;
  • истек срок их действия;
  • они не соответствуют правовому статусу владельца.

2) При наличии у лица нескольких однотипных документов, удостоверяющих личность, изымаются все документы, за исключением действительного.

3) Следственными органами, органами дознания или судом у обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений только в случаях заключения их под стражу или когда документы являются вещественными доказательствами.

Изъятые документы, удостоверяющие личность, должны быть внесены в протоколы обыска или выемок с указанием в них фамилии, имени и отчества владельцев, серии и номеров паспортов, удостоверений, кем и когда документы выданы.

Гражданину необходимо знать, что незаконное, без необходимых на то оснований изъятие паспортов и удостоверений личности влечет для должностного лица предупреждение или штраф в размере от 5 до 7 МРП (статья 379 Кодекса РК об административных правонарушениях). 

И еще об ответственности. Согласно статьи 380 этого же кодекса представление заведомо ложных сведений или поддельных документов в органы исполнительной власти при получении удостоверения личности, паспорта, в том числе заграничного паспорта, либо других документов, удостоверяющих личность или гражданство влечет штраф на граждан в размере до 5 МРП, на должностных лиц - в размере от 10 до 20 МРП (от 8720 до 17400 тенге). Если вас не пугает размер штрафных санкций, напомним, что использование подложных документов может повлечь не административную, а уголовную ответственность.

Утрата

Гражданин, утративший паспорт или удостоверение должен подать в подразделение миграционной полиции по месту своего жительства письменное заявление с указанием где, когда и при каких
обстоятельствах утрачен паспорт или удостоверение, а также книгу учета жильцов (заменившую ранее применявшуюся карточку прописки) и свои фотографии. Может также потребоваться предъявление свидетельств о рождении, браке, военного билета.

В случае утраты паспорта или удостоверения личности при переезде к новому месту жительства, заявление о восстановлении утраченных документов принимается органами внутренних дел по новому месту жительства.

Для производства по делу об утрате документов установлен десятидневный срок, а в случаях, когда необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов и принятие других мер - месячный.

При подтверждении выдачи утраченного документа заявителю и установлении его личности выносится заключение о выдаче документа взамен утраченного, которое утверждается начальником органа внутренних дел или его заместителями. После производится выдача новых документов в общем порядке, а на время их оформления гражданину выдается временное удостоверение личности.

При утрате документов, удостоверяющих личность, не по месту проживания подразделением миграционной полиции по месту обращения также выдаются временные удостоверения личности, но только на срок, необходимый для возвращения к месту постоянного жительства.

Если был утерян только один из документов удостоверяющих личность, при одновременном наличии паспорта и удостоверения личности, дело об утрате не заводятся, а оформление утраченного документа производится в обычном порядке. 

При утрате паспорта граждане РК, находящиеся за границей, должны обратиться в дипломатические представительства  или консульские учреждения Республики Казахстан. В этом случае выдается свидетельство на возвращение, о котором говорилось выше, а восстановление утраченного документа производится по месту жительства в общем порядке.

Специально для казахстанцев, проживающих за границей

Часто поступают вопросы от казахстанцев, которые временно или постоянно проживают в странах ближнего или дальнего зарубежья и столкнулись с необходимостью замены казахстанского паспорта (в частности в связи с истечением срока его действия). В этом случае необходимо обратиться в посольство или консульство Республики Казахстан за рубежом или, при возможности приезда, в органах миграционной полиции Казахстана.

Вы можете продлить действие своего паспорта сроком на один год либо получить новый. Обладатели паспорта бывшего СССР могут претендовать на получение казахстанского паспорта только при наличии в своем "серпасто-молоткастом" отметки о гражданстве Республики Казахстан либо о проживании в Казахстане на 1 марта 1992 года.

Грядет ли замена?

Слухи о предстоящей замене паспортов и удостоверений личности возникают периодически. Работникам органов внутренних дел и юристам часто приходится отвечать на подобные вопросы. Можем вас успокоить. Изменение некоторых реквизитов удостоверения личности и паспорта не делает выданные ранее документы недействительными. Отмены действующих на сегодня документов не ожидается.

Продолжение следует...

На этом мы закончим разговор о документах, удостоверяющих вашу личность. Для интересующихся подробнее: Правила документирования и регистрации населения Республики Казахстан, утвержденные Постановлением Правительства РК от 12.07.2000 №1063.

В следующем выпуске мы затронем также волнующую многих тему "прописки-выписки" или, как говорится теперь, регистрации по месту жительства.

© Сергей Сизинцев. 2003. Все права сохранены.

Перепечатка разрешена только с согласия автора. 

defacto@mail.ru

07.10.2003

 
Архив на Subscribe.Ru
Поиск по архиву рассылки
"Вы и закон - законодательство Казахстана для "чайников""


 
   
   
 

Темы ближайших выпусков

 
 

Вы регистрируетесь по месту жительства

За что можно уволить?

Нужно ли заключать брачный договор?

 
  Сообщите нам, какие вопросы, по вашему мнению, должны быть освещены в планируемых статьях. Ваши пожелания будут обязательно учтены.  
  Если Вы наш новый читатель, просим обратить внимание на архив рассылки http://subscribe.ru/archive/country.kz.defacto/
  Автор будет признателен Вам за предложения и замечания относительно содержания рассылки, а также будет рад ответить на возникающие вопросы.  


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное