Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Иудаизм и евреи

  Все выпуски  

Иудаизм и евреи


 

 

 

 

 

ììììì

 

ИУДАИЗМ статьи

 

ììììì

 

Рав Ицхак Зильбер

 

ììììì

 

Рав Бенцион Зильбер

 

ììììì

 

Ваш вопрос раввину

 

ììììì

 

Еврейский календарь

 

ììììì

 

Еврейские знакомства (шидухим)

 

ììììì

 

Еврейская   семья

 

ììììì

 

Каббала

 

ììììì

 

Общение   офлайн

 

ììììì

 

Общение   онлайн

 

ììììì

 

Книги

 

ììììì

 

Статьи

 

ììììì

 

Аудио  материалы

 

ììììì

 

Видео  материалы

 

ììììì

 

Контакт

 

ììììì

 

 

www.toldot.ru

             Иудаизм и евреи

 

Шалом из Иерусалима!

  

Сегодня, как обычно, мы предлагаем Вам очередной предшабатний выпуск нашей рассылки.

Ваше мнение о ней для нас очень важно. Пишите нам на info@toldot.ru.

 

Новые статьи на нашем сайте www.toldot.ru:

New!     New!       "Русская" Тора Америки – Бруклин, 4 января http://toldot.ru/rus/articles/art/4981

 

New!               New!       Что такое Ханука? http://toldot.ru/rus/articles/art/2493

 

New!                           New!       Субботний стол и дети http://toldot.ru/rus/articles/art/5664

 

Материалы по недельной главе “Толдот”:

Материалы рассылки за 5767 (2007) год   http://toldot.ru/rus/articles/art/5746

Беседы о Торе рава Ицхака Зильбера               http://toldot.ru/besedy.php?glava=toldot

Мидраш рассказывает                                      http://toldot.ru/rus/articles/art/1510

 

 

ТЕИЛИМ Глава 17

Под редакцией рава Бенциона Зильбера

 

ГЛАВА СЕМНАДЦАТАЯ

В основу наших бесед о теилим положены уроки рава Ицхака Зильбера, благословенна память праведника.

Большинство своих теилим Давид называет песнопениями. Во многих случаях он указывает на то, каким должно быть музыкальное сопровождение при исполнении псалма. В семнадцатой главе книги «Теилим» указания по поводу музыкального сопровождения отсутствуют, а носит она название, которого мы в первых шестнадцати главах еще не встречали. Глава называется «молитва».

Комментируя псалом, Раши говорит, что его основная линия связана с историей с Бат-Шевой, которая нам уже знакома (мы говорили о ней в связи с главой третьей). Напоминаем: у евреев принято, чтобы мужчины, уходящие на войну, вручали женам разводное письмо – гет. Тогда в случае, если воин пропадет без вести, жена его не останется агуной (женщиной, семейное положение которой неясно). Давид полюбил Бат-Шеву, жену одного из своих военачальников, воспользовался наличием у нее гета и женился на ней. С точки зрения еврейского закона (алахи) он не совершил никакого прегрешения. Но Давид взял Бат-Шеву в жены прежде, чем война окончилась. Поступок вызвал неодобрение окружающих. Для праведника уровня Давида совершить компрометирующий его поступок – это грех. Своим поступком он, как сказано у Шмуэля, дает «повод врагам Г-спода хулить Его этим делом» (Шмуэль II, 12:14). В третьем псалме Давид признает, что совершил проступок, раскаивается в нем и видит в своем конфликте с сыном, Авшаломом, наказание за вину.

В семнадцатой главе Давид снова выражает раскаяние в сделанном, но имеет в виду другой аспект истории.

В трактате Талмуда «Санедрин», 107а, анализируется следующее предание. Давид получил пророческую весть, что в молитвах еврейского народа Всевышнего будут называть «Б-г Авраама, Б-г Ицхака и Б-г Яакова». «Почему только трое праотцев? Почему не вспомнят обо мне?» – спросил Давид. Всевышний ему ответил: «Потому что эти люди достойно вынесли все испытания (у Авраама их было целых десять), которым они были подвергнуты в жизни». Тогда царь Давид сказал: «Так дай мне тоже испытания. Я чувствую себя сильным и твердым. Я выдержу!» Всевышний согласился: «Ладно. Я дам тебе испытание, и даже на более легких условиях, чем праотцам. Они не знали, какие испытания их ждут. Тебе же я говорю: ты будешь испытан на стойкость к разврату (т.е. к соблюдению законов об отношениях между полами)». Как мы видим по эпизоду с Бат-Шевой, Давид испытания не выдержал и осознал это.

Семнадцатый псалом сосредоточен не на самом этом эпизоде, а на том, как Давид пришел к нему, т.е. на его просьбе к Всевышнему об испытании. Почему Давид просил Всевышнего об испытании? Не из честолюбия, разумеется. Дело в том, что человек, сумевший выдержать выпавшее на его долю испытание, поднимается на новый, более высокий духовный уровень. Вот к этому Давид и стремился. Однако человек не должен сам приводить себя к испытанию. Об этом в трактате «Санедрин» говорит от имени Рава рав Иеуда. Человек должен избегать ситуаций, где ему придется бороться со своими дурными побуждениями, например, с тягой к наслаждению, с влечениями, реализовать которые запрещено, и т.п., ситуаций, где есть опасность «не выдержать». Не должен он и просить Всевышнего об испытаниях. Рав Иеуда напоминает, что для Давида исполнение его просьбы об испытании кончилось неудачей.

Всевышний, посылая человеку испытание, дает ему и силы для его преодоления. В жизни нам не раз приходится сталкиваться с трудностями, и не надо думать, что у нас нет сил для их преодоления. Испытание и состоит в том, захочет ли и сумеет ли человек эти силы использовать или уступит своим непосредственным желаниям. В случае же, когда человек сам навлекает на себя испытание, Б-г ему такой помощи не оказывает.  

1Молитва Давида. Послушай, Г-сподь, правду, услышь мою песню, внемли моей молитве, [ибо она] не из лживых уст.

2От Тебя приходит суд, пусть же Твои глаза увидят прямодушие.

3Ты испытал мое сердце, вспомнил ночью, проверил на чистоту и не нашел во мне [праведника]. Дурные умыслы мои да не перейдут [больше] в уста. 

4В людских делах, по Твоему указу, я остерегался самовольных путей.

5Поддержи мой шаг на Твоих путях, чтобы я не оступился.

6Взываю к Тебе, ибо [знаю, что] Ты отвечаешь. Обрати ко мне слух, услышь мои речи.

7Покажи Свою милость и спаси полагающихся [на Тебя] от восстающих [на них] Своей десницей.

8Храни меня, как зеницу ока, укрой меня под сенью Твоих крыльев.

9От злодеев, что грабят меня. Враги [что хотят] моей души окружили меня.

10Жиром заплыли, уста их говорят надменно.

11Окружили нас ныне, глаза их вожделеют нашей земли.

12Подобны льву, жаждущему растерзать, молодому льву, сидящему в засаде.

13Встань, Г-сподь! Опереди его, укроти его! Спаси мою душу от злодея, [который является] Твоим мечом. 

14[Хочу быть] из умерших от Твоей руки, Г-сподь, из умерших от старости, чей удел – жизнь, благами  наполняешь Ты их утробу, насытятся  [их] дети и останется потомкам.

15[Будучи] праведным увижу Твое лицо, [смогу] насытиться Твоим образом при пробуждении  [мертвых].

Скажем несколько слов собственно по тексту, который, как всегда, многозначен.

Говоря во втором стихе: «Пусть же Твои глаза увидят прямодушие», Давид просит у Б-га, чтобы, верша суд («От Тебя приходит суд»), Он сейчас не смотрел на те действия, которые заслуживают осуждения. Когда человек кается и удаляется от своих неправедных поступков, он просит, чтобы действия, в которых он раскаивается, сейчас не учитывались.

Говоря в третьем стихе: «вспомнил ночью, проверил на чистоту и не нашел во мне [праведника]», Давид имеет в виду историю с Бат-Шевой, а сказав: «Дурные умыслы мои да не перейдут [больше] в уста», выражает раскаяние в том, что просил об испытании. Как бы говорит: лучше бы мои уста не произносили этих слов. Во всех же действиях, которые человек совершает по велению Твоих уст, я стараюсь блюсти Твои пути, говорит Давид дальше, в четвертом стихе псалма («В людских делах, по Твоему указу, я остерегался самовольных путей»). Как «самовольные пути» здесь переведены слова «архот париц». Буквально «париц» на иврите означает «проламывающий», «прорывающийся». Это один из синонимов понятия «ецер а-ра» – «дурное начало», «дурное побуждение», т.е. побуждение, мотивированное исключительно нашими «земными» желаниями, действующее вне законов Торы, «самовольное». Давид говорит, что старается быть осторожным, следовать заповедям («по Твоему указу»), бороться с «ецер а-ра», и в пятом стихе просит у Всевышнего помощи в этой борьбе («Поддержи мой шаг на Твоих путях, чтобы я не оступился»), потому что начало это очень сильно в человеке и без помощи Всевышнего человеку трудно устоять.

В шестом стихе, прося Всевышнего: «Обрати ко мне слух, услышь мои речи», царь Давид выражает желание, чтобы молитва его была услышана как можно скорее, чтобы он мог увидеть результаты, т.е. помощь в противостоянии врагам, как евреям, так и неевреям.

Смысл седьмого стиха («Покажи Свою милость и спаси полагающихся [на Тебя] от восстающих [на них] Своей десницей») можно передать примерно так: Г-сподь, прояви Свою милость, т.е. милосердие, которым Ты, как все мы знаем и верим, обладаешь; ведь Ты – Тот, Кто помогает тем, кто на Него надеется.  

Интересную этимологию имеет на иврите слово «зеница» (мы находим его в восьмом стихе: «Храни меня, как зеницу ока»). «Зеница», «зрачок» на современном русском языке, на иврите звучит как «ишон», производное от слова «иш» – человек (в зрачке отражается маленький человечек).

Надо, наверно, объяснить, почему Давид, прося в тринадцатом стихе спасти его от злодея («Спаси мою душу от злодея, [который является] Твоим мечом»), называет этого злодея мечом Всевышнего. Дело в том, что каждый человек является орудием в руках Б-га, Б-г дает силу его действиям. Так что нападающий на нас злодей – это меч или дубинка, которой Всевышний хочет пригрозить нам или наказать нас. 

Давид говорит, что хотел бы умереть не от руки врага, а от старости, порадовавшись жизни на этом свете и удостоившись жизни, т.е. Грядущего мира, после смерти: «[Хочу быть] из умерших от Твоей руки, Г-сподь, из умерших от старости, чей удел – жизнь» (четырнадцатый стих).

В пятнадцатом стихе Давид выражает надежду, что, прожив долгую и праведную жизнь, он сможет насладиться близостью к Всевышнему в Грядущем мире: «Будучи] праведным увижу Твое лицо, [смогу] насытиться Твоим образом при пробуждении [мертвых]».

«Насытиться» видением «лица», «образа» Всевышнего значит для Давида понять, насколько он сможет, Его величие. Слово «образ», говорит Раши, вызывает определенную ассоциацию со словами «по образу и подобию», которые относятся к человеку. Именно человеку, сотворенному «по образу и подобию» Б-га, самому сложному творению в мире, творению, в котором есть искра Б‑жественного, дается возможность в той или иной мере постичь своего Творца.

 

Задать вопрос раввину

 

Этот выпуск рассылки посвящается памяти (ле-илуй нешама) Мирьям бат Яаков

 

 

         Шабат шалом из Иерусалима!

Toldos Yeshurun

info@toldot.ru
Phone:  +972-25-400-005
Fax:       +972-25-400-946

Visit our page: http://www.toldot.ru

Ведуший рассылки –

         Михаил Могилевский

 

 

 

 

 

 

 


В избранное