Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Иудаизм и евреи

  Все выпуски  

Иудаизм и евреи


 

 

 

 

 

ììììì

 

ИУДАИЗМ статьи

 

ììììì

 

Рав Ицхак Зильбер

 

ììììì

 

Рав Бенцион Зильбер

 

ììììì

 

Ваш вопрос раввину

 

ììììì

 

Еврейский календарь

 

ììììì

 

Еврейские знакомства (шидухим)

 

ììììì

 

Еврейская   семья

 

ììììì

 

Каббала

 

ììììì

 

Общение   офлайн

 

ììììì

 

Общение   онлайн

 

ììììì

 

Книги

 

ììììì

 

Статьи

 

ììììì

 

Аудио  материалы

 

ììììì

 

Видео  материалы

 

ììììì

 

Контакт

 

ììììì

 

 

www.toldot.ru

             Иудаизм и евреи

 

Шалом из Иерусалима!

  

Сегодня, как обычно, мы предлагаем Вам очередной предшабатний выпуск нашей рассылки.

Ваше мнение о ней для нас очень важно. Пишите нам на info@toldot.ru.

 

Новые статьи на нашем сайте www.toldot.ru:

NB!       Еврейская история. Евреи Германии в эпоху Просвещения http://toldot.ru/rus/articles/art/5356

 

NB!       Шимон Ацадик http://toldot.ru/rus/articles/art/5495

 

NB!       Почему родственников раздражает мой религиозный вид? http://toldot.ru/rus/articles/art/5463

 

Материалы по недельной главе “Ръэ”

Беседы о Торе рава Ицхака Зильбера               http://toldot.ru/besedy.php?glava=lechlecha

Мидраш рассказывает                                      http://toldot.ru/rus/articles/art/2253

 

ТЕИЛИМ Глава 14

Под редакцией рава Бенциона Зильбера

 

ГЛАВА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ

В основу наших бесед о теилим положены уроки рава Ицхака Зильбера, благословенна память праведника.

Четырнадцатая глава, как мы уже упоминали в пояснениях к тринадцатой главе, по мнению рава Шимшона Гирша тесно связана с  главой тринадцатой. Чувство оставленности, покинутости Б-гом, о котором говорит Давид в тринадцатой главе, не разрушает, тем не менее, в душе народа уверенности в конечном милосердии и справедливости Всевышнего. Мысль о битахоне – способности полагаться на Творца – Давид развивает в главе четырнадцатой.

Раши указывает, что по тематике четырнадцатая глава близка к пятьдесят третьей. Обе они говорят о разрушении Храма, глава четырнадцатая – о разрушении Первого храма правителем Вавилона Невухаднецаром (Навухадоносором), глава пятьдесят третья – о разрушении Второго храма римлянином Титусом (Титом).

1Для дирижера, от Давида. Сказал негодяй в своем сердце: «Нет Б‑га». Развратились, творят мерзости, нет делающего добро.  

2Г‑сподь с небес взглянул на людей, чтобы увидеть, есть ли среди них разумный человек, ищущий Б‑га.

3Все испортились, равно грязны, нет совершающего добро, нет ни единого.

4Разве не знали [о наказании] все грешившие, что пожирали Мой народ, как едят хлеб, и не вспоминали о Г-споде?

5Они еще испытают страх, потому что Б-г – в поколении праведном.

6Чаяния бедняков вы высмеиваете за то, что [они верят, что] Б‑г – их защита.  

7Кто даст с Сиона спасение Израилю? Когда возвратит Г‑сподь Свой плененный народ, будет веселиться Яаков, будет радоваться Израиль.

В первом стихе мы читаем: «Сказал негодяй в своем сердце: «Нет Б‑га». «Негодяй», «подлец» – так обычно переводят с иврита слово «навал», которое мы не раз встречаем в Танахе и в этом значении, и в значении «мерзость», «подлость», и как имя собственное (о подлом Навале, упоминаемом в главе 25 первой книги Шмуэля, говорят: «негодяй (навал) он, и имя ему Навал»).

Словом «навал» называют всякого, кто вообще отрицает Б-га. Р. Шимшон Гирш связывает «навал» со словом «новел» – «вянущий», т.е. внутренне слабый, закрывающий глаза на присутствие в мире Всевышнего и его участие в жизни мира и в судьбе еврейского народа.

Заметим также, хоть это и не связано прямо с толкованием псалма, что низость человека по имени Навал, о котором мы сказали выше, состояла в том, что он не знал благодарности. Давид с товарищами охранял его скот и заботился о безопасности его пастухов, а он ответил на это так: «Кто такой Давид и кто сын Ишая?.. Неужто я возьму мой хлеб и мою воду… и отдам людям, о которых не знаю, откуда они!» (Шмуэль I, 25:10-11). Человек, не знающий благодарности по отношению к человеку, не знает ее и по отношению к Творцу, и это еще один оттенок слова «негодяй».

Люди «развратились». Слово «ишхиту», которым обозначено это состояние в псалме, означает и разврат, и идолопоклонство, и жестокость. Есть действия, которые нормальный человек из жалости и сострадания просто не может совершить. У людей, о которых говорит Давид, эти качества – способность испытывать жалость и сострадание – отсутствуют.

«Г-сподь с небес взглянул на людей, чтобы увидеть, есть ли среди них разумный человек, ищущий Б‑га», – говорит Давид во втором стихе. Мыслящий человек, размышляя об устройстве мира, не может не увидеть присутствие в мире Творца. И если он не видит, то только потому, что не хочет. Не хочет быть объективным, предпочитает своеволие истине.    

Ответ на то, что же увидел Всевышний, мы находим в третьем стихе: «Все испортились». И Давид повторяет слова из первого стиха: «Нет делающего добро». Давид повторяет их и усиливает, добавляя: «Нет ни единого». Никто в армии Невухаднецара не возражал против чудовищного намерения правителя сжечь Храм, хотя, казалось бы, нельзя было не понимать, что это – страшное дело. Никто не сказал: «Может, не стоит?»

Таковы были люди, разрушившие величайшую святыню – Храм. Они «пожирали Мой народ, как едят хлеб, и не вспоминали о Г‑споде» (стих четвертый), – унижали и уничтожали народ Всевышнего с такой же естественностью, с чувством абсолютной нормальности того, что они делают, «как едят хлеб», объясняет Радак. Раши в словах «как едят хлеб» видит указание на пир Бельшацара (знаменитый Валтасаров пир), описанный в пятой главе книги Даниэля.

Как известно, сын последнего царя Вавилонии погиб при взятии Вавилона персами, а предсказание о гибели получил на пиру, куда по его приказу принесли «золотые и серебряные сосуды, вынесенные Невухаднецаром, его отцом, из храма, что в Иерусалиме, и пили из них царь, и его сановники, и его жены, и его наложницы… В это время появились пальцы человеческой руки и стали писать… на… стене царского дворца…» (Даниэль, 5:2, 5).   Прочесть надпись не сумел никто, и к царю был призван еврей Даниэль, который объяснил: «Против Властелина небес ты поднялся, и сосуды из Его храма принесли к тебе… Б-га, в руке у которого твоя душа и у кого все твои пути, ты не славил… И вот надпись…  «Мене, мене, текел у-фарсин»... «Мене» – отсчитал Г-сподь [дни] твоего царства… «Текел» – ты взвешен на весах и признан слишком легким. «Перес» – рассечено твое царство и отдано…» (там же, 5:23, 25-28). В ту же ночь Бельшацар был убит. Таким образом, этот стих подсказывает: в конце концов потом эти люди узнали, к чему привели их действия. Если не сами эти люди, то их потомки.

Пятый стих говорит о наказании прямо: «еще испытают страх» и эти слова имеют в виду именно позорный конец потомков Невухаднецара.

В шестом стихе ясно проступает главная линия главы – мысль о битахоне, которая, по мнению р. Гирша, связывает главы тринадцатую и четырнадцатую, как мы уже говорили. Уверенность в том, что Б-г творит добро, и надежда на Него – вот основа жизни еврейского народа. Это кажется смешным и глупым его врагам: «Чаяния бедняков вы высмеиваете за то, что [они верят, что] Б‑г – их защита». Но реальность подтвердит, что правы как раз евреи со своим битахоном, а не негодяи с их отрицанием Всевышнего. Б-г покажет это с помощью еврейского народа, «когда возвратит Свой плененный народ» (стих седьмой). И тогда  «будет веселиться Яаков, будет радоваться Израиль» (именем «Яаков» обозначают рядовых евреев, именем «Израиль» знатоков Торы, умеющих особенно стойко переносить испытания; выражение «будет радоваться» (исмах) подразумевает глубокую внутреннюю радость, радость сердца).  

 

Задать вопрос раввину

 

Этот выпуск рассылки посвящается памяти (ле-илуй нешама) Мирьям бат Яаков

         Шабат шалом из Иерусалима!

Toldos Yeshurun

info@toldot.ru
Phone:  +972-25-400-005
Fax:       +972-25-400-946

Visit our page: http://www.toldot.ru

Ведуший рассылки –

         Михаил Могилевский

 

 

 

 


В избранное