Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Иудаизм и евреи

  Все выпуски  

Иудаизм и евреи


 

 

 

 

 

 

 

ììììì

 

ИУДАИЗМ статьи

 

ììììì

 

Рав Ицхак Зильбер

 

ììììì

 

Рав Бенцион Зильбер

 

ììììì

 

Ваш вопрос раввину

 

ììììì

 

Еврейский календарь

 

ììììì

 

Еврейские знакомства (шидухим)

 

ììììì

 

Еврейская   семья

 

ììììì

 

Каббала

 

ììììì

 

Общение   офлайн

 

ììììì

 

Общение   онлайн

 

ììììì

 

Книги

 

ììììì

 

Статьи

 

ììììì

 

Аудио  материалы

 

ììììì

 

Видео  материалы

 

ììììì

 

Контакт

 

ììììì

 

 

www.toldot.ru

             Иудаизм и евреи

 

Шалом из Иерусалима!

  

Сегодня, как обычно, мы предлагаем Вам очередной предшабатний выпуск нашей рассылки.

Ваше мнение о ней для нас очень важно. Пишите нам на info@toldot.ru.

 

Новые статьи на нашем сайте www.toldot.ru:

NB!       Орхот цадиким. Страх перед Всевышним http://toldot.ru/rus/articles/art/4790

 

NB!       Виртуальная ешива: Урок рава Полищука  http://toldot.ru/rus/articles/art/4946

 

NB!       Отличная идея - светский раввин! http://toldot.ru/rus/articles/art/5030

 

Материалы по недельной главе “Ваэтханан”

Выпуск рассылки за 5767 (2007) год       http://toldot.ru/rus/articles/art/5048

Беседы о Торе рава Ицхака Зильбера               http://toldot.ru/besedy.php?glava=ekev

Мидраш рассказывает                                      http://toldot.ru/rus/articles/art/2103

 

 

ТЕИЛИМ Глава 8

Под редакцией рава Бенциона Зильбера

 

ГЛАВА ВОСЬМАЯ

В основу наших бесед о теилим положены уроки рава Ицхака Зильбера, благословенна память праведника.

Восьмая глава не связана с какими-либо конкретными событиями в жизни Давида. Она целиком посвящена философским размышлениям. Повод к этим размышлениям Давиду дает бросающееся в глаза несоответствие между одним из мелких земных творений – человеком, ничтожной деталью в картине огромного, великолепного Творения, и тем исключительным положением, в которое Всевышний поставил его в сотворенном Им мире.

В главе Давид благодарит Всевышнего за то, что Он ведает и правит Своим творением в целом и каждой из тварей Б-га в отдельности, и за то, что он так высоко ставит человека.  

Мидраш говорит нам: человек – последнее, что создал Всевышний, творя мир. Так готовят свадебный пир, чтобы потом ввести в зал жениха.

Мир создан для и ради человека. А между тем физически человек ничтожен, даже по сравнению с не самыми крупными и сильными животными нашей планеты. Однако Б-г вложил в человека огромные интеллектуальные и духовные силы. Люди, не верящие в Б-га, считают, что совершенство человека обусловлено исключительно силой его интеллекта и гордятся способностью человека постигать закономерности живой и неживой природы и общественного устройства и обращать это знание себе на пользу. Они не спрашивают себя, кем и зачем даны человеку эти дары. Все очень просто: мир так устроен, что кому-то в нем досталось больше, кому-то – меньше, и у кого больше – тот и главнее.

На самом же деле Б-г вложил в человека ум и дух для определенных целей. Так что, продолжает мидраш, который мы привели выше, если человек не справляется со своей задачей, то даже комар может дразнить его тем, что был создан раньше него.

Почему человеку отведено в мире такое важное место? Не просто важное – самое важное! Что может человек, чего не может никто другой? Где таятся ресурсы, которые позволяют ему справляться с ролью земного властителя?

Как говорит Рамхаль (рав Моше-Хаим Луццатто, первая половина 18 в.),   причина, которая объясняет сотворение мира, – это желание Всевышнего давать. Изливать добро. И сотворенный мир это добро получает. В этом мире, Всевышний пожелал создать существо, которое будет получать благо не просто так, а заслуженно. Возможность получать дары в соответствии с делами дает живому существу то достоинство и удовлетворение, которое не может дать ничто другое. И это высшее благо даровано человеку.

Мы знаем, что в мире действуют мощные духовные силы. Носителей этих сил мы называем ангелами.

Рав Хаим Воложинер в книге «Нефеш а-хаим» (ч. 1 гл. 10) задает вопрос: кто в этом мире стоит выше – ангел или человек? По своей сущности, святости, пониманию вещей, независимости от материального начала человек и сравниться не может с ангелом. Но такой силой влияния на мир, как человек, такой способностью приносить в мир свет, какой обладает человек, ангелы не обладают.

Человек обладает свободой выбора, которой нет у ангелов, и сам решает, как ему поступать. Он послан в мир, чтобы совершать добрые дела. Этим он поддерживает существование мира. Он способен совершать и дурные поступки, и этим он вносит в мир элементы разрушения.

В чем сила ангелов? В исполнении воли Всевышнего. Как говорит Давид в другом своем псалме: «…ангелы – могучие силой, исполняющие Его слово, повинуясь звуку слова Его» (103:20). Таков источник силы и для человека. Он был открыт уже Адаму, первому человеку: сразу же по его сотворении Всевышний дал ему заповедь, – а когда человек выполняет волю своего Творца, он еще более велик, чем ангелы.        

Так что нам не надо спрашивать, откуда человеку знать, что хорошо и что плохо. Человек должен искать в мире Б-га ради близости к Нему и служения Ему. Иногда он делает это неумело, но этот поиск вложен в него. Пути служения – заповеди – указаны ему.

1Для дирижера [исполнителей на музыкальном инструменте] гитит, песнопение Давида. 

2Г-сподь, Господин наш, как высоко вознесено Твое Имя на всей земле, тогда как Славу Свою [Ты]  поместил на небесах.

3Из уст детей и младенцев [Ты] создал против Твоих врагов силу, неодолимую для недруга и мстителя.

4Когда я вижу Твои небеса – творение Твоих перстов, луну и звезды, установленные Тобой  [навсегда],

5[То восклицаю:]  Что есть человек, чтобы Ты помнил о нем, и сын человеческий,  чтобы Ты отличал его?!

6Ты умалил его лишь немногим перед ангелами, Ты увенчал его почетом и великолепием.

7Ты дал ему власть над творениями Твоих рук, все положил к его ногам.

8Всех овец и быков и диких зверей,

9Птиц в небе и рыб в море, [и сам человек] пересекает моря.

10Г-сподь, Господин наш, как высоко вознесено Твое Имя на всей земле!

В первом стихе главы мы встречаемся с новым для нас названием музыкального инструмента – гитит. Есть мнение, что оно происходит от названия города Гат, где этот инструмент изготовлялся; по-русски гитит иногда называют гетской лирой.

Говоря о величии Творца, Давид не сводит его воедино, а разделяет на «земное» и «небесное»: «…как высоко вознесено Твое Имя на всей земле, тогда как Славу Свою [Ты]  поместил на небесах» (стих второй). Смысл такого противопоставления многозначен. «Славу Свою [Ты]  поместил на небесах» можно и нужно понимать так: как бы высоко ни было вознесено Имя Твое на земле, как бы ни было Оно велико в городе и в пустыне, в море и на суше, но главное и подобающее Твоему величию место – на небесах, ибо земля по сравнению с небесами мала, как точка на поверхности круга.

Комментаторы говорят, что слова «на небесах» мы должны понимать буквально, не как высшие духовные миры, а как грандиозную Вселенную. Все элементы этой Вселенной, ее гигантские звездные миры действуют в соответствии с законами природы, сложность и точность которых потрясает воображение. Земля же – всего лишь незаметная маленькая планета в составе грандиозного Творения, посылающего ей и тепло, и свет.

Что же дает Давиду основание сопоставлять небо и землю («…как высоко вознесено Твое Имя на всей земле»)?

С таким сопоставлением мы встречаемся еще раньше, в первой книге Пятикнижия. Говоря о том, как Всевышний распорядился его судьбой, Авраам называет Его «Б-гом небес» («Г-сподь, Б‑г небес, который взял меня из дома моего отца и из страны моего рождения» – 24:7). Но перед этим, поручая своему служителю Элиэзеру найти невесту для Ицхака, сына Авраама, Авраам заклинает его Г‑сподом. И здесь, подчеркивая всемогущество Творца, Авраам называет Его так: Б-г небес и Б-г земли (24:3).

Основание для этого сопоставления – то, что и на земле Имя Всевышнего вознесено высоко. Благодаря чему? Благодаря человеку, который является глашатаем величия Имени на земле.

Слава Всевышнего на небесах так явственна каждому взгляду, что даже люди не слишком острого ума, те, чей разум находится на младенческом уровне, видят и признают могущество Б-га (стих третий). А можно и так: лишь людьми, чистыми и невинными, как дети, держится мир. И, наконец, буквальный смысл стиха: если сила человека – в служении Б-гу, то неодолимой для зла, способной остановить и истребить зло эту силу делает обучение детей слову Б-га («Из уст детей и младенцев [Ты] создал против Твоих врагов силу, неодолимую для недруга и мстителя»).

Обозначив в первых трех стихах, что Всевышний отвел человеку в мире совершенно особое место, Давид окидывает мироздание взглядом и восклицает: за что? «Что есть человек, чтобы Ты помнил о нем, и сын человеческий,  чтобы Ты отличал его?!»  (стих пятый). Что значит человек в сравнении с небесами и звездами? И тем не менее Ты дал ему особые задачи в нижнем мире и силы для их выполнения.

На иврите «человек» назван в псалме «Энош», «сын человеческий» «бен Адам». Второе название представляет собой более высокую ступень относительно первого. Б-г помнит о человеке как об «Эноше», проявляя к нему милосердие и даруя ему Тору, и заботится о нем как о «сыне человеческом», так, что без воли Его волос не упадет с головы человека.

Далее и до конца главы Давид вдумывается в то, какими дарами наделил Всевышний человека. Их перечисление звучит гимном благодарности Творцу.

Давид говорит: «Ты умалил его лишь немногим перед ангелами» (стих шестой). Ангелов он называет здесь «элоким» – «посланцы Б-га» (это одно из десяти названий ангелов). Действительно, в Танахе мы находим целый ряд ситуаций, в которых человек выступал едва ли менее могущественным, чем посланец Всевышнего: Моше рассек море, Иеошуа остановил движение солнца, пророк Элияу оживил мертвого.

По воле Всевышнего во власть человеку отдан весь животный мир (слова «овец и быков» в восьмом стихе значат – мелкий и крупный скот), а сам человек способен пересекать моря (конец девятого стиха).

Завершается глава так же, как начинается. Давид повторяет второй стих: «…как высоко вознесено Твое Имя на всей земле». Не просто «на земле», а «на всей земле». Мало того, что и сама-то земля – всего лишь точка во Вселенной, но человек и на этой небольшой земле – не самое крупное и не самое сильное животное. В масштабах Вселенной он просто пыль. Но гигантские миры оказались второстепенным, а человек – главным элементом в мире и именно ему Всевышний дал Свое учение и свободу осуществлять его.   

 

 

Задать вопрос раввину

 

Предоставлено равом Бенционом Зильбером     http://www.toldot.ru

 

Этот выпуск рассылки посвящается памяти (ле-илуй нешама) Мирьям бат Яаков

         Шабат шалом из Иерусалима!

Toldos Yeshurun

info@toldot.ru
Phone:  +972-25-400-005
Fax:       +972-25-400-946

Visit our page: http://www.toldot.ru

Ведуший рассылки –

         Михаил Могилевский

 

 

 

 

 

 

 


В избранное