Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Иудаизм и евреи

  Все выпуски  

Иудаизм и евреи


 

 

 

 

 

 

 

ììììì

ИУДАИЗМ статьи

 

ììììì

 

Рав Ицхак Зильбер

 

ììììì

 

Рав Бенцион Зильбер

 

ììììì

 

Ваш вопрос раввину

 

ììììì

 

Еврейский календарь

 

ììììì

 

Еврейские знакомства (шидухим)

 

ììììì

 

Еврейская   семья

 

ììììì

 

Каббала

 

ììììì

 

Общение   офлайн

 

ììììì

 

Общение   онлайн

 

ììììì

 

Книги

 

ììììì

 

Статьи

 

ììììì

 

Аудио  материалы

 

ììììì

 

Видео  материалы

 

ììììì

 

Контакт

 

ììììì

 

 

www.toldot.ru

             Иудаизм и евреи

 

Шалом из Иерусалима!

  

Сегодня, как обычно, мы предлагаем Вам очередной предшабатний выпуск нашей рассылки.

Ваше мнение о ней для нас очень важно. Пишите нам на info@toldot.ru.

 

Новые статьи на нашем сайте www.toldot.ru:

New!       РАШБА – рабби Шломо бен-Авраам Адрет http://toldot.ru/rus/articles/art/1615

New!       Учить Талмуд по Интернету

                http://toldot.ru/rus/articles/art/1631

New!     Почему у еврея должно быть 10 неевреев - рабов?

                http://toldot.ru/rus/articles/art/1622

 

Недельная глава Торы:

 

«БО» («ВОЙДИ»)

В первом стихе главы «Бо» Всевышний говорит Моше: «Войди к Паро (фараону), ибо Я отягчил (сделал неприступным) его сердце и сердце его рабов, чтобы Мне свершить эти Мои знамения в его среде» (Шмот, 10:1).

Глава сообщает затем еще о трех наказаниях, которым подвергся Египет. Это было нашествие саранчи, истребившей всю растительность, оставшуюся после града, непроницаемая и осязаемая тьма, опустившаяся на страну, и гибель всех первенцев в Египте: от первенцев в доме фараона до первенцев заключенных в его тюрьмах и до всего первородного из скота.

Евреям Всевышний приказал принести жертву – одного барашка или козленка на дом – и нанести его кровь на оба дверных косяка и притолоку в домах, где его едят. Дома с таким знаком, совершая казнь первенцев, Г-сподь миновал («пасах» на иврите). Глава излагает заповедь о празднике Песах и правила его соблюдения.

В полночь Всевышний поразил первенцев в Египте, и фараон в ужасе умолял евреев немедленно уйти.

Немедленный уход евреев привел к тому, что они унесли замешенное тесто еще не поднявшимся, а пресным.

Евреи ушли со всем своим скотом и имуществом, египтяне по их просьбе дали им с собой серебряные и золотые вещи и одежды, которые ценились в Египте больше, чем драгоценный металл.

Кроме женщин, стариков и детей, из Египта вышли шестьсот тысяч мужчин-евреев. К ним присоединилось т. наз. «великое смешение» – разноплеменная толпа, последовавшая за уходящими евреями. 

  

ЧЕМ ФАРАОН ВИНОВАТ?

Рав Бенцион Зильбер

Талмуд говорит, что главной целью создания мира было для Всевышнего создание человека. Почему? Человек – единственное в мире существо, которому Б-г предоставил свободу выбора, чтобы человек выбирал добро и получал за это награду Свыше. Свобода выбора – одна из основ мира. Рамбам в «Сефер а-Мада» в разделе «Илхот тшува» («Законы раскаяния») пишет, что человеку дана возможность направить самого себя на верный путь, если он пожелает, и быть праведником, как Моше, наш учитель, и что человек может направить себя на дурной путь, если ему захочется, и быть злодеем, как еврейский царь Иеровоам. Если бы у нас не было свободы выбора, если бы мы были устроены жестко и действовали однозначно, нам и заповеди были бы не нужны. Совершенно очевидно, что правила поведения нужны только тому, кто волен их нарушить. Тому, в ком правила запрограммированы изначально, они не нужны. И не будь у человека способности нарушать правила, его намерение их соблюдать не имело бы никакой ценности.

В таком случае как же понимать слова «Я отягчил (сделал неприступным)… сердце» фараона? Если Всевышний сделал фараона «жестким», т.е. лишил его свободы выбора, то за что Он его наказал? Справедливо ли наказывать человека за поступок, которому нет альтернативы? За единственно возможный поступок?

Б-г управляет миром в соответствии с определенными правилами. Предоставление свободы выбора – одно из этих правил Всевышнего. Но когда Б-гу это нужно, Он выходит за рамки Своих правил, вернее, меняет их, как менял природу физических явлений в Египте.

Анализируя эпизод с фараоном, Рамбам говорит, что лишение свободы выбора – это наказание. Наказание за предыдущие действия. За грехи, совершенные по собственному выбору и желанию, говорит Рамбам, суд Небес может лишить человека свободы выборы, т.е. возможности исправиться. Другими словами, приговаривает его к духовной гибели. «Укреплю сердце фараона» сказано потому, объясняет Рамбам, что фараон сам, по собственной воле, сделал невероятно тяжелым подневольный труд евреев, разлучал мужей и жен, приказал убивать новорожденных еврейских мальчиков… Безусловно, евреев в руки египтян отдал сам Всевышний, но вот как египтяне пользовались своей властью, зависело уже от них. 

В конце концов фараон, как мы знаем, все-таки уступил под давлением обстоятельств (к десятой казни Всевышний убрал у фараона «дополнительное упрямство»). Уступил вынужденно, а, как говорят наши мудрецы, вынужденные действия не заслуживают ни хвалы, ни осуждения. Поэтому награды за свой поступок он не получает, а полученное им наказание, с точки зрения Рамбама, относится к прошлому.

Бейт а-леви (комментатор, живший примерно полтора века назад) возражает против мысли, что Всевышний лишил фараона свободы выбора. Что значит, говорит он, лишил свободы выбора? Можно подумать, что фараон горел желанием выпустить евреев. Он и не думал их выпускать. Но как непослушный раб подчиняется не хозяину, а плетке, так фараон покорился ударам Свыше. Что же тогда значит «сделал неприступным сердце»? На время лишил чувствительности к ударам. А свобода выбора вполне оставалась при нем. Нежелание фараона подчиниться воле Всевышнего каким было, таким и осталось.

Бейт а-леви рассуждает так. Что такое выбор? Существует несколько возможностей, и человек выбирает одну из них. Б-г передает фараону через Моше: отпусти народ Мой. Фараон отпускает? Нет. Потом на него сыплются удары, и он отпускает евреев. Это что – его выбор? Нет, его выбор остался прежним. Как и Рамбам, Бейт а-леви называет разрешение уйти, которое фараон дал евреям, вынужденным. Никакой заслуги фараона в том, что он выпустил евреев, нет. А вина в том, что не выпустил, есть.

Фараон выпустил евреев из Египта не потому, что раскаялся. Дальше мы увидим, что как только страх перед наказанием у него прошел, он со всей своей армией пустился за евреями в погоню.

Можно, однако, представить себе ситуацию, когда человек под влиянием обрушившихся на него бед и несчастий раскаивается. Беды пробуждают сознание, потому что выбивают человека из привычной колеи. И раскаяние «из-за бед» является полноценным, хотя и раскаянием не самого высокого уровня (мы различаем несколько уровней раскаяния). Еврейский народ мудрецы уподобляют оливкам. Чтобы добыть из них масло, оливки отбивают. Но ведь не будь этого масла внутри, никакое отбивание ничего бы не дало, верно?

Внутренне человек может быть настроен правильно, говорит Бейт а-леви, но внешние обстоятельства и соблазны сбивают его с пути. Беды и неприятности стряхивают с человека эту внешнюю шелуху, и стремление к добру выходит наружу, реализуется.

 

Задать вопрос раввину

Предоставлено равом Бенционом Зильбером     http://www.toldot.ru

Этот выпуск рассылки посвящается памяти (ле-илуй нешама) Мирьям бат Яаков

         Шабат шалом из Иерусалима!

Toldos Yeshurun

info@toldot.ru
Phone:  +972-25-400-005
Fax:       +972-25-400-946

Visit our page: http://www.toldot.ru

Ведуший рассылки –

         Михаил Могилевский

 

 

 

 


В избранное