Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Иудаизм и евреи

  Все выпуски  

Иудаизм и евреи


 

 

 

 

 

 

 

ììììì

 

ИУДАИЗМ статьи

 

ììììì

 

Рав Ицхак Зильбер

 

ììììì

 

Рав Бенцион Зильбер

 

ììììì

 

Ваш вопрос раввину

 

ììììì

 

Еврейский календарь

 

ììììì

 

Еврейские знакомства (шидухим)

 

ììììì

 

Еврейская   семья

 

ììììì

 

Каббала

 

ììììì

 

Общение   офлайн

 

ììììì

 

Общение   онлайн

 

ììììì

 

Книги

 

ììììì

 

Статьи

 

ììììì

 

Аудио  материалы

 

ììììì

 

Видео  материалы

 

ììììì

 

Контакт

 

ììììì

 

 

www.toldot.ru

             Иудаизм и евреи

 

Шалом из Иерусалима!

  

      Сегодня, как обычно, мы предлагаем Вам очередной предшабатний выпуск нашей рассылки.

    Ваше мнение о ней для нас очень важно. Пишите нам на info@toldot.ru.

 

      Новые статьи на нашем сайте www.toldot.ru:

New!      Рав Ашер Кушнир в Петербурге

                http://toldot.ru/rus/articles/art/1599

New!       Тора и бизнес. Возврат долга

            http://toldot.ru/rus/articles/art/1582

New!     Выходить замуж или нет? Родители против

            http://toldot.ru/rus/articles/art/1591

 

      Недельная глава Торы:

 

«ШМОТ» («ИМЕНЛ»)

Мы начинаем чтение второй книги Пятикнижия – «Шмот» («Имена»). В ней говорится о пребывании евреев в Египте, о тяготах рабства, об Исходе евреев из Египта, чудесном переходе Красного моря и получении Торы у горы Синай.

Первая недельная глава книги «Шмот», которая носит то же название, начинается с перечисления имен родоначальников одиннадцати колен Израиля, пришедших в Египет вместе с Яаковом: «И вот имена…»

Глава сообщает, что с момента, когда Иосеф и все его братья, поименно названные в начале главы, умерли, положение евреев в Египте стало меняться. Сначала евреи превратились в рабов на тяжелых общественных работах, потом фараон издал приказ убивать всех новорожденных еврейских мальчиков, поскольку ему предсказали рождение вождя и избавителя порабощенных им евреев.

Глава сообщает о рождении такого вождя – Моше и о его спасении (широко известная история о том, как мать спрятала младенца Моше в коробе в прибрежном тростнике). Ребенка находит дочь фараона и берет его к себе. Став взрослым, Моше бежит из Египта, приходит в Мидьян, женится на дочери мидьянского князя Итро, возвращается в Египет по велению Б-га, который говорит с Моше из охваченного пламенем терновника (знаменитый эпизод про горящий и не сгорающий куст).

 Моше и его брат Аарон обращаются к фараону с просьбой отпустить народ Израиля, чтобы он мог служить своему Б-гу. В гневе фараон ужесточает условия подневольного труда евреев. Положение евреев становится еще хуже.

 

 

КАК К ЕВРЕЯМ ПРИШЛО ИЗБАВЛЕНИЕ?

Рав Бенцион Зильбер

Примерно в середине главы сообщается, что жестокий фараон, сделавший евреев рабами и приказавший убивать новорожденных еврейских мальчиков, умер. Сказано об этом так: «И было, по [прошествии] многих дней умер царь Египта, и стенали сыны Израиля от [тяжкой] работы и громко взывали, и вознесся к Б-гу их вопль от работы. И услышал Б-г их стон» (Шмот, 2:23). Далее говорится, что Моше, который в это время находится вне Египта, получает приказ Свыше отправиться в Египет и добиваться у фараона освобождения евреев. Как мы знаем, Всевышний поддерживает требования Моше чудесами и знамениями (т.наз. десятью египетскими казнями), о чем говорится в последующих главах, и это в конце концов приводит к Исходу евреев из Египта. Таким образом, решающим моментом в избавлении евреев от рабства явился «их вопль», т.е. молитва.

Существует несколько толкований выражения «умер царь Египта».

Мидраш задает вопрос: почему если «умер царь Египта», то «и стенали сыны Израиля»? Разве смерть фараона была для них горем? А если они «стенали… от [тяжкой] работы», то почему именно теперь? Дело в том, говорит мидраш, что царь Египта не умер, а заболел проказой. Мидраш понимает здесь «умер» как «смертельно заболел». Кроме того, прокаженный отлучен от людей, с ним не вступают в контакт, и в этом отношении он подобен мертвому.

Подкрепляя мнение, что слово «умер» здесь не следует понимать буквально, Виленский гаон указывает на утверждение другого мидраша: «Нет власти в день смерти». Говоря о смерти, священные книги не употребляют слово «царь», они называют только имя, ибо умирает не царь, а человек. Здесь же сказано «царь». Значит, речь не идет буквально о смерти. 

Для излечения от проказы египетские колдуны предписали фараону принимать ванны из крови. Для него ежедневно утром и вечером убивали по сто пятьдесят детей из сынов Израиля. Эта беда, усугубившая страдания евреев, и заставила их взывать к Всевышнему.

Рамбан придерживается мнения, что фараон действительно умер. А воззвали евреи к Небесам, потому что после смерти фараона по-настоящему осознали свое положение. Когда страной управляет жестокий правитель, причину бед угнетенный и страдающий народ видит в нем. Все думают, что если руководство перейдет к кому-то другому, положение изменится. Наконец евреи дождались – фараон умер. Но для них ничего не изменилось. И они поняли, что дело не в фараоне. До сих пор они полагали, что в Египте вполне можно жить, был бы только царь подобрее. Но оказалось, что дело не в царе, а в том, что они находятся в галуте – в изгнании. И они воззвали к Всевышнему о помощи, об освобождении.

Так или иначе, положение евреев после того, как «умер царь Египта», было чрезвычайно тяжело. Известно, что молитва человека, находящегося в беде, обладает огромной силой. Почему? Потому что он взывает к Б-гу из самой глубины души, от всего сердца. О том, что это так, говорит, например, такая деталь.

В Йом-Кипур, единственный день в году, первосвященник входил в Святая святых Храма. Первосвященник произносил там короткую молитву о благополучии еврейского народа. При этом он молил Б-га о ниспослании дождя и просил Б-га не внимать молитве путников, которым дождь мешает.

Попробуем представить себе такого путника. Будь это, скажем, раби Исраэль Салантер или Хафец Хаим, они бы, скорей всего, не стали просить Всевышнего о прекращении нужного людям дождя, а сказали себе: потерплю немного, но пусть всем будет хорошо. Кто же тогда путник, который просит Б-га унять дождь? Человек не самый благородный. Человек, который помнит только о своем удобстве. И тем не менее его молитва чрезвычайно сильна. Почему? Потому что ему лежит, может быть, дальний путь, потому что он часами бредет под дождем, потому что, в конце концов, он может заболеть от холода, а помочь ему некому, короче – потому что он в беде.

Евреи осознали, что они в тяжелой беде – в галуте, и воззвали к Всевышнему. Это стало началом освобождения. Мидраши говорят, что избавление от галута, в котором все мы находимся сегодня, независимо от того, где мы живем: в России, в Америке или в Израиле – тоже будет связано с молитвой из глубины души, осознавшей, что она – в изгнании.   

 

Задать вопрос раввину

Предоставлено равом Бенционом Зильбером     http://www.toldot.ru

Этот выпуск рассылки посвящается памяти (ле-илуй нешама) Мирьям бат Яаков

         Шабат шалом из Иерусалима!

Toldos Yeshurun

info@toldot.ru
Phone:  +972-25-400-005
Fax:       +972-25-400-946

Visit our page: http://www.toldot.ru

Ведуший рассылки –

         Михаил Могилевский

 

 

 

 

 

 


В избранное