Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Еврейские мотивы

  Все выпуски  

Еврейские мотивы


Владимир Гринблат

     Еврейские мотивы

      Здравствуйте, дорогой Читатель!

 

В предлагаемой теме мы обратимся к памяти человека, по нашему мнению, незаслуженно редко упоминаемому в печати. Это –

Марк Матвеевич Антокольский.

      Из энциклопедии Кирилла и Мефодия:

АНТОКОЛЬСКИЙ Марк Матвеевич (Мор­дух Матысович) (21 октября (2 но­ября) 1843, Вильнюс - 26 июня (9 июля) 1902. Бад-Хомбург, Германия), российский художник. Крупнейший мас­тер русской скульптурной школы 2-й по­ловины 19 в.

 

Первый скульптор-еврей, который, бла­годаря своему выдающемуся та­ланту, приоб­рел громкую извест­ность и всемирную славу. Антокольский - самый крупный представитель демократического направления в станковой скульптуре второй половины XIX в.  В его творчестве отразились черты историзма - художественного стиля, для которого характерны приверженность к исторической теме и стремление к скрупулезной точности, суховатой документальности в трактовке формы. В образах Антокольского раскрывалась драма конкретных исторических личностей.

Родился в Вильно в 1843 году (возможно, в 1842 году). Его роди­тели, люди необразованные и небога­тые, имели 7 человек детей. Содержали харчевню на одной из глав­ных улиц города. В 1906 году в доме, где родился Антокольский, была прибита мраморная доска. Дет­ство Антокольского было безотрад­ное, он был нелюбимым ребенком. Только о матери он сохранил лучшую память. Еще мальчиком Антокольский самоучкой рисовал на столе и на стенах. Его отдавали в учение к разным ремесленникам, и, наконец, к резчику по дереву. Первые работы Антокольского обратили на себя вни­мание жены виленского генерал-губернатора Назимова; она снабдила начинающего художника письмом в Петербург и это содействовало посту­плению Антокольского в Акаде­мию художеств к проф. Пименову (в 1862 году).

Товарищами Антокольского по Академии были Семирадский, Макси­мов, Ковалевский, Васнецов, Репин. С Репиным они жили вместе не­сколько лет. В Академии царствовал ложноклассический метод, который находил еще отклик среди немногих (Семирадский). В творчестве моло­дых вырастает реализм на почве на­ционализма и индивидуализма.

В 1864 году Антокольский выре­зал из дерева "Еврея-портного" (получил 2-ую серебряную медаль). В 1865 году из слоновой кости - "Ску­пого" (получил 1-ю серебряную медаль и стипендию) и "мальчика, крадущего яблоки". Из воска и де­рева сделал эскиз "Спор о Тал­муде", и, наконец, в продолжение 6 лет (1863-69) лепил из воска компо­зицию "Нападение инквизиции на евреев" и к ней этюд-голову "На­тан Мудрый".

В. Стасов писал:

"Из всего созданного Анто­кольским не было у него за­дачи более великой и обшир­ной: тут речь шла об угнете­нии, о несчастной участи це­лого племени, затоптанного и мучимого, и сверх того Анто­кольский пробовал здесь и со стороны чисто художественной нечто совершенно новое и небы­валое".

 

За эту работу, поставленную на экзамене, Антокольский стал тер­петь притеснения в Академии. В 1868 году он уехал в Берлин, затем снова вернулся в Петербург. В 1871 году "Инквизиция" была выстав­лена в Академии и имела ус­пех: ее заказала из терракоты Вел. Кн. Мария Николаевна.

Потом в разные годы Антоколь­ский задумывал еврейские типы и сцены: "Моисей", "Самсон", "Де­бора", "Шейлок", "Иеремия" и др. Но кроме "Спинозы" ему не удалось исполнить эти сюжеты, и только в конце своей жизни он вернулся к "Инквизиции".

Дружелюбное отношение образо­ванных русских людей к таланту-ев­рею вызвали искреннюю любовь Анто­кольского к обществу, среди кото­рого он жил, учился и развивался - он основательно познакомился с рус­ской литературой и историей.

В 1870 г. он начал лепить "Ивана Грозного". Глиняную статую пришлось разрезать для переноса в другую мастерскую. В феврале 1871 года работа была окончена. Профес­сора отказались придти смотреть ее. Тогда Антокольский пригласил в мастерскую Великую Княгиню Марию Николаевну (в то время она была президентом академии). Придя в вос­торг от статуи, она сообщила об этом императору Александру II, кото­рый посетил мастерскую Антокольского, поздравил его с успе­хом и приобрел статую из бронзы за 8000 рублей для Эрми­тажа. После этого Совет Академии присудил Антокольскому за "Ивана Гроного" высшую награду - звание академика. В. В. Стасов и И. С. Тургенев первые написали об "Иване Грозном" восторженные отзывы и пред­сказывали ее автору великую будущность. "Я заснул бедным, встал богатым. Вчера был неизвест­ным, сегодня стал модным".

В это время Антокольский знако­мится с Тургеневым, Кавели­ным, Боткиным и др. Он бывал у Се­рова, Пыпина, Стасова. Кенсингтонский музей приобрел гипсовую копию с "Ивана Грозного".

 

Закончим пока об Антокольском. Пришла пора ЕВРЕЙСКИХ АНЕКДОТОВ.

 

Едет Хаим по дороге. Впереди - машина. В ней - парочка. И вдруг она сворачивает в лес. Хаим задумался. В нашем поселке только две гулящие женщины: моя жена Дора и ее подруга Маня. Маня сейчас лежит в больнице. Значит это моя жена. У Доры два любовника - мой директор и заготовитель Лёва. Мой директор теперь в командировке...

- Здравствуй, Лёва!

     --------------------------------------------------------------------------

Сёма, говорят, ты живёшь со своей соседкой Сарой?

- Ну, разве это жизнь? Один раз живнул - и уже живу. Что за люди!

     --------------------------------------------------------------------------

Рома, признайся, какие женщины тебе нравятся больше: умные или красивые?

- Ни те, ни другие, Сарочка! Поэтому я и женился на тебе!


 

        Всегда с Вами, Ваш -

              Владимир Гринблат, vgrinblat@narod.ru ,

                        http://subscribe.ru/catalog/country.il.motiv  

 

 

 

 

 

 


В избранное