Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Еврейские мотивы

  Все выпуски  

Еврейские мотивы


Владимир Гринблат

     Еврейские мотивы

 

       Здравствуйте, дорогой Читатель!

 

Ведение рассылок связано с множеством забот, но расширяет круг знакомств и связей. Есть уже интересные предложения для адвокатов, финансовых и страховых консультантов, бизнесменов, журналистов, врачей, веб-программистов, специалистов по компьютерам, фирм по трудоустройству, рекламе.

 Подробности, естественно, - у меня, запросившим  - вышлю. Мой E-mail - в конце письма. Просьба указывать имя, город и рассказать о Вашей специальности, деятельности.

 ===========================

 

Пять минут до начала спектакля. Директор врывается без стука в гримерную. Раневская стоит в чем мать родила посреди комнаты и курит. Мужик каменеет. Она неторопливо затягивается и вопро­шает: "Вас шокирует, что я курю?"

А как не привести ее афоризм: "Я никогда не была красива, но зато всегда - чертовски обая­тельна", и ответ на вопрос: "Над чем сейчас работаете?" - "Над собой. Я симулирую здоровье."

Очень трогательная дружба связывала Фаину Георгиевну с Анной Ахматовой. Они познакоми­лись на юге, в самые голодные времена. Великая поэтесса была очень больна и великая актриса вы­ходила ее. В Москве они сделались подругами и вовсе не разлей вода. Бывало, звонит Раневская Ахматовой и говорит: "Сегодня мне приснился Пушкин!" Та кричит: "Еду!" - и мчится в гости послу­шать сон. В одной из записей дневника Раневской значится: " Я в последнее время ничего не читаю. Я перечитываю. И все Пушкина, Пушкина, Пушкина. Мне даже приснилось, что он входит и говорит: как ты мне, старая дура, надоела!.."

Многие писали, что характер у нее сложный, но притом бывает добра невероятно, что голос - низкий и грудной, а духи - французские. Но эти детали не есть вся Раневская.

Про деньги, которые она ненавидела, выразилась так: "Куда эти чертовы деньги деваются, вы мне не можете сказать? Разбегаются, как тараканы с чудовищной быстротой". Причем сама способ­ствовала этому, - после каждой получки рассовывала рубли по многочисленным конвертам и ано­нимно рассылала тем знакомым, кто нуждался в помощи.

Подписывалась в письме: "Ваша дама с камениями." - это когда ей поставили диагноз "камни в почках".

Телефонный разговор с занудливым собеседником завершала словами: "Извините, я не могу продолжать разговор. Я говорю из автомата, а здесь собралась большая очередь."

Ну ладно, можно осмыслить и перенять ее способ работы над образом, ее манеру воплощать характер роли. Но то, КАК она переживала момент творчества - вещь непостижимая, это ее личная тайна. Убийственная бледность в драматические моменты так, что совершенно исчезал цвет лица и грим проступал, как маска - ведь это мощное физиологическое явление! Откуда брались силы каждый раз так бледнеть? Почему в одно мгновение все люди в зале испытывали глубокое потрясение, как-будто на них обрушивалось мощное гипнотическое воздействие? А эти "факельные глаза"! "Новогод­ний экстаз"

Хочется вспомнить колоссальное полотно И.Репина "Иван Грозный", которая, на мой взгляд, приближается к достижению мечты о филосовском камне искусства: чтоб увидев ЭТО люди "хлопа­лись в обморок и вставали прозревшими". М.Барышников сказал, что когда у него в детстве умерла мать, то альтернативы занятиям балетом больше не было. Он жил и спасался от горя в работе над танцем. З.Фрейд связывал развитие гения Леонардо да Винчи с потрясением от ранней разлуки с ма­терью и обстановкой жизни.

Комическое, как и возвышенное, по утверждению Жан-Поля всегда обитает не в объекте смеха, а в его субъекте. Непосредственным субъектом являлась сама Раневская. Ее стиль, манера, своеоб­разие творческих приемов, как говорил И.Андронников, передает не только существо персонажа, но и отношение актрисы к нему. При поразительной в своей конкретности и житейской достоверности об­раза, ей свойственна гиперболизация, как у Гоголя. Не узкая, в лоб, а как явление огромное, соци­альное, историческое. ( Кстати, ей всегда хотелось заниматься археологией). "Гобсековское величие в ролях". Мега-Мачеха, Архи-Спекулянтка...

А Раневская говорила репортерам: " У меня головокружение от отсутствия успеха." И писала в дневнике:" От зрителей письма, полные любви. Но ведь это не мне, а тем, кого изображаю. Тоска, тоска..." Она была обречена на чувство одиночества и страшной неудовлетворенности. Но может быть, без этого нельзя так, выражаясь ее словом, - Жить на сцене и на экране, как это делала она?

.Мало того, что она всегда настаивала на замене слова "играть" словом "жить", она еще и жила-то какой-то прометеевской жизнью. Все это наводит на мысль о еще не познанном наукой способе воздействия гениальных личностей на всех прочих. Хотите, назовите это властью, данной Богом. Хо­тите, какой-нибудь индукцией икс-игрек поля. Они (гении) создают единый настрой, ветер духовной энергии, заставляющий повернуться и подставить ему свое лицо. В этом состоянии так возможно по­стижение высоких истин.

Раневская тоже рано осталась совершенно одна, когда вся ее семья эмигрировала на собст­венном пароходе в 1917-м году. Ей Россия, где похоронен Пушкин, была дороже. Да, посетила она сей мир действительно в роковые минуты. Во время гражданской войны молодая Фаина, оказавшись в Крыму, выступала в театральной труппе перед красногвардейцами. Потом пыталась пробиться в Московские театры, но никто ее не брал, она часто сокрушалась: " У меня ужасный нос, не лицо, а ж..." Но зато когда играла, доходила до полного вживания в образ. Впервые в жизни исполняя на сцене эпизодическую роль без слов, она так прочувствовала любовь и жалость своей героини к глав­ному герою, что после окончания спектакля разрыдалась и долго никто не мог ее успокоить.

А.Д.Синявский писал: "Искусство свойственно личности, нации, эпохе и всему человечеству подобно инстинкту самосохранения." Обстановка, как говорится, располагала. И совсем не случайны в те голодные лихие годы ее встречи со Станиславским, Качаловым, Эйзенштейном, близкая дружба с Ахматовой и многими-многими художниками -творцами своего времени.. Раневская говорила:: "Я не выбирала профессию, она жила во мне всегда." А Станиславский благословил: "Священнодействуй или убирайся!"

Лондонский ежегодник "Кто есть кто" вслед за Чаплиным назвал ее в числе десяти лучших ак­трис ХХ века. Известнейшие талантливые люди дарили ей самые возвышенные эпитеты. Дети бегали за ней толпами и орали: "Муля! Муля!" Прохожие не удерживались от восторгов. Однажды какая-то толстая женщина с авоськами бросилась к актрисе обниматься с криком: "Батюшки, смотрите, люди, кто это! Да вы же моя поклонница!.."

Особый разговор будет у нас о взаимоотношениях Раневской с Сергеем Юрским. Им пришлось много работать вместе. Но это - в дальнейшем.

------------------------------------------------------------------

 Пришло время, по сценарию рассылки, дать несколько еврейских анекдотов. Вот некоторые.

 

-Хаим, что ты мечешься! Переходи улицу спокойно по "зебре". Если водитель задавит тебя, он будет виноват!

------------------------------------------------------------------

 Моше разоткровенничался: "Люблю иметь женщину в подъезде! Всегда можно сказать: "Ой, кто-то идёт!" 

------------------------------------------------------------------

 

     Чисто по-одесски. Послушай, Изя! Твоя жена нам изменяет!

 

----------------------------------------------------------------------

 

        Всегда с Вами, Ваш -

              Владимир Гринблат, vgrinblat@narod.ru ,

                        http://subscribe.ru/catalog/country.il.motiv  

 


В избранное