Поскольку полных детей становится все больше, профессор по спорту кое-что придумал: в Падерборне появился автобус, который приводится в движение учениками начальной школы - в нем они идут пешком (Источник на немецком языке: Deutsche Welle, 2005).
- один из ориентированных на многие педагогические ВУЗы образовательных центров для учителей, главная цель которых - совершенствование квалификации педагогического состава, объединение в сеть организаций, участвующих в подготовке
учителей в университете и регионе и профилирование педагогического образования в целом. PLAZ исходит из той идеи, что центры образования для учителей в качестве агентств развития представляют собой элемент университетской организационной модели и исполняют роль катализатора для улучшения процесса решения проблем, не принимая на себя функций контролирующих учреждений.
Основополагающей целью PLAZ является поддержка и дальнейшее совершенствование подготовки учителей в Падерборне в сотрудничестве с отраслевыми
отделениями. Это означает: содержательно профилировать и организационно улучшать обучение преподавательского состава, а также усилить его роль в рамках обучения в ВУЗе.
В частности, отсюда вытекают следующие задачи:
профилировать подготовку учителей:
разработка модели подготовки учителей;
содействие культуре обучения;
участие в образовательно-политических дискуссиях;
организация публичных слушаний
совершенствовать учебный процесс и консультирование:
обеспечение
большей прозрачности;
оптимизация системы консультаций
способствовать исследованиям:
стимулирование междисциплинарных исследовательских проектов, связанных со школой;
поддержка молодых ученых в сфере специализированной дидактики и по проблемам воспитания
содействовать качеству образования:
публичные дискуссии о содержании и формах обучения преподавательского состава;
испытание новых структур обучения и их оценка;
повышение информационно-дидактической и
педагогической компетенции
укрепить связь с практикой:
улучшение школьно-практического обучения;
установление контакта со школами
усилить региональные контакты:
публичные дискуссии по реформе подготовки учителей;
кооперация со школами и другими институтами, участвующими в подготовке учителей.
Реформа системы подготовки учителей нуждается в активном участии действующих лиц, причем как обучающих, так и обучаемых. Члены PLAZ (учителя и учащиеся по
всем специальностям подготовки учителей) организуются в рабочие и проектные группы, курируемые сотрудниками PLAZ и построенные в соответствии с вышеназванными задачами.
Лишний вес - одна из нарастающих проблем. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) предупреждает: ожирение достигло масштабов глобальной эпидемии. Пострадавшие - не только взрослые. В Германии 36% 7-летних мальчиков и 30% девочек того же возраста явно слишком упитанные.
Вызывают тревогу и медицинские обследования: повышенное кровяное давление, уровень холестерина в крови и диабет 2 типа - феномены, с которыми люди младше 40 лет собственно не должны иметь проблем. Тем не менее в настоящее время все большее
количество детей становятся жертвами этой всенародной болезни. При этом мальчики и девочки сегодня едят не обязательно больше, чем раньше. Типичной ситуацией нашего времени является скорее то, что почти никто не ходит пешком.
"Перед начальными школами по утрам можно регулярно наблюдать дорожные пробки." Это знает Вольф-Дитрих Брэттшнайдер из печального опыта. Профессор по спортивной науке сам проживает непосредственно вблизи начальной школы. Здесь по меньшей мере кончается утренний дорожный хаос. Брэттшнайдер
и его помощник Кристоф Малек создали в Margarethen-школе в Падерборне-Даль первый немецкий "шагающий автобус".
Автобус без колес и бензина
Каждое утро - точно к первому и второму уроку - на расстоянии двух километров от школы стартует автобус. По пути на следующих трех остановках школьники "садятся" в него, а после занятий возвращаются в нем обратно. Ключевая идея: все идут пешком. Добровольцы из числа взрослых внимательно следят, чтобы каждый правильно перешел улицу. Это успокаивает родителей, которые
до сих пор свое потомство из соображений безопасности или потому что у них самих было мало времени, привозили в школу на машине.
Оптимальную защиту дополняют неоножелтые светящиеся жилеты, которые должны одевать все "автобусные скороходы". "Маленькая группа детей, одетых во все темное, не так хорошо заметна для водителей", говорит Норберт Мейер, помощник по безопасности движения в Комиссариате профилактики полиции Падерборна. Совсем по-другому воспринимается большая яркожелтая группа людей. "Кроме того, таким
образом дети вступают в контакт с дорожной действительностью раньше, чем когда они постоянно сидят только в автомобилях". Чиновник убежден: дети в "шагающем автобусе" быстрее обучаются самостоятельности и безопасности движения.
Сначала выговориться, затем концентрироваться
"Наша цель - чтобы движение детей выглядело как что-то будничное," говорит директор школы Хельга Берлинг. Ее воспитанники в восторге. И это, несмотря на то, что путь "шагающего автобуса" для многих есть крюк, так как они движутся
не прямо по главной улице. Вместо этого дети идут по жилым массивам, где меньше выхлопных газов. "И это же лучше", выражает свое мнение 8-летняя Мара: "можно подольше поговорить со своими подругами." За этим попутным развлечением взрослые признают даже педагогическую ценность: "Когда дети пешком идут в школу, они приходят на занятия успокоенными. Они уже наговорились друг с другом и, кроме того, надышались кислородом. Вследствие этого их концентрация и обучаемость улучшились", объясняет профессор Брэттшнайдер.
Эта теория подтверждается на практике. "Эти дети, во всяком случае, более деятельны", уверяет директор школы Хельга Берлинг, после того как она несколько месяцев сама наблюдала за проектом.
Последователи уже в стартовой позиции
В идеальном случае "шагающий автобус" должен при этом стимулировать школьников и в их свободное время больше двигаться. Осуществится ли этот план, покажет время. В конце ноября 2005 года Кристоф Малек - студент, изучающий спорт - начинает исследование, которое в течение нескольких
месяцев фиксирует поведение и концентрацию детей. Уже свыше 60 школ по всей Германии контактируют с командой профессора Брэттшнайдера. На сегоднешний день эта идея уже внедрена в трех учреждениях, до конца года к ним присоединятся еще пять. За рубежом это тоже вызвало интерес. Поэтому Брэттшнайдер и Малек представили свою концепцию в Лиссабоне 17-20 ноября 2005 года, когда там заседала международная конференция интернациональных спортивно-педагогических союзов AIESEP.
Гостевая книга - теперь у каждого из Вас появилась возможность публично высказаться по поводу нашего сайта и размещаемых материалов, порекомендовать что-то от себя или сделать интересное предложение.
Расскажите о своем опыте партнерства, опишите свою целевую группу и социальные технологии по работе с ней. Лучшие работы будут поощряться. Материалы присылайте на e-mail.