Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Европа: образование, визы, ПМЖ" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
← Сентябрь 2005 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
|||
---|---|---|---|---|---|---|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
|
19
|
20
|
21
|
22
|
24
|
25
|
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
Статистика
0 за неделю
Ресурсы НГО по-русски и по-немецки (выпуск #10)
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Новости сайта
Ресурсы НГО по-русски и по-немецки
выпуск №10 от 23 сентября 2005г.
Ресурсы НГО по-русски и по-немецки
выпуск №10 от 23 сентября 2005г.
ПРОЕКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ
Ни в одной стране мира СПИД не распространяется так быстро, как в России. Коварная болезнь иммунодефицита превратилась в огромную проблему самой большой страны на Земле. Хотя из 68 миллионов на планете в самой России официально зарегистрировано около 250 тысяч ВИЧ-инфицированных, эксперты полагают что реальные цифры на порядок больше. Смертность постоянно увеличивается, среди умерших от СПИДа много родителей. Остаются их дети, также частично ВИЧ-инфицированные.
Поскольку у России есть значительные экономические трудности, маргинальные группы остаются практически беззащитными. Так, например, в такой огромной стране сейчас всего один сиротский приют для ВИЧ-инфицированных детей, причем очень маленький - всего на 28 мест. Число же детей, ожидающих свободного места, очень велико.
Для того, чтобы эти девочки и мальчики обрели дом, Фонд Питера Устинова совместно со своим партнером - зарегистрированным обществом "Помощь детям-сиротам, инфицированным СПИДом" - строит в Санкт-Петербурге сиротский Дом для 50 ВИЧ-инфицированных детей. После того, как российское правительство выделило участок земли и приняло на себя будущие расходы по содержанию учреждения, Фонд вносит существенный вклад в строительство и оснащение приюта. На данный момент общая сумма пожертвований составила 574.728,39 Евро.
[к материалу на сайте...]
О партнерах
Фонд Питера Устинова. Перед Фондом, созданным знаменитым актером, поставлена одна цель - помогать детям в беде по всему миру.
Помощь детям-сиротам, инфицированным СПИДом. Благодаря мероприятию одного большого немецкого страхового агентства и контакту с экспертом по России и бывшей телекорреспонденткой Компании ARD госпожой др. Габриеле Кроне-Шмальц инициаторы этого Общества заинтересовались положением детей-сирот. Появилась цель - значительно улучшить катастрофическую и унизительную ситуацию в единственном в России Доме для детей-сирот, инфицированных
СПИДом.
СТАТИСТИКА И ФАКТЫ
Роль НГО и взаимодействие государственных/негосударственных организаций в странах ЕС
Роль НГО в предоставлении услуг и их отношения с государством в некоторых странах ЕС. Государственное финансирование НГО и значение источника доходов. Другие формы сотрудничества. Кто выигрывает от такого партнерства? - Мартти Кемппайнен, Проект Тасис "Партнерство в Российской Федерации", Май 2001. Источник: www.systemhouse.ru/site/sites/vse-vmeste/
Введение - огромное разнообразие НГО
НГО способствуют благосостоянию граждан самыми разными способами - непосредственно и косвенно. В общем и целом, они оказывают огромный комплекс услуг как своим членам, так и более значительному кругу людей в каком-то населенном пункте или обществу в целом, начиная с профилактики и услуг в местном масштабе до институциональной помощи; от организации культурных и развлекательных мероприятий до социального обеспечения и медицинской помощи; от услуг, предоставляемых добровольцами, до услуг, оказываемых высококвалифицированными специалистами; от бесплатных до платных услуг.
Опосредованно они оказывают влияние на систему оказания такого рода услуг тем, что взаимодействуют с органами государственного управления, осуществляют защиту и лоббирование, проводят научно-исследовательскую работу и эксперименты или выступают в качестве экспертных организаций и т.п.
Естественно, НГО отличаются друг от друга своими организационными структурами, объемом работ, источниками финансирования и отношениями с государственными органами. Какие-то НГО ведут свою деятельность только на местном уровне, а другие на общенациональном. Многие НГО выходят за пределы своих стран, участвуя в проектах международных организаций. Та или иная НГО может иметь общий, многофункциональный характер, проводя работу среди различных возрастных групп людей и оказывая множество разных услуг, причем дети являются всего лишь одной из многих целевых групп или пользователей услуг. НГО могут также специализироваться в ограниченном числе услуг, предоставляемых определенным категориям детей и/или семьям (например, помощь на дому, социальная работа среди молодежи, организация летнего отдыха для детей и т.п.).
Важным аспектом работы НГО является их роль в качестве каналов деятельности граждан, которые могут заниматься непосредственно оказанием услуг, развитием своего населенного пункта, информационной работой, организационной деятельностью или и тем, и другим одновременно. Участие может также ограничиваться добровольными финансовыми пожертвованиями, которые, в зависимости благосостояния и мотивов человека, могут варьироваться от скромных, чисто символических пожертвований до весьма внушительных сумм.
Для многих граждан НГО служат важнейшим, иногда даже единственным источником социальной и иной помощи от добровольцев, профессионалов или других людей, находящихся в такой же жизненной ситуации. Более того, НГО можно рассматривать в качестве выражения демократии, которую они успешно продвигают своей деятельностью.
НГО отличаются друг от друга ролью и функциями, которые они выполняют в первую очередь, степенью участия в их работе добровольных помощников и профессионалов, соотношением платных и бесплатных услуг. Существенно отличаются они также степенью и формой связей с государственными органами. С одной стороны, имеются организации, занимающиеся исключительно информационно-пропагандистской работой, которую проводят только добровольцы. С другой, имеются организации, практически вся работа которых строится с использованием наемных работников, а роль добровольных помощников ограничивается участием в работе общественного совета организации. Названия, которые носят организации, работающие на общественное благо, подчеркивают разные аспекты деятельности НГО: их называют не только негосударственными, но и добровольными, благотворительными, некоммерческими организациями, организациями граждан и т.д. В зависимости от выполняемых функций, это могут быть информационно-пропагандистские, экспертные организации, организации поставщиков услуг или клиентов и т.п.
Роль НГО в предоставлении услуг и их отношения с государством в некоторых странах ЕС
Что касается предоставляемых услуг социального обеспечения, страны ЕС далеко неоднородны в этом отношении. В них наблюдаются существенные различия в подходах к тому, кто и как обеспечивает социальное благосостояние граждан. Иными словами, имеются разные ответы на вопросы типа "кто отвечает за социальное обеспечение", "кто должен предоставлять услуги" и "кто должен платить за них". Соответственно, как явствует из приводимых ниже примеров для некоторых стран ЕС (См. Лундстрем. 1996г., Нилунд, 2000, Ракстон, 1996г.), роль и "вес" НГО существенно различаются от страны к стране.
- В Дании ответственность за предоставление услуг детям и молодежи, перечень и объемы которых устанавливаются на национальном уровне, лежит, в основном, на местных и районных властях. Для выполнения своих задач эти власти могут прибегать к услугам частных организаций и ассоциаций. Роль НГО в предоставлении услуг относительно невелика. Однако они с успехом выполняют другие функции, проводя различного рода кампании, информационно-пропагандистские мероприятия и экспериментируя с новыми методами работы. Последние годы интерес государства к сотрудничеству с НГО заметно вырос, и оно всячески поддерживает их деятельность. Для расширения масштабов добровольной социальной работы был принят Закон о социальных услугах, вступивший в силу 1 июля 1998г. В нем говорится, что местные и районные власти обязаны сотрудничать с добровольными социальными организациями и ассоциациями.
- В Финляндии ответственность за социальное и медицинское обеспечение возложена на местные власти. Они могут предоставлять услуги самостоятельно, вместе с другими органами местной власти, участвовать в работе коллективного муниципального органа или пользоваться услугами других организаций (это могут быть местные власти, государство, частные организации или НГО). НГО предоставляют широкий комплекс услуг от содержания центров дневного пребывания до помощи на дому. Некоторые виды услуг, как, например, приюты, практически полностью находятся в ведении НГО. Для финских НГО характерно тесное сотрудничество с государственными организациями, благодаря чему можно говорить о благосклонном отношении к ним со стороны государства. Почти все финские общенациональные организации социального и медицинского обеспечения сотрудничают с организациями государственного сектора, с другими НГО и частными организациями. У сотрудничества с государственными организациями давняя история; оно наладилось спонтанно, то есть не было установлено какими-то законами или правовыми актами.
- Во Франции, несмотря на то, что главенствующую роль в заботе о детях, несомненно, играют местные власти, огромный вклад вносят и некоммерческие добровольные организации. Они не являются "помощниками" организаций государственного сектора, оказывая вспомогательные услуги; французские добровольные организации вполне официально отвечают за важнейшие аспекты защиты детства, и их деятельность финансируется органами местного самоуправления на контрактной основе. В области социального обеспечения работают сотни тысяч ассоциаций, играющих важнейшую роль в жизни общества в целом.
- На большей территории Германии у НГО уникальный правовой статус, в основе которого лежит принцип "субсидиарности". В соответствии с этим принципом государство обязано само заниматься разрешением той или иной ситуации только тогда, когда использованы все возможные способы. Сюда относятся помощь отдельной семье или населенному пункту, а также услуги, оказываемые НГО. Органы управления не могут создавать организацию для оказания той или иной услуги, если это могут делать добровольные организации, однако, они могут предложить НГО создать для этого соответствующее учреждение или службу. Финансирование процесса "добровольного" оказания услуг осуществляется из государственного бюджета.
- С конца 1970-х годов НГО в Люксембурге тесно сотрудничают с государством. Государственные ведомства, в частности Министерство семьи, заключили соглашения с ведущими НГО, работающими с социально уязвимыми группами населения. Государство финансирует фонд заработной платы и эксплуатационные расходы; оказывает помощь в вопросах мониторинга и управления, но в остальном НГО могут сами ставить перед собой те или иные цели и определять пути их достижения.
- В Голландии основную массу социальных услуг оказывают НГО, но при финансовой поддержке со стороны государства. Имеется огромное количество самых разных религиозных и светских организаций, имеющих больницы и школы, проводящих культурные мероприятия, оказывающих социальные услуги. Имеется также и огромное число местных групп самопомощи, преследующих конкретные интересы. Несмотря на то, что государство переложило на плечи НГО огромную долю забот по оказанию услуг, и что НГО находятся в значительной финансовой зависимости от государства, отношения между государством и независимыми некоммерческими организациями нельзя назвать безоблачными. Многие общенациональные НГО и ассоциации НГО занимаются информационно-пропагандистской работой.
- В Швеции НГО играют, как правило, лишь ограниченную роль, решая конкретные задачи в обществе, в котором система социального обеспечения находится на весьма высоком уровне. Тем не менее, имеется огромное число самых разных организаций, выполняющих разные виды социальной работы. В большинстве случаев это вспомогательные услуги в дополнение к услугам в рамках системы социального обеспечения. Эти услуги, отличающиеся отсутствием бюрократизма и официальности, нередко оказываются на регулярной и постоянной основе. НГО занимаются также защитой прав инвалидов и клиентских организаций; они организуют оказание услуг, к примеру, семьям, которые могут или уже отказались от своего ребенка, отдав его на воспитание в специальное учреждение. Большинство добровольных организаций работают, в основном, за рубежом, хотя у них имеются и шведские филиалы, занимающиеся, например, детьми беженцев.
- В Великобритании действует огромное число самых разных и весьма активных НГО. Это и крупные общенациональные организации, и небольшие местные группы, которые тесно сотрудничают с местными властями в оказании услуг. Какие-то организации создавались в соответствии с Викторианскими идеалами благотворительности, нередко под "крылом" Церкви, тогда как другие появились совсем недавно для защиты и отстаивания интересов различных групп, для повышения уровня и качества предоставляемых услуг. Они выпускают самые разные информационные материалы, оказывают дополнительные или новые услуги. Несмотря на то, что государство поддерживает такого рода добровольные организации, большинство услуг оплачивается за счет частных взносов и пожертвований.
В заключение можно сказать, что страны ЕС отличаются друг от друга подходами к социальному и медицинскому обеспечению граждан, а также уровнем отношений между государством и добровольными организациями. К примеру, в Финляндии и Швеции государственные организации не только оказывают, но нередко и производят основные социальные и медицинские услуги. В то же время в Германии это, в основном, задача добровольных организаций. В Великобритании с успехом сосуществуют обе эти модели, то есть построена смешанная экономика социального обеспечения, то есть услуги оказывают и производят и государственные, и негосударственные организации, а также коммерческие структуры (Нилунд, 2000г.).
Государственное финансирование НГО и значение источника доходов
Государственное финансирование НГО (помощь со стороны центрального правительства и муниципалитетов) осуществляется в виде прямых субсидий, договоров на проведение работ, платежи государственными организациями некоммерческим структурам за те или иные услуги, оказываемые определенной категории лиц, или выплаты непосредственно получателям этих услуг. Последние годы все больше и больше средств выделяется на проекты, а не на оплату той или иной деятельности, проводимой на постоянной основе, что заставило НГО перестраивать свою деятельность и штатное расписание в соответствии с новыми требованиями.
Кроме получения государственной помощи НГО финансируют свою деятельность за счет собственных доходов и частных пожертвований. Собственные доходы (взносы и платежи частных лиц) поступают от продажи услуг или продуктов непосредственно клиентам. Частные (благотворительные) пожертвования включают дары и пожертвования от отдельных лиц, компаний и фондов, передаваемых непосредственно или в рамках кампаний по сбору средств (Ниланд, 2000).
Соотношение средств, получаемых из разных источников, разнится от страны к стране, а также между НГО, работающими в области социального обеспечения и здравоохранения. Эти соотношения показаны на примере Германии, Великобритании, Швеции и Финляндии:
Государственное финансирование (%) | Доход (%) | Частные пожертвования (%) | |
Финляндия, соц. сектор | 57 | 38 | 5 |
Финляндия, здравоохранение | 66 | 61 | 3 |
Швеция, соц. сектор | 71 | 6 | 23 |
Швеция, здравоохранение | 96 | 3 | 1 |
Великобритания, соц. сектор | 26 | 35 | 40 |
Великобритания, здравоохранение | 23 | 51 | 26 |
Германия, соц. сектор | 83 | 10 | 7 |
Германия, здравоохранение | 84 | 13 | 3 |
С точки зрения НГО, наиболее надежная стратегия финансирования предусматривает диверсификацию источников дохода, что позволит свести к минимуму зависимость от какого-то одного источника, у которого может не оказаться средств или у донора изменятся предпочтения.
Другие формы сотрудничества
Кроме прямых партнерских связей в области оказания услуг, выражающихся в непосредственном финансировании или выполнении работ по договору, сотрудничество между органами власти и НГО может осуществляться и в иных формах, которые более косвенно влияют на развитие услуг. К примеру:
- Участие представителей НГО в качестве экспертов и/или представителей клиентов в комитетах и иных органах, занимающихся формированием политики, законотворчеством, формированием и реализацией государственных и местных программ и т.п. НГО могут предложить дать свои заключения о документе в письменной форме или выступить на слушаниях и т.п. Такое сотрудничество вполне оправдано, поскольку позволяет вырабатывать более разумную государственную политику и оказывать более качественные услуги, удовлетворяющие потребностям клиентов и граждан.
- Участие в работе экспертных групп в рамках государственных и негосударственных организаций, например, по развитию услуг в одном или обоих секторах.
- Проведение совместных проектов или сотрудничество в процессе их планирования и реализации.
- Создание сетей, например, построение региональных структур для обеспечения сотрудничества государственных организаций и НГО, к примеру, в районах с низкой плотностью населения.
- Участие в работе консультативных комитетов для обмена информацией и координации процесса предоставления услуг
Кто выигрывает от такого партнерства?
Как правило, от сотрудничества между государственными и негосударственными организациями выигрывают обе стороны. Не существует одного, единственно правильного ответа на вопрос, насколько тесным должно быть такое сотрудничество, или насколько независимыми от государства должны быть добровольные организации. Поскольку у автономии несколько разных аспектов, можно задать более конкретный вопрос, какой аспект имеется в виду. Например, в Швеции и Финляндии НГО относительно автономны, поскольку в них состоит большое количество людей, в основном непрофессионалов, которые работают бесплатно на добровольной основе, и процесс принятия решений весьма демократичен. Однако в смысле финансирования они совсем не автономны.
Главный вопрос состоит в том, имеют ли эти отношения характер сотрудничества равноправных сторон или подчиненности. Последнее становится реальностью в том случае, если деятельность НГО полностью привязана к государственным планам в социальной области, и они не позволяют себе никакой самостоятельности.
Независимые действия и свободная инициатива граждан служат ресурсом, который было бы неразумно не использовать. Руководство активностью граждан и ограничение инициативы чаще всего оборачиваются пассивностью и, как следствие, приводят к ситуации, когда граждане ожидают, что решения за них будет принимать кто-то другой. В конечном итоге, такое положение и роль НГО как "орудия" государства в гражданском обществе не служит также и интересам властей. [к материалу на сайте...]
Проект Тасис «Поддержка партнерских связей в области образования, здравоохранения и социальной защиты в Российской Федерации» для детей с особыми потребностями
Проект, финансируемый Программой Тасис Европейского Союза, начав свою деятельность в августе 2000 и работая до июля 2002, помогает российскому Правительству путем развития новым форм сотрудничества обеспечить более эффективное и качественное оказание услуг детям, оставленным без родительского попечения (социальным сиротам), и детям-инвалидам в сфере образования, медицинского и социального обслуживания. В нашей проектной терминологии мы называем их "детьми с особыми потребностями".
Главная идея проекта состоит в том, чтобы содействовать:
- четкому определению задач и обязанностей ведомств федерального, регионального и местного уровней (правительственных структур), задействованных в разработке и осуществлении политики, касающейся как социальных сирот, так и детей с ограниченными возможностями,
- развитию межведомственного сотрудничества на всех уровнях,
- привлечению на стадии оказания услуг новых структур (неправительственных организаций, организаций родителей, и т.д.) и точному определению их роли и обязанностей, и
- созданию эффективной системы договорных отношений между правительственными и иными организациями, которая гарантирует высокое качество поставленных детям услуг.
Для этого проект апробирует пять моделей партнерских связей в пяти субъектах Российской Федерации. Это:
- Город Москва, где (первая модель партнерства) Благотворительный фонд, пансион семейного воспитания и городские комитеты образования, здравоохранения и социальной политики сотрудничают над разработкой пакета документов, обеспечивающих нормативно-правовую базу для создания, эффективного функционирования и развития негосударственного воспитательного учреждения на условиях четко определенных договорных отношений с местными властями.
- Город Санкт-Петербург, где (вторая модель) три комитета городской Администрации (образования, здравоохранения и социальной защиты), Государственный педагогический университет им. Герцена, Институт коррекционной педагогики им. Р.Валенберга, Санкт-Петербургский государственный университет и местное отделение Российского общественного фонда по развитию образования совместно работают над созданием новой модели их взаимодействия для оказания ранней помощи детям с особыми потребностями и их семьям.
- Орловская область. Здесь в полной мере реализуется взаимодействие (третья модель) между правительственными структурами. Комитеты общего и профессионально-технического образования, здравоохранения и социальной защиты областной администрации работают над совершенствованием роли, обязанностей и методологий психолого-медико-педагогических комиссий. Эти комиссии играют важную роль в оценке проблем, связанных с развитием детей с 3-летнего возраста и в определении образовательного маршрута, которому эти дети должны будут следовать, пока не повзрослеют.
- В Московской области (г. Одинцово) сложился уникальный в своем роде тип сотрудничества (четвертая модель) между местным коммерческим предприятием, неправительственной организацией, местным ПТУ, Комитетом социальный защиты Администрации Московской области и Администрации г.Одинцово с целью создания центра социальной интеграции детей и подростков с ограниченными возможностями в общество.
- В Ханты-Мансийском Автономном Округе Западной Сибири межведомственное сотрудничество (пятая модель) направлено на развитие семейных форм устройства для обеспечения гармоничного развития социальных сирот и детей с ограниченными возможностями, проживающих вне кровной семьи, а также оказание поддержки семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями.
Одновременно с экспериментальной работой в пилотных регионах эксперты проекта задействованы в работе на федеральном и региональных уровнях. В их обязанности входят:
- Анализ политики и законодательства в отношении детей с особыми потребностями, и подготовка рекомендаций по их совершенствованию;
- Обзор моделей организации и сотрудничества структур при (а) разработке политики и (б) оказании услуг;
- Анализ системы оказания помощи на региональном и местном уровнях и подготовка рекомендаций;
- Организация и проведение семинаров/ конференций/ круглых столов;
- Организация и проведение тренингов (в России или за рубежом)
- Организация общественно-значимых событий с целью изменения позиции общества по отношению к детям с особыми потребностями;
- Распространение информации об изучаемой проблеме и деятельности проекта (через публикации, сообщения, информационные бюллетени). [к материалу на сайте...]
Если Вы только намереваетесь или уже сотрудничаете с немецкоязычным партнером - представьте себя и Вашу деятельность!
| Гостевая книга - теперь у каждого из Вас появилась возможность публично высказаться по поводу нашего сайта и размещаемых материалов, порекомендовать что-то от себя или сделать интересное предложение. Для прямого контакта с нами используйте Форму обратной связи. | Станьте нашим автором! Расскажите о своем опыте партнерства, опишите свою целевую группу и социальные технологии по работе с ней. Лучшие работы будут поощряться. Материалы присылайте на e-mail. |
СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ!
Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков Другие рассылки этой тематики Другие рассылки этого автора |
Подписан адрес:
Код этой рассылки: country.europe.ngonet |
Отписаться
Вспомнить пароль |
В избранное | ||