У каждого в жизни бывали ситуации, когда приходилось пользоваться услугами общественного транспорта. Машина неисправна, пробки на дорогах, или просто нет водительских прав – и Вы уже трясетесь в автобусе или электричке. В России это дело весьма распространенное и никаких проблем и вопросов, как правило, не вызывает. Как же с этим обстоит в Черногории.
Во-первых, стоит отметить, что железнодорожный транспорт практически отсутствует. В стране есть всего одна ж/д ветка, соединяющая крупный порт Бар с Подгорицей и Белградом. Представляет она собой из одну-единственную колею, по которой ходят поезда и электрички сразу в обе стороны. По понятным причинам, временные промежутки между прибытиями и отправлениями
поездов довольно большие – приблизительно 1 час. Собственно, неразветвленность сети и несколько неудобное расписания поездов не дали железнодорожному транспорту заработать популярность в Черногории.
Гораздо большим спросом здесь пользуются автомобильные пассажироперевозки. Это и автобусы, и такси. Стандартные маршруты соединяют все населенные пункты, в которых есть автостанции или хотя бы остановки. Так же без проблем можно попросить водителя остановить автобус в том или ином месте прямо на трассе.
Чем примечателен автотранспорт в Черногории – так это тем, что он находится в частных руках. Если Вы, оказавшись на автовокзале и прочитав расписание, не обнаружите необходимого Вам рейса в ближайшие два часа – это еще ничего не значит: возможно, какая-то из транспортных компаний, обслуживающих данную станцию, просто не указала свои автобусы в расписании. Чтобы узнать, так ли это, достаточно просто спросить кассира. Кстати, в кассе билет на
такой рейс тоже вряд ли продадут – придется покупать у водителя.
Стоят билеты чуть дороже, чем в России – примерно на 30-50 рублей (если сравнивать цены на междугородние рейсы). Впрочем, качество поездки оправдывает стоимость: все автобусы новые (сказывается влияние частного капитала), мелочи вроде подлокотников, откидных спинок и вентиляторов над головой исправны, салоны не пестрят торчащей из сидений подкладкой и разнообразными надписями на обивке. Оплатить поездку можно как в кассе, так и прямо в автобусе
– причем делать это сразу не обязательно: водитель или кондуктор сами подойдут к Вам.
Что не очень удобно – нормальных автобусных остановок не так много, как в России. Они расположены только в городах и, по большому счету, в единственном экземпляре. Если Вам нужно поймать автобус за пределами города, Вы не найдете будочки, где можно переждать дождь, посидеть на скамейке и, что самое важное, прочитать расписание. Придется либо стоять у дороги и ждать неизвестно сколько времени, либо заранее звонить на вокзал и выяснять необходимые
подробности.
Если же по каким-то причинам маршрутный автотранспорт Вас не устраивает, Вы всегда можете обратиться к частным извозчикам. Их проще всего найти, опять же, на автостанциях, но можно поймать и на улицах или вызвать по телефону. Здесь уже качество будет «как повезет»: может попасться как новая удобная машина, так и старая развалюха. То же можно сказать и о водителях. Не то чтобы они бывают грубы или невежливы, а вот начать долгие и подробные расспросы
о Вас (нашего соотечественника они чуют за версту) им ничто не мешает.
Стандартная цена – 1 евро за километр. Не так мало, поэтому мы пользуемся услугами такси только в случае необходимости.