Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

О Черногории

  Все выпуски  

О Черногории: что будет с алюминиевым комбинатом?


ЧТО БУДЕТ С АЛЮМИНИЕВЫМ КОМБИНАТОМ?

Как мы уже говорили, Черногория сейчас не имеет практически никакой промышленности: то, что работало во времена Югославской Республики, давно закрыто, забыто, растащено и мохом поросло. В числе Богом и людьми забытых предприятий – алюминиевый комбинат, который расположен перед самым въездом в Подгорицу со стороны Бара. Недалеко от дороги темнеют старые мрачные корпуса цехов и сиротливо упираются в небо несколько одиноких труб, которые время от времени выпускают жалобный дымок. По всем признакам видно: предприятие лежит на боку, и вряд ли когда-нибудь поднимется. Да это, собственно, никого особо и не волнует, потому что новая политика правительства – превращение Черногории в экологически чистое государство – уже приучила жителей страны к тому, что основное усилие надо прикладывать в направлении развития туризма и сельского хозяйства. Тем не менее, слухи, роящиеся вокруг этого комбината, постоянно множатся, обрастая все новыми и новыми подробностями. Время от времени местные газеты то опровергают очередной слух, то подтверждают его. И вот, очередная информация о комбинате и его владельце – Олеге Дерипаске.

Сейчас черногорская верхушка по-прежнему ведёт тяжбу с Алюминиевым комбинатом, чьи хозяева требуют от Правительства и государственных фондов возмещение ущерба в 300 миллионов евро. Российская фирма CEAC, которой владеет Дерипаска, считает, что Правительство при продаже Комбината Алюминия Подгорица (КАР) и бокситового рудника не указало реальное состояние и стоимость их активов.

- Черногории не грозит опасность со стороны хозяина КАР и бокситового рудника. Руководствуясь информацией, полученной из Правительства, считаю, что нет никакой основы для удовлетворения этого иска, - заявил Президент Черногории Филип Вуянович.

Вуянович отметил: «Владелец КАР должен обеспечить реализацию всех своих обязательств по договору. С другой стороны, все понимают, что КАР весьма важен для Черногорской экономики, и соответствующим образом это ценят».

В отличие от Вуяновича, в Правительстве не скупятся на выражения и помимо того, что считают требования КАР необоснованными, утверждают, что «русские давят на государство, чтобы получить электричество по сниженной цене».

Да, еще бы! Ведь в России электричество дармовое, вернее, стоимость его производства ненулевая, только вот потребителям оно продается по неоправданно заниженной цене. Собственно это и является той изюминкой, на которую ведутся иностранные инвесторы, рискнувшие вложиться в бизнес в России. Ведь, к примеру, производство алюминия – это очень энергоемкое производство. В России с этим все просто – электроэнергия чуть ли не самая дешевая в мире. А в Черногории номер с дешевыми энергоресурсами не пройдет – производители электричества себе в убыток работать не будут.

Мы тут все голову ломали: а зачем вообще Дерипаска купил это черногорское предприятие, если сразу было понятно, что о рентабельности не может быть и речи? Сошлись на том, что алюминиевому магнату нужен этот заводик, что называется, «до кучи», чтобы был, и заодно – никогда не стал неожиданным конкурентом на контролируемом им рынке. Но это всего лишь наши домыслы, а правды, скорее всего, мы никогда не узнаем – привыкли уж.

Итак, похоже на то, что наш влиятельный соотечественник обиделся на всю маленькую Черногорию и дружить с ней в плане алюминиевого производства больше не хочет. Но страну окончательно он покидать не собирается.
Определённо, хорошие отношения власти с холдингом Дерипаски уже в прошлом. Это подтверждает и недавний приезд русского бизнесмена в Тиват, когда он не встретился ни с одним представителем власти, даже неофициально. Дерипаска ненадолго оставил свою люкс-яхту только для встречи с людьми из Adriatik Marinas, фирмы Питера Манка (Piter Mank), которая реализует в Тивате большой инвестиционный проект в сфере туризма, и в которой наш соотечественник имеет долю.
Три года назад, когда Комбинат продали русским, обе стороны выражали большое удовлетворение достигнутым соглашением. В обществе создалось впечатление, что родилась новая дружба, и тогда Дерипаска недолго пробыл в Подгорице и отметил заключение договора с верхушкой Правительства в кафе «
Grand».

Считается, что одна из главных проблем КАРа – большие расходы на электроэнергию, а точнее – отсутствие долгосрочного ее источника.  Не нужно исключать возможность, что существуют недоразумения, которые не имеют ничего общего с информацией, доступной широким массам. Возможно, мосты уже сожжены, а общественность об этом пока ничего не знает.






В избранное