[minsk-news] Если русский рок, то -- ``квартирник''!
Широко распространенная в 1980-е годы форма проведения рок-концертов
возрождается в Минске
Двадцать лет назад ``квартирники'' -- неофициальные концерты начинающих
или уже известных групп и исполнителей, проходящие у кого-то дома, на
даче или в общежитии, -- были распространенным явлением в мире
советской рок-музыки. Именно с таких выступлений когда-то начинали
свое восхождение на звездный Олимп Борис Гребенщиков, Майк Науменко,
Виктор Цой и многие другие известные сегодня рокеры. Как правило,
выступления эти проводились для сорока--пятидесяти слушателей.
Считается, что такую форму концертов ввела группа ``Аквариум'' в конце
70-х. Прелесть этих ``сейшнов'' заключалась прежде всего в том, что
музыканты совершенно не абстрагировались от публики. Все свободно
общались между собой в паузах между песнями и после выступлений.
Рок-н-ролл в андеграунде
Многие, возможно, помнят, что в те времена рок-музыка в СССР
официально была запрещена. Нелегальные электрические концерты в домах
культуры и актовых залах часто прерывались сотрудниками
правоохранительных служб, дружинниками и даже бдительными вахтерами.
За участие в таких акциях могли уволить с работы или исключить из
вуза. В начале 80-х концертная деятельность таких звезд питерского
рока, как ``Аквариум'' и ``Зоопарк'', была ``заморожена'' (и это только
самые яркие примеры!). В 1983 году электрические концерты были редким
дополнением к акустике. Поэтому часто именно ``квартирники'' становились
единственной для рок-групп того времени возможностью выступить,
сыграть новый материал, побывать на гастролях в разных городах Союза.
Стоит также отметить, что если группа гастролировала под эгидой
ленинградского рок-клуба, то она не получала ни копейки за свою
деятельность. На ``квартирниках'' же коллективы имели шанс немного
подзаработать.
Конспирация -- прежде всего
Существовали разные типы конспиративных систем, которыми
руководствовались организаторы ``квартирников'' и музыканты,
договариваясь о сумме гонорара. Алексей Рыбин, участник раннего
состава группы ``Кино'', в своих воспоминаниях о Викторе Цое
рассказывает, что говорить по телефону из соображений конспирации
приходилось только иносказательно -- не дай Бог назвать концерт
концертом, а деньги -- деньгами. Так, например, услышать ``я сейчас иду
на день рождения, моему другу исполняется двадцать лет'' значило, что
концерт состоится двадцатого числа. А вопрос ``У тебя есть пластинка
``Битлз'' 1965 года?'' означал, что за выступление обещали 65 рублей.
Часто квартирные концерты записывались любителями ``подпольной музыки''
на простые магнитофоны. Некоторые из записей впоследствии были изданы
на CD (например, выступления Александра Башлачева, ``Алисы'', Майка
Науменко и Виктора Цоя, Егора Летова и Янки Дягилевой). Но много
архивных материалов по-прежнему ходят ``по рукам'' и ценятся истинными
почитателями русского рока на вес золота.
Ностальгия по прошлому или дань моде?
Нет уже СССР, как нет и того режима, которому противостояли вчерашние
бунтари. Рок давно стал музыкой стадионов. Казалось бы, ``квартирники'',
как неотъемлемые атрибуты ``совка'', должны были кануть в Лету. Но в
наши дни Интернет пестрит сообщениями о предстоящих квартирных
концертах. По-прежнему остается много талантливых исполнителей,
работающих вне формата. Такой, к примеру, является московская
рок-группа ``Рада и Терновник'', существующая уже 13 лет. О
преимуществах и недостатках квартирных концертов рассказала лидер
коллектива Рада Анчевская: ``Преимущество простое: в тех городах, где
нет достойных клубов и площадок, можно выступить для людей, которые
хотят услышать наши песни. Недостаток -- ущербное звучание. Если
говорить о зрителях, то они, конечно, получают уникальные ощущения,
когда певец рядом с ними и можно слушать голос ``напрямую'', без
посредничества всяких микрофонов-проводов. Но сидеть частенько надо на
полу, в тесноте: ноги затекают и прочее''. На вопрос, сильно ли
изменилась атмосфера квартирных концертов за 20 лет существования,
Рада отвечает, что изменилась прежде всего подоплека: теперь
``квартирник'' -- это не запрещенная акция, дающая уникальную возможность
послушать нужные тебе песни, а просто своеобразная форма проведения
концерта.
Минск -- третья рок-н-ролльная столица?
Сегодня находится немало активных ребят, которые собственными силами
организуют ``квартирники''. Причем не только в Москве и
Санкт-Петербурге. В Минске организацией подобных концертов среди
прочих занимаются двое молодых людей -- Костя Harvi и Аннушка. Что
подвигло их заняться столь рискованным и неприбыльным делом? Ребята
отвечают, что втянулись они в это спонтанно. Первым ``квартирником'',
который организовал Harvi, стал концерт группы ``Умка и Броневичок''.
Потом, наткнувшись на объявление в Интернете о том, что в Минске
планируется ``квартирник'' Сергея Калугина, парень нашел человека,
который непосредственно приглашал этого музыканта в белорусскую
столицу и предложил свою помощь. Так он познакомился с Аннушкой.
``Никакой материальной выгоды от нашей деятельности мы не получаем --
только кайф от концертов, от общения с музыкантами'', -- говорит Harvi.
Ребята понимают, что не имеет смысла звать в Минск на ``квартирник''
Гребенщикова, Ревякина или даже Арефьеву. Само собой, когда на
человека наваливается куча фанатов, ни о каком ``квартирнике'' речь не
идет.
По инициативе Кости Harvi и Аннушки в Минске уже выступили музыканты
из Москвы: ``Рада и Терновник'', Василий К., а также Сергей ``СиЛя''
Селюнин (группа ``Выход'' из Санкт-Петербурга). Сейчас ведутся
переговоры с Кириллом Комаровым, Олегом Сакмаровым. Кстати, о
предстоящих концертах можно узнать на сайте www.harvi.narod.ru.
Игорь Лавинский.
Источник: http://www.newsvm.com/articles/2005/01/18/rok.html