Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

ТехСобытия - самые интересные события в области технологий Выпуск 42


Информационный Канал Subscribe.Ru

ТехСобытия

Обзор самых интересных событий в области информационных технологий, влияния технологий на нашу жизнь, интересных технических новинок и людей. Регулярная рассылка для думающих читателей.

10 июля 2004

Выпуск №42

Содержание

General Electric создает чип будущего / Тенденции
Ученые из исследовательского подразделения компании General Electric (GE) разработали диод на базе нанотрубки размером всего в десяток атомов в поперечнике с рекордными на сегодняшний день характеристиками. Новая разработка позволит значительно уменьшить размеры традиоциооных компьютерных микросхем.

ПК: «Эй, твой мобильник тырят!» / Тенденции
В Лидском университете разработали технологию, которая позволит устройствам Bluetooth следить друг за другом — а возможно, и защищать друг друга.

Телескоп Hubble обнаружил сто новых экзопланет / Космос
Американские астрономы утверждают, что обнаружили порядка ста планет, вращающихся вокруг разных звезд в нашей галактике. По крайней мере, об этом говорит предварительный анализ данных, переданных на Землю орбитальным телескопом Hubble в феврале нынешнего года.

Построен корпус нового российского космолета / Космос
В ракетно-космической корпорации "Энергия" завершили строительство корпуса нового пилотируемого космического корабля многоразового использования "Клипер". Как сообщает агентство ИТАР-ТАСС, его осмотрел глава Федерального космического агентства Анатолий Перминов в ходе рабочей поездки в город Королев Московской области.

Эксперты советуют найти замену Internet Explorer / Тенденции
Проблемы с безопасностью Internet Explorer с каждым днем встают все острей. Несмотря на то, что 2 июля Microsoft выпустил свежее обновление системы безопасности своего браузера, блокирующее «дыру» под названием Download.Ject, выяснилось, что и эта «заплатка» не защищает пользователей от вторжения злоумышленников. Тем временем стало известно о появлении новой версии старого троянца Lovgate. Обеспокоенная ситуацией, американская организация CERT (Computer Emergency Rresponse Team - группа быстрого реагирования по вопросам информационной безопасности) официально рекомендовала пользователям не мешкать с переходом на альтернативные браузеры.

Dell сделает Linux мэйнстримом? / Тенденции
Компания Dell Computer запустила на европейский рынок линейку настольных систем для бизнеса, работающих под управлением Linux, расширив тем самым количество альтернативных Windows систем. На компьютеры будет устанавливаться ОС Lindows Linspire на английском и итальянском языках и обеспечиваться техподдержкой Dell.

Фонд электронного фронтира воюет с патентами / Тенденции
Фонд электронного фронтира (Electronic Frontier Foundation), известная своей борьбой за свободу распространения цифровой информации, объявила о новой инициативе, в рамках которой будет оспорена легитимность десяти технологических патентов. Эти патенты, по мнению активистов EFF, наносят большой вред техническому прогрессу, поскольку допускают чрезвычайно широкую трактовку. Более того, патенты используются их владельцами для подачи исков к мелким компаниям, частным лицам и некоммерческим организациям, что чрезвычайно не нравится защитникам свободного распространения информации.

HP будет вновь производить КПК Jornada? / КПК
По словам директора стокгольмского центра HP Никласа Йохнссона (Niklas Johnsson), существует возможность возобновления компанией производства КПК в результате изменений на рынке, а также в лёгком процессе адаптации пользователей к последним мобильным ОС от Microsoft для устройств различных форм и назначения.

В Млечном пути обнаружены новые органические вещества / Космос
Ученые из Национальной радиоастрономической обсерватории в Шарлотсвилле, штат Вирджиния, сообщили об обнаружении в нашей галактике двух органических кислородсодержащих соединений, до сих пор встречавшихся только на Земле. Это два альдегида, содержащих по три атома углерода: пропеналь (CH2=CH-CHO) и пропаналь (пропионовый альдегид CH3-CH2-CHO). Оба вещества были обнаружены в облаке, находящемся в районе B2 созвездия Стрельца на расстоянии примерно в 26000 световых лет от Солнечной системы.

Компания Microsoft запатентовала группировку кнопок на панели задач / Тенденции
На прошлой неделе компания Microsoft получила очередной патент на способ организации графического интерфейса в операционной системе. В патенте номер 6,756,999 описывается усовершенствованный способ группировки кнопок, соответствующих разным окнам одного и того же приложения. Подобная опция уже имеется в интерфейсе Windows XP: окна одного и того же приложения могут группироваться и отображаться на панели задач единственной кнопкой, на которой заодно указывается и количество окон.

Sharp представила прототип электронной книги / КПК
Несмотря на слабый интерес потребителей к портативным устройствам для чтения электронных книг, производители компьютерного оборудования продолжают активно вести работы по созданию подобных гаджетов. В частности, на днях прототип собственной электронной книги продемонстрировала японская корпорация Sharp.

Разгон видеокарт (Часть 2) / Творчество читателей
Сегодняшняя статья прислана нам и советована к прочтению :-) Fandnb из г.Питера (fandnb@mail.ru)

General Electric создает чип будущего / Тенденции

Ученые из исследовательского подразделения компании General Electric (GE) разработали диод на базе нанотрубки размером всего в десяток атомов в поперечнике с рекордными на сегодняшний день характеристиками. Новая разработка позволит значительно уменьшить размеры традиоциооных компьютерных микросхем.

Доктор Чжи-Юнь Ли (Ji-Ung Lee) из ведущей лаборатории GE в г. Нискаюна (штат Нью-Йорк) разработал диод на базе кремниевой нанотрубки с рекордными на сегодня характеристиками. Специалисты полагают, что новая разработка сможет вскоре заменить традиционные полупроводниковые элементы в компьютерах и других электронных устройствах, позволив существенно уменьшить их размеры.

«Как кремниевые транзисторы вытеснили устаревшую технологию электронных ламп и открыли век электроники, так устройства на основе углеродных нанотрубок позволят открыть новую эру в электронике, - заявила Маргарет Блом (Margareth Blohm), руководитель программы по нанотехнологиям GE. – Мы взволнованы достигнутым прорывом и полны желания начать разработку новых приложений для внедрения в производство GE».

В отличие от прежних разработок, нанотрубка от GE может излучать свет и детектировать его. Открывается возможность решения таких задач, как освещение отдельных молекул, что может пригодиться в медицине или в системах безопасности. Уже в скором будущем датчики систем безопасности можно будет создавать на основе нанотрубок, позволяя детектировать наличие химических и биологических токсинов даже в мизерных количествах.

© CNews.ru

вернуться к содержанию
ПК: «Эй, твой мобильник тырят!» / Тенденции

В Лидском университете разработали технологию, которая позволит устройствам Bluetooth следить друг за другом — а возможно, и защищать друг друга.

Технология персональных сетей ближнего действия Bluetooth может найти новую область применения в качестве сторожевого пса для ноутбуков и смартфонов. Ученые нашли способ измерения расстояния между поддерживающими Bluetooth устройствами — ноутбуками, PDA и мобильными телефонами. Это изобретение можно использовать для наблюдения за перемещением таких устройств; например, если компьютер начал перемещаться, он подаст звуковой сигнал, а запись о его несанкционированном перемещении можно будет использовать в качестве улики в суде.

Д-р Дэвид Уолш с факультета электроники и электротехники Лидского университета говорит: «Основная область применения этой технологии — раскрытие и предотвращение преступлений. Она позволяет наблюдать за перемещением аппаратуры с точностью до полуметра или менее. Если что-то украдено, можно будет достоверно установить место, откуда это стянули».

К сожалению, технология вряд ли поможет найти украденную вещь. А как мера предотвращения преступлений она ограничена тем, что защищает только от физической утери. Оставленные включенными устройства Bluetooth подвергаются опасности «блюснарфинга» — считывания, модификации или копирования адресной книги и календаря из телефона методом, не оставляющим каких-либо следов проникновения. Правда, хотя технология слежения работает только на коротком расстоянии (обычно несколько десятков метров), он может найти множество разных применений, считает д-р Уолш. «Если он окажется достаточно надежным, его можно будет использовать для поиска пожарных в горящем здании или для наблюдения за расположением оборудования на крупных промышленных объектах, вместо планов, которые нужно постоянно редактировать».

Рассчитанный на два года совместный с Imperial College проект с бюджетом ?240 тыс. будет реализовываться при участии Отдела научных разработок для полиции Министерства внутренних дел и Центра судебной науки Великобритании.

© ZDNet.ru

вернуться к содержанию
Телескоп Hubble обнаружил сто новых экзопланет / Космос

Американские астрономы утверждают, что обнаружили порядка ста планет, вращающихся вокруг разных звезд в нашей галактике. По крайней мере, об этом говорит предварительный анализ данных, переданных на Землю орбитальным телескопом Hubble в феврале нынешнего года.

Как передает ВВС со ссылкой на заявления директора Института космических исследований Стивена Бекуита, в свечении некоторых звезд за пределами Солнечной системы были зафиксированы периодические слабые колебания, которые могут возникать из-за прохождения по их диску планет. На проверку полученных результатов уйдут, как минимум, два месяца, и если выкладки астрономов подтвердятся, количество известных ученым планет в нашей галактике достигнет 230. Исследователи также рассчитывают изучить состав атмосферы примерно у 10-20 процентов обнаруженных планет.

Следует заметить, что впервые существование "внесолнечной" планетарной системы было подтверждено в середине 90-ых годов прошлого столетия. Новое открытие позволяет говорить о том, что практически каждая звезда во Млечном пути, по своим параметрам похожая на Солнце, может иметь планеты-спутники.

Важно также добавить, что не так давно Годдардский центр космонавтики NASA (Гринбелт, штат Мэриленд) определился с выбором компании, которая займется обслуживанием и ремонтом телескопа Hubble. Ей станет канадская фирма MD Robotics, которая должна отправить на орбиту робота Dexter в ближайшие два-три года.

© Compulenta.ru

вернуться к содержанию
Построен корпус нового российского космолета / Космос

В ракетно-космической корпорации "Энергия" завершили строительство корпуса нового пилотируемого космического корабля многоразового использования "Клипер". Как сообщает агентство ИТАР-ТАСС, его осмотрел глава Федерального космического агентства Анатолий Перминов в ходе рабочей поездки в город Королев Московской области.

По словам Перминова, "Клипер" придет на смену самым надежным в мире космическим кораблям семейства "Союз", которые уже устаревают и по срокам использования, и по элементной базе. Как уже сообщала "Компьюлента", "Клипер" может использоваться для доставки грузов и экипажей на МКС, автономных орбитальных полетов длительностью до 10 суток, а также в научно-исследовательских целях. Новый корабль имеет ряд важных отличий от аппаратов серии "Союз", находящихся в эксплуатации уже не первое десятилетие. "Клипер", в отличие от "Союза", будет иметь возвращаемую капсулу, которую можно будет использовать многократно. На борту корабля уместятся до шести человек и 700 кг груза. По проекту РКК "Энергия", стартовая масса десятиметрового корабля составит 14,5 т.

"Это не шаттл, а перспектива развития нового поколения космических кораблей", - подчеркнул глава ФКА. "Клипер" будет адаптирован не только для полетов на МКС, но и для исследования межпланетного пространства, экспедиций на другие планеты, в том числе и на Марс", - пояснил Перминов.

© Compulenta.ru

вернуться к содержанию
Эксперты советуют найти замену Internet Explorer / Тенденции

Проблемы с безопасностью Internet Explorer с каждым днем встают все острей. Несмотря на то, что 2 июля Microsoft выпустил свежее обновление системы безопасности своего браузера, блокирующее «дыру» под названием Download.Ject, выяснилось, что и эта «заплатка» не защищает пользователей от вторжения злоумышленников. Тем временем стало известно о появлении новой версии старого троянца Lovgate. Обеспокоенная ситуацией, американская организация CERT (Computer Emergency Rresponse Team - группа быстрого реагирования по вопросам информационной безопасности) официально рекомендовала пользователям не мешкать с переходом на альтернативные браузеры.

«Дыра» Download.Ject, которую должно было заблокировать обновление от 2 июля, с помощью шпионского ПО позволяла хакерам перехватывать пароли, номера кредитных карт и другую информацию, которую пользователи вводили при авторизации на любом из 50 банковских сайтов, входящих в «черный список» авторов. Как утверждают западные эксперты по инфобезопасности, вирус был создан нашими соотечественниками. Он перехватывал символы, вводимые с клавиатуры посетителями банковских сайтов, и направлял их на другой сайт, хостинг которого осуществлялся в России. Нарушить планы злоумышленников удалось интернет-провайдеру, блокировавшему доступ к этому сайту. Тем временем Microsoft выпустил обновление, отключавшее ActiveX-компонент Windows под названием ADODB.Stream – именно благодаря ему шпионское ПО устанавливалось на на уязвимые компьютеры.

Не успело появиться это обновление, как обнаружилась новая брешь. Голландский студент Йельмер Куперус (Jelmer Kuperus) обнародовал в Сети программный код, с помощью которого, по его мнению, можно взломать защиту Windows даже с установленным последним обновлением, причем с помощью все той же уязвимости Download.Ject, только слегка модифицированной. Куперус предложил атаковать ActiveX-компонент Shell.Application. По его информации, уязвимость этого компонента была обнаружена еще в январе этого года.

Чтобы продемонстрировать опасность найденной им дыры для пользователей Internet Explorer, Куперус разместил на собственном сайте вредоносный код, использующий уязвимость Shell.Application. У любого пользователя Windows XP c Internet Explorer, зашедшего на сайт, «зависнет» система. Куперус заверяет, что никакого вреда такая демонстрация не приносит, однако злоумышленники не дремлют, и уже скоро выявленная уязвимость будет взята на вооружение хакерами.

Обнаружение уязвимостей в Internet Explorer становится столь частым и обычным явлением, что многие эксперты всерьез рекомендуют заботящимся о собственной безопасности пользователям переходить на альтернативные браузеры – например, Mozilla или Opera. Так, американское федеральное агентство Computer Emergency Response Team (CERT) на прошлой неделе рекомендовало ИТ-специалистам переходить на браузеры, альтернативные Internet Explorer. Сразу же после появления данной рекомендации, число скачиваний дистрибутивов браузера Mozilla, к примеру, выросло вдвое; на данный момент оно составляет около 200 тыс. копий в неделю.

Пока Microsoft борется с Download.Ject, обнаружился новый вариант червя Lovgate, появившегося на свет еще в феврале 2003 года. 4 июля были обнаружены его новые версии – так называемые Lovgate.AE и Lovgate.AH. Их основное отличие от прежних поколений – в характере воздействия на пораженный компьютер. Теперь они уже не удаляют пользовательские данные, а заменяет исполняемые файлы копиями самих себя. В результате компьютер может превратиться в бесполезное железо, на котором невозможно будет запустить ни одно приложение. По мнению эксперта по безопасности компании Sophos Кэрола Тэриолта (Carole Tyheriault), последние версии Lovgate выполнены «в стиле древности» - из-за их крайней, нехарактерной для современного поколения вирусов, деструктивности. Эксперты компании McAfee повысили уровень опасности новых вариантов Lovgate до «среднего» - за первые сутки после обнаружения вируса было найдено более ста его копий.

© CNews.ru

вернуться к содержанию
Dell сделает Linux мэйнстримом? / Тенденции

Компания Dell Computer запустила на европейский рынок линейку настольных систем для бизнеса, работающих под управлением Linux, расширив тем самым количество альтернативных Windows систем. На компьютеры будет устанавливаться ОС Lindows Linspire на английском и итальянском языках и обеспечиваться техподдержкой Dell.

Компьютеры Dell OptiPlex с предустановленной ОС Linspire будут продаваться только через итальянскую компанию Questar, поэтому на сайте самой корпорации Dell нет никаких предложений компьютеров на базе Linspire. Несмотря на то, что продажи компанией Dell систем на базе Linux были приостановлены в 2001 году из-за низкого спроса, сейчас имеются предложения на базе Red Hat Linux.

По словам представителя Dell Джереми Боулена (Jeremy Bolen), Questar не является партнёром Dell, это прямой клиент, который просто покупает у Dell компьютеры, а затем их перепродаёт, а то, что в этом процессе участвует Linspire, является расширением отношений между компаниями.

Базовая система Dell OptiPlex по цене около $805 имеет на борту процессор Intel Celeron, 256 МБ оперативной памяти и 40-гигабайтный жёсткий диск. Поставка также включает в себя бесплатный офисный пакет OpenOffice, в составе которого есть приложения для работы с текстом и электронными таблицами, а также год бесплатного доступа на сайт Lindows, что упрощает установку прочего бесплатного ПО.

© CNews.ru

вернуться к содержанию
Фонд электронного фронтира воюет с патентами / Тенденции

Фонд электронного фронтира (Electronic Frontier Foundation), известная своей борьбой за свободу распространения цифровой информации, объявила о новой инициативе, в рамках которой будет оспорена легитимность десяти технологических патентов. Эти патенты, по мнению активистов EFF, наносят большой вред техническому прогрессу, поскольку допускают чрезвычайно широкую трактовку. Более того, патенты используются их владельцами для подачи исков к мелким компаниям, частным лицам и некоммерческим организациям, что чрезвычайно не нравится защитникам свободного распространения информации.

Первой целью активистов EFF стала компания Acacia Research, владеющая патентом номер 5,132,992, описывающим технологию потоковой трансляции звука и видео. При этом Acacia угрожает своим патентом, преимущественно, мелким компаниям, предоставляющим услуги хостинга домашнего видео, а также небольшим порносайтам. Другая компания Acceris пытается использовать свой патент за номером 6,243,373, для того чтобы требовать отчислений с провайдеров IP-телефонии. Следующая компания, Ideaflood, владеет патентом на технологию создания пользователями интернета собственных поддоменов и получения с их помощью доступа к информации. Этот патент Ideaflood пытается использовать, требуя компенсаций от создателей популярного сетевого сообщества LiveJournal.

Фонд также намерен добиваться отмены патента 6,513,062, принадлежащего компании Test.com и описывающего проведение любых видов тестирования пользователей интернета. Этот патент может серьезно помешать развитию онлайнового голосования. А изобретатель Шелдон Голдберг пытается использовать свой патент 5,823,879, описывающий систему и метод организации игр через интернет, для того чтобы требовать компенсаций с небольших игровых сайтов. Имеется в перечне целей EFF и патент крупной компании. Активистам не нравится патент номер 6,672,963, который описывает "железную" платформу для создания портативной игровой приставки. Впрочем, тут претензии не столь очевидны, как в случае с Test.com. Патент Nintendo раздражает активистов, поскольку блокирует обратную разработку игр и написание эмуляторов независимыми разработчиками.

С полной версией "черной десятки" EFF можно ознакомиться на сайте Фонда электронного фронтира.

© Compulenta.ru

вернуться к содержанию
HP будет вновь производить КПК Jornada? / КПК

По словам директора стокгольмского центра HP Никласа Йохнссона (Niklas Johnsson), существует возможность возобновления компанией производства КПК в результате изменений на рынке, а также в лёгком процессе адаптации пользователей к последним мобильным ОС от Microsoft для устройств различных форм и назначения.

В настоящее время только несколько компаний по-прежнему продают КПК с ОС от Microsoft в классическом ноутбучном форм-факторе. Среди них такие, как NEC с моделью MobilePro 900c, Psion Teklogix с NetBook Pro и малоизвестный китайский производитель Zupera Technology со своим устройством SmartBook.

В середине 2002 года HP представил последнюю модель на основе мобильной платформы Microsoft Handheld PC 2000 - Jornada 728, однако популярность КПК, похожих на ноутбук, к тому времени уже упала из-за появления более компактных КПК Palm и нескольких других производителей на основе ОС от Microsoft, самым известным из которых был Compaq с линейкой iPaq.

Как сообщает The Register, тем не менее, в настоящее время интерес к архаичным клавиатурным КПК-«книжкам» возвращается. Например, компания Psion сообщила о большом интересе со стороны корпоративного рынка к своей модели NetBook Pro. Устройство на основе ОС от Microsoft, по сути являющиеся обновлённым вариантом оригинального Series 7/NetBook на базе ОС Symbian, оказалось особенно популярным для мобильных CRM-решений, а также для применения в приложениях автоматизации военной и торговой области.

Новейшая версия ОС Windows Mobile 2003 Second Edition поддерживает высокое разрешение экрана, VGA-дисплеи в режиме альбомного изображения, а также ввод при помощи сенсорного экрана или QWERTY-клавиатуры. Такие характеристики избавляют от ограничений форм-фактора, из-за которых все Pocket PC так похожи.

Последняя версия ОС от Microsoft, разработанная специально для устройств типа мини-ноутбук (с сенсорными экранами или без них), называлась Microsoft Handheld PC 2000 и была основана на ОС Windows CE 3.0. С тех пор желания создавать устройства, похожие на ноутбук, работающие под управлением ПО от Microsoft у производителей заметно поубавилось. Однако сейчас ситуация изменилась. Пример – выходящая скоро новая модель телефона MPx компании Motorola на основе Pocket PC, которая будет иметь полноразмерную клавиатуру и ультратонкий дизайн, является показателем того, как самое последнее ПО для Pocket PC может приспосабливаться к нетрадиционному применению.

Корпорация Nokia также, по слухам, исследует рынок мобильных устройств в стиле суб-ноутбука. Однако по последним сообщениям, компания собирается использовать для работы такого устройства свою платформу 60 – переделанную для смартфонов версию ОС Symbian, что не даст устройству никакого преимущества. Новая платформа 80, разработанная для коммуникаторов с полноразмерной клавиатурой, была бы более очевидным выбором, а её упоминание придавало бы слухам большую правдоподобность.

© CNews.ru

вернуться к содержанию
В Млечном пути обнаружены новые органические вещества / Космос

Ученые из Национальной радиоастрономической обсерватории в Шарлотсвилле, штат Вирджиния, сообщили об обнаружении в нашей галактике двух органических кислородсодержащих соединений, до сих пор встречавшихся только на Земле. Это два альдегида, содержащих по три атома углерода: пропеналь (CH2=CH-CHO) и пропаналь (пропионовый альдегид CH3-CH2-CHO). Оба вещества были обнаружены в облаке, находящемся в районе B2 созвездия Стрельца на расстоянии примерно в 26000 световых лет от Солнечной системы.

Находка, выполненная с помощью телескопа Green Bank, еще раз доказывает, что облака материи в межзвездном пространстве являются зонами протекания многочисленных химических процессов, в ходе которых образуется множество сложных молекул, включая органические. К настоящему времени в таких облаках обнаружены около 130 веществ, включая, углеводороды, спирты, альдегиды и т.п.

Наличие сложных органических молекул за пределами Солнечной системы многие ученые рассматривают как доказательство того, что все элементы, необходимые для возникновения жизни, могли быть занесены на Землю из космоса. Спирты, альдегиды, азотосодержащие соединения и другие вещества при некоторых условиях могут претерпевать превращения с образованием аминокислот и белков, которые лежат в основе всех форм жизни на нашей планете.

© Compulenta.ru

вернуться к содержанию
Компания Microsoft запатентовала группировку кнопок на панели задач / Тенденции

На прошлой неделе компания Microsoft получила очередной патент на способ организации графического интерфейса в операционной системе. В патенте номер 6,756,999 описывается усовершенствованный способ группировки кнопок, соответствующих разным окнам одного и того же приложения. Подобная опция уже имеется в интерфейсе Windows XP: окна одного и того же приложения могут группироваться и отображаться на панели задач единственной кнопкой, на которой заодно указывается и количество окон.

Стоит отметить, что группировка может оказаться полезной при работе с большим числом окон одновременно. Тем не менее, пользоваться сгруппированными кнопками не слишком удобно просто потому, что для открытия окна приходится делать больше движений мышью. Поэтому в случае с браузерами, где много окон приходится открывать довольно часто, более эффективным представляется использование браузера с многооконным интерфейсом, например, как в Mozilla или Opera. Еще одним недостатком группировки кнопок в Windows XP является то, что она работает постоянно. Даже если на панели задач есть свободное место, кнопки все равно группируются.

Ликвидировать этот недостаток и позволяет новое изобретение, запатентованное Microsoft. В патенте, заявка на который была подана еще в 1999 году, описываются различные реализации усовершенствованного способа группировки кнопок. Пока на панели задач достаточно места, кнопки размещаются на ней по отдельности, причем кнопки одного и того же приложения занимают соседние позиции. Как только ширина кнопок становится меньше некоторого порогового значения, несколько кнопок группируются в одну. Если же место на панели задач освобождается, группа вновь разделяется на отдельные кнопки. Всего в патенте описаны около двух десятков варианта реализации изобретения, которые различаются лишь нюансами.

© Compulenta.ru

вернуться к содержанию
Sharp представила прототип электронной книги / КПК

Несмотря на слабый интерес потребителей к портативным устройствам для чтения электронных книг, производители компьютерного оборудования продолжают активно вести работы по созданию подобных гаджетов. В частности, на днях прототип собственной электронной книги продемонстрировала японская корпорация Sharp.

Новинка Sharp оборудована цветным экраном, который имеет толщину всего в один миллиметр. При этом никакой подсветки при чтении текста не требуется, что значительно продлевает время работы устройства от аккумулятора. К сожалению, каких-либо подробностей о технических характеристиках прототипа Sharp не сообщает. Известно лишь, что сам экран помещен в защитный прозрачный корпус, а в продажу электронная книга поступит ближе к 2007 году. При этом пользователям будет доступна библиотека из примерно 7000 наименований.

Для сравнения, владельцы электронной книги Sony LIBRIe, выпущенной в апреле нынешнего года, пока могут выбирать лишь из ста произведений. Напомним, что устройство LIBRIe использует монохромный дисплей Philips, основанный на технологиях американской компании E-Ink. Вес электронной книги Sony составляет 190 граммов, толщина - порядка 13 мм.

© Compulenta.ru

вернуться к содержанию

Разгон видеокарт (Часть 2) / Творчество читателей

Сегодняшняя статья прислана нам и советована к прочтению :-) Fandnb из г.Питера (fandnb@mail.ru)

Окончание. Начало в предыдущем выпуске "ТехСобытий".

11. Как охлаждать?

Пришло время дать конкретные рекомендации по улучшению охлаждения.

11.1. Теория охлаждения (физика процесса)
Для лучшего понимания сути процесса и более эффективных действий, я советую вам ознакомиться с некоторыми теоретическими сведениями об охлаждении.

Разность температур
Чем больше разность температур, тем быстрее происходит теплообмен. Значит, чем более холодным воздухом (или другим веществом) мы охлаждаем, тем выше эффективность охлаждения.

Поверхность теплообмена
Теплообмен происходит только с поверхности тела. Значит, чем больше площадь охлаждаемого тела, тем быстрее он будет происходить. Это одна из ключевых характеристик применяемых для охлаждения радиаторов и кулеров.

Степень теплопроводности
Теплопроводность - скорость проведения тепла. Наибольшую теплопроводность имеют металлы (в порядке возрастания): алюминий, медь, серебро.

Теплоемкость
Теплоемкость - способность поглощать (сохранять) тепло. Для лучшего охлаждения надо использовать материалы с высокой теплоемкостью. Медь и серебро имеют теплоемкость меньшую, чем алюминий, но это с лихвой компенсируется большей величиной другого важного параметра - теплопроводности.

Термическое сопротивление
Каждая охлаждающая система имеет специфическое термическое сопротивление. Эта величина показывает, на сколько градусов поднимется температура охлаждаемого объекта при увеличении рассеиваемой мощности на 1 Вт. Чем меньше это значение, тем лучше.

11.2. Средства и способы охлаждения
Тут перечислены основные средства и способы охлаждения.

11.2.1. Радиаторы
Радиатор - самый простой способ охлаждению. Он относится к пассивным охлаждающим устройствам - охлаждение происходит за счет теплообмена между охлаждаемым устройством, поверхностью радиатора и циркулирующего естественным путем воздуха. Отсюда относительно слабая охлаждающая способность радиаторов (большое термическое сопротивление) - воздух вокруг них нагревается и эффективность охлаждения падает. Преимущества - отсутствие какого-либо шума, дешевизна и простота конструкции.

Для повышения эффективности охлаждения используют радиаторы больших размеров, более сложного профиля - т.е. с большей площадью поверхности; из металлов с большей теплопроводностью, сплавов, с применением напылений, комбинациями этих способов; также для улучшения теплоотвода может применяться полировка основания радиатора. Большинство радиаторов создаются из алюминия, меньшее количество - из меди или с медным основанием.

11.2.2. Вентиляторы
Вентиляторы обеспечивают принудительную циркуляцию воздуха, что улучшает охлаждение и относит их к разряду активных систем охлаждения. Сам по себе вентилятор не особо эффективен и имеет большое термическое сопротивление. Он применяется при невозможности (или сложности) установки радиатора, низких требованиях к охлаждению или необходимости циркуляции воздуха для уже имеющихся систем охлаждения.

Эффективность вентилятора определяется объемом прогоняемого через него воздуха за единицу времени - CFM (cubic feet per minute) - кубических футов в минуту. Повышению эффективности способствует более эффективная конструкция лопастей, больший размер и большее количество оборотов.

Вентиляторы при работе издают шум, величина которого зависит от скорости вращения. Вентиляторы со скоростью вращения около 2-3 тыс. об./мин практически бесшумны, а со скоростью 6-7 тыс. об./мин уже воспринимаются человеческим ухом как очень шумные. Для повышения эффективности охлаждения при сохранении приемлемого уровня шума можно применять 80-мм вентиляторы (как в блоках питания) с низким количеством оборотов.

11.2.3. Кулеры
Под словом "кулер" (англ. cooler - букв. "охладитель", "вентилятор") сейчас принято понимать радиатор с установленным на нем вентилятором. Эта комбинация существенно улучшает эффективность охлаждения, позволяя кулеру относительно небольших габаритов охлаждать, например, процессоры с существенным тепловыделением - до 70-80 Вт. В хороших кулерах вентилятор и радиатор разрабатываются специально для данной модели, что позволяет еще более увеличить эффективность охлаждения.

Кулеры - самый распространенный способ охлаждения, обладающий, наряду с небольшой ценой, хорошей эффективностью.

11.2.4. Термоинтерфейс
Радиатор прилегает к охлаждаемому объекту своим основанием и именно через него передается тепло. Мы уже знаем, что чем больше контактная поверхность, тем быстрее происходит теплообмен. Но идеально ровных поверхностей не существует - всегда имеются трещинки, шероховатости, неровности и т.д., и в них попадает воздух - очень хороший теплоизолятор. Поэтому для улучшения теплообмена применяют различные термоинтерфейсы - вещества с высокой теплопроводностью и обладающие текучестью, способные заполнить щели между поверхностями. Вот какими они бывают:

Термопаста
Термопаста - самый распространенный вид термоинтерфейса. Термопаста имеет меньшую теплопроводность, чем металлы, поэтому она должна наносится тонким слоем, излишек ее может ухудшить охлаждение.

Широко применяется отечественная высокоэффективная КПТ-8, опробованная и оцененная не одним поколением оверклокеров, имеющая низкую цену и хорошую распространенность.

Термоклей
Термоклей отличается от термопасты своей клеющей способностью и чуть меньшей теплопроводностью. Его не всегда можно найти (или найти за приемлемые деньги :), но иногда он незаменим - им можно без всяких сложностей плотно приклеить радиатор к охлаждаемому чипу. Будьте осторожны - раз приклеив радиатор, у вас могут возникнуть сложности с последующим его отделением.

Прокладки, смеси и прочее
Часто заводские кулеры продаются с нанесенным на основание термоинтерфейсом. Это могут быть различные прорезиненные прокладки, фольга, смеси, термопасты и им подобные. Некоторые смеси имеют свойство при высоких для чипа температурах плавиться и заполнять собой "воздушные ямы".

Со своей оверклокерской точки зрения я вынужден сильно раскритиковать все эти выдумки и их несознательных конструкторов:

Прокладки, фольга и т.п. - имеют сомнительную теплопроводность, низкую вязкость, а значит неспособность эффективно заполнять воздушные щели, часто низкое качество установки; а самое главное - они являются еще одним препятствием охлаждению между радиатором и чипом; зачастую дают отрицательный эффект для охлаждения. Мораль: срывать сразу, зачищать место их установки и наносить свою термопасту.

Нанесенная на заводе термопаста - неизвестное качество, невозможность использования более чем 1-2 раза, часто слишком толстый слой, возможны трудности с последующем удалением для нанесения своей термопасты. Если же термопаста идет в комплекте с кулером, то ее уже можно использовать многократно, но вопрос ее качественности остается открытым. Мораль: годится к однократному применению, а лучше к нулевому и "срывать сразу, зачищать место их установки и наносить свою термопасту" :).

Плавящиеся смеси - тут уж выражению пойдут матерные... Вы пробовали когда либо соскоблить прилипшую и засохшую жевательную резинку с открытой поверхности ядра (без распределителя тепла) вашего процессора? Мораль: см. два предыдущих пункта.

Конечно, я уверен, существуют перечисленные конструкции свободные от всех этих недостатков, но мне они не встречались...

11.2.5. Экстрим
Выше мы рассмотрели традиционные способы охлаждения, но существуют еще и альтернативные - как правило более сложные/дорогие (порой намного), но и более эффективные. Они применяются для максимальных достижений в разгоне людьми, которые хотят дойти, как некоторые "до последнего моря", - до последнего мегагерца.

11.2.5.1. Медь (или серебро :)
Медь имеет теплопроводность почти в два раза более высокую, чем у алюминия, но стоимость готовых изделий из меди ощутимо выше, чем у алюминиевых. Кроме того, давно известно, что и из алюминия можно сделать эффективный кулер, а медный испортить несовершенством проектирования/исполнения. Тем не менее, все "экстремальные" системы охлаждения - медные.

Серебро (незначительно более теплопроводящее, чем медь) пока применяется максимум в качестве экзотического "эстетического" напыления на поверхности некоторых видеокарт (Triplex и Soltek), способного, по заявлением производителей, улучшить тепловой режим видеокарты на 30%, сделав эту поверхность своеобразным распределителем тепла.

11.2.5.2. Водяное охлаждение
Вода - отличный теплопроводник и уже давно используется в этой роли в промышленных масштабах. В компьютерную отрасль она только начинает приходить ввиду сложности ее применения в бытовых условиях, опасности использования с компьютерной техникой и малой необходимостью настолько эффективного охлаждения.

В общем виде водяное охлаждение представляет из себя непосредственно блок охлаждения чипа, систему трубок, второй блок с помпой и радиаторами, хладагент - воду или другое жидкое вещество. Принцип действия таков: хладагент циркулирует по системе, эффективно отбирая тепло в блоке микросхемы и отдавая его системе радиаторов в блоке с помпой. Использование меди в этой конструкции (полностью или частично) способно существенно увеличить эффективность этой, и без того обладающей очень малым термическим сопротивлением, системы.

Система может быть как бесшумной, так и очень шумной - в зависимости от исполнения. Из других недостатков: опасность разгерметизации, может потреблять большую электрическую мощность, имеет высокую цену или сложна в изготовлении, часть деталей располагаются вне системного блока, встречается редко (и не в нашей стране :).

Пока использование водяного охлаждения целесообразно в двух случаях (естественно, вы должны быть готовы бороться/мириться с остальными недостатками):

1) необходимость максимально эффективного охлаждения (в т.ч. с модулем Пельтье, см. ниже);

2) необходимость создания бесшумной системы охлаждения.

11.2.5.3. Модули Пельтье
Модули Пельтье используют одноименный термоэлектрический принцип и представляют собой невысокую пластину, на которую подается ток, одна сторона ее холодная, а другая - горячая.

Достоинства: очень малое термическое сопротивление, возможность понижать температуру ниже температуры окружающей среды, отсутствие шума от самого модуля, возможность использования нескольких модулей последовательно.

Недостатки: очень большая электрическая мощность; очень большое тепловыделение, опасность образования конденсата, очень высокая цена, сложность в установке, сложность приобретения.

Это, пожалуй, самый эффективный "дожидкоазотный" способ охлаждения.

11.2.5.4. Жидкий азот
Охлаждение жидким азотом - самый экстремальный способ охлаждения. Ввиду сложностей и кратковременности использования применяется для установления рекордов и определения потенциала чипов. Приведен для справки :).

11.3. Улучшение охлаждения:
Имеющегося на карте охлаждения, как правило, совершенно недостаточно не только для результативного оверклокинга, но, зачастую, и для нормальной работы при плохом температурном режиме в системном блоке.

Доработка системы охлаждения - нормальная практика оверклокинга. Лично я, когда что-либо разгоняю, сразу ставлю дополнительное охлаждение, затем, при необходимости, дорабатываю его. Поэтому, если вы собираетесь серьезно и много заниматься оверклокингом, помогая друзьям и знакомым, привыкайте делать это довольно часто.

К сожалению, приведение четкой пошаговой инструкции невозможно из-за обширности вопроса, поэтому рекомендую перед какими-либо действиями прочитать данный пункт целиком.

11.3.1. Установка кулера
Если на чипе вашей видеокарты установлен один лишь радиатор, не колеблясь ставьте на него вентилятор. Без этого о разгоне можете и не думать - радиатор прогреется и полезут глюки и зависания.

Для установки подойдет старый вентилятор от процессоров Pentium и им подобных. При желании, можно подыскать вентилятор побольше или с большим количеством оборотов.

Как закрепить вентилятор на радиаторе?
Самый простой способ установить вентилятор - вкрутить его шурупами между ребер радиатора. Если используется вентилятор от кулера, то вы вполне можете воспользоваться теми же шурупами, которыми он был закреплен.

Этот способ не подходит, если вы не желаете оставлять следов на видеокарте из-за требований гарантии или чего-либо еще.

Других способов прикрепить вентилятор к радиатору море - насколько хватит вашей фантазии и подручных средств. Можно прикрутить его нитками; приклеить клеем; закрепить деталями из детского конструктора; подвесить над радиатором; притянуть тонкими резинками; установить на длинных подпорках, упирающихся в дно корпуса или в плату расширения ниже; использовать для крепления стенку корпуса и т.д.

Надеюсь, идею вы поняли :).

Что следует помнить - крепление должно быть достаточно надежным и не разваливаться почем зря.

Установка кулера на видеокарту
Чем больше площадь поверхности радиатора тем лучше охлаждение. На видеокарты устанавливают низкопрофильные радиаторы, чтобы они не мешали установке карт расширения в другие слоты. От такого радиатора большой эффективности ожидать не приходится. Поэтому его частенько стоит заменить на больший. Для этой цели подойдет радиатор от какого-либо процессора или специальный кулер, размер подбирайте визуально.

Закрепить кулер на чипе можно разными способами:

1) приклеить термоклеем;
2) смешать термопасту с суперклеем и закрепить полученной смесью;
3) использовать термопасту в центре чипа, а по краям смазать клеем и закрепить;
4) использовать крепления от старого радиатора (если имеются)
5) использовать отверстия для креплений в текстолите (если они есть);
6) любым другим способом (для идей см. предыдущий подпункт)

При установке большого по размеру охлаждающего устройства на чип вы можете столкнуться со следующими трудностями:

1) Использовать высокий радиатор вам может помешать другая плата расширения. Варианты решения:

переместить плату расширения;
использовать радиатор меньшей высоты;
уменьшить высоту радиатора путем распиливания его ребер.

2) Радиатор с большой площадью основания может упираться в какие-либо детали на плате (обычно конденсаторы) или в разъем слота видеокарты. Варианты решения:

выпилить из радиатора часть основания над местом расположения мешающих деталей;
если детали круглой формы, то можно высверлить для них "гнездо", помните, что этим деталям не стоит прикасаться к радиатору для избежания их нагрева и электрического контакта;
если вы не хотите распиливать радиатор, можно использовать "прокладку" нужной формы между чипом и радиатором из металла с высокой теплопроводностью, желательно меди, которая имела бы высоту достаточную, чтобы избежать контакта радиатора с выступающими деталями, между контактирующими поверхностями; обязательно использование термоинтерфейса, хотя, даже при его применении, эффективность такого решения будет ниже, чем прямой контакт радиатора с чипом.

3) Большой и тяжелый радиатор требует надежного крепления на плате. Это может потребовать комплексный подход к его крепежу, так как одного способа может не хватить. Кроме того, при ненадежном креплении радиатор может незаметно отделиться от чипа (при креплении, скажем, резинками или нитками или просто плохой подгонке одного к другому) и это может привести в том числе и к самым печальным последствиям.

Надеюсь, я убедил вас в необходимости надежного крепления.

Как снять старый радиатор/кулер?
Обычно фабричные кулеры крепятся на видеокарту такими способами:

1) Специальными пластмассовыми зажимами через отверстия в текстолите. Этот способ крепления не вызывает больших трудностей при снятии:

i. часто достаточно взяться за радиатор и потянуть его в сторону от чипа, иногда требуется приложить усилие;
ii. можно срезать крепления, но тогда вы не сможете ими снова воспользоваться.

2) Термоклеем. Тут чуть сложнее, хотя однажды фабрично установленный радиатор видеокарты с установленным мной вентилятором отвалился сам во время игры в Hitman'а посреди сложной и уже почти пройденной миссии :(. Инструкции:

i. потянуть за радиатор в сторону от чипа; если не получается, увеличить усилия; будьте осторожны с чрезмерными усилиями и не оторвите радиатор вместе с чипом!
ii. разогрейте конструкцию, сняв вентилятор, если он есть, и запустив на 10-30 минут интенсивное 3D-приложение; затем действуйте как в предыдущем пункте;
iii. если эти действия не помогают, можно попытаться срезать радиатор с чипа лезвием, острым скальпелем, канцелярским ножом или самой тонкой гитарной струной; эти действия можно сочетать с разогревом.
iv. еще один способ - вставить отвертку или скальпель между чипом и радиатором (если это физически возможно) и, прилагая усилие отделить радиатор; упирать инструмент непосредственно в поверхность видеокарты/подложку чипа не стоит - это чревато повреждениями видекарты.
v. можно также охладить конструкцию и действовать, как в первых случаях - клей более хрупок, чем чип или радиатор.

3) Суперклеем. Бывает и такое. Это самый сложный вариант. Пробуйте комбинации из варианта с термоклеем. Скорее всего, придется повозиться.

Не забудьте про термопасту!

Примите себе за правило при установке радиатора/кулера использовать термопасту. Это невзрачное вещество способно иногда творить чудеса, существенно улучшая эффективность охлаждения. Наносить ее следует равномерно по всей контактной поверхности максимально тонким слоем. Если у вас возникают проблемы с нанесением тонкого слоя, лучше сделайте его толще, чем оставлять "пробелы". При установке охлаждающей системы плотно прижмите радиатор к чипу и излишки термопасты выдаваться наружу.

Полировка контактных поверхностей
Термопаста призвана подменять собой воздушные ямки в неровностях поверхностей радиатора и чипа. Чтобы улучшить охлаждение еще больше, можно отполировать контактирующие поверхности радиатора и чипа, сведя до минимума возможные воздушные прослойки.

Ядро чипа покрыто защитной оболочкой, которая не является идеально плоской, кроме того уменьшив ее толщину можно приблизить охлаждающую систему к тому месту где она больше всего нужна.

Полировать/стачивать крышку чипа нужно самой мелкой наждачной бумагой, которую, для большей точности, можно приклеить к какому-нибудь предмету с плоской и ровной поверхностью.

Смотрите не перестарайтесь и не сточите ядро! :)

11.3.2. Охлаждение памяти
Память выделяет намного меньше тепла, чем GPU, но все равно может потребовать охлаждения, на высокоскоростные модули оно ставится уже на заводе. Ну а так как оверклокер знает, что лучше разгоняется то, что имеет меньшую температуру, он ставит охлаждение на все, что греется.

Обычно достаточно поставить на чипы памяти небольшие радиаторы. Получить их можно, распилив старый процессорный радиатор или любой другой, например тот, который вы уже сняли с чипа видеокарты. Естественно, что чем большего размера радиаторы мы установим, тем лучше будут охлаждаться чипы памяти. Этот вопрос должен решаться отдельно в каждом конкретном случае, например, дополнительный обдув видеокарты снижает требования к размеру радиаторов на памяти, т. к. фактически уже превращает их из пассивного в активное охлаждение.

Общий принцип установки радиаторов на память такой же, как и на чип.

11.3.3. Дополнительный обдув видеокарты
Дополнительный обдув видеокарты внешним вентилятором дает возможность лучше циркулировать воздуху около видеокарты, принося холодный и отводя горячий; улучшает отвод тепла с поверхности видеокарты, заменяя пассивное охлаждение активным.

Для обдува лучше всего подойдет большой вентилятор для блока питания 80х80 мм. Устанавливается он так, чтобы обеспечить обдув наибольшей поверхности видеокарты и самых горячих ее частей, при этом стремитесь охлаждать те места, где не установлено активное охлаждение, например, память.

11.3.4. Охлаждение обратной стороны видеокарты
Охлаждение обратной стороны видеокарты может осуществляться как путем установки дополнительного крупного вентилятора, описанной в предыдущем подпункте, так и установкой радиаторов, вентиляторов и кулеров. Охлаждение обратной стороны наиболее актуально для старых видеокарт, чип которых упакован так, что его ядро расположено не сверху, а снизу (например, серия Riva TNT) и имеющих чипы памяти с обеих сторон. Для очень мощных карт или при экстремальном разгоне это также может быть полезным.

11.3.5. Охлаждение в системном блоке
Как не охлаждай видеокарту, толку не будет, если у вас высокая температура внутри системного блока.

Современный компьютер содержит множество греющихся частей: процессор, жесткий диск, видеокарта, чипсет, карты расширения, CD-ROM, причем некоторых из них может быть и несколько. Поэтому приходится принимать меры для поддержания "здоровой" температуры внутри корпуса, что не только поможет разгону видеокарты, но и защитит от сбоев, потери информации, порчи и преждевременного выхода из строя оборудования.

Открытый корпус
Самый простой способ снизить температуру в корпусе на несколько градусов и предотвратить ее постепенный рост - снять крышку (или крышки) с системного блока. Недостатки, кроме того что туда теперь сможет залезть кто угодно, - повысившийся уровень шума, легкость проникновения пыли, возникновение застойных зон.

Грамотно спроектированный корпус с закрытой крышкой проветривается лучше, чем плохой с открытой. К сожалению такие корпуса пока редкость, но имеющийся можно доработать установкой дополнительных вентиляторов. В любом случае, улучшение или ухудшение охлаждения можно проверить при помощи термодатчика(ов).

Оптимизация шлейфов, пространства и проч.
Загляните внимательно в свой системный блок: какие препятствия стоят на пути прохода воздуха? Прикрепите все эти шлейфы и провода к стенкам или так, чтобы они меньше мешали потоку воздуха, разнесите жесткие диски, CD-ROM'ы и платы расширения, если это нужно.

Дополнительные вентиляторы
Установка дополнительных вентиляторов - самое правильное решение для хорошего охлаждения внутри системного блока. Про их правильную установку сказано уже много и я здесь не буду затрагивать этот вопрос.

11.3.6. Бловеры и им подобные
Бловеры - специальные устройства, которые занимаю слот карты расширения и выдувают воздух из корпуса. Их преимущество - можно организовать отток теплого воздуха от конкретной карты, при малом объеме свободного места в системном блоке или при большой скученности внутри него.

11.3.7. Охлаждающие карты
Можно сделать некоторое подобие бловера самому из старой или неисправной карты расширения, установив на нее вентилятор(ы) и вырезав кусок текстолита для прохода воздуха. При этом питание для вентилятора можно брать прямо из слота. Конечно, выдувать воздух из корпуса она не сможет, но обеспечивать дополнительное охлаждение при максимальном удобстве установки - запросто.

11.4. Комплексный подход к охлаждению
Когда вы занимаетесь улучшением охлаждения, важно комплексно и сбалансировано подходить к решению этого вопроса. Прежде чем начать что-то делать, подумайте как будут проходить потоки воздуха, в каком порядке будут охлаждаться устройства, как оптимально расположить охлаждающие механизмы, достичь наименьшей шумности и т.д.

Т.к. этот вопрос важен не только для разгона видеокарт и вообще не только для разгона, в будущих версиях FAQ'а он будет значительно дополнен и расширен.

12. Меры предосторожности

При работе с компьютерным оборудованием вообще и при разгоне в частности, необходимо соблюдать меры предосторожности:

12.1. Статическое электричество
Микросхемы можно вывести из строя разрядом статического электричества. Если у вас повышенный уровень статики, примите меры предосторожности: заземление (можно прикоснуться к заземленному предмету, прежде чем трогать электронику), избежание благоприятствующих статике ситуаций - одежды, химикатов и прочего.

12.2. Большие усилия
Основная заповедь сборщика компьютеров - не пихай, если не лезет. Будьте осторожны с чрезмерными усилиями! Обычно они указывают на то, что вы что-то неправильно делаете. Применяйте силу, только если вы уверены, что она нужна. Кроме того, чем больше усилия, тем больше вероятность что молоток/отвертка/гвозди/паяльник или то другое, чем вы орудуете, соскочит и повредит что-нибудь.

12.3. Ножки микросхем
Не замкните случайно ножки микросхем! Это может произойти из-за капли токопроводящего вещества (например клея или некоторых видов термопасты) и физического контакта вас с ними :) или другой причины. Что может произойти, если замкнуть парочку, я думаю вы догадываетесь...

12.4. Падение слабо закрепленных предметов
Если вы что-то устанавливаете в системном блоке (вентиляторы, кулеры, радиаторы и т.д.), убедитесь, что вы хорошо их закрепили. Уверяю вас, отвалившийся с неслабо разогнанной видеокарты массивный металлический радиатор с парочкой вентиляторов, с грохотом упавший на вашу звуковую карту и вырвавший ее из слота посреди сложной миссии, не доставит вам особого удовольствия.

12.5. Металлическая стружка
Если вы что-то распиливаете/сверлите, постарайтесь делать это не в системном блоке если есть такая возможность. Металлическая стружка, незаметно засыпавшая вашу электронику, способна развлечь вас после трудных и скучных часов распиливания.

13. Какими программами разгонять?

Разгон видеокарт осуществляется программными средствами. Каждая видеокарта имеет свои собственные команды для изменения частот, поэтому, прежде чем разгонять, вам надо запастись соответствующими программами.

Программы для разгона видеокарт можно разделить (с точки зрения оверклокера) на две группы: действующие после перезагрузки и действующие мгновенно. Вторые, по понятным причинам, предпочтительнее.

13.1. Драйверы (реестр)
Частоты многих видеокарт можно изменить, задавая значения определенных ключей в реестре. Часто возможность изменения рабочих частот находится прямо в настройках драйвера. Бывает, что она "спрятана" и включается изменением, опять же, реестра.

13.2. Программа Power Strip
Это самая универсальная программа. Она позволяет разогнать практически любую видеокарту и поэтому постоянно обновляется с целью поддержки самых современных продуктов. Имеет множество других полезных возможностей по настройке самых разнообразных параметров видеокарты и изображения. Недостаток - она shareware.

Последняя версия Power Strip

13.3. Видеокарты Nvidia
Наиболее популярные программы для настройки и разгона видеокарт на чипах фирмы Nvidia - NVmax и Riva Tuner.

13.4. Видеокарты 3dfx
Видеокарты 3dfx содержат в драйвере скрытую вкладку для оверклокинга, аналогичную возможность предоставляет программа Voodoo Overclocker, но самый лучший выбор - Voodoo Control.

13.5. Видеокарты ATI
Видеокарты ATI разгоняются при помощи программы Power Strip.

14. Как проверить стабильность?

Когда вы будете заниматься разгоном видеокарты, перед вами встанет вопрос проверки стабильности ее работы.

Нестабильность может выражаться в зависаниях, артефактах изображения (посторонние точки, полосы, выпадание текстур, странные цвета). И то, и другое значит, что видеокарта переразогнана (в данных условиях), и надо снизить частоты ее работы и/или улучшить условия ее работы.

14.1. Чем проверить стабильность?

14.1.1. Специальные тестовые пакеты
Тестовые пакеты, например всем известная серия 3DMark, создаются для сравнительного измерения производительности видеокарт своего времени. Хоть они и не создавались для целей тестирования стабильности разогнанных видеокарт, они вполне подходят для этого, так как поддерживают множество функций 3d-акселераторов и могут загрузить их работой на полную мощность. Естественно, для оптимального результата, используйте тестовый пакет, выпущенный для видеокарт того поколения, которое вы имеете - более ранние версии не смогут загрузить вашу видеокарту в полную силу, а слишком новые приведут к прокачке большого количества текстур и чрезмерному задействованию центрального процессора вместо полноценной работы видеокарты.

Обычно такие тесты имеют "пакетный режим работы", при котором можно указать сколько раз/часов необходимо запускать тесты пакета, или запустить их бесконечно. В 3DMark'е такой режим доступен только после регистрации программы.

14.1.2. Демонстрационные программы
Демонстрационные программы создаются, чаще всего, производителями видеокарт для демонстрации их возможностей и быстродействия. Поэтому они часто поддерживают большее количество функций 3d-акселератора, чем тестовые пакеты и весьма требовательны к производительности и вполне могут стать более мощным стресс-тестом вашей видеокарты.

14.1.3. Игры
Игры обычно поддерживают меньше функций акселератора, чем тестовые пакеты и демонстрационные программы, но тоже вполне сгодятся для проверки стабильности. Это самый приятный способ проверки - одновременно можно поиграться.

14.2. Длительность тестирования
При проверке стабильности важным условием является длительность тестирования. Если нестабильность не проявилась в течение 5 минут, это не значит, что она не появится через 2 часа. Видеокарта должна хорошо прогреться, прежде чем можно будет говорить о ее стабильности/нестабильности. При первых шагах в разгоне достаточно очень быстрой проверки (буквально, поднял частоты, запустил игру - работает, поднимаем частоты дальше) для определения примерного потенциала карты. Для точного же определения необходима очень длительная и всесторонняя проверка на стабильность - разными программами и длительное время.

Один из хороших способов - оставить разогнанную видеокарту прокручивать демку из тестового пакета/игры на ночь - если с утра все работает, не сбоит и не зависло - система стабильна.

15. Какие программы/игры можно использовать для тестирования производительности?

Основная цель разгона - повышение производительности. Но определить величину роста "на глаз" часто бывает затруднительно. Кроме того, разные комбинации частот (например синхронность/асинхронность) могут по-разному влиять на производительность. Да и чтобы просто друзьям похвастаться (или самому оценить) без программы для оценки производительности видеокарты не обойтись. Этот пункт перекликается с предыдущим (Как проверить стабильность?), так что, если вы еще его не прочли сейчас - самое время.

Итак, можно использовать следующие программы:

15.1. Специальные тестовые пакеты
Вот они как раз для этого и создавались. Самый удобный вариант - выдают итоговый результат, который, как правило, прозрачно отражает результат повышения частоты при разгоне. Выдают подробную статистику по тестам. Удобно сравнивать с другими системами и достижениями других оверклокеров. Напомню, лучше использовать тест, который создан для видеокарты вашего поколения - его результат будет более адекватен реальному росту производительности.

15.2. Тестовые пакеты от производителя
Производители видеокарт создают собственные тесты производительности, которые по совместительству должны демонстрировать возможности видеоакселератора и его скоростной потенциал, возможно даже при использование какого-то определенного набора функций. Как недостаток - они "заточены" под видеокарты определенного производителя или даже определенную модель, следовательно, могут не запуститься на другой видеокарте, а если и запустились, то возникают вопрос о корректности сравнения полученных результатов, а также о том, насколько правильно тест отражает изменение быстродействия в приложениях "реального мира".

15.3. Игры
Популярные 3d-игры часто содержат в себе возможность измерения количества кадров (мгновенного и среднего) и являются как раз теми "приложениями реального мира", ради которых, в основном, и производится разгон видеоадаптера. Самые популярные - такие как серии Quake, Unreal и некоторые другие стали "эталоном" производительности и используются для целей ее измерения также широко, как и тестовые пакеты. Демо-версии игр я бы советовал использовать с теми же предосторожностями, что и Тестовые пакеты от производителя.

Quake 2
Вызовите клавишей "~" консоль и введите следующие команды:

s_initsound 0
snd_restart
timedemo 1
map название_демки.dm2

Это приведет к отключению звука и запуску демки.

Quake III Arena
Вызовите игровую консоль нажатием "~", затем введите команду timedemo 1 и запустите демку из одноименного меню Quake III. После окончания демки, вызовите консоль еще раз, теперь вы увидите там среднюю частоту кадров при использовании данной демки.

Для отключения звука, применяются такие же команды, как и Quake 2: s_initsound 0 затем snd_restart.

Unreal Tournament
1) Копируем демку (к примеру utbench.dem) в каталог UT\SYSTEM, где UT это каталог, в который была установлена игра.
2) Запускаем игру.
3) Устанавливаем требуемые настройки качества картинки.
4) Входим в консоль нажатием клавиши "~".
5) Набираем timedemo 1
6) Набираем demoplay utbench
7) Жмем еще раз "~", иначе консоль не закроется, когда демка уже запустится.
8) Ждем окончания демки.
9) Жмем еще раз "~", в последней строке должны быть минимальный, максимальный и средний fps.

Unreal Return To Napali
1) Запускаем игру.
2) Устанавливаем требуемые настройки качества картинки.
3) Возвращаемся в окно, где крутится демка.
4) Входим в консоль нажатием клавиши "~".
5) Набираем timedemo 1
6) Жмем еще раз "~", для закрытия консоли.
7) Через 2-3 цикла фиксируем значения fps.

MDK II
При запуске игры появится окно с настройками, указав которые можно щелкнуть по кнопке "Test" и, по окончании демо, будет выдана средняя частота кадров. Есть правда подозрение, что она ограничена максимальным уровнем в 60 fps.

Expendable
Запустить go.exe с ключом "-timedem2". Результат тестирования записывается в папку игры в файл timedemo.txt

Serious Sam
1) Запускаем игру, устанавливаем требуемые настройки качества картинки, отключаем звук.
2) Входим в консоль нажатием клавиши "~".
3) Набираем /dem_bprofile=1
4) Жмем еще раз "~", для закрытия консоли.
5) Запускаем демку через меню игры.
6) Ждем окончания демки.
7) Жмем еще раз "~", для открытия консоли.
8) Фиксируем значения среднего fps и минимального пика.

Инструкции по измерению производительности конкретной игрой

Вы знаете, как измерить производительность в игре здесь не указанной? Тогда, будьте добры, поделитесь этой полезной информацией с общественностью отослав ее мне (a_fin@ukrtop.com) для размещения в этом разделе. Написать "Прислал многоуважаемый Иванов Иван", мы естественно, не забудем :).

15.4. Программа Fraps
Если игра принципиально не поддерживает измерение количества кадров в секунду, можно воспользоваться крохотной утилиткой Fraps, которая умеет отображать частоту кадров в одном из углов экрана и кое-что еще.

16. Как разгонять? Рекомендуемая процедура разгона.

А теперь то, что вы так долго ждали :). Следуя приведенной процедуре, вы можете максимально безопасно разогнать видеокарту.

Надеюсь, вы не поленились прочесть предыдущие разделы этого FAQ'а и уже имеете: адекватную систему охлаждения, программу для разгона вашей видеокарты, программы для тестирования стабильности, которые по совместительству могут являться программами для измерения производительности. Конечно, часть этих компонентов не является обязательной. Можно разгонять и "на глаз", без особого тестирования и доработки охлаждения; вы даже получите определенный положительный результат. Но я надеюсь, что, раз уж вы читаете эти строки, то вас интересует серьезный и максимальный разгон, для которого вам и понадобятся перечисленные "инструменты оверклокера".

16.1. Инструкция
Частоту следует повышать постепенно, шагами, в зависимости от начальной частоты: для 100-мегагерцевой платы - по 5 Мгц, для 200-мегагерцевой - по 10 МГц и т.д. Затем провести краткую проверку и повышать частоту дальше. По достижении нестабильности (ошибки, зависания), необходимо откатится на последние рабочие частоты и от них уже повышать отдельно частоты памяти/чипа для определения того, что именно из них сдерживает дальнейший разгон и установки максимально возможной частоты второго компонента.

После достижения "максимальных" частот следует провести тщательную проверку работоспособности. После нескольких минут проверки на стабильность стоит проверить степень нагрева - потрогать чип/радиатор на чипе или посмотреть на показания термодатчика (если он установлен) - если температура довольно высокая, нельзя долго держать руку или показатели термодатчика порядка 70оC, то следует позаботиться о дополнительном охлаждении. Если же температура в порядке, то приступайте к расширенному тестированию стабильности.

После нахождения частот "абсолютной стабильности" и максимальной производительности можно, повышая частоты чипа/памяти по очереди на 1-2 МГц достичь точных граничных частот для вашей видеокарты. Для этого потребуется длительное тестирование каждого или каждых нескольких значений, так как при приближении к граничным частотам работы нестабильность выявить сложнее.

Обращаю ваше внимание на то, что по отдельности чип и память могут заработать на более высоких частотах, чем при одновременном их разгоне. Поэтому для нахождения оптимальной комбинации их частот следует совмещать тестирование стабильности с замерами производительности.

16.2. Алгоритм разгона
Суммируя вышесказанное, приходим к следующему алгоритму:

1) повышаем частоту чипа и памяти по 5-10-... МГц и проводим предварительное тестирование работоспособности
2) если начались ошибки/зависания возвращаемся к последним стабильным частотам, если нет повторяем с 1)
3) постепенно повышаем частоту чипа и проводим предварительное тестирование
4) при нестабильности производим откат и идем далее
5) постепенно повышаем частоту памяти и проводим предварительное тестирование
6) при нестабильности производим откат и идем далее
7) с полученными предварительными итоговыми частотами начинаем углубленное тестирование
8) в случае нестабильности понижаем частоты чипа/памяти и продолжаем углубленное тестирование до получения абсолютной стабильности
9) проводим углубленное тестирование, повышая по очереди частоты чипа и памяти на 1-2 МГц до нахождения максимальной по частоте и производительности их комбинации с сохранением абсолютной стабильности

17. Как влияет БИОС видеокарты и его версия на разгон?

Всем известно, что БИОС материнской платы способен очень сильно влиять на разгон процессора и, зачастую, управлять им. Возникает естественный вопрос: а как БИОС видеокарты влияет на ее разгон? Ниже я попытаюсь отразить все варианты.

Внимание: все перечисленные варианты требуют перепрошивки и в большинстве модификации БИОСа видеокарты, к тому же еще не готов "FAQ по перепрошивке БИОСа видеокарт", и я вынужден поместить грозное предупреждение "ТОЛЬКО ДЛЯ ОПЫТНЫХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ!!!".

Прошивка неправильного БИОСа может привести, в лучшем случае к черному экрану после перезагрузки, а в худшем - к порче видеокарты. И если в первом случае вполне реально, используя соответствующую методику, вернуть все как было, то во втором - увы, последствия необратимы. Я вас предупредил!

17.1. Прошивка БИОСа от более мощной карты для "перманентного" разгона
Можно прошить БИОС от карты на базе этого же видеочипа, но с более высокими частотами (например, GeForce 4 Ti4200 прошить БИОСом от Ti4400), чтобы каждый раз не выставлять их вручную. Конечно, вы должны быть уверены, что видеокарта наверняка работает на таких частотах.

Недостатки метода: видеокарта может работать и на более высоких частотах, чем в прошиваемом БИОСе; необходимость тщательного подбора во избежание прошивки БИОСа, с которым карта не сможет работать.

В БИОСе видеокарты обычно зафиксированы значения объема видеопамяти, ее типа, таймингов; информация о дополнительных функциях и микросхемах - TV in/out, DVI, термодатчик и т.п. Поэтому, уж если вы решились прошивать БИОС, постарайтесь найти нужную версию от максимально похожей на вашу видеокарты.

17.2. Тайминги памяти
Память способна работать на определенной частоте только с определенными таймингами: для достижения более высокой частоты их необходимо увеличить, а на более низкой возможны меньшие тайминги. Т.к. видеокарта работает в основном с непрерывным потоком данных, а не случайной выборкой из них, то установление замедленных таймингов должно более чем компенсироваться возросшей частотой работы памяти.

Тайминги памяти видеокарты зашиты в ее БИОСе, и если вы располагаете информацией по их изменению, можно попытаться, перепрошив измененный БИОС, разогнать память еще сильнее.

17.3. Версия
Производители не сильно афишируют те изменения, которые они вносят в БИОС и его внутренние параметры, т.к. это, с их точки зрения, не должно заботить пользователя и способно привести только к излишним расходам на поддержку и частой порчи видеокарт из-за ошибок пользователей. Разные версии БИОСа для одной и той же видеокарты могут изменять значения совершенно неожиданных параметров, которые могут (или не могут) положительно или отрицательно влиять на разгон.

17.4. Модификация БИОСа
Существуют программы, которые позволяют изменять различные значения в образе БИОСа для дальнейшей прошивки. Неправильные значения параметров могут привести к печальным последствиям, поэтому пользуйтесь такими программами ТОЛЬКО ЕСЛИ ВЫ НА 100% УВЕРЕНЫ В ТОМ, ЧТО ДЕЛАЕТЕ и с максимальными предосторожностями.

18. Экстремальный разгон

Экстремальный разгон получил свое название из-за большого количества трудностей и опасностей при его проведении, и из-за ощутимо лучших его результатов. Применительно к видеокартам он заключается в повышения питающего напряжения на микросхемах видеокарты - видеочипа и памяти - и/или применении "экстремального" охлаждения.

Т.к. я по объективным и субъективным причинам не имею достаточного опыта и знаний для полноценного освещения этого раздела, я прошу людей, обладающих оными опытом и знаниями, помочь в наполнении этого раздела. Если у вас есть что-то полезное (ссылки, свои мысли, свой опыт, инструкции, прочее) - присылайте их мне.

18.1. Опасность экстремального разгона
Экстремальный разгон видеокарт - это в первую очередь перепайка элементов питания с целью повышения напряжения. Отсюда такие опасности:

неправильной перепайки - перепаяли что-то не то и получите 4 В вместо 2 В со всем поднимающимся дымом...
неосторожности - паяльником подпаивать миниатюрные ножки микросхем не так-то просто, может и рука случайно дрогнуть...
выхода из строя от повышенного напряжения - как правило повышение напряжения до 20% безопасно, а ведь иногда возникает желание поднять еще, или карта почему-то больше 15% сгорает - риск.
незнания - если вы в чем-то ошиблись (не ту инструкцию прочли, не те детали использовали, в уме неправильно подсчитали) - результат возможен все тот же.

Если же вы уверены в своих силах, с детства крепко держите в руках паяльник, у вас есть знакомый радиолюбитель и вы умеете в интернете пользоваться поиском, а, возможно, ничего и никогда не боялись, да еще и острые ощущения любите - то экстремальный разгон явно для вас :D.

18.2. Повышение напряжения питания
Для того чтобы повысить напряжение питание на чипе и памяти вашей видеокарты надо хотя бы иметь принципиальную схему или инструкцию. Далее подпаиваются нужные сопротивления к нужным ножкам нужных деталей и получаются нужные напряжения :).

18.3. Экстремальное охлаждение
Про экстремальное охлаждение уже было сказано в разделе 11.2.5. Напомню, что температура зависит от напряжения квадратично и поэтому при экстремальном разгоне нам может понадобится "экстремальное" охлаждение.

Можно применить такие способы:

мощная классическая воздушная система охлаждения;
жидкостное охлаждение;
охлаждение с применением модуля Пельтье;
использование холодильника/морозильной камеры/деталей от них;
использование естественных природных условий (зимой) для недолговременного экстремального разгона.

Два последних метода не упоминались ранее. Главная опасность при их использовании - возможность образования конденсата.

19. Заключение

Итак, вы дочитали этот FAQ до конца. Поздравляю. Значит вы действительно Оверклокер. Только настоящий оверклокер читает все статьи по разгону до последнего слова в надежде найти что-то новое. Если же вы не были оверклокером, то после прочтения должны были им стать :).

Если вы уже опытный оверклокер, то возможно вы ничего особо нового для себя не узнали, но, надеюсь, упорядочили свои знания в систему.

Если же вы никогда не занимались вещами, описанными в данном FAQ'е, то мой вам совет - перечитайте его еще раз. А потом еще раз.

Я приложил все усилия для того, чтобы после прочтения данного материала вы смогли максимально эффективно заниматься разгоном видеокарт. Если мои усилия не пропали зря, то я уже предельно рад.

19.1 О FAQ'е
Сколько я не встречал статей и FAQ'ов по разгону, я могу отметить из них лишь несколько стоящих и несколько действительно отличных работ на пересекающиеся темы. Этот материал - реализация моего виденья, каким должен быть FAQ по разгону: цельным, подробным, избыточным, обновляемым. Признаюсь, не всё я осветил так, как мне хотелось бы. Но к счастью, исправить это - вопрос лишь времени и сотрудничества.

Целью создания было предоставить "самодостаточный" материал, которого в свое время так не хватало мне, такого, чтобы после прочтения начинающий, но жаждущий знаний пользователь смог в полном объеме заняться освещаемым вопросом и стать специалистом в этой области - было бы желание.

Создавая этот FAQ, я пытался совместить два трудно совместимых принципа - принцип "учебника", т.е. последовательность и четкая структурированность материала и непосредственно FAQ'а - часто задаваемые вопросы и ответы на них.

Насколько у меня все получилось судить вам.

Надеюсь вы откликнетесь и поможете в расширении и дополнении FAQ'а на благо будущих поколений оверклокеров и для увековечивания своего доброго имени.

19.2 Об авторе и его планах
Автор обладает ложной скромностью, поэтому признается, что зовут его Алексей Ф, живет он в г. Донецке, Украина и имеет самоназвание fin. Им же создан и поддерживается еще молодой сайт "Voodoo drivers" с текущим адресом www.interdon.net/~fin (который в скором времени, я надеюсь, изменится на более благозвучный), посвященный, в первую очередь, тестированию драйверов для видеокарт 3dfx Voodoo (счастливым обладателем коих являются автор и несколько его друзей), а также претендующий на звание "все что нужно владельцу Voodoo".

Связаться со мной можно по адресам fin@interdon.net, a_fin@ukrtop.com. Убедительная просьба писать по делу и после досконального изучения FAQ'а, благо теперь он есть. Вопросы советую задавать также на форуме сайта http://www.overclockers.ru/, там вам максимально оперативно помогут опытные оверклокеры.

В планах числится создание FAQ'а по перепрошивке БИОСа видеокарт, рассматривается доработка этого FAQ'а до FAQ'а по разгону вообще, или, как вариант, до "Самого полного учебника по разгону в вопросах и ответах". Кроме того, специально для своего сайта я планирую сделать адаптированную версию данного материла в "FAQ по разгону видеокарт 3dfx Voodoo".

19.3 Об истории создания FAQ'а
История создания данного FAQ'а, как водится, неожиданна и полна случайностей и совпадений. Началось все со списка будущих статей для моего сайта Voodoo Drivers. Начал я со статьи наиболее близкой и приятной мне по духу, а потому легкой в написании - "FAQ по разгону видеокарт 3dfx Voodoo". Ну а так как я проповедую принцип "если что-то делаешь - делай это максимально хорошо, даже, по возможности, - красиво", то примерное содержание FAQ'а быстро разрослось до неимоверного количества пунктов. Приступив к наполнению получившегося "каркаса" текстом, я понял, что если отнять 10% информации по видеокартам 3dfx и добавить 20% информации по видеокартам вообще, то получится полноценный "FAQ по разгону видеокарт". И тут как раз на сайте http://www.overclockers.ru/ объявили конкурс. Особенно меня порадовала фраза "все авторы получат подарки" (я уже давно мечтал о футболке с гордой надписью "overclockers.ru"). Мое усердие увеличилось еще сильнее - во-первых, для серьезного сайта нужен серьезный материал, во-вторых, я понял, что делаю действительно нужное и полезное дело, в-третьих, манил приз. Кроме того, мне было немного непонятна ситуация: ведь что ищет человек, зашедший на сайт посвященный разгону? Это (как мне кажется): 1) инструкции и рекомендации как разгонять; 2) информация о пригодности к разгону конкретных железок. Второе было, если и не в избытке, то постепенно стремилось к нему, а первого компонента (на мой взгляд, даже более важного из-за его "первичности") было, прямо скажем, маловато. И такая ситуация царила на всех без исключения компьютерных сайтах. Когда-то (кажется совсем недавно) я был как раз таким "жаждущим знаний" "опытным пользователем", который собирал подобную информацию по крохам. Эту несправедливость надо было исправить и мое рвение увеличилось еще сильнее :).

Результат двухмесячного труда перед вами. Меня многое отвлекало, многие посильно чинили мне препятствия, кто неприятностями, а кто дружеским распитием двух литров пива :), а одному человеку я три дня писал письмо в армию размером чуть поменьше этого FAQ'а. По "семейным" и бюджетным обстоятельствам даже был перерыв в работе над FAQ'ом сроком на долгие три недели. Я рад, что смог быть полезен множеству людей и, по моему собственному философскому убеждению, "сделал мир лучше".

Сейчас во мне поселились противоречивые чувства - я впервые пишу для общего обозрения такую серьезную статью и, наверное, профессиональным авторам они знакомы. Этот FAQ одновременно является и частью самого меня, и обобщением опыта многих других людей, и самостоятельным существом, которое отправляется в автономное плавание и будет изменяться уже даже и без моего участия.

19.4 Благодарности
Хотелось бы поблагодарить мою девушку Олю и моих родственников за то, что они, постоянно отвлекая меня, выработали во мне железную силу воли и иммунитет к любого рода помехам.

Благодарю команду сайта http://www.overclockers.ru/ за отличную работу, которая и вдохновила меня "на подвиги", а также выражаю благодарность лично Doors4ever'у за ценные замечания к статье.

Спасибо всем, кто оценил мою работу - ваша оценка мне как бальзам на душу.

Заранее спасибо всем, кто откликнется с предложениями/дополнениями к FAQ'у.

20. Приложения

20.1 До каких частот гонятся отдельные видеокарты? (Статистика)

Статистика по разгону видеокарт пока в разработке, после ее появления сюда будет добавлена соответствующая ссылка.

20.2 Стандартные (рекомендованные производителем) частоты видеокарт

Таблица постоянно дополняется и расширяется. У вас есть не вошедшие в этот перечень данные? Поделитесь!

Модель Частота GPU Частота памяти
Nvidia
Riva 128    
Riva TNT 90 110
Riva TNT2 Vanta LT 80 100
Riva TNT2 Vanta 100 125
Riva TNT2 M64 125 150
Riva TNT2 125 150
Riva TNT2 Pro 142 166
Riva TNT2 Ultra 150 183
GeForce SDR 120 166
GeForce DDR 120 150
GeForce 2 MX 175 166
GeForce 2 MX 200 175 166
GeForce 2 MX 400 200 183
GeForce 2 GTS 200 166
GeForce 2 Pro 200 200
GeForce 2 Ti 250 200
GeForce 2 Ultra 250 230
GeForce 3 Ti 200 175 200
GeForce 3 200 230
GeForce 3 Ti 500 240 250
GeForce 4 MX 420 250 166
GeForce 4 MX 440 270 200
GeForce 4 MX 460 300 275
GeForce 4 MX 440 8x 275 256
GeForce 4 Ti 4200 250 222 (250)
GeForce 4 Ti 4400 275 275
GeForce 4 Ti 4600 300 325
GeForce 4 4200 8x 250 256
GeForce FX    
ATI
Rage 128    
Rage 128 Pro    
Rage Fury MAX    
Radeon SDR 160 160
Radeon DDR 166 166
Radeon LE 148 148
Radeon VE (7000) 193 183
Radeon 7200 155 155
All-in-Wonder 7500DV 260 190
Radeon 7500 290 230
All-in-Wonder 8500DV 230 190
Radeon 8500 275 275
Radeon 8500 LE 250 250
Radeon 9000 250 200
Radeon 9000 Pro 275 275
Radeon 9500    
Radeon 9500 Pro    
Radeon 9700 300 300
Radeon 9700 Pro 325 310
3dfx
Voodoo    
Voodoo Rush    
Voodoo 2    
Voodoo Banshee    
Voodoo 3 1000 125 синхронно
Voodoo 3 2000 143 синхронно
Voodoo 3 3000 166 синхронно
Voodoo 3 3500 183 синхронно
Velocity 100 143 синхронно
Velocity 200 143 синхронно
Voodoo 4 4500 166 синхронно
Voodoo 5 5500 166 синхронно
SiS
SiS 305    
SiS 315 166 166
Xabre 80    
Xabre 200 200 183
Xabre 400 250 250
Xabre 600 275 275
S3
Savage 3D    
Savage 4    
Savage 2000    
PowerVR
Kyro 115 синхронно
Kyro II 175 синхронно
Kyro II SE 200 синхронно
Matrox
G200    
G400    
G450    
G550    
G1000 Parhelia 220 275
Rendition
Verite 2000    
Verite 2100    
Verite 2200 55 110
Trident
BladeXP 166 166

20.3 Словарик начинающего оверклокера
Сюда помещены термины, которые могли бы быть непонятны. Так как мне все понятно, то я мог что-то пропустить. Если вы не нашли то слово, которое хотели, сообщите - я обязательно объясню его значение и добавлю сюда.

Видеодаптер, видеокарта, видюха, видеоакселлератор - означают одно и то же.

Гнать = разгонять :)

Распределитель тепла (англ. heat spreader) - металлическая пластина, закрывающая ядро процессора для защиты от механических повреждений и увеличении поверхности теплоотвода, создается из специального сплава.

GPU - с легкой руки компании Nvidia (производителя серии GeForce) чип на видеокарте начали называть GPU - Graphics Processing Unit - графический процессор по аналогии с CPU (центральный процессор), чтобы подчеркнуть сложность и производительность современных разработок.

© Прислано Fandnb из г.Питера (fandnb@mail.ru)

вернуться к содержанию
У нас к Вам осталась единственная просьба. Пишите нам о том, что Вам действительно интересно, чтобы наше издание в полной мере соответствовало Вашим требованиям и интересам. Наш адрес: mobio@yandex.ru.

До скорых встреч!
© 2003-2004 редакция / Перепечатка информации возможна, обязательно обращайтесь.
Редакция: mobio@yandex.ru
Все виды сотрудничества: mobio@yandex.ru

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Адрес подписки
Отписаться

В избранное