Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Записки СисАдмина2

  Все выпуски  

Журнал "Системный администратор" ЕСМ: рынок-2012


Александр Кодниржурналист

ЕСМ: рынок-2012

Управление корпоративным контентом (Enterprise Content Management – ЕСМ) стало естественным атрибутом современного бизнеса, российского в том числе. Конкурентоспособность компаний все больше зависит от эффективности документооборота, от управления электронной почтой и огромным массивом неструктурированной информации, а это, в свою очередь, требует неких перемен и в технологиях, и в стереотипах сознания

Какие же тенденции в сфере делового управления демонстрирует мировой рынок, и насколько восприняты они рынком отечественным?

Одной из главных тенденций, по мнению Павла Костюрина, директора по продукции QNAP Russia, становится понимание того факта, что управление корпоративной информацией с помощью специальных систем – это не самоцель и не панацея для решения текущих проблем, хотя даже в компаниях, где работа с информацией второстепенна, из-за роста количества данных в электронном виде, а также из-за их многообразия потребность во внедрении ECM возрастает.

Кроме того, на интенсивное развитие ECM-систем, на увеличение их функциональности должно сыграть усиление конкуренции на данном рынке.

Другой наш эксперт, гендиректор питерской компании WaveAccess Илья Фейгин, утверждает, что, хотя традиционно ЕСМ ассоциируется с управлением документами (включая их создание, экспорт/импорт, контроль версий, поддержку бизнес-процессов), сегодня акцент переместился на создание портала, используемого сотрудниками для взаимодействия по различным, а не только чисто деловым вопросам. Подобно большинству аналитиков, среди глобальных тенденций Фейгин отмечает перевод ПО и ЕСМ-решений в облака.

Сюда же примыкает и тема использования в корпоративной среде планшетных компьютеров – она стала актуальной с момента выхода на рынок Apple iPad, а с появлением ОС Windows 8 на корпоративном рынке ускорился процесс интеграции традиционных и планшетных технологий.

Среди прочих тенденций гендиректор WaveAccess выделяет увеличение в контенте доли видеоматериала; мультиязычность; акцент на встраивание в контент систем бизнес-аналитики, обрабатывающих корпоративные данные онлайн для прогнозирования и принятия бизнес-решений.

Насколько вероятен рост ЕСМ-рынка в ближайшем будущем и за счет чего? Одним из главных стимулов, согласно исследованиям IDC, может стать усиление госконтроля, ведущее к большей прозрачности бизнеса.

Из других весомых факторов эксперты выделяют удешевление лицензий (этим путем следуют Oracle и Microsoft), практичность (если сотрудникам удобнее Outlook и обращение к документам из привычных ERP или CRM, нужны продукты именно с такими возможностями), наконец, простота поддержки (системе электронного хранения необходимы легкость расширения и администрирование).

Впрочем, развитие рынка ЕСМ еще не привело к полному отказу от бумажного документооборота. Активно развивается комплексное управление услугами печати (Managed Print Services, MPS).

Среди его плюсов – возможность отказа от непрофильных активов, общее сокращение расходов, оптимизация кадровых ресурсов; большая прозрачность трат, рост операционных расходов за счет уменьшения капитальных.

Мнение эксперта
Развитие СЭД
Тенденция смещения «центра тяжести» задач автоматизации в сторону внедрения СЭД/ECM-систем сохраняется несколько последних лет, причем и для бизнес-структур, и для госсектора. Сейчас государство активно выступает не только как регулятор, но и как контрагент рынка СЭД. Активно развивается проект СМЭВ. А компании поставляют системы уже с контуром обеспечения государственных услуг. Так, на базе EOS for SharePoint реализован проект в Бурятии, а сейчас автоматизация госуслуг возможна в рамках облачного решения «О7.ДОК» и системы «ДЕЛО». Вектор требований заказчиков сместился от «классических» СЭД к комплексным решениям: СЭД интегрируются с информационными системами, реализуют портальные и облачные проекты, межведомственный и межкорпоративный документооборот. Современные СЭД должны обеспечивать пользователям мобильных устройств постоянный доступ к корпоративной информации из любой точки мира. СЭД/ECM-системы все активнее используются как средства коллективной работы и общения сотрудников. Получили распространение решения, которые позволяют пользователям создавать «личное пространство» и в чем-то копируют функционал социальных сетей. Примеры – активно захватывающие рынок платформы EOS for SharePoint и eDocLib. И последнее – для малого и среднего бизнеса необходимы экономичные способы хранения контента. Поэтому отрасль уверенно движется к решениям по модели SaaS. Сдерживающими факторами в переходе на электронный документооборот выступают отсутствие правового статуса электронного документа и нормативные препятствия широкому распространению электронной подписи.
Елена Иванова,
начальник отдела маркетинга, компания «ЭОС»

Деловое управление

Что предлагают в этом сегменте крупные корпорации? IBM среди прочих адаптивных технологий располагает популярной системой Agile ECM, позволяющей решать одновременно задачи четырех типов управления, а именно: управления самим контентом, бизнес-процессами, соответствием нормативным требованиям и поиском информации. Основу IBM Agile ECM составляет линейка продуктов FileNet и OmniFind. Корпорация при этом предлагает платформу, обладающую возможностями объединения с Lotus Quickr, MS SharePoint, Lotus Symphony, Microsoft Office и SAP.

Американская OpenText активно продвигает пакет компонентов ECM Suite, также охватывающий несколько бизнес-управлений: документами; жизненным циклом документов; бизнес-процессами (workflow); физическими архивами; проектной документацией; веб-контентом; отчетностью и аудитом. Имеются у ECM Suite и функции для работы с форумами, блогами, wiki, быстрыми сообщениями.

Из новейших ЕСМ-продуктов Microsoft Илья Фейгин выделяет Microsoft SharePoint 2013 – решение, вызванное реакцией на существенный прогресс каналов связи, корпоративных тренингов и презентаций. Для этого в указанной версии есть новый тип контента с упрощенной загрузкой, а также с оптимизацией выдачи видео по запросу. Версия 2013 включает и встроенную службу перевода контента с интранет-портала либо автоматически, с использованием внешнего сервиса Microsoft Translation Services в облаке, либо экспортом в специальный архив для дальнейшего перевода вручную, с последующей загрузкой обратно в портал и автоматического применения на портале.

Портальные решения

По словам гендиректора WaveAccess, рынок насыщен массой подобных решений от самых разных производителей. При этом Илья Фейгин выделяет из нескольких популярных и бесплатных решений Drupal на PHP и LifeRay на технологии Java. В сегменте платных портальных решений, по мнению Фейгина, лидирует Microsoft SharePoint. Подобно другим портальным решениям, Microsoft SharePoint позволяет создавать сайты, состоящие из наборов страниц, вид и содержимое которых настраивается теоретически без программистов.

Но в реальности, как правило, компании привлекают подрядчиков, создающих каркас сайта, определяют, какие данные будут храниться в системе, и создают специальные компоненты (веб-части) для реализации сложных задач, включая отображение информации из внешних бизнес-систем. После ввода портальных решений в эксплуатацию сотрудники небольших компаний, даже не имея опыта в программировании, могут сами наполнять и поддерживать созданные порталы. Учитывая, что неотъемлемой частью портала стали форумы, дискуссии и блоги, в решения включаются профили, пользовательские страницы, чаты и мгновенные сообщения. Обилие данных, ежедневно создаваемых пользователями корпоративных систем, предоставляет идеальную возможность бизнес-анализа и оптимизации функционирования компаний. Для этого используются инструменты Data Mining, на основе накопленных данных и математических моделей, выдающих рекомендации пользователям.

Облака

Что касается перевода ЕСМ-решений в облака, особенно для малого и среднего бизнеса, лидируют здесь, по мнению Ильи Фейгина, Microsoft Office 365 и Microsoft SharePoint Online. В качестве задач, решаемых на данной платформе, – либо те, которые нельзя было решить ранее, либо их решение не было эффективным.

Эксперт подчеркивает, что в облака на Западе переходят не только малые и средние компании с дефицитом ресурсов на свою ИТ-инфраструктуру, но и транснационалы, которые уменьшают расходы, мигрируя в облака стратегически важными системами (корпоративными порталами и CRM).

Не секрет, что использование контента из соцсетей в отечественном бизнесе пока что неразвито, но и здесь намечаются сдвиги. Автоматическая загрузка из таких сетей данных, связанных с конкретным контактом, компанией или событием, понемногу становится одним из стандартных методов формирования данных.

Эксперт выделяет работающий в облаке сервис от компании InsideView, агрегирующий информацию Facebook, LinkedIn, Twitter и различных поисковиков. Данный сервис встраивается в корпоративные системы, например, в Microsoft Dynamics CRM, и выдает актуальную консолидированную информацию о любом клиенте. А перевод в облака Microsoft SharePoint и Microsoft Dynamics CRM-решений создает, по мнению гендиректора компании, дополнительную возможность российскому бизнесу выйти на рынок США путем перевода успешных проектов и решений в облако, адаптируемое под этот рынок для дальнейшей дистрибуции через партнерский канал.

Сегмент SMB. Российские новинки

Наибольший спрос продукты и решения ЕСМ имеют у предприятий среднего и малого бизнеса, их эффективность именно в данном сегменте могла бы существенно прибавить. В принципе так оно и происходит, но здесь далеко не все гладко. Так, проблемой многих компаний, считает Фейгин, остается нежелание сотрудников «заполнять корпоративный контент, причем не столько документы, сколько информацию о клиентах, об отношениях с ними, то есть данные в СРМ». Влиять на «уклонистов», к примеру, та же WaveAccess, по словам его гендиректора, пытается вводом геймификации, активно применяемой на Западе уже два года. «Фишка» приема в том, что за каждое действие пользователя по наполнению и актуализации данных в СРМ начисляются очки. Это сопровождается рейтингами, лидеры получают звания (бейджи), все это находит отражение на доске победителей. Данный инструмент призван повысить мотивацию сотрудников работать с СРМ, что наряду с аналитикой повышает уровень эффективности компании.

QNAP Russia, по словам ее спикера Павла Костюрина, предлагает линейку сетевых накопителей Turbo NAS для защищенного хранения корпоративного контента с одновременным применением технологий NAS и IP SAN (по протоколу iSCSI). Плавная градация моделей по максимальной емкости и уровню производительности дает возможность гибкого выбора глубины размещения и скорости записи/чтения файлов. Как подчеркивает эксперт, в условиях постоянного роста объемов информации крайне важна высокая масштабируемость систем хранения. Так, летом этого года QNAP представила шасси расширения для объединения в стек до восьми стоечных сетевых хранилищ с суммарной емкостью до 384 Тбайт, новые модели с интерфейсом SAS для повышенной производительности обмена данными, а также первые в своей истории шестнадцатидисковые NAS. К концу года могут появиться полки расширения емкости сетевых накопителей через интерфейсы SAS и USB 3.0.

У QNAP для предприятий SMB недавно появились две серии сетевых хранилищ на базе процессоров Intel Atom с тактовой частотой 2,13 ГГц – TS-x69 Pro и TS-x69L (только в самой младшей модели TS-269L используется чипсет с частотой 1,86 ГГц), куда входят модели на два, четыре, пять, шесть и восемь жестких дисков.

Небезынтересен и российский продукт, позволяющий оценить зрелость конкретного предприятия с точки зрения ЕСМ-решений. Он представляет собой адаптированную к отечественному рынку разработку Gartner. Адаптация произведена входящей в ГК «АйТи» компанией «Логика бизнеса 2.0».

Планшеты

Они все настойчивее вторгаются в повседневную деловую жизнь. Не являясь заменой настольных ПК и ноутбуков, уступая им в оснащенности ПО и мощности, планшеты эффективны при работе с документами, корпоративной почтой и в решении коммуникационных задач. Для некоторых топ-менеджеров планшетники уже стали основным клиентским устройством. Некоторые эксперты предсказывают даже появление нового сегмента рабочих мест по мере увеличения значимости планшетов для корпоративной среды.

При этом работа с планшетами вносит свои нюансы и в проблему безопасности. Антивирус и антиспам-решение защищают доступ к почтовому серверу, предоставляемому через шлюз. Авторизация подключения к почтовому ящику защищена регулярной сменой преимущественно сложного пароля. И если правила безопасности исключают доступ через Интернет во внутреннюю сеть руководителю, а для работы с указанной защитой без него не обойтись, задача разрешима посредством VPN-соединения.

Безопасность диктует выбор именно такого планшета, который автоматически, на аппаратном уровне, шифрует данные при их сохранении. Обязательной становится опция удаленного контроля мобильных устройств с помощью любого MDM, позволяющего устанавливать и удалять приложения, а также стирать все данные при утере девайса дистанционно. Важно и то, что, к примеру, iPad не всегда гладко встраиваются в корпоративную инфраструктуру, а файловые папки недоступны «с ходу», появление же новой вычислительной платформы добавляет головной боли айтишникам. Вдобавок требование пользоваться сертифицированным отечественным СКЗИ часто блокирует применение планшетов. Наконец, поставщики ПО и корпоративных решений должны адаптировать графические интерфейсы приложений и клиентской части к планшетам, системную же архитектуру приложений, СУБД и серверных ОС – к облакам. Эксперты называют разные сроки подобной адаптации: кто пять, а кто и десять лет.

Ряд экспертов полагают, что свою нишу в мобильных устройствах найдет связь малого радиуса действия (NFC), возможность обмениваться информацией с другими устройствами является важнейшим компонентом Windows Phone 8.


В избранное