Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Икренне о разном

  Все выпуски  

Амстердам, Амстелланд и господа ван Амстел. Часть 13.



Амстердам, Амстелланд и господа ван Амстел. Часть 13.
2022-07-27 13:04 glebminskiy


Предыдущие части - первая, вторая, третья, четвёртая, пятая, шестая, седьмая, восьмая, девятая, десятая
одинадцатая, двенадцатая

Убийство графа Голландии Флориса V по прозвищу "Der Keerlen God" ("Крестьянский Бог") .

Первая версия принадлежит хронисту Мелису Стоку. По его словам когда похитители прибыли в Наарден, они столкнулись с группой наарденцев, засевших в засаде в кукурузном поле у дорорги. Когда Герард ван Велсен спросил у тех, что они ищут, наарденцы ответили, что ищут похитителей их любимого господина, и самого господина. После этого Герард ван Велсен повернул свою лошадь и поскакал обратно к группе. Он выхватил свой меч и хотел ударить им графа.



Граф попытался избежать удара и призвал свою лошадь перепрыгнуть через канаву. Но лошадь упала вместе с всадником в канаву. Герард ван Вельсен сошел с коня и ударил графа мечом. Дидерик, слуга Германа ван Вурдена и неназванное третье лицо также били и кололи графа, нанеся ему более двадцати глубоких ран. Тем временем лошадь Герарда ван Вельсена убежала, а в это время наардингерцы уже приближались бросились к месту происшествия. Ван Вельсен взял лошадь у своего слуги и сразу же ускакал с места убийства. Другие похитители сделали то же самое. Слуга Дидерик, к не смог убежать, и был убит на месте.



По словам другого хрониста Виллема Прокуратора, который наверняка слышал другие подробности, похитители еще не успели продвинуться далеко, когда увидели группу наардингеров, идущих им навстречу. Затем похитители сошли с тропы и поспешили через поля обходными путями, перепрыгивая через канавы верхом на лошадях. Но конь графа Флориса был стар и слаб и не смог перепрыгнуть через широкий ров. Лошадь споткнулась и упала вместе со своим наездником в грязную канаву.



Поскольку они не могли вытащить его, а наардинцы были уже рядом, они убили графа. Прокуратор приводит особенность, отсутствующую у Стоке, а именно, что некоторые из похитителей хотели освободить графа, так как в их намерения не входило его убивать, и обратились против своих кровных родственников из отвращения. Но поскольку остальные боялись последствий для себя, они убили графа. Это происходило "с такой страстью... что некоторые из палачей, как только увидели приближающихся сторонников Флориса, желавших защитить доброго графа, не убежали, а позволили схватить себя с оружием в окровавленных руках".



Герард ван Велсен был позже пойман в Лейдене, и подвергнут пыткам для получения признания. Однако неизвестно, был ли он казнен после своего признания. В хартии от 31 мая 1303 года, в которой ряд дворян обещают поддержать графа Голландии Иоанна II д`Авена, чтобы не допустить заговорщиков и их наследниковв в страну, прямо упоминаются Гейсбрехта IV ван Амстел, Германа ван Вурден и Герарда ван Вельсен.



Последствия убийства графа Флориса были катастрофическими для Голландии во многих отношениях. С административной точки зрения, хаос возник из-за того, что многие знатные семьи были ликвидированы. Также те, кто не участвовал в заговоре, пострадали финансово, поскольку были гарантами предыдущих соглашений. Правление неспособного юного и болезненного сына Флориса ознаменовалось анархией, были утеряны ряд завоеваний на севере во Фризии, а также начали процветать разбои и междоусобицы баронов.



Граф Флорис V пользовался всеобщей любовью и уважением своих подданных, как среди большинства знати, так и особенно среди простых крестьян и фермеров, его так и прозвали «Крестьянский Бог». Ситуация в Голландии стабилизировалась только после смерти Иоганна I, после вступления на престол его дяди и зятя Флориса графа Эно Иоганна д`Авена. Который провёл репрессии против заговорщиков их родни, и их сторонников.



Заговорщики, спасшие свои жизни своевременным бегством за границу, потеряли все свои владения и имущество в Голландии. Гейсбрехт IV Амстельский и Герман VI Вурденский - несмотря на попытки реабилитации через английского короля и надежду на возвращение в свои земли - провели остаток жизни в изгнании. Сначала Гейсбрехт жил в Хертогенбосхе в Брабанте под защитой местного герцога Иоганна II Тихого. Потом он переселился в Бетуве (окрестности города Осс). А позже обосновался в Фландрии. После 1304 года он больше не упоминается.



Большинство историков сходятся во мнении что он умер где-то около этого времени. Однако профессор Пим де Бур, историк из университета города Гронинген обнаружил данные , о том что Гейсбрехт IV ван Амстел вместе с некоторыми своими соотечественниками был приглашён рыцарями Тевтонского ордена в Пруссию, где как хорошие и опытные специалисты голландцы организовали строительство водозащитных дамб в дельте реки Вислы. Они поселились в районе нынешнего польского города Пасленк, в орденском замке, и его окрестностях. Область их расселения получила название Прусской Голландии. Однако эта информация ещё нуждается в серьёзной перепроверке.



У Гейсбрехта IV ван Амстел от брака с Йоханной ван дер Леде известен один сын Ян I ван Амстел (около 1270 – 1345). О котором будет рассказано в следующем посте.

Источники:
1) голландская википедия - https://nl.wikipedia.org/wiki/Geschiedenis_van_Amsterdam
2) http://www.kareldegrote.nl/Genealogie/Genealogie.php?Genealogie=1
3) http://johnooms.nl/heren-en-vrouwen-van-adel/heren-amstel/
4) и почивший в бозе сайт :-( некоторые материалы которого (к сожалению не все!) заархивированы здесь - http://www.edu.amsterdam.nl/flevopark/Geschiedenis/middeleeuwen/eeuw12/eeuw12amstelland.htm
5) и ещё один умерший сайт - https://web.archive.org/web/20030708013315/http://www.bma.amsterdam.nl/adam/nl/intro/gesch1a.html
6) http://www.kasteleninutrecht.eu/
7) Th.A.A.M. van Amstel: De heren van Amstel 1105-1378: Hun opkomst in het Nedersticht van Utrecht in de twaalfde en dertiende eeuw en hun vestiging in het hertogdom Brabant na 1296 (Hilversum, 1999 - https://books.google.nl/books?id=JNTxbPYQsIoC&printsec=frontcover&hl=nl&source=gbs_ge_summary_r&cad=0#v=onepage&q&f=false


ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ!



Про "Два девятых вагона"...
2022-07-27 16:48 tanafi
На днях, 21 июля , в 1948 году, родился Михаил Задорнов. Он был автором монологов для известных артистов, ведущим таких телепередач, как "Аншлаг", "Смехопанорама" и других...
Свой путь на телевиденье он начал с выступления с миниатюрой про 9 вагон.
Михаил Задорнов

Девятый вагон

"Я должен был из Риги вечерним скорым поездом номер 15 выехать в Ленинград. Пришел на вокзал. У меня был билет во второй вагон. Подхожу к поезду – а первых трех вагонов в составе нет! Человек девяносто в растерянности ходят по перрону с чемоданами, сумками и билетами, выданными в первые три вагона. Многие уже по нескольку раз прошли вдоль всего состава, пересчитав его вагоны. Но тщетно! Первых трех вагонов нет ни в начале, ни в конце, ни в середине состава. Не могут найти и бригадира поезда. Никто из проводников не знает, где он.
Как человек, имеющий отношение к клубу «12 стульев» «Литературной газеты», я пошел к начальнику вокзала и гневно спросил:
– Где бригадир пятнадцатого поезда?
Он мне ответил:
– В первых трех вагонах.
Тогда мне этот ответ даже не показался смешным. Начался нешуточный скандал. Часть пассажиров кое-как расселили по остальным вагонам, другой части поменяли билеты на следующий поезд. С грехом пополам все добрались до Ленинграда.
Однако, когда я вернулся из Ленинграда в Москву, гнев мой не остыл, как часто бывает в таких случаях по прошествии времени, – и я написал фельетон в «Литературную газету». Через месяц из Риги поступил ответ с извинениями и перечнем фамилий людей, получивших выговоры за эту «накладку».
Но самое интересное, что из Киева пришло письмо от одного возмущенного читателя: «Это все ерунда по сравнению с тем, что произошло со мной и моей женой на железной дороге. Прошу срочно выслать корреспондента. Не пожалеете!»
Поскольку ничего конкретного он не написал, корреспондента высылать не стали. Подобных писем в редакцию ежедневно приходит множество. Но когда я по делам поехал в Киев, я все-таки захватил с собой это письмо и как-то вечером зашел к его автору. Чем, думаю, черт не шутит. Все-таки он написал: «Не пожалеете». И я не пожалел!
Если в Риге не было трех вагонов, то к составу в Киеве присоединили два девятых вагона! Пассажиры, у которых были билеты в девятый вагон, естественно, сели в первый из них. Потому что все нормальные люди с детства знают: девятый вагон идет сразу после восьмого. И никому в голову не может прийти, что после девятого вагона окажется снова девятый. Одним словом, состав трогается, удивленная проводница второго девятого вагона идет к бригадиру поезда и говорит:
– Мой вагон пустой!
– Какой вагон? – спрашивает бригадир.
– Девятый.
– Странно. Наверное, опять что-то в кассах напутали! – удивляется бригадир и дает на следующую станцию радиограмму: «Продать билеты в девятый вагон».
На следующей станции поезд стоит три минуты. Пассажиры, которым продали билеты в девятый вагон, тоже оказались людьми нормальными и, как только объявили посадку, дружно ринулись в первый девятый (он ближе всего к вокзалу)... Проводница, у которой уже все пассажиры попили чаю и легли спать, в ужасе от такого количества двойников, никого не пускает и говорит:
– Тут какая-то ошибка, товарищи! У меня только два свободных места. Остальные бегите к бригадиру поезда. Он в первом вагоне. Пускай он вас расселяет по другим вагонам. Причем бегите скорее, а то поезд сейчас тронется.
С сумками и чемоданами, возмущенные пассажиры наперегонки бегут к первому вагону, в котором их встречает очень удивленный бригадир.
– Вы откуда, товарищи, в таком количестве?
– Из девятого вагона. Там все – двойники.
Бригадир понимает, что он чего-то не понимает. Но не понимает, чего именно он не понимает. Впрочем, разбираться некогда. К тому же у людей законные билеты. Поэтому он быстренько расселяет всех в первые вагоны на свободные места, после чего облегченно вздыхает и дает разрешение поезду трогаться.
В это время проводница второго девятого вагона, который по-прежнему пустой, идет к бригадиру и говорит:
– Мой вагон пустой.
– Как?! – спрашивает бригадир, думая, что он сходит с ума.
Вместе с проводницей он идет вдоль состава и обнаруживает, что у него два девятых вагона! Тогда бригадир понимает, что произошло. Он опять с облегчением вздыхает, возвращается в свое купе и дает на следующую станцию радиограмму: «Отцепить девятый вагон».
Дело было ночью. Те, кто отцеплял, тоже оказались людьми нормальными, умеющими считать до девяти. Поэтому, повозив состав по частям туда-сюда, они отцепили первый девятый вагон и отвезли его на запасной путь. О чем немедленно сообщили бригадиру. Бригадир в третий раз вздохнул с облегчением, дал команду отправлять поезд и стал готовиться ко сну.
В это время проводница второго девятого вагона, который по-прежнему пустой, снова идет к бригадиру и говорит:
– Мой вагон пустой!
Я не знаю, попал в сумасшедший дом после этого рейса бригадир поезда или нет. Мне эту историю рассказывал пассажир, ехавший с женой в первом девятом вагоне.
Поздно ночью он вышел в тамбур покурить. Покурил. И думает: «Что-то мы долго стоим?» Выглянул в окошко – а ни спереди, ни сзади вагонов нет. Не говоря уж об электровозе. Вокруг степь. Голая. И холодно освещает запасной путь полная луна.
Пока он рассказывал мне эту историю – как он будил пассажиров, как все они повыскакивали в чем были, как вместе пытались сообразить, что случилось и где они сейчас, – я так неприлично хохотал, что рассказчик обиделся и сказал:
– Я не вижу в этом ничего смешного. Мы все в этом вагоне ехали по туристической путевке в Болгарию!"


В избранное