Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

ИТ-рынок и бизнес

  Все выпуски  

Главные события ИТ-рынка


Главные события ИТ-рынка
19 сентября 2011, понедельник

Ажиотаж онлайн

Уже трудно представить, как мы жили без интернета. Но стремительный рост капитализации интернет-компаний все-таки многих настораживает, заставляя вспомнить крах доткомов 12-летней давности. О том, новый ли это пузырь или все же нет, специально для "Денег" рассуждает партнер UFG Wealth Management Оксана Кучура.

Говорят, история всегда повторяется дважды, и разговоры о новом пузыре на рынке интернет-компаний - явное тому подтверждение. Спустя десять лет после краха доткомов мир опять может пасть жертвой золотой интернет-лихорадки. Формальной точкой отсчета начала массового помешательства можно считать первичное размещение акций LinkedIn в начале 2011 года. Несмотря на 19 страниц проспекта, посвященного рискам, связанным с инвестированием в эту компанию, инвесторы буквально дрались за акции. Стоимость компании удвоилась в первый же день, и даже после августовской коррекции эта социальная сеть торгуется с рыночной капитализацией $8 млрд, на 90% выше цены размещения. Если перевести это на скучный язык коэффициентов, то компанию оценивают в 11 объемов текущих годовых продаж с P/E 949.

Российский "Яндекс" вызвал не меньший ажиотаж. На первичном размещении объем заявок на покупку превысил предложение в 20 раз, и в первый же день торгов цена выросла на 50%. Сегодня "Яндекс" оценен в $9,6 млрд, что сравнимо с такими российскими компаниями, как, например, "Магнит" или "Евраз" (капитализация обеих - около $10 млрд).

Инвесторов вдохновляет пример китайского поисковика, компании Baidu, акции которой продемонстрировали 50-процентный рост в 2011 году (данные на сентябрь 2011 года), а рыночная капитализация достигла $50 млрд. За последние два года рост акций Baidu превысил 300% (российский рынок за это время прибавил 35%).

Вездесущие Facebook и Twitter еще не торгуются на открытых рынках, но, исходя из трансакций, проходящих на "серых" биржах, их капитализация достигла $70 млрд и $7,5 млрд соответственно. Наконец, Microsoft приобрел Skype, интернет-сервис видеосвязи, за умопомрачительные $8,5 млрд, что эквивалентно 10 годовым продажам и 400-кратному операционному доходу.

Впрочем, ажиотаж на IPO и миллиардные капитализации - это единственное, что объединяет интернет-бум десятилетней давности и его современную реинкарнацию. Мир сильно изменился с 2000 года. В 1999 году интернетом пользовались 248 млн человек, в 2010 - 2 млрд. В 90-е годы, для того чтобы выйти в интернет, необходим был компьютер, подключенный к телефонной сети. Сейчас достаточно иметь мобильный телефон.

Развитие и, главное, удешевление технологий значительно сократило объем первоначальных вложений, необходимых для открытия стартапа. Темпы роста и развития компаний увеличились в разы. Intel и Apple развивались быстро, Google - еще быстрее, ну а Facebook, запущенный в 2004 году, сегодня оценивается дороже, чем Ford Motors. При этом объем венчурного капитала, готового поддержать самые безумные идеи, растет еще быстрее. Наконец, за последние годы мобильный интернет и социальные сети стали глобальным феноменом, в то время как доткомы конца 90-х были в основном американской историей. По оценкам Boston Consulting Group, в одном только Китае количество пользователей увеличится с нынешних 475 млн до более 700 млн к 2015 году.

Предпоследний бум, так или иначе, затрагивал любые компании, связанные с интернет-технологиями, производством компьютеров и телекоммуникационного оборудования для подключения к глобальной сети. Пузырь стремительно надулся всего лишь после нескольких IPO интернет-компаний. Инвесторов не сильно заботило, занимается ли компания производством процессоров или является интернет-магазином. Хуже того, их не заботило, зарабатывает ли компания хоть какие-нибудь деньги. Инвесторы покупали концепции и идеи с полным отсутствием операционной истории. Индекс NASDAQ взлетел до заоблачных значений в считаные месяцы, чтобы затем так же стремительно упасть, похоронив под обломками 308 технологических компаний, вышедших на IPO в одном только 1999 году.

В этот раз массовое волнение вызывают не новые технологии вообще, а прибыли, которые генерируют социальные сети и сетевые игры практически из воздуха. По сведениям агентства Reuters, доход Facebook в первой половине 2011 года вырос с $800 млн годом ранее до $1,6 млрд, а чистая прибыль составила $500 млн. Более того, новые технологические компании отнюдь не жаждут привлекать средства на развитие на открытом рынке, предпочитая выходить на биржу, когда основная история успеха уже состоялась и отразилась в оценочных коэффициентах. Пока компания не стала публичной, трансакции проходят на полупрозрачном вторичном рынке типа SharesPost, недоступном широкой публике.

Являются ли IPO 2011 года финальными стадиями пресловутого пузыря или уникальной возможностью для покупки быстрорастущих компаний, работающих с уникальным рыночным сегментом? За последние 12 месяцев первичное размещение провели только 49 компаний, имеющих отношение к интернет-экономике. Это в десятки раз меньше, чем в том же 1999 году. Мультимиллиардные капитализации современных доткомов все еще меркнут на фоне пиковой 557-миллиардной капитализации Cisco Systems. Индекс NASDAQ далек от значений марта 2000 года, и основная масса розничных инвесторов все еще предпочитает держаться подальше от рынка акций. Даже если мы имеем дело с пузырем, то лопнет он явно не в ближайшем году.

 


Российские топ-менеджеры готовы жертвовать доходами ради участия в перспективных стартапах

Большинство российских менеджеров готовы уйти из крупных предприятий в стартапы с понижением зарплаты - к такому выводу пришли эксперты Российской венчурной компании и хантингового агентства WardHowell. По данным проведенного этими компаниями опроса, около 77% российских менеджеров готовы уйти с текущей работы в стартап, получивший венчурные инвестиции, а 54% согласны сделать это в ближайший год.

Как выяснилось, около 63% опрошенных согласились перейти в стартап с потерей дохода в обмен на долю в компании. Около половины респондентов согласны при переходе в стартап пожертвовать 26-50% заработка. Исследователи считают, что менеджерами двигает желание самореализации и нового опыта.

"Мы делали это исследование совместно с WardHowell, чтобы понять, чем российская ситуация отличается от американской, - говорит директор департамента развития и коммуникаций РВК Евгений Кузнецов. - В США в стартап, получивший инвестицию, менеджер приходит на самом первом этапе. При этом он не сильно теряет в доходах, так как инвестор готов его оплачивать. В России менеджер приходит в стартап с потерей в зарплате, но зато у нас гибче относятся к размеру опциона или доли, которую он может получить". По словам г-на Кузнецова, часто менеджеров интересует не столько заработок, сколько самореализация, новый опыт. Вместе с тем переходящие в стартап управленцы могут надеяться на солидный выигрыш в случае успеха проекта, уточняет он.

Кроме того, как отмечает эксперт, российские менеджеры часто уходят в стартап не полностью, например работают как независимые директора. "Они не тратят там много времени, но при этом имеют шанс поделиться компетенцией, - говорит г-н Кузнецов. - Без притока профессиональных кадров венчурная индустрия не заработает".

Эксперт РВК считает маловероятным успех стартапа без привлечения профессиональных управленцев. "Исследование европейской венчурной ассоциации показывает, что неудачи европейских стартапов объясняются именно отсутствием профессиональных менеджеров, - говорит г-н Кузнецов. - В Америке большинство стартапов работает с привлеченными менеджерами, тогда как в Европе и в России их практически нет". "Можно попробовать развить компанию без наемного менеджера, но шанс проиграть на порядок выше", - заключает он.

 


Акционеры обвинили HP во лжи

Во вторник акционеры HP подали в окружной суд США коллективный иск против гендиректора HP Лео Апотекера и финансового директора Кэти Лесяк. Топ-менеджеров компании обвинили в том, что они дезинформировали инвесторов, приукрашивая перспективы компании. Если иск окажется успешным, HP грозит выплата существенной компенсации.

Как отмечается в иске, руководство HP скрывало информацию о существующих проблемах, в результате чего стоимость акций компании была искусственно завышена, достигнув максимума в 48,60 долл. за акцию на 16 февраля 2011 года. Однако после 18 августа этого года, когда компания объявила о резкой смене стратегии, ее бумаги рухнули на 20% и достигли минимального за последние шесть лет уровня - 23,48 долл. В результате за один день акционеры HP стали беднее на 11,7 млрд долл. - так резко сократилась ее капитализация. В иске акционеры требуют возмещения ущерба всем тем, кто приобрел бумаги HP с 22 ноября 2010 года по 18 августа 2011 года.

В июле 2010 года HP завершила поглощение Palm Inc., поставщика смартфонов на базе мобильной операционной системы WebOS. С ноября того же года топ-менеджеры HP представляли WebOS в качестве ключевого элемента долгосрочной стратегии развития компании. Предполагалось также, что новый планшет TouchPad и все персональные компьютеры компании к 2012 году будут оснащены приобретенной операционной системой.

Однако 18 августа 2011 года HP объявила о ряде серьезных сдвигов в долгосрочной стратегии развития компании: после полутора месяцев продаж она прекратила выпускать оснащенные WebOS устройства, а ключевой компьютерной бизнес, приносящий ей треть выручки, был выставлен на продажу. По мнению г-на Гаммела, ответчики располагали информацией о том, что "бизнес-модель HP не работала", но предпочли скрыть ее от инвесторов. "Компания была не способна развивать свой широкий портфель продуктов и услуг на стратегически выгодной основе", - уточняет в своем иске акционер HP. В иске также отмечается, что вопреки публичным заявлениям WebOS, TouchPad и персональные компьютеры "не являлись центральным элементом бизнес-модели HP", а интеграция WebOS во всю линейку продуктов компании и вовсе не предполагалась.

 


Поставки RIM BlackBerry упали до 10,6 млн

Опубликованные RIM 15 сентября результаты продаж за летний период оказались меньше ожидаемых как по объёму поставленных устройств, так и по выручке. Поставки телефонов BlackBerry составили лишь 10,6 млн единиц, что вдвое меньше показателя Apple по поставкам iPhone за весенний период. Объём поставок PlayBook не только не увеличился, а, наоборот, значительно упал - до отметки в 200 000 штук за квартал, сообщила Electronista.

Чистая прибыль компании также существенно сократилась, с 797 млн долларов за летний период 2010 года до всего лишь 329 млн в текущем году. Выручка, полученная от услуг, впервые достигла отметки в 1 млрд долларов, однако общий показатель сократился на 10% до 4,2 млрд.

Партнёр-руководитель RIM Джим Балсилли не озвучил озабоченности полученными цифрами, объяснив незначительные объёмы поставок телефонов "более низким, чем ожидалось, спросом" на продающееся аппаратное обеспечение серии BlackBerry 6, и возложил надежды на аппаратное обеспечение серии BlackBerry 7, как например устройства Bold 9900 и Curve 9360. Компания считает возможным вернуться к объёмам поставок в размере от 13,5 до 14,5 млн телефонов BlackBerry за осенний период.

Объяснения проблемным поставкам PlayBook не было дано, хотя, скорее всего, на это повлияли поспешный выпуск устройства без нативного почтового клиента или календарей, высокая цена при небольшой диагонали дисплея, а также задержки выхода обещанного программного обеспечения для пользователей.

С учётом поставленных 200 000 устройств RIM сейчас находится позади большинства вендоров планшетов под управлением Android по объёмам поставок, а на каждый поставленный компанией планшет приходится 23 iPad, проданных Apple, при этом данное соотношение может оказаться для RIM ещё меньшим, учитывая рост объёмов продаж iPad за летний период. HР также, вероятно, поставила больше TouchPad, учитывая распродажи, несмотря на то что формально компания вышла из бизнеса.

 


Производители ноутбуков увеличат производство ультрабуков в 4 квартале

Большинство ODM-производителей ноутбуков в четвертом квартале увеличат производство ультрабуков для своих брендовых вендоров. Quanta Computer начнет производство моделей для HP в ноябре, сообщил Digitimes.

К новогодним праздникам на рынок выйдет целый ряд ультрабуков на базе Sandy Bridge, а в первом полугодии следующего года к ним прибавятся модели на Ivy Bridge. Об этом сказал вице-президент Intel Мули Иден.

Первой будет Acer, которая уже начала поставки ультрабуков Aspire S3 своим дистрибьюторам. Производство этой системы поручено Wistron.

Хотя ASUS планирует представить свои модели ультрабуков в начале октября, поставки дистрибьюторам начнутся уже в конце сентября, сообщили источники. В сентябре поставки ультрабуков ASUS достигнут 100 тыс. штук, причем будут продолжаться и в октябре, и в ноябре. Производством для ASUS занимается Pegatron Technology.

Toshiba выведет производство своей линии ультрабуков Portege Z830 в Compal и Quanta. Они будут собираться на базе второго поколения чипов Core i3, i5 или i7.

 


Apple оказалась на втором месте в мировом рейтинге брендов

В исследовании компании Brand Finance за 2011 год Apple вышла на второе место в мировом рейтинге по стоимости брендов. Хотя ценность бренда оценить сложно, в Brand Finance все же повысили позиции Apple на 33% в сравнении с последними подсчетами полгода назад, оценив ее бренд в 39,3 млрд долларов. Лидирует в списке Google, которая тоже улучшила позиции на 9% до 48,3 млрд, написала Electronista.

В новом списке Apple впервые обогнала несколько крупных компаний, таких как Microsoft, IBM, Walmart и General Electric. Бренд Microsoft подешевел на 9% до 39 млрд долларов. Walmart опустилась на две строчки на пятое место. IBM и General Electric сохранили свои позиции.

Совокупная стоимость ведущих 100 брендов в мире уменьшилась на 2,4%. В основном на это повлияла плохая репутация финансовых компаний вроде Bank of America и Wells Fargo. Из других известных высокотехнологичных компаний в первую тридцатку вошли HP (11-е место), Verizon (опустилась на два места до 12-го), Intel (поднялась на три места до 14-го) и Oracle (опустилась на два до 29-го). Coca-Cola, которую часто называют самым узнаваемым брендом в мире, в списке только 8-я, причем поднялась на четыре строчки.

 


Мужчины чаще недовольны дресс-кодом

Сегодня в 36% компаний принят дресс-код для сотрудников, выяснил Superjob.ru. При этом более трети россиян, работающих на предприятиях с регламентированной одеждой, уверены, что подобные требования к внешнему виду благотворно влияют на их работоспособность (37%).

"Опрятный, строгий внешний вид производит очень хорошее впечатление на клиентов нашего салона и подчеркивает дисциплинированность сотрудников и ответственное отношение к делу", - прокомментировали они.

Напротив, убеждение в том, что дресс-код создает лишние неудобства и помехи в работе, вынашивают 7% респондентов. "Все ходят одинаковые, что совершенно тошнотворно влияет на меня. Я считаю, что коммунистическое однообразие должно остаться в прошлом. Будущее за креативом и оригинальностью", - заявил один из опрошенных.

Наличием регламента в их организации чаще недовольны мужчины (8% против 5% женщин). В свою очередь дамы чаще говорят о том, что офисные правила, касающиеся одежды, дисциплинируют и настраивают на продуктивную работу (38% против 36% мужчин).

56% россиян заявили, что дресс-код не может оказать на рабочий процесс никакого влияния: "Мне все равно, моя продуктивность не зависит от того, в чем я работаю".

 



Рейтинг ИТ-компаний в России в 2010 г.
Приглашаем принять участие в исследовании.


Данная рассылка осуществляется информационно-деловым каналом @ASTERA www.astera.ru
Адрес для контактов: info@astera.ru

В избранное