Для российской экономики 2008 год (особенно его последние месяцы) ознаменовался кризисными явлениями, которые задали тон на ближайшие годы. Естественно мировой финансовый кризис отразился и на российском рынке сотовой связи. Сокращение прибыли и абонентской базы, пересмотр тарифной политики - вот лишь некоторые проблемы, которые коснулись отечественных сотовиков в связи с трудностями в мировой экономике.
Но очевидно, что мировой финансовый кризис, не так катастрофически сказался на положении ведущих игроков российского рынка сотовой связи, как можно было бы ожидать. Судя по финансовым результатам за 2008 год, крупнейшие сотовые компании обладают достаточным запасом прочности, чтобы благополучно пережить нелегкие в финансовом отношении времена.
Например, компания МТС - крупнейший сотовый оператор в России, СНГ и Восточной Европе - по итогам 2008 года выручила 10 млрд. 245 млн. долларов, что на 24,2 % больше, чем в 2007 году. Однако консолидированная чистая прибыль за прошлый год по US GAAP снизилась на 6,8% до 1,93 млрд. долларов с 2,072 млрд. долларов в 2007 году. Как отмечают эксперты ИК "Тройка Диалог", некоторое снижение финансовых показателей у МТС стало возможным из-за снижения активности на рынках сотовой связи зарубежных стран и стран
СНГ, где присутствуют активы "Мобильных телесистем". Тем не менее, стоит отметить, что консолидированная абонентская база компании по данным на конец марта 2009 года достигла рекордного размера - 92,19 млн. абонентов. Кроме того, в 2009 году бренд МТС попал в первую сотню самых дорогих брендов мира, составленную исследовательской сетью Millward Brown. Бренд МТС оценивается в 9,2 млрд. долларов и находится на 73 месте Топ-100.
Что касается положения оператора сотовой связи "Билайн" (ОАО "ВымпелКом"), то его чистая операционная выручка достигла 10 млрд. 117 миллионов долларов, увеличившись на 41,1% по сравнению с 2007 годом. Стоит отметить, что по годовой выручке "ВымпелКом" почти догнал МТС. Чистая прибыль "Вымпелком" составила 524 млн. долларов, снизившись на 64,2% по сравнению с 2007 годом, что, по признанию руководства компании, отражает сильное негативное влияние колебаний курсов валют и
расходы, относящиеся к обесценению активов. По словам главного управляющего директор ОАО "ВымпелКом" Бориса Немшича, масштаб и объемы бизнеса компании, стабильное генерирование денежного потока и широкий спектр антикризисных мер, реализуемых руководством акционерного общества, позволяют выразить уверенность в том, что "ВымпелКом" преодолеет период макроэкономической неопределенности и удержит свои лидирующие позиции. В четвертом квартале 2008 года экономические условия, как во всем мире,
так и в России кардинально поменялись под влиянием дальнейшего развития кризисных явлений в экономике. Однако на этом фоне операции компании в России и СНГ демонстрировали значительную устойчивость, показав рост чистой операционной выручки на 41,1% по сравнению с 2007 годом. В "ВымпелКом" подчеркнули, что компании удалось сохранить уровень выручки в местных валютах практически на уровне предыдущего квартала.
Однако в результате финансового кризиса и связанной с этим девальвации местных валют в России и на Украине в четвертом квартале компания показала чистые убытки от курсовой разницы в размере 1 млрд. 12 млн. долларов, преимущественно относящиеся к переоценке долгосрочных долговых обязательств оператора связи, номинированных в валюте.
По состоянию на конец 2008 года объем долговых обязательств "ВымпелКом" на 2009 год составляет приблизительно 1 млрд. 909 млн. долларов.
Стоит отметить, что абонентская база "Вымпелком" в мобильном сегменте достигла более 61 млн. человек по сравнению с 2007 годом, когда количество абонентов составляло 57,7 млн. человек, то есть на 3,3 млн. меньше.
Пожалуй, наиболее благоприятно обстоят дела у еще одного крупнейшего сотового оператора России "Мегафон". По итогам 2008 года, доход компании вырос по сравнению с 2007 годом на 24,8% и составил 175 млрд. 451 млн. рублей (или порядка 5 млрд. 482 млн. долларов). При этом чистая прибыль выросла на 30,5% до 44 млрд. 319 млн. рублей. Кроме того, за прошлый год абонентская база "МегаФон" выросла на 7 млн. 772 тыс. человек, и общее число абонентов оператора достигло 43,56 млн. человек. По чистым
подключениям компания опередила "Вымпелком" и МТС, а средняя ежемесячная выручка на одного абонента в 2008 году выросла на 3,3%, составив 373 рубля.
Но особенно стоит отметить то, что "Мегафон" в 2008 году не только получил прибыль, но и впервые в истории компании объявил о возможности выплатить дивиденды. По словам генерального директора "Мегафон" Сергея Солдатенкова, решение о выплате дивидендов будет положительным в том случае, если их объем окажется необременительным для компании, к примеру, около 300 млн. долларов.
Кстати, МТС и "ВымпелКом" уже несколько лет выплачивают акционерам дивиденды. Например, согласно финансовой политике МТС, которая была утверждена в 2007 году, на выплату дивидендов компания направляет не менее 50% чистой прибыли по US GAAP. Что касается "ВымпелКома", то по итогам 2008 года оператор от выплаты дивидендов отказался.
Помимо игроков "большой тройки", стоит обратить внимание и на компанию "Скай Линк", которая в 2008 году сохранила тепы роста объемов прибыли на уровне 30% в рублевом эквиваленте. Общий объем выручки данного оператора составил 8,3 млрд. рублей. Если такая тенденция сохранится и далее, то по итогам 2009 года компания может преодолеть отметку в 10 млрд. рублей, а количество абонентов превысит 1 млн. человек. Кстати, по приросту абонентов "Скай Линк" также показывает неплохие результаты.
По данным на март 2009 года, оператор обслуживал 897 тыс. абонентов в 32 субъектах РФ (против 442 тыс. абонентов в первом квартале 2007 года), а средняя ежемесячная выручка на одного абонента (ARPU) по операционным компаниям "Скай Линк" составила 1000 рублей.
По словам генерального директора компании Гульнары Хасьяновой, несмотря на трудную экономическую обстановку, в марте 2009 года "Скай Линк" подключил абонентов больше, чем в декабре 2008 года, несмотря на значительный спад на рынке сотового ретейла.
В завершение хотелось бы кратко рассказать о результатах исследования российского рынка сотовой связи за 2008 год, проведенного компанией J'son & Partners. Итак, по данным исследования абонентская база сотовых сетей России в 2008 году составила 188,7 млн. абонентов. Безусловным лидером рынка сотовой связи является компания МТС, этот оператор занимает 35%. В общей сложности операторы "большой тройки" занимают более 75% рынка. Лидером по проникновению сотовой связи в РФ стали Москва с областью (185%),
Сыктывкар и Республика Коми (174%), Санкт-Петербург и область (168%), Мурманская область(160%) и Приморский край (160%). Компания "Скай Линк" лидирует по количеству сетей 3G - к концу 2008 года этот оператор ввел на территории России 32 сети. На втором месте в данном сегменте рынка находится Вымпелком, затем идут МТС, Мегафон. По данным компании J'son & Partners, 3G сети в России наиболее распространены в Северо-Западном федеральном округе, тогда как Центральный федеральный округ занимает последнюю
позицию.