Предпроектное обследование как первый этап внедрения
Внедрение системы электронного документооборота (СЭД) - это сложный многоэтапный процесс. Каждый этап представляет собой ступень лестницы, вершина которой - переход на электронный документооборот. На пути к
этой желанной вершине специалисты отдела внедрения организации-исполнителя при содействии сотрудников организации-клиента должны пройти следующие ступени: предпроектное обследование, обследование документооборота для настройки и внедрения программного продукта, анализ результатов обследования и настройка СЭД, обучение пользователей, ввод системы в промышленную эксплуатацию.
А.Н. Сергеева,
ведущий специалист отдела внедрения, ООО «Корпоративные системы - Консалтинг»
Каждый из этих этапов важен для реализации полноценного проекта по внедрению СЭД. Очень часто организация-заказчик
упускает из виду один, два, а может и более из данных этапов, недооценивая их значимость для построения единого механизма движения электронных документов.
Например, предпроектному обследованию, как правило, не уделяют должного внимания, а ведь именно на этом этапе происходят основные организационные мероприятия, от которых в дальнейшем будет зависеть успех проекта. Очень часто
организации при внедрении СЭД упускают из виду этап обследования и проведения опытной эксплуатации.
Для того чтобы понять значимость каждого из этапов внедрения, необходимо более подробно остановиться на каждом из них.
Сегодня мы проанализируем первый этап
внедрения СЭД -предпроектное обследование (рис.) - и рассмотрим проблемы, с которыми приходится сталкиваться чаще всего:
∙ незаинтересованность руководства;
∙ отсутствие цели и задач в проекте;
∙ отсутствие нормативной базы;
∙ неверный выбор программного обеспечения и дополнительных подсистем;
∙ несоответствие ИТ-инфраструктуры выбранному ПО;
∙ отсутствие плана действий;
∙ неподготовленность сотрудников компании.
Этапы предпроектного обследования
Проблемы первого этапа внедрения СЭД. Участники проекта
Внедрение СЭД - это проект, а у каждого проекта есть участники, которые выполняют определенные функции, в данном случае - это специалисты организации-клиента, специалисты организации-исполнителя и, возможно, соисполнители.
В первую очередь обратимся к главному действующему лицу - организации, которая решилась на внедрение СЭД. Начиная с момента зарождения идеи об электронном делопроизводстве и заканчивая реализацией проекта по безбумажному документообороту, очень важна заинтересованность в нем руководства организации. Во многом от того, насколько руководитель вовлечен в проект, зависит жизнеспособность
проекта в конкретной организации. Его личный пример использования программного продукта будет воодушевлять всех остальных сотрудников.
Руководитель проекта
Итак, основа проекта
есть - руководитель заинтересован и готов сделать первый шаг, который будет заключаться в делегировании полномочий и назначении ответственного должностного лица за реализацию проекта (руководителя проекта). Это очень важный момент для организации, который решается во время предпроектного обследования.
С одной стороны, руководитель проекта должен быть подкован
в предметной области: знать документооборот и бизнес-процессы компании, техническое оснащение организации, с другой стороны, должен иметь существенное влияние на принятие решений.
Распространенные ошибки со стороны заказчика:
1.
Отсутствие формального руководителя проекта.
В этом случае очень тяжело реализовывать внедрение СЭД внешней организации - непонятно, у кого брать информацию, кого попросить о помощи и т. п. В свою очередь, руководитель организации в силу своей занятости не может решить всех текущих задач, связанных с внедрением.
2. Руководитель проекта - внешний консультант, который не имеет административной власти, наработанного в организации годами авторитета и т. д. Именно поэтому в первую очередь перед внедрением СЭД подумайте о том, кто возьмет на себя ответственность за этот проект и будет его движущей силой. Грамотно подобранное ответственное должностное лицо организует работу в нужном русле.
Иногда руководитель проекта собирает экспертную группу и распределяет обязанности среди узких специалистов. Так, в проекте по внедрению СЭД «ДЕЛО» в ЗАО «Энергосервис» сложилась именно такая ситуация. Ответственным за реализацию проекта со стороны организации был назначен начальник отдела по работе с персоналом и правовым вопросам, который прекрасно разбирался в предметной
области, техническом оснащении, и во многом от него зависел успех внедрения и дальнейшее функционирование системы. За техническое оснащение отвечал ведущий инженер информационных технологий ЗАО «Энергосервис». Успешное завершение проекта показало жизнеспособность такой схемы.
Подлинные цели и задачи
Следующая проблема, с которой сталкиваются участники проекта, - это отсутствие четкой цели, конкретных задач и планируемых результатов. Безусловно, есть общие задачи, которые возможно решить благодаря СЭД, а также типовые проблемы, которые исчезают после перехода на электронный документооборот, но нужно помнить, что каждая организация индивидуальна, каждая имеет специфику построения делопроизводства
и документооборота.
Как правило, вместо ясных целей и конкретных задач заказчик предъявляет организации-исполнителю ворох собственных проблем, которые требуется решить через внедрение СЭД. Клиент может просто твердить, что им необходимо внедрить СЭД, не объясняя истинных причин, но для специалиста-вне-дренца очень важно понять подлинные цели и задачи, которые ставит перед
собой организация. То есть клиент должен изначально понимать, что он хочет получить в результате, кроме самого факта внедрения СЭД. И исполнитель, и клиент должны четко представлять, что должно получиться «на выходе».
На практике это должно выглядеть так: в самом начале проекта клиент (в лице ответственного должностного лица) составляет техническое
задание, в котором описывает задачи, требующие разрешения (учет и контроль исполнения входящей и исходящей служебной корреспонденции, учет и контроль исполнения писем и обращений граждан, централизованный контроль исполнения нормативно-правовых, директивных документов, протоколов совещаний, поручений руководства, подготовка проектов нормативно-правовых актов и организационно-распорядительных документов, регистрация, выпуск и рассылка нормативно-правовых актов и организационно-распорядительных
документов и т. д.), и желаемый конечный результат.
Так, например, государственные учреждения, как правило, объявляют открытые аукционы, где подробно изложены основные требования к программному обеспечению, четко сформулированы работы и услуги, определены сроки, но даже и они не всегда ясно представляют конечный результат проекта.
В документации об аукционе на оказание услуг по развитию автоматизированной системы управления документами и делопроизводственными процессами Департамента охраны здоровья и населения Кемеровской области от 03.12.2012 обозначены условия исполнения контракта в виде технического задания. Государственный заказчик в техническом задании выделил следующие
моменты:
∙ требования к управлению электронными документами;
∙ требования к подсистеме управления процессами;
∙ требования к подсистеме контроля исполнения поручений;
∙ требования к системе отчетности по документообороту;
∙ требования к подсистеме организации распределенной работы;
∙ возможность модификации и развития системы силами заказчика;
∙ общие требования;
∙ перечень видов карточек электронных документов, подлежащих настройке в системе;
∙ перечень отчетов, подлежащих настройке в системе;
∙ аппаратно-программные требования к серверу системы;
∙ требования к описанию и формализации процессов;
∙
требования к внедрению системы.
В этом техническом задании четко прослеживаются ожидания заказчика от внедрения СЭД.
Нормативная база документооборота
Во время выявления целей и задач проекта по внедрению руководитель не раз задаст себе вопрос: «А насколько работа с документами в нашей организации регламентирована?». Если в компании нет четких правил работы, единых регламентов по работе с документами, то невозможна и эксплуатация СЭД. Автоматизировать хаос не в силах любая СЭД. Перед внедрением СЭД потребуется проанализировать нормативную базу, касающуюся движения документов
в организации.
В нормативную базу, как правило, входит инструкция по делопроизводству, регламенты по работе с документами, все организационно-распорядительные документы, касающиеся организации работы с документами.
Выбор
программного обеспечения
Когда проблемы выявлены, цели и задачи поставлены, нормативная база подготовлена, приходит время выбрать подходящее программное обеспечение. На тему выбора системы электронного документооборота написано немало материалов, в которых системы сравниваются по всевозможным параметрам.
Объект автоматизации подробно изучается экспертной группой и руководителем проекта. Главное - сопоставить ваши цели и задачи с функционалом выбранной СЭД, а также выяснить, имелся ли опыт внедрения этого программного продукта в похожей организации (по структуре и сфере деятельности).
Как правило, компании,
занимающиеся внедрением СЭД, проводят бесплатные презентации, а также у них есть возможность установить демонстрационную версию программного продукта - не отказывайтесь от этих услуг.
На презентации вы можете задать множество вопросов, расспросить о конкретных примерах внедрения, а демонстрационная версия позволит понять, насколько удобен пользовательский
интерфейс системы.
Когда система и организация-исполнитель выбраны, не спешите с заключением договора. Еще раз ознакомьтесь с коммерческим предложением - все ли учтено?
Организация-исполнитель должна предложить наиболее оптимальный набор программного
обеспечения, дополнительных опций и подсистем, чтобы в итоге система функционировала именно так, как представляет это клиент, и решала именно те задачи, которые поставил клиент перед исполнителем. Под руководством внешних консультантов, занимающихся внедрением СЭД, следует проверить, насколько ИТ-инфраструктура организации-заказчика готова к внедрению стороннего продукта, и, если необходимо, изменить существующую ситуацию, потому что у каждого программного продукта есть программные и аппаратные
требования, которые должны быть выполнены перед установкой ПО (требования к СУБД, ОС и т. д.). Могут быть предусмотрены дополнительные возможности по использованию электронной подписи и шифрованию документов, возможно, потребуется создание электронных образов документов при помощи сканера. Также нужно определить количество пользователей, работающих в системе.
Отсюда напрашивается
серьезный вывод: предпроектное обследование должно проводиться перед закупкой программного обеспечения, но, к большому сожалению, часто бывает и наоборот, тогда специалистам отдела внедрения приходится исходить из того, что уже есть, перераспределять закупленные рабочие места для создания наиболее эффективной системы движения документов.
Например, Администрация Гурьевского муниципального района закупила ограниченное количество рабочих мест исходя из выделенного бюджета. В свою очередь, специалистам отдела внедрения ООО «КС-Консалтинг» было необходимо распределить эти рабочие места так, чтобы в результате были решены следующие задачи: обмен документами между основными структурными подразделениями, контроль исполнительской дисциплины, автоматизация учета основных документов.
Сложность задачи заключалась в том, что ограниченное количество закупленных рабочих мест не позволяло наладить взаимодействие между всеми структурными подразделениями, и часть отделов были отрезаны от обмена документами в электронном виде, поэтому очень важно перед внедрением проконсультироваться со специалистами и сопоставить цели внедрения с количеством закупаемых
рабочих мест программного продукта.
План реализации проекта
Вместе с ответственным
специалистом от организации-заказчика специалисты организации-исполнителя на этапе предпро-ектного обследования обсуждают последующие этапы внедрения, т. е. составляют план реализации проекта и уточняют сроки. Безусловно, в любом проекте план является важной составляющей, позволяющей логически продумать последовательность действий и мероприятий. Очень важно предположить сроки и обозначить критерии эффективности выполнения каждого из этапов внедрения. План-график проведения работ по внедрению
СЭД, как правило, составляют в виде таблицы.
№
Наименование этапа
Основное содержание этапа (описание работ)
Результаты выполнения этапа
Сроки выполнения этапа
Ответственное должностное лицо
Внедрение СЭД в Администрации Алтайского края ведется с 2001 г. Успех построения единой системы документооборота обусловлен
тем, что на протяжении всего проекта исполнители и заказчики руководствовались планом поэтапного внедрения программного продукта. Более того, 28 июня 2004 г. была утверждена Концепция развития системы электронного документооборота в Администрации Алтайского края, в соответствии с которой СЭД развивается по настоящее время. Каждый из этапов расширения системы в Администрации тщательно прорабатывается рабочей группой: выявляются все плюсы и минусы новых опций, приложений или подсистем.
Работа в соответствии с планом позволяет сделать дальнейшие действия более четкими и продуманными.
Человеческий фактор
На этапе предпроектного обследования следует подумать и о человеческом факторе, т. е. как сотрудники
организации воспримут нововведения. Необходимо учесть пожелания будущих пользователей, так как система внедряется для сотрудников организации, чтобы облегчить их труд.
Желательно руководству организации перед внедрением СЭД провести встречу с коллективом и рассказать о преимуществах системы перед традиционным документооборотом.
К этой встрече можно привлечь специалиста со стороны исполнителя. Внешние специалисты также с удовольствием проведут для сотрудников организации-заказчика презентацию или вебинар, где подробно расскажут в целом о внедрении СЭД и о конкретном программном продукте.
Стоит отметить, что моральное и материальное поощрение энтузиазма со стороны сотрудников поможет повысить мотивацию всего коллектива. Безусловно, пряника без кнута не бывает: нужно будет продумать нормативное закрепление внедрения каждого из этапов (приказы, регламенты, инструкции).
Например, Прокуратура Алтайского края на основании особого
распоряжения не допускает к работе сотрудников, не прошедших обучение работе в автоматизированном информационном комплексе (АИК) «Надзор».
Значение предпроектного обследования. Резюме
Таким образом,
предпроектное обследование является очень важным этапом в реализации проекта по внедрению СЭД. Первый шаг на пути к внедрению системы - это назначение ответственного должностного лица за реализацию проекта от организации-клиента и, если необходимо, формирование команды экспертов. От компетентности, организаторских способностей руководителя проекта во многом будет зависеть успех внедрения СЭД в организации.
Команда экспертов во главе с руководителем проекта описывает те проблемы, которые в настоящее время есть в организации и от которых необходимо избавиться при помощи СЭД, ставит цели, выявляет задачи проекта по внедрению. После этого компания определяется с программным продуктом, который соответствует всем требованиям и запросам. Руководитель проекта и организация-исполнитель сверяют на соответствие выбранному программному продукту ИТ-инфраструктуру
компании.
Важным моментом, предшествующим следующим этапам внедрения СЭД, является составление плана мероприятий и сроков их реализации. В последующем контроль за выполнением проекта по внедрению будет осуществляться на основании именно этого плана.
Особое
внимание следует уделить сотрудникам организации. У них должно быть четкое представление о том, что внедряют, с какой целью и чего следует от этого ждать. Моральная подготовка сотрудников перед внедрением будет способствовать их положительному настрою и принятию программного продукта.
Стоит заметить, что перечисленные проблемы на этапе предпроектного обследования являются
обобщенным наблюдением за организациями, внедряющими СЭД; возможно, у кого-то их больше, у кого-то меньше, но хотелось бы, чтобы после прочтения этой статьи у организаций, планирующих внедрение, таких проблем не возникало.