Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Усилители интеллекта: теории, эксперименты, технологии


Усилители интеллекта

Как общаться с равнодушной и враждебной аудиторией?
Усилители интеллекта: базы знаний 4

Серия выпусков, посвященных опытам с экспертной системой "ПРИЕМЫ ЖУРНАЛИСТИКИ & PUBLIC RELATIONS", подошла к своей кульминации. Здесь мы посмотрим, что асы риторики советуют при подготовке текстов для равнодушной или скептически настроенной аудитории.

 

    Уважаемые любители интеллектуальных программ! В первом эксперименте с ПЖ&PR, который мы проводили пару выпусков назад,  ставка делалась на положительное отношение читателей к выпускам научно-популярных рассылок. Почему? - Ведь если люди по собственной воле подписались на рассылку и не отписываются от нее, то, значит, интересуются темой и содержанием выпусков. 
    Однако это предположение, как оказалось, справедливо лишь для незначительной части аудитории. Подавляющее большинство подписчиков рассылки не читают, но и не отписываются от них. Это большинство складирует поступающую к ним бесплатную информацию на безразмерных винчестерах своих компьютеров (или почтовых серверов), рассчитывая воспользоваться ею позже, когда "дойдут руки" или когда возникнет актуальная потребность в этой информации.
    Чтобы представить масштабы проблемы, приведу пример. Рассылка "Скорочтение, память, интеллект" Сергея Михайлова собрала Сабскрайбе более 33 тыс. подписчиков, но автор ее в одном из выпусков жаловался: стоит задать вопрос аудитории, как отвечают единицы или НИКТО.
    Ничего сверхординарного в этой ситуации нет - по принципу накопительства с древнейших времен действуют и процветают библиотеки. Вот и читатель создает себе персональную библиотеку, благо каталоги и поисковые программы позволяют быстро найти нужные тексты.
Но автору от этого не легче. Он обращается к аудитории с текстом-сообщением, а в ответ получает молчание. И чем оно лучше демонстративного бойкота? - Тем, что через пару лет кто-то прочтет данный выпуск и обратится с вопросом к автору, когда тот уже и забыл, о чем шла речь?

    Вот почему интересно посмотреть, а что же может предложить ПЖ&PR авторам для работы с читателями, относящимся к тексту спокойно-безразлично или отрицательно.
Напомню интерфейс быстрых настроек программы:

Рис. 1. Интерфейс ПЖ&PR прозрачно намекает: риторика - мудреное дело...
Пространство разновидностей текстов имеет 7 измерений и насчитывает
3х4х5х14х5х3х2 = 25200 вариантов постановки задачи

    Для эксперимента возьмем подготовку обзора по усилителям интеллекта. Параметры этой задачи для ПЖ&PR следующие: Раздел текста: анонс (начало). Исходное отношение читателя: спокойно-безразличное или отрицательное. Решаемая задача: сделать неизвестное своим (научить). Предмет описания: информация, данные (условие проблемы/задачи). Размер фрагмента текста: короткий (до 400 знаков). Текст: эмоциональный или сдержанный. Автор текста: профи.

    На эти настройки ПЖ&PR выдает 2 приема с детализацией в виде 4 подприемов и 29 примеров. Как видим, для обращения с равнодушной или скептически настроенной аудиторией в программе запасено гораздо больше средств (для благодушной аудитории предлагался 1 подприем и 7 примеров).

    Что же предлагается для пробуждения интереса аудитории в начале текста?

1.     Это известное нам позиционирование читателя с помощью вопросов, но состоящее уже из двух блоков с детализацией по задачам читателя и по его ошибкам-предубеждениям.

2.     Это завлечение читателя: а) возможностью решить казалось бы неразрешимую проблему, б) софизмом, с помощью которого спровоцировать читателя сделать ошибку, а далее предложить ему поразмышлять об истоках ошибки.

    Идем дальше. Изменим в настройках раздел текста: середина; предмет описания: (решение проблемы/задачи); размер фрагмента текста: короткий-средний (400-700 знаков).

    Получаем 2 приема, 7 подприемов и 51 пример.

    Здесь автору предлагается провести такое же позиционирование вопросами, как и для начала текста. Что до приемов изложения, то ПЖ&PR рекомендует следующие 5 уловок:

1.     Описать несколько внешне несхожих предметов, а потом показать, что они имеют общее объяснение.

2.     Заголовками или рисунками с подписями привлечь внимание читателя к вопросам, обсуждаемым в тексте.

3.     Парадоксами, загадками, вопросами заинтриговать читателя.

4.     Начинать с известных и симпатичных читателю предметов описания.

5.     Говорить о типовых ошибках, избежать которые поможет основная часть текста.

    И в завершение раздел текста: окончание; предмет описания: (конкретный вывод); размер фрагмента текста: короткий (до 400 знаков).

    Получаем 1 прием, 10 подприемов и 64 примера.

    Вот эти 10 способов эффектного завершения текста для скучающей или негодующей аудитории:

1.     Обратиться к читателю, который сразу заглянул в конец текста.

2.     Предложить сравнить верные и ошибочные действия.

3.     Предостеречь от ошибок, связанных с "вечными стереотипами".

4.     Отстроиться от конкурента, подчеркнув выигрышные отличия идеи автора.

5.     Описать решение проблемы в виде яркого случая.

6.     Дать технологию решения аналогичных задач или совет, как избежать типовые ошибки.

7.     После серии советов дать свой последний совет, усиливающий эту серию с помощью признаков оправдания Победы.

8.     Предложить вопросы, ответы на которые даны текстом.

9.     Дать ответ на вопрос, поставленный в начале текста.

10. Описать действия читателя в виде алгоритма и оценить последний.

    Все приведенные выше приемы подробно раскрываются в примерах - извините, но привести их не позволяют ни размеры выпуска, ни уважение авторских прав создателей ПЖ&PR.
Что же можно сказать в целом?

    Экспертная система "ПРИЕМЫ ЖУРНАЛИСТИКИ & PUBLIC RELATIONS" гораздо мощнее работает на текстах, рассчитанных на слабо мотивированную или скептически настроенную аудиторию. Даже для нехарактерной для нее научно-популярной тематики она рекомендует достаточно богатый набор приемов, способных увлечь читателя авторскими идеями.

Если Вас заинтересовала тема, то загляните на страничку http://zarealie.by.ru/u110_.htm  -
там даны ссылки на 15 лучших книг и статей с наставлениями авторам
(торопитесь скачать, пока ссылки еще действуют...)
и проводится сопоставление советов.

Еще одна страничка заготовлена для интересующихся теорией текста: http://zarealie.by.ru/u110__.htm Там собираются конспекты
трудов теоретиков и дается нелицеприятный
обзор их концепций.


В завершение выпуска один не вполне серьезный вопрос:

Если бы Вы знали, что Ваш текст будет помещен в сокровищницу человечества
на вечное хранение, о чем бы Вы написали в нем?

Между прочим, все содержимое сайтов Интернета периодически копируется именно для вечного хранения. Так что у Вас есть шанс оставить свой след в Вечности.

 mailto:feod@narod.ru

Со следующего выпуска мы перейдем к программам открытий и изобретений на основе ТРИЗ.

До новых встреч!
Юлий Феодоритов
 


В избранное