При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Новый проект Юрия Мороза" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Как вы яхту назовете,
- так она и поплывет!
Капитан Врунгель Х.Б.
(яхта "Беда")
Всем доброго времени!
Перед тем как начать продавать программу, нужно как-то ее назвать - дать ей имя.
То, что название (wordstat) уже есть - это только исторический факт,
т.е. прошлое (а важно ─ будущее). То есть, если можно найти другое, более
хорошее название и эффект от переименования покроет расходы/потери, значит
стоит это название найти и использовать.
Начнем плясать от печки. Итак, для чего нужно название?
Сразу уточняющий вопрос - нужно кому? Тем, кто будет как-то связан с программой:
Для чего нужно название: во-первых, чтобы отличать программу от других, во вторых, чтобы "звать" - легко находить программу, когда она нужна.
Где нужно это название? в общении|"разговоре" с теми, кто уже знает о программе и с теми, кто о ней еще не знал.
Какое название будет хорошим:
Теперь посмотрим на эти характеристики с разных сторон.
Уникальность - это понятно. Название ─ это отличительный признак, это как адрес в ассоциативной памяти. Если название уже используется для чего-то другого, то для незнакомых с программой придется уточнять ─ о чем идет речь.
Защищенность - название не должно быть чьей-то зарегистрированной торговой маркой. Хорошо бы потом зарегистрировать ее на себя (если ее раскручивать).
На сайте razgonka.ru можно посмотреть статьи Макса Шайдуллина, где он доходчиво объясняет, что название программы должно совпадать с адресом сайта программы - т.е. с именем домена в зоне .com
Понятно, что это даст и защищенность - адрес не украдут, и уникальность ─ другого такого в зоне .com нет, если только правильно это название выбрать. Не должно быть других названий, которые одновременно "похожие" и "более правильные". То есть не стоит делать названия путем изменения|добавления одной буквы к распространенному слову ─ это будет похоже на ошибку, а значит, будет плохо вспоминаться (какая именно была ошибка), будет непривлекательно|неприятно пользователям, а то и может
автоматически искажаться (проверяльщиком орфографии).
Поехали дальше. Привлекательность, адекватность и отсутствие языкового барьера - все это очень зависит от того, какие будут пользователи.
Так все англо-говорящие (Штаты, вся Англия, Ирландия, Австралия, Канада) очень любят игру слов. Это естественно - слова в основном короткие, букв мало, меняющихся слов (склонения, окончания) почти нет, много омонимов, еще больше сходных по
звучанию/написанию слов ─ короче, все условия для игр со словами и буквами! Даже какое-то недавнее исследование национальных особенностей юмора показало, что именно анекдоты на игре слов ─ для них самые смешные. Понятно, что непросто придумать хорошую игру
английских слов, не владея языком. (Кстати идея ─ написать программу для поиска таких названий.)
Что кому будет нравиться, зависит от языковой и культурной традиции, "менталитета". Вот С. Жарков в своей книге пишет, что для американцев "змея" (snake) - это положительное слово.
В общем, для оценки привлекательности нужно определить, на кого рассчитана программа, привлекать к поиску и выбору вариантов тех, для кого этот язык и культура - свои, родные.
Языковой барьер. Международным языком нашего времени является английский, значит, если программа не рассчитана на какую-то отдельную национальную|языковую группу, то название должно быть основано на английских словах. Вариант с латынью,
греческим вряд ли подойдет - у нас нет лишних миллионов долларов на раскрутку слов вроде "Pentium" или "Athlon". Если среди покупателей предполагаются неанглоязычные (а у меня это так и есть!), то для названия нужно брать только самые
ходовые слова. Пусть, они будут из первых двух-пяти тысяч самых употребимых английских слов. Ясно, что словарь нужно брать современный, а не середины прошлого века.
Другая форма языкового барьера - разделение на общие и специальные слова. Если пользователи ─ это профессионалы в каком-то деле, то у них есть свой специальный язык, с особым набором слов. Тут не жаргон, а скорее набор специальных технических, научных
, каких-то еще терминов из "предметной области", в которой они работают. Такое слово может стать хорошей основой названия, но будет совершенно непонятно любому человеку ─ неспециалисту в этой области.
Удобство использования названия. Название должно "само" запоминаться. Хорошо запоминаться. И безошибочно вспоминаться. Еще удобное название должно нести в себе информацию о программе.
Для легкого и безошибочного запоминания нужен "образ" названия. Этот образ должен быть ярким и необычным - все необычное выделяется и привлекает внимание (необычное ─ оно для мозга как-то более ценно).
Тут можно вспомнить про модальности из НЛП: зрительная, слуховая, осязательно-мышечная и абстрактная. Если я ничего не путаю, то у большинства современных людей лучше всего развита зрительная. Значит, на нее и будем ориентироваться - тогда "образ
" ─ это какая-то картинка, возникающая перед глазами, когда прочел название. Тут адекватность|достоверность ─ это чтобы у всех при прочтении названии возникала одинаковая по смыслу картинка ─ не было других, неверных ассоциаций (то есть слишком много
игры слов ─ тоже плохо).
Еще очень важно, чтобы по этому образу легко и безошибочно восстанавливать название. То есть для картинки должен быть один, самый естественный перевод в слова. Значит, у этих слов не должно быть распространенных синонимов. И слов для полного описания картинки должно быть всего два-три.
Хорошее название должно еще и передавать информацию о назначении программы. Чтобы по названию было ясно, зачем нужна это программа.
Тут надо вернуться назад.
Наверно, я не совсем правильно взялся за свойства - их надо рассматривать отдельно по группам тех, кто будет использовать программу.
Лучше сделаем так:
3. Недоброжелатели - нужно, чтобы название "не подставлялось", не имело уязвимых мест для нанесения вреда, то есть:
2. Продвижение - название должно помогать продавать. Ключевые слова: PR, бренд.
По этим темам написаны (переведены) горы макулатуры, читать ─ не перечитать. Решил пока не читать. (Да, нанимать маркетологов или оплачивать услуги по придумыванию названия программы ─ это все хорошо для уже раскрученных фирм, где директору лень
шевелить своими мозгами или хотя бы организовать сотрудников для придумывания названия нового проекта.) Посоветовали мне тут перечитать Пелевина (поколение "П") да все некогда─
Зато вот из интересного:
Эмоциональный брэндинг
(Перевод книги "Emotional Branding": How Successful Brands Gain The Irrational Edge.
Автор: Daryl Travis, Перевод выполнен: Max Kraynov)
1. Пользователи программы.
Те, кто будет обсуждать программу, и своим друзьям|знакомым посоветуют попробовать.
Название должно облегчать разговор о предмете (возьми эту─, ну эту, как, блин, ее там─)
Будет ли такой разговор? только если надо, только если интересно, - надо сделать, чтоб это было интересно|нужно ─ программа должна решать задачи|проблемы пользователя, должна отвечать его реальным (или навязанным ─ но это не наш метод :) потребностям|
нуждам.
0. Потенциальные пользователи.
Самая важная группа. Самая многочисленная группа. Только из нее появятся реальные пользователи и покупатели. Получается, оптимизировать название нужно именно под этих людей.
До сего дня он еще не знал о программе и теперь вдруг повстречал (нет, еще не программу, а только ее название). Название должно "цеплять". Чтобы взял и попробовал. Сейчас же пошел на сайт, скачал программу и запустил ее и сразу применил в
деле.
Значит главное предназначение названия - вызвать интерес, вызывать желание схватить, попробовать, взять себе это.
В архиве swrus можно найти письма одной небольшой дискуссии о повторных посетителях сайта (она была несколько месяцев назад). Как я понял высказывания Макса разгонка.ру - большая часть пользователей не берут программу сразу. Им трудно принять такое ответственное ;) решение не отходя от монитора. А вот со второго|третьего захода они легко загрузят себе программу. Значит нужно такое название, чтобы эти ребята могли легко вспомнить его, и прийти за программой.
Итак, главные свойства названия:
Тут получается почти как для запроса (с ключевыми словами) при поиске информации. Первые два свойства - это объем или охват аудитории (а значит ─ "полнота результатов"). То есть, чем лучше эти два свойства, тем больше будет посетителей, тем больше человек загрузит себе программу.
А вот третье свойство - это "точность результатов", или качество полученной аудитории. То есть, чем лучше это свойство, тем меньше будет случайных людей (тех, кому программа вовсе не нужна, тех, кого просто завлекла наша реклама), а значит, будет больше покупателей, будет лучше соотношение (количество покупок)/(количество закачек). Понятно, что тут есть противоречие ─ обычно, чем больше полнота, тем меньше точность и наоборот.
Наверно большая часть того, что я сказал, относится не столько к названию, а к слогану - к рекламной фразе, к рекламному тексту. Но если все это удастся упаковать в название ─ будет еще лучше.
Это все конечно замечательно, но как найти такое название?
План действий такой:
В следующем выпуске - как я начал искать название.
Да, если у кого под рукой есть ссылки на какие-то рекламистско|маркетолого|пиарные|прочие статьи про выбор названий - присылайте их!
Перечитал сейчас выпуск - кажется получилось слишком заумно, дальше будет полегче ;).
Ведущий проекта - Алексей.
Есть что сказать? пишите сюда:
blackbox@mailru.com
Все, что вы напишете, может быть использовано для вас в рассылке
(в том числе ваша подпись под письмом).
Если вы против публикации своего письма, укажите тему письма "секретно" или "не публиковать".
По вопросам идеология проекта - смотри идеи Школы своего Дела
(ШСД).
Рекомендую:
лучшие рассылки по бизнесу и развитию личности .
Архив выпусков рассылки находится здесь http://blackbox.mailru.com
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||