Журнал
от Medvedica big all about NT - Всё о Linux, Windows, Mac OS:
Сегодня
тема: Для Web - Дизайнеров полезные советы
Вступление:
Этой статьей я хочу открыть важнейшую проблему в создании
сайта. А именно - проблему юзабилити. То есть, постараюсь рассказать вам,
как избежать ошибок в плане удобства пользования страницей, отпугивающих
ваших посетитлей. Научиться толково использовать пространство, отводимое
для отображения страницы, научиться уделять внимание мелочам, не раздражать
посетителя, а наоборот - располагать к себе - все это неписаные правила
хорошего тона. Разумеется, тот, кто знает эти правила, никогда не встанет
перед проблемой юзабилити.
Содержание ::. Содержание, ясное дело, играет важнейшую роль в проявлении
интереса к вашему проекту, но не стоит забывать и то, как это содержание
подано пользователю. Если полезная нагрузка составляет менее 25 процентов
от площади страницы или пользователь должен вновь и вновь загружать страницы,
чтобы дочитать интересную статью, которую автор сайта разбил на множество
кусков, то в конце концов посетитель откажется от дальнейшего просмотра
и вряд ли вернется сюда вновь. Наша же задача - не только удержать пользователя,
но и преподнести материал так, чтобы у него было желание вернуться сюда
вновь и вновь. Страницу следует четко разбить на несколько областей -
это область для навигации, область полезной информации, и область для
рекламы, если вы не в состоянии от нее отказаться. В идеале - последний
случай должен быть исключен, или область отводимая для рекламы не должна
превышать 10% площади страницы. Разумеется, область навигации не должна
мешать области отображения информации и наоборот. Таким образом необходимо
предельно ясно показать пользователю, что где и выдерживать подобный стиль
на протяжении всех страниц вашего сайта. Только в этом случае посетитель
почувствует себя комфортно при серфинге по вашему сайту.
Размер ::. Лучшие сайты - быстрые. Другими словами - трафик вашего сайта
напрямую зависит от размера загружаемых страниц. Ужмите графику (в разумных
пределах, естественно) - увеличится трафик. Все очень просто. Это не мои
рассуждения, а экспериментально подтверженные специалистами США данные.
Не увлекайтесь тяжелой графикой на своем проекте. Чем долше будет загружаться
страница - тем больше пользователей уйдут, не дождавшись окончания загрузки.
Предельно допустимый лимит одной страницы - 100 кб. В идеале это 33-34
кб. Последние цифры взяты не с потолка. Страница размером 34 килобайта
загружается ровно одну секунду на скоростном канале T1 или 10 секунд на
хорошем аналоговом соединении. В общем мой вам совет - разумный предел
60-70 килобайт, сотня - предел. Если размеры ваших страниц првышают этот
лимит - не рассчитывайте на хороший траффик и длинные сеансы серфинга
по вашему сайту.
Оформление и удобочитаемость ::. Придерживайтесь фиксированной ширины
вашего сайта. Не смущайтесь, что у пользователя с большим экраном и высоким
разрешением сайт будет заполнять не всю область экрана. Гораздо хуже другое.
Если ширина вашего сайта зависит от размеров окна броузера процентными
соотношениями, то тот же пользователь, с новым монитором большой диагонали
будет вынужден мотать головой из стороны в сторону, читая длиннющие строчки.
Такое чтение утомительно. Если читатель оказывается не в состоянии прочитать
текст, все остальное - дизайн, быстрота загрузки, информационное наполнение-
не имеет никакого смысла. Разборчивость текста должна быть определяющим
фактором. Большинство пользователей предпочитает читать текст с засечками
(например, Times New Roman), в то время, как текст, служащий для комментариев
или подписей лучше воспринимается пользователями в качестве рубленого
шрифта (например, Arial). Текст и фон, на котором он написан должны быть
максимально контрастными. Вот почему большинство авторитетных проектов
придерживается белого фона и черного тескта. Так же хорошо воспринимается
белый текст на черном фоне (негатив), но в этом случае, такая схема способствует
рассиванию внимания читателя, что несколько замедляет чтение. И, НАКОНЕЦ,
НЕ СЛЕДУЕТ НАБИРАТЬ ТЕКСТ ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ. ЧТЕНИЕ ТАКОГО ТЕКСТА ВЫПОЛНЯЕТСЯ
ПРИМЕРНО НА 15% МЕДЛЕННЕЕ, ЧЕМ СТРОЧНОГО, ПОСКОЛЬКУ, ВОСПРИЯТИЕ СИМВОЛОВ,
ИМЕЮЩИХ ОДИНАКОВУЮ ВЫСОТУ, ЗНАЧИТЕЛЬНО ЗАТРУДНЯЕТ ЧТЕНИЕ.
Заключение ::. Надеюсь, вы уже догадались, что юзабилити, то есть простота
использования сайта, напрямую зависят от простоты самого сайта. Не стоит
накручивать какие-либо сложные схемы навигации и расположения информации.
Будтье проще, и люди к вам потянутся. :-) За кадром остается еще масса
мелочей, которым следует уделить внимание. Но их я постараюсь упомянуть
в другой статье из серии "юзабилити". Продолжение следует...
Понятие размера страницы - полный размер страницы складывается из размеров
файлов статических картинок, которые загружаются постоянно (логотип, предметы
навигации, кнопочки), динамических, коими является реклама и различные
баннеры, а так же из размера HTML кода, который отвечает за страницу.
Совет: в идеальном случае создавайте отдельный вариант сайта для каждого
разрешения экрана. Эсли же такой возможности нет, старайтесь угодить большинству
пользователей. Для этого внимательно изучите статистику разрешений экранов
ваших посетителей и делайте соответствующие выводы.
Уделяйте больше внимания правильности формулировок ссылок. От этого сильно
зависит концентрация внимания посетителя на ссылке. Пример неправильно
сформулированной ссылки: "Для того, чтобы узнать больше о правилах
хорошего тона, щелкните здесь" С точки зрения информативности ссылки
предпочтительнее написать так: "Вы можете подробнее узнать о правилах
хорошего тона"