Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

ИЗ ПРОГРАММИСТОВ В РУКОВОДИТЕЛИ


Информационный Канал Subscribe.Ru


УАППО         Центр дистанционного образования UkrSoftPro


Здравствуйте, уважаемые подписчики!

В этом выпуске основные материалы посвящены сотрудничеству между высшей школой и софтверной индустрией при подготовке профессиональных IT-специалистов. В частности, сегодня мы предложим вашему вниманию материал исследований, проведенных сотрудником Луганского государственного педагогического университета имени Тараса Шевченко Владимиром Руденко, который организовал студенческий коллектив по разработке ПО. А в новостях вы сможете узнать о сотрудничестве между коропрацией "Квазар-Микро" и НТУУ "Киевский Политехнический Институт".

Но прежде всего нам хочется сказать несколько слов о круглом столе "IT-карьера и образование в сфере IT-менеджмента", который был проведен УАППО на этой неделе в Одессе в рамках выставки "Управление и автоматизация 2003". Мы хотим поблагодарить Одесский Центр Выставочных Технологий за отличную организацию этого мероприятия.

Интересно, что наш круглый стол оказался одним из самых посещаемых мероприятий выставки. Состав участников был достаточно представительным - обсудить вопросы карьеры и образования собрались представители индустрии и учебных заведений Киева, Одессы, Днепропетровска, Львова, Луганска.

В следующих выпусках рассылки мы познакомим вас с самыми интересными выступлениями, прозвучавшими в ходе круглого стола, а также с результатами анкетирования, проведенного на нем.



В сегодняшнем выпуске рассылки мы начинаем публикацию материала, посвященного результатам, которых добилась учебно-тренировочная фирма из Луганска StuGroup (www.stugroup.com). Эти материалы, отражающие практические достижения студенческого коллектива, предоставил в наше распоряжение руководитель StuGroup, сотрудник Луганского государственного педагогического университета имени Тараса Шевченко, Владимир Павлович Руденко.

  ОПЫТ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ ФИРМЫ "STUGROUP"

Текущее состояние: ключевые проблемы

Основной проблемой, с которой сталкиваются выпускники высших учебных заведений, является проблема трудоустройства. Современному предпринимателю, директору компании нужны в первую очередь специалисты с опытом работы, которого нет у студента - выпускника. Не спасают учебные, производственные, преддипломные и иные практики. Поэтому выпускники испытывают определенный моральный дискомфорт, чувствуют неуверенность в своих силах.

Кроме этого, быстрый рост объема знаний, которые необходимо усвоить при обучении и в дальнейшем при работе, выдвигает новые требования к технологии передачи знаний. На первое место, по нашему мнению, выходит умение получать знания самостоятельно.

Остро встают и проблемы преподавателей, поставленных почти в такие же условия, как и студенты, в эпоху информационного взрыва, да еще постоянная нехватка времени, огромная загруженность рутинной работой, сравнительно низкая зарплата.

Применительно к компьютерным технологиям возникают специфические проблемы, такие как:

- рост численности новых языков программирования;

- постоянное их усложнение;

- появление новых прикладных программ.

В настоящее время насчитывается более 138 языков программирования и свыше 5000 прикладных программ. Каждые 2-3 года выходят новые версии программных продуктов, сильно отличающиеся от своих предшественников. Подготовка программиста-профессионала занимает, как правило, 8-9 лет, но с учетом вышеизложенных проблем их знания устаревают довольно быстро и необходимо постоянно переучиваться.

Чтобы разобраться в сути поставленных реальной жизнью проблем более детально, пришлось провести ряд исследований. При этом на первое место мы поставили маркетинговые исследования и уже затем по их результатам решили разработать соответствующие рекомендации или педагогические технологии, поставить соответствующие педагогические эксперименты, если в этом будет необходимость.

При данных исследованиях выявлено крайне недостаточное количество компьютерной техники в учебных заведениях, отсутствие новых подходов в обучении, хроническое отставание программ учебных заведений от развития программного обеспечения и компьютерной техники.

При обработке результатов анкетирования, выполненных в начале 1999 года, следует, что 7.8% опрошенных школьников имеют дома компьютер и при экстраполяции на общее количество учащихся школ города, которое составляет около 50000, получается, что у учащихся имеется порядка 4000 компьютеров. Качество этой техники довольно высокое и подчас выше, чем в учебных заведениях. Однако, как ни парадоксально, используются эти компьютеры в 99 случаях из 100 для всевозможных игр и развлечений. При последующих исследованиях в 2000, 2001 и 2002 годах рост наличия компьютерной техники у населения соответственно составлял 12.3%, 15,4% и 20,2%.

Напрашивается сам собой вопрос, каким образом можно было бы решить возникшую проблему, связанную с отсутствием или нехваткой в достаточном количестве компьютерной техники в учебных заведениях и довольно большим количеством ее у населения?

Полученная информация не давала готовых решений для преодоления возникших проблем. Поэтому были проведены дополнительные исследования в Интернете с целью изучения передового опыта. С помощью поисковых систем Украины, России, Германии и других стран были получены довольно интересно результаты. Например, был выявлен повышенный интерес в зарубежных странах к системе дистанционного обучения и к учебно-тренировочным фирмам.

Например, в Интернете часто можно увидеть интересные системы для обучения языкам программирования, которые используют в своей основе, как правило, консультационный метод обучения. Можно также заметить, что некоторые учащиеся стран СНГ начинают сами организовывать проекты по написанию корпоративных компьютерных программ с целью получения навыков.

Наиболее интересной педагогической мыслью, воплощенной в жизнь в мировой педагогической практике, по результатам нашего исследования, является создание учебно-тренировочных фирм (УТФ) с последующим их объединением в единую ассоциацию (более детально можно ознакомится с данной системой на www.europen.de). Структура и организация таких учебных заведений имеет в своей основе модель действующей коммерческой фирмы, трансформированной в учебное заведение и поддерживающей международные связи.

Но в данной системе пока отсутствуют специализированные учебно-тренировочные фирмы, которые смогли бы готовить специалистов компьютерных технологий. Проведя большую исследовательскую работу и ряд педагогических экспериментов, мы разработали технологию обучения, в основе которой лежит модель компьютерной фирмы по производству различного программного обеспечения. Данная технология позволяет утверждать о возможности создания нового вида учебного заведения.

В структуре такого учебного заведения (учебно-тренировочной фирмы) предусмотрены должности руководителя и нескольких заместителй, а также различные подраздаления - несколько отделов программирования и обучения, отдел компьютерной графики и анимации, отдел подготовки и тестирования готовых программ и др.

Нововведения

Новизной в процессе обучения является то, что коллектив учащихся, студентов, слушателей курсов повышения квалификации специалистов компьютерных технологий, работает над единым проектом по созданию программного обеспечения, выполняя при этом функции, строго детерминированные в отделах учебно-тренировочной компьютерной фирмы. Основой такого способа обучения является благоприятная педагогическая среда, базирующаяся на методе деловой игры, наличие компьютерной техники, правильно выбранных и посильных заданий - проектов, соответствующая мотивационная деятельность преподавателя - организатора, наличие достаточного количества справочной и учебной литературы. При таком подходе к процессу обучения наблюдается повышение роли самообразования и коллективных форм работы, и при этом скорость обучения возрастает в несколько раз.

Результаты эксперимента, который был проведен со студентами групп не программистов, удивляют даже меня. Готовые продукты были созданы даже не будущими профессионалами компьютерных технологий, а студентами первого курса инженерных специальностей колледжа и второго курса университета.

Так, всего за год создано около 15 демонстрационных версий различных программ, - от компьютерных игр до обучающих и экономических программ. Данные проекты созданы с помощью самого современного программного обеспечения, на изучение которого в обычных условиях необходимо потратить годы упорного труда. Данные демонстрационные версии получили довольно высокую оценку некоторыми иностранными компьютерными фирмами, которые занимаются вопросами реализации прикладного программного обеспечения и с которыми были заключены протоколы намерений о дальнейшем сотрудничестве.

А в течение последующих 1,5 лет продукты были уже реализованы на компакт-дисках в России, Венгрии, Германии, а также в Интернете. С некоторыми вы можете ознакомиться, на страничках:

  • http://www.sybex.de/index.php/software/0/0/06283
  • http://www.576.hu/index.phtml?action=termek&termek_id=1197
  • http://engineer2.alawar.com/
  • http://game.stugroup.com/e2mb.php
  • http://game.stugroup.com/wplay.php
  • http://game.stugroup.com/bbreack.php
  • http://game.stugroup.com/techp.php

    Завершение данного материала читайте в следующем выпуске нашей рассылки. Вы можете связаться с ватором материала по e-mail: rudvp@stugroup.com или обратиться к модераторам рассылки со своими вопросами.



  • И наш традиционный выпуск Новостей.

         НОВОСТИ: ПОЗИТИВ

    КВАЗАР-МИКРО И КПИ: СТРАТЕГИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

    2 сентября корпорация "Квазар-Микро" и НТУУ "КПИ" подписали договор о долгострочном сотрудничестве. Как отметил в своем выступлении, посвященном этому событию ректор НТУУ "КПИ" Михаил Згуровский, отечественный бизнес перешел в качественно новый этап своей эволюции - "от выживания к собственно развитию". Сейчас многие успешные компании во главу угла ставят инновационные процессы, так как без них, по мнению докладчика, не возможно дальнейшее развитие и успешная конкуренция. Были названы и ключевые составляющие инновационного процесса: наука, производство и образование. По мнению г-на Згуровского подписание соглашения с "Квазар-Микро" как раз и символизирует начало таких процессов в украинском обществе.

    Президент корпорации "Квазар-Микро" Евгений Уткин сообщил подробности договора. Подписанным соглашением предусматривается целый комплекс совместных действий, работа над координацией которых уже ведется. В частности, речь идет о научно-исследовательской деятельности, обучении учащихся "КПИ", а также об учебно-методической работе. На первом этапе в рамках соглашения на базе "КПИ" будет создан учебный центр "Квазар-Микро", который станет полноценным филиалом научно-сертификационного центра корпорации.

    Говоря о сотрудничестве между одной из крупнейших в Украине ИТ-корпораций и популярным вузом, Евгений Уткин отметил, что история совместных работ имеет давнюю историю, а подавляющее большинство технических специалистов компании в свое время прошли обучение в этом учебном заведении. Однако, на активное развитие сотрудничества г-на Уткина подтолкнула статья "Экономика на основе знаний", написанная ректором НТУУ "КПИ". Корпорация "Квазар-Микро" прошла длинный путь от построения канала сбыта до создания собственного ИТ-производства; она зарабатывает деньги на интеллектуальном продукте. Этими знаниями сотрудники корпорации готовы поделиться с сегодняшними студентами университета, ведь они - завтрашние сотрудники украинских ИТ-компаний.

    Отвечая на вопросы журналистов, Евгений Уткин подчеркнул, что он не рассматривает данное соглашение как эксклюзивное, наоборот, он призывает другие украинские компании активно включаться в процесс сотрудничества с академическими организациями.

    Соглашение получило положительную оценку как деканов ряда факультетов НТУУ "КПИ", так и топ-менеджеров корпорации "Квазар-Микро". В частности, Максим Агеев, вице-президент компании, бывший выпускник этого вуза, отметил, что его свзяь с альма-матер перешла на новый, более высокий уровень.

    Сотрудники НТУУ "КПИ" не преминули обсудить текущее положение дел в одном из крупнейших технических вузов Украины. По их мнению, до недавнего времени ключевой проблемой был "отток мозгов" из страны - лучшие студенты по завершении учебы находили себе место в западных компаниях. Владислав Алексеев из "Квазар-Микро" подчеркнул, что одной из задач украинского бизнеса на данном этапе является обеспечить возможность лучших студентов найти себе достойное применение на Родине. Именно эти задачи призван решать создаваемый "Квазар-Микро" учебный центр на базе НТУУ "КПИ".



    На сегодня все.

    Пишите нам, мы ждем Ваших комментариев, предложений, замечаний, пожеланий.

    Всего доброго.

    Симон Молдавский,
    Директор партнерских программ УАППО,
    главный специалист ООО "ИЛС-Украина".
    E-mail: edu@ukrsoftpro.com.ua
    WWW: www.ukrsoftpro.com.ua

    Алексей Лизун,
    редактор еженедельника ComputerWorld/Ukraine
    E-mail: mlist@ukrsoftpro.com.ua

     


    http://subscribe.ru/
    E-mail: ask@subscribe.ru
    Отписаться
    Убрать рекламу

    В избранное