Ещё совсем недавно практически в любом магазине, торгующем CD с играми и программным обеспечением, можно было свободно купить любую версию Windows. Хотите русскую локализацию - пожалуйста, 70 рублей, английскую - нет проблем, те же деньги, со всеми сервис-паками - да ради бога, платите в кассу. Что, активация? Конечно, там на коробочке всё написано, что нужно сделать. Одно слово - сервис. Нынче времена не те. Кто в своё время не прикупил пиратский вариант Windows XP, тот сейчас грустно смотрит на четырёхзначные цифры, указанные в прайсах компьютерных салонов. Но не стоит переживать - возможно, вам наоборот повезло: вы избежали возможности стать нарушителями закона и попасть под суд. Те же, кто сейчас работает в пиратской версии популярной операционной системы, могут крепко задуматься: а не пора ли становиться цивилизованными гражданами?
До последнего времени Microsoft была в состоянии контролировать легальность использования её программных продуктов только в оганизациях, имеющих официальный юридический статус. Домашний пользователь при этом ошибочно полагал, что уж его-то мировому гиганту не достать: не будут же представители американской корпорации ходить с проверкой по квартирам российской глубинки?! Правильно, не будут. Вы сами к ним придёте. Например, за свежими сервис-паками, выложенными на официальном сайте Microsoft. И не исключено, что никакого сервис-пака вы не получите, если не докажете, что ваша версия Windows - вполне легальная. Впрочем, пока всё ещё не так грустно: стартовавшая на прошлой неделе программа Windows Genuine Advantage пока никому не препятствует, а ведёт лишь статистику [www.microsoft.com].
Но, как говаривал великий Чехов, если в начале спектакля на сцене появляется ружьё, значит в конце действия оно должно выстрелить. Данная программа "отлова" пиратов, организованная Microsoft, явно не носит теоретический характер: это лишь начало активной работы по искоренению незаконного использования Windows на любых компьютерах, даже домашних. Конечно, пользователь незаконной копии может и не обращаться за обновлениями - но какой тогда смысл в обладании насквозь дырявой операционкой, которая больше доставляет хлопот, чем удовольствия?
Лицензионные вопросы в последнее время стали выходить на передний план даже в сообществе Free Software: софтверный мир стал настолько тесен, что становится довольно сложно определить, где кончается свобода и начинается нарушение прав авторов программы. Яркий пример тому - недавний конфликт Linux.su с компанией ALT Linux. Кстати, пользователи других российских дистрибутивов - ASP Linux, должны быть тоже предельно внимательны при свободном обращении с операционными системами от ASP: коммерческие компоненты входят практически во все версии, включая ISO-образы, размещённые на FTP-сервере компании. С осторожностью следует относиться и к свободным программным продуктам, выпускаемым вполне коммерческими компаниями. Например, известный офисный пакет OpenOffice.org, являющийся свободной версией StarOffice.org и разрабатываемый компанией Sun Microsystems, на самом деле не
такой уж и свободный: ряд компонентов, входящих в популярный офисный пакет, подпадает под действие патентов, являющихся собственностью всё той же вездесущей Microsoft. Пока мировой гигант благосклонно разрешает пользоваться "своей" собственностью всем желающим, но кто может дать 100% гарантию, что в будущем эта компания не предъявит обвинения всем пользователям свободного конкурента MS Office? Ведь рыночная борьба между Linux и Windows только начинается [news.zdnet.com]. В общем, устанавливая на свой компьютер релиз-кандидат новой версии OpenOffice.org-1.1.3 RC, выложенной на сервер Sun в эти дни, задумайтесь о том, что не стоит полностью полагаться на данный программный продукт и неплохо бы иметь на всякий случай свободную замену в виде AbiWord и Gnumeric [www.techweb.com].
Но довольно о грустном: от коммерческих компаний можно получать и вполне ощутимую пользу. Например, популярный ресурс SourceForge.net недавно получил пожертвование в сумме $400 тыс. от компании Omidyar Network, которые были потрачены на обновление дизайна сайта и организацию новых дополнительных сервисных услуг для разработчиков и пользователей. Кроме того, компания Apple выделила 170 плейеров iPod для розыгрыша между разработчиками, размещающими свои работы на SourceForge.net. Для получения бесплатного плейера нужно до 24 сентября подать заявку на соответствующей странице сайта [sourceforge.net]. Есть и особые условия: проект должен быть "серверным", не использующим языки сценариев (или Java) и не имеющим версии для LinuxPPC. Если программных продуктов, отвечающих этим критериям наберётся больше 170, то лучшие
из них получат поддержку от компании IBM. Интерес крупных компаний к этому ресурсу не случаен: SourceForge.net входит в сеть ресурсов, организованных бывшей OSDN (Open Source Development Network), сейчас сменившей название на OSTG (The Open Source Technology Group). Кроме SourceForge.net в группу входят такие популярные ресурсы, как Slashdot.org, Linux.com, Freshmeat, NewsForge.net и т.д. В общей сложности на этих сайтах зарегистрировано более 16 млн. разработчиков, ежедневно страницы ресурсов посещает более 238 млн. человек, а число ежедневных загрузок с этих ресурсов составляет около 1 млн.
На сайте проекта Alhimia сегодня тоже есть, что скачать: готовы очередные пакеты KDE-3.3 - kdepim, kdeedu, kdeaccessibility. [linux.alhimia.ru].
Разработчики Интернет-телефона Skype подготовили новый тестовый вариант своей программы - Skype-0.92.0.2 [www.skype.com]. Изменения коснулись, в основном, дизайна и добавления новых пользовательских настроек, исправлено несколько мелких ошибок. Кстати, изменился и дизайн сайта: теперь пользователи Windows, Linux, MacOSX и Pocket PC, для которых и предназначен Skype, могут без труда находить разделы, посвящённые своей версии телефона.
Вы всегда можете обратиться к этой заметке, воспользовавшись адресом Linux.SU/220904.shtml Вы можете выиграть свежую версию дистрибутива Knoppix, разместив на своей странице нашу "кнопку". Читайте подробности на Linux.SU/linuxwin.shtml Пишите нам: Илья Шпаньков (сводки, faq@knoppix.ru), Татьяна Смирнова (отдел продаж, tanya@knoppix.ru), Евгений Золотов (руководство, knoppix@knoppix.ru)