Каждый человек, родившись, проходит в своей жизни период детства. Мы все прошли через него. Зачастую в детстве многие из нас мечтали поскорее вырасти и повзрослеть. А став взрослыми, мы вспоминаем беззаботное детство и порой грустим по безвозвратно ушедшему периоду свободы и приключений. На пути взросления от состояния ребёнка к состоянию взрослого большинство людей теряют целый ряд качеств, которыми обладают в детстве, обретая новые, необходимые для выживания во взрослой жизни. Если условно разделить мир на взрослых и детей, то можно выделить качества, присущие практически всем детям, и качества взрослого человека. Все дети рождаются ангельски чистыми, искренними и непосредственными. Они не умеют обманывать, скрывать и имеют очень тонкий контакт с душой. Итак, какие качества можно назвать детскими: ∙ Искренность; ∙ Интерес; ∙ Яркое выражение чувств; ∙ Контакт с личными желаниями; ∙ Непосредственность; ∙ Творчество; ∙ Спонтанность; ∙ Непредсказуемость; ∙ Мечтательность; ∙ Фантазёрство; ∙ Игривость; ∙ Ранимость; ∙ Безответственность; ∙ Любопытство; ∙ Чувствительность; ∙ Гибкость. Возможно, этот список неполный и вы можете попытаться его расширить. Действительно, дети легко выражают свои чувства, свободно требуют то, в чём нуждаются или то, чего хочется. Свободно без ограничений фантазируют, стараются всё попробовать, везде влезть, обожают играть в игры. Все дети¬ - очень творческие личности. Это напрямую связано с их способностью мечтать. В детстве гораздо меньше внутренних рамок, которые могут ограничить творчество и полёт фантазии. Теперь попробуем написать список качеств взрослого человека: ∙ Ответственность; ∙ Логичность; ∙ Целеустремлённость; ∙ Практичность; ∙ Целеполагание; ∙ Выполнение обязанностей; ∙ Планирование; ∙ Подавление чувств; ∙ Прямолинейность; ∙ Силовая позиция. Возможно, и этот список вы сможете пополнить. Конечно, есть люди, которые, достигая взрослого возраста, имеют в себе преимущественно качества из первого списка и практически не имеют качеств из второго списка. Такие люди остаются вечными детьми. С ними может быть весело и интересно проводить время, но они обычно совершенно несостоятельны во взрослой жизни и постоянно нуждаются в опеке взрослого зрелого человека. Другой путь развития таких людей – это взращивание в себе качеств из второго списка. Всё же большинство взрослых людей обладают соответствующими перечисленными качествами, но где-то в борьбе за выживание и становление во взрослом мире нередко утрачивают большую часть качеств первого списка. Безусловно, взрослый человек обладает рядом достоинств. Он умеет всё просчитать, поставить цель и достичь её, взяв за это ответственность. Но вот, достигнув цели, он часто сам не понимает, хотел ли он к ней прийти, или это так надо, чтобы правильно выглядеть в глазах окружающих. Один из секретов состоит в том, что качества первого списка никуда от нас не деваются. Это качества нашей души. Они всегда с нами. Но когда мы были детьми, у нас был яркий контакт с душой и с этими качествами. Взрослея, мы загрубляемся, начинаем жить по правилам, устанавливаем надуманные рамки, овладеваем искусством подавления чувств. Контакт с душой притупляется. Она ещё продолжает жить некоторое время в нашем теле, но начинает страдать и скучать по тем детским полётам фантазии, свободе самовыражения, творчеству и игривости, которые были когда-то. В жизни это выражается в реальных переживаниях человека, когда всё хочется бросить, всё надоело, порой это приводит к депрессиям и болезням, ускоряет старение. В отличие от качеств ребёнка, являющихся свойствами души, качества взрослого важно развить. Развитие их помогает получать новый опыт и обретать зрелость и мудрость. Люди, которые успешно развивают качества взрослого, но сохраняют живыми в себе качества ребёнка, то есть души, могут иметь поистине неограниченные возможности во всём, чем бы они не занимались. В этом случае есть шанс раскрыть в себе множество талантов и способностей и использовать их целенаправленно. Мы можем применять это в любом виде деятельности, в бизнесе. Сохраняя творчество, фантазию, игривость, мы имеем гораздо больше степеней свободы. Двигаясь к любым целям, мы это делаем гибче, с большим интересом. Да и сами цели в этом случае намного интереснее. Ведь мы их выбираем из детского контакта с желаниями, честно и непосредственно. Невозможно перечислить все открывающиеся возможности. Добавлю, что здоровье таких людей всегда крепче, ведь им не нужно тратить силы на подавление чувств, желаний, творчества, но при этом они берут ответственность за своё здоровье. Да и на душе светлее и меньше страданий. Задайтесь вопросом: много ли вы знаете людей, имеющих большую часть качеств из обоих списков. Если вы будете честны перед собой, то возможно не вспомните ни одного, а может - считанные единицы. Далее давайте разберём, как же развивать перечисленные качества. Начнём со второго списка. Считается, что эти качества мы должны развить в процессе посещения социальных образовательных институтов, при получении опыта зарабатывания денег, формировании личной и семейной жизни. Попробуйте теперь ответить себе на вопросы: берёте ли вы ответственность за свою жизнь? Ответственны вы за своё здоровье, за своё финансовое состояние, за построение взаимоотношений с близкими людьми и внешним миром? Имеете вы цели в этих сферах жизни? И если имеете, то они ваши личные или кем-то навязаны? Умеете вы планировать своё время, свой день, свой год? Ответив на эти вопросы, у вас может появиться представление о степени своей взрослости и зрелости. Исходя из сделанных выводов, вы можете ставить цели и планировать развитие недостающих качеств. Теперь о развитии качеств ребёнка. Или лучше сказать, о новом открытии этих качеств. С моей точки зрения, лучший способ оживить в себе эти качества, это живое общение с детьми. Причём относиться к ним важно не как к несмышленым созданиям, а как к учителям, которые могут помочь. В этом случае, есть возможность открыть в себе творческие способности, гибкость мышления, разнообразие эмоций, пробудить небывалую фантазию. В жизни каждого человека рано или поздно встаёт вопрос о том, заводить ли детей в своей жизни. Каждый человек имеет свободу и право выбора и в этом вопросе тоже. Люди, которые принимают решение жить без детей, безусловно, имеют больше времени для себя. У них больше возможностей посвятить себя карьере, бизнесу, путешествиям, духовному развитию. В то же время то, что могут дать дети и то, чему они могут научить, может остаться недоступным. Общение и взаимодействие с детьми, особенно со своими, может научить нас таким качествам, которым вряд ли научит медитация или знаменитый гуру. Наши дети прекрасно копируют все наши привычки, особенности поведения, мимики, походки, жестикуляции. Они повторяют наши речевые штампы, интонации голоса. Дети делают это искренне и естественно, так как они учатся у нас. И если мы развиваем внимательность к ним, то можем узнать о себе очень многое, такие детали и тонкости, которые не подметит ни один человек ни на одном тренинге. Сложность в том, что навыка быть внимательным обычно не хватает. Вот для этого и важны тренинги, медитации, семинары, помогающие развить внимание и внимательность. Мне известно немало людей, которым удалось совместить наличие детей и созидание своей жизни и стать успешными бизнесменами, продвинутыми йогами, развить различные таланты, достичь известности и популярности. Важно научиться жить не для детей, а вместе с детьми. Мы можем обучать их качествам взрослого, развивая их в себе. И одновременно можем учиться у них качествам ребёнка, оживляя их в себе. Именно у детей мы можем учиться огромному неподдельному интересу к жизни, к окружающему миру, к себе. Также существует такая закономерность. Те люди, которые глубоко усыпили в себе качества ребёнка, обычно не могут на 100% выражать качества взрослого, либо они у них искажены. Также как и взрослые люди, которые не развили в себе качества взрослого, выражают свою инфантильность неестественно. Но вот те, кто позволяют себе веселиться как дети, играть, фантазировать, обычно с большей лёгкостью движутся к своим целям, проявляя интерес, творчество, получают от этого силу. А, достигнув своих целей, они вновь могут радоваться как дети, петь, танцевать, делать то, что нравится, не прибегая к искусственным допингам. На семинарах «Радуги жизни» большое внимание уделяется темам детства, развития внутреннего ребёнка, изменению программ детства.
Андрей Кучеренко Основатель Школы интегрального развития себя «РАДУГА ЖИЗНИ" www.radugalife.com