← Ноябрь 2011 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
|
---|---|---|---|---|---|---|
7
|
8
|
9
|
11
|
12
|
13
|
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
25
|
26
|
27
|
|
28
|
29
|
30
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://shtirov.narod.ru
Открыта:
08-09-2009
Статистика
0 за неделю
Философия статья 'Слова'
Заметки по философии логики и основаниям математики. L35 СловаНасколько я могу понять, тексты с индексом L требуют предварительного разъяснения. Мне нравится сериал "Тайны следствия", и в особенности его новые серии. Это - детектив в чистом виде, представляющий собой процесс познания: здесь присутствует множество тупиковых путей, но в конечном счете наличие тупиковых ветвей позволяет выйти на преступника, хотя бы уже потому, что указывает на единственный вариант. Однако к варианту приходят не на основе простого перебора возможностей, а на основе переходов от видимости к действительности. Тексты типа L носят точно такой же характер: в них рассматривается такой же детективный путь познания, который проходит любой следователь. А это означает, что в текстах не идет речи о каких-то качественно новых фактах, хотя, конечно, и не без них, подобно тому, как преступления носят общие закономерности, хотя изредка в них и появляется что-то новенькое. И единственное отличие текстов L от классического детектива заключается в субъекте преступления - в том, что субъектом преступления является знание. И текстами рассматривается индивидуальный путь следования к знанию, которое уже существует, подобно тому, как уже существует преступление. Но открытие пути к знанию, как и к разгадке преступления, всегда есть задача, которую должен пройти любой следователь. Состояние счастья - несчастнейшее состояние человека, ничуть не лучшее, чем состояние несчастья, хотя человеку свойственно стремиться к счастью и избегать несчастий,
и это при том. что это его стремление само по себе уже является
порочным. Состояние несчастья плохо тем, что оно угнетает человека, заставляет
опускать руки, словом, тормозит его. Но, скажите на милость, чем же лучше
состояние снятия всех и всяческих тормозов? Что тормоза, которые всякое событие
встречают как что-то ужасное, что это бесконечное счастливое возбуждение, когда
мир из враждебного превращается в раскрывающий вам свои объятия, как и вы это
делаете по отношению к миру - ведь и то и другое - это нонсенс, потому что мир,
по большому счету, равнодушен к нам, и всё, что в нём происходит, происходит по
его собственным законам. Причем же тогда эта наша подавленность или влюбленность
во всё и вся, эта наша проекция своего субъективного состояния на окружающее?!
Нет, что ни говорите, а всё это не хорошо. Нехорошо ни любить, ни
ненавидеть. Хорошо, когда нет ни того, ни другого, и нет ни состояния несчастья,
ни состояния счастья. Тогда вы можете сказать себе со спокойной совестью, что у вас
всё в порядке. Введем, прежде всего, принципиальное положение, которое называется принципом очевидности. Принцип очевидности имеет отношение к содержанию чувства, так как именно
с чувством связано ощущение очевидности,
потому что, в отличие от мысли, которой вечно что-то кажется, оно либо есть,
либо его нет. То есть это - факт. И поэтому, когда мы обнаруживаем в чувстве некоторое содержание, мы определяем его как очевидность. Буква
Одинаковость букв 1.
Синтез-анализ-синтез. Обычно, когда читаешь текст, то его элементы
ощущаются как не связанные друг с другом. Только непосредственной чувственной данностью может быть обеспечено единство множества частей,
так как
непосредственная чувственная данность характеризуется непрерывностью. Поэтому
движение отражения должно начинаться с целого = синтетического объекта, который посредством анализа разделяется на отдельные элементы
и тем самым перестает быть целым и превращается с множество автономных объектов. Когда анализ произведен и объект разделен на части, после этого на основе данных анализа осуществляется его синтез, обратная сборка объекта из его частей. Поэтому
при чтении полезно начинать с конца и по мере необходимости обращаться к
предыдущим частям.
Итак, нами получено слово, представляющее собой доказательство другого слова cabccababacacabccababa=aab Сразу же возникает вопрос: а для чего это нужно? Разве недостаточно доказательства самого по себе. Все дело в том, что доказательство само по себе есть множество различных объектов, каждый из которых существует сам по себе, и мы внешним образом связываем их. Непосредственно, по их виду, в чувстве, связи между ними не даны. И поэтому в чувстве связи между разными элементами отсутствуют. Лишь рассматривая каждый из объектов, мы в мысли устанавливаем связи между ними. Но сама по себе мысль - это отдельный психологический акт, который оканчивается вместе со своим окончанием. Многократное повторение мысли, что соответствует многократному повторению идеального действия, создает рефлекторные схемы, такие, что раздражение от одних обектов влечет за собой действия относительно других. В результате этого объективации последовательности действий над объектами не происходит, отношения между ними объективно не отражаются, но остаются на непосредственном, чувственно-рефлекторном уровне. Полученное нами слово, представляющее доказательство, есть одно слово, то есть непрерывный объект, который чувственно воспринимается как одно целое, и, т.о., в слове отражаются именно связи между объектами, и доказательство т.о. объективируется, представляется как единый, синтетический объект. На основе знания значения слов мы можем легко прочитать действия, осуществляющие доказательство. Именно, в результате трёх подстановок в исходный объект ab получили его модификацию, которая, в соответствии с соглашением, являясь результатом действия с объектом ав, снова обозначается ав. Т.о., значение слова ав в процессе действия изменилось. . Затем, применяя модус поненс к объектам ав, ава, получили дальнейший результат, который также обозначен ав, так как является результатом применения действия к предшествующему ав. Осуществляем в него подстановку сас и, применив модус поненс к полученному результату, обозначенному всё тем же ав, и аba, получили результат ав, равный ааb. cabccababaсасabссababa=aab. Вы можете на практике убедиться, насколько более эффективным для запоминания является объективация действий с объектами, когда они выражены в слове. Т.о., мы видим. в чем заключается принцип перехода от синтеза к анализу и обратно от анализа к синтезу. Доказательство - это объект, это - чувственная среда. Это - синтез, единое. Обозначение посредством слов частей этого доказательства позволяет идти от синтеза к анализу, позволяет разделить целое на независимые части. Мы получаем множество слов. Теперь, имея дело с множеством слов, мы получаем одно сложное слово, и тем самым переходим от анализа к синтезу. И теперь нам остается только перекодировать слова в объекты. Обратимся к алгоритму правильного прочтения слова. Пусть у нас есть слово В= авааваав, которое, как мы видели, можно прочитать двояко. Примем метаалфавит А={г,д,е), то есть алфавит, посредством которого будем говорить о словах другого алфавита. Пусть г есть ава, д есть ав, е есть аав Мы 1. читаем слово слева направо. 2. Определяем множество слов, которые являются первым (левым) вхождением в слово В. Это слова г или д. Т.о., мы получаем две вершины деревьев г и д. Берем первое из этих слов, слово г. Переходим к следующему возможному вхождению слов. В данном случае это снова слова г или д. Выбираем г, получаем слово д. Т.о., получили слово ггд. Поднимаемся на шаг вверх. Там у нас слово д. Следующим за ним единственное слово е. Получили слово где. Т.о., идя от вершины г, получили два слова ггд и где. Берем вершину второго дерева. С ней связано единственное слово дее Т.о., мы получили три возможных прочтения слова авааваав, и это означает, что сложное слово ававааав может выражать три смысла или же некоторые их его модусов не обладают смыслом. Очевидно, что это ставит читателя в затруднительное положение, поскольку он не может определить значения слова, разве что оно употребляется в определенном контексте. Заметим, что это слово указывает на множество объектов, и не более того. Слово ггд указывает на объекты г,д, слово дее - на объекты д и е, слово где - на объекты г,д,е и не более того. Какого рода позитив мы получили в результате осуществленного движения: благодаря введению метаязыка относительно выражений языка алфавита {а,в} мы получили возможность однозначного представления неоднозначного слова. Если, например, мы говорим что слово авааваав представляет единственное слово где, то тем самым мы задали единственный способ прочтения этого слова. Задачи,
которые решаются посредством САИ, многоразличны. В частности, одной из таких
задач является задача формирования кодов отражения воспринимаемой информации;
проще говоря, нам нужно воспроизвести объем какой-то информации. В
качестве примера рассмотрим язык с алфавитом
{а,в,с}
Буква с будет употребляться в качестве служебной, определяющей новые
контексты, которые позволяют в разных контекстах употреблять одинаковые формы
слов, приписывая им соответствующие контекстам разные значения.
Возьмём в качестве примера отрывок из параграфа 12.6 "Элементарные и примитивно-рекурсивные функции"
[1]
стр.455-456, содержание которого нам нужно воспроизвести. Обычно проблема
состоит не в том, что мы чего-то не знаем, а в том, что мы не можем
воспроизвести информацию, которую знаем, потому, что у нас отсутствуют её
адреса. То есть мы попросту не знаем, о чем говорить, потому что элементы
информации разбежались, подобно тараканам, по разным углам и щелям и там
попрятались. Это тот самый случай аналитических, не связанных между собой
объектов, которые, для целостного воспроизведения их, нужно связать, и делается
это посредством объединения информации в одном слове. Чем и
займёмся.
Составляем словарь языка. ав - определение арифметической функции
а - переменные, в - функции, вв-предикаты, аа - фиксированные числа, ава - вычислимые функции,
аав -разрешимые предикаты аав.
Целью является указание посредством частей слова на элементы множества,
содержание которых нам нужно раскрыть. Получаем слово: авсаввваасавааав Естественно. возникает вопрос о прочтении полученного слова. В нашей чувственно-практической жизни мы обычно пытаемся выявить закономерность, которой характеризуется расположение разных объектов. Принцип формализма решительно возражает против такого подхода, требуя однозначности и превращая всё в механику. Мы не будем следовать этому принципу, хотя бы уже потому, что им человек подменяется машиной, чему собственно
человеческая природа решительно противится, так как её интересует именно неизвестное. Поэтому принцип формализма будем дополнять принципом искусства. С этой точки зрения нам нужно разгадать, в соответствии с каким законом построено слово.
Читаем слова слева направо. Первое вхождение слова ав читается однозначно, так
как за ним следует служебное с. Далее следует набор букв аввваа, и снова
служебное с, за которым идут явно слова ава. аав. тогда у нас остаются слова а,
в, вв, аа. И инстинкт говорит нам, что слово прочитано нами правильно. Отсюда
получаем: мы должны дать определение арифметической функции, способы обозначений
переменных, функций, фиксированых чисел, и дать понятия вычислимой функции и
разрешимого предиката. Перенос образа слова в память является трудным только при
условии формального отношения к нему. Но мы условились, что нам известен смысл
как слова в целом, так и его компонентов, и поэтому его образ не нуждается ни в
каком заучивании, он формируется рефлекторно. С другой стороны, это же слово
позволяет определить возможные провалы в памяти относительно той или иной части
информации и устранить их посредством восстановления утерянной информации.
Литература. |
В избранное | ||