← Сентябрь 2011 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
|||
---|---|---|---|---|---|---|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
11
|
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
20
|
22
|
23
|
24
|
|||
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://shtirov.narod.ru
Открыта:
08-09-2009
Статистика
0 за неделю
Философия Заметки по философии логики. Статья 1.
L30a1 Заметки по философии логики. Статья 1. Это - свободные заметки по философии логики, преследующие цели её практического применения. Свободные в том смысле, что для автора
в первую очередь важны идеи, которые возникают по ходу изложения, чем, разумеется, разрушается
его последовательность. И хотя в идеале, разумеется, автор мечтает о вполне последовательном и удобоваримом тексте, но так как он знает свой недостаток, который заключается именно в его страсти к
непоследовательным мыслям, то ему только и остается, что сознаться в своём недостатке. Мы не занимаемся математикой как таковой, то есть мы не занимается построением теорий, в которых делаются выводы из множества положений, которые принимаются в качестве истинных,
и при этом совершенно неважно, как они относятся к реальности. Нашим объектом является чувственная реальность. Другими словами, мы занимаемся чувственными объектами, и в целом в нашу задачу входит переход от внечувственных объектов к чувственным. Ссылаться
мы будем не на аксиомы, а на то, что есть у нас в чувстве, на то, что нами может
быть проверено в чувстве. Мы будем обращаться к тому, что
существует непосредственно в чувстве и на представления, "представляющие"
чувства. Допустим, мы имеем систему
искусственно созданных знаков. Система знаков существует как параллельный объект, то есть как объект, который существует одновременно во всех своих точках. Но ведь это - объект, который строился, а строился он
последовательно. И, точно также, когда мы мысленно или
реально действуем с объектом, мы действуем с ним последовательно,
что может быть отражено
посредством произносимой речи, которая принципиально является
последовательностью. Объект есть такая чувственная реальность, которая
существует параллельно во всех своих частях. В действиях с объектом и в речи,
отражающей порядок действий, мы переходим от одних чувственных частей объекта к
другим. Точно также, если мы имеем дело с текстом, который
является, конечно, объектом, представляющим собой систему параллельно
существующих знаков, читается текст также последовательно. Объект - это
объективная реальность, данная нам в чувстве, или в нашем воображении, или как либо иначе,
параллельно. В речи мы относимся к тому, что дано нам в чувстве, как к объекту.
Посредством речи мы, осуществляя с чувственными
частями объекта
последовательные действия, объективируемся по отношению к объекту
или, что то же, объективируем чувственный объект по отношению к нам. А
объективацией обеспечивается внечувственное, внерефлекторное отношение к
объекту, то есть объект перестает вызывать в нас чувственные реакции, что
является необходимым условием познавательного отношения к объекту.
В тексте предполагается, что читатель имеет некоторое, хотя бы смутное
представление о логике высказываний и, возможно, еще более смутное и
неопределенное представление о логике предикатов. Другими словами, он обладает
какой-то минимальной математической
культурой, то есть способен сложить 2+2 и получить правильный ответ, равный
четырем. Всё остальное у читателя с обычным здоровым рассудком уже существует в
его собственном чувстве (инстинктивном опыте) , в котором он и найдет ответы на возникающие у него
вопросы.
. В настоящей заметке мы займёмся выражением в языке отношений между множествами. Начнем,
рассмотрение с отношения между множествами А и В, представленного рис.
1.1. Для начала можем просто проанализировать, с какого рода свойствами объектов мы сталкиваемся на рисунке. Это собственно чувственный подход. Мы видим, что все х делятся на объекты двух родов: множество объектов, обладающих
одновременно свойствами А и В, и множество объектов, которые не обладают ни свойством А, ни свойством В. Никаких других х у нас нет. Рассмотрим отношение между множествами А, В рис. 1.5. p; 4.
Выбор, какое из двух множеств при рассмотрении отношений между ними берется
в качестве субъекта, и какое - в качестве предиката, отражается в наборах
истинностных значений операторов логики высказываний т.о., что истинностные
значения переменных рассматриваются в определенном направлении, а именно, слева
направо, и левая переменная представляет субъект, правая - предикат. Конечно,
ничто не мешает нам произвести опыт рассмотрения порядка переменных справа
налево, рассматривая тем самым в качестве субъекта правую переменную, а в
качестве предиката - левую 5.Снова возьмём рис.1.5, но представим теперь, что не А включено в В, а, напротив,
В включено в А. Этому отношению соответствует рис.1.6. В качестве субъекта рассмотрения
возьмём А. Тогда получим
объекты х со свойствами А,В А, -В, -А,-В. 1. х
ϵ I : ˅x(xϵA→xϵB)&˅x(xϵA→xϵ
-B)=и. Это - сложное высказывание, части которого соответствуют двум первым строкам
набора истинностных значений переменных А, В. 2.
˄х(
хϵ -А→хϵ
-В)=и (читается : для всякого х, если х является элементом множества не-А,
то х является элементом множества не-В).
˅х(хϵ
-А→ хϵ
В)= л. Здесь употреблен квантор существования, потому что если не
существует элемента х со свойством В, то тем самым ни один элемент х
не обладает свойством В. 6. хА выделяет в множестве I подмножество А. хВ выделяет в множестве I подмножество В. Имликация хА→хВ выделяет в множестве В подмножество А. Обратная
импликация хА←хВ равна импликации хВ→хА, поэтому она
выделяет в множестве А подмножество элементов В . В таком случае, если истинны высказывания ˄х(хϵА→хϵВ)
и ˄х(хϵА←хϵВ),
то это возможно лишь при условии, что множества А и В равны, то есть хА
истинно тогда и только тогда, когда хВ, то есть
˄х(хϵА≡хϵВ),
что соответствует таблице истинностных значений эквивалентности:
илли. Действительно, если мы конъюнктивно объединим прямую и обратную
импликации, то первая и четвертая строки набора истинностных значений А и В
дадут истину, а вторая и третья - ложь, так как конъюнкция истинна при условии
истинности входящих в неё выражений, а у нас 1, 4 строки есть ии, а вторая и
третья, соответственно, ил, ли. Идя по какому-то пути, мы не замечаем, как переходим на другой путь. Мы уже перешли на другой путь, а думаем, что идем по старому пути. И, в конечном счете, приходим к тупику. Раздел 6 уже неявно представляет переключение на другой путь. Однако осознания этого нет. Мы, во всяком случае, я, этого не понял, и пытался идти по избранному пути. Статья вторая представляет эту печальную картину вплоть до того момента, когда возникает "озарение", то есть осознание возможности другого пути, который реализуется статьёй третьей. 25.06.11 г. |
В избранное | ||