← Май 2010 → | ||||||
1
|
2
|
|||||
---|---|---|---|---|---|---|
3
|
4
|
5
|
6
|
8
|
9
|
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
21
|
22
|
23
|
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
|
31
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://shtirov.narod.ru
Открыта:
08-09-2009
Статистика
0 за неделю
Психология
Путь к свободе от себя в качестве пути к себе. И стал я на песке морском и увидел выходящего из моря зверя Гл. 13 с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, |1 Дан.7,7. а на головах его имена богохульные. | Отк.12,3; 2 Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него - как | 17,3. у медведя, а пасть у него - как пасть у льва; и дал ему дракон силу | свою и престол свой и великую власть. | 3 И видел я, что одна из голов его как-бы смертельно была ранена, | но эта смертельная рана исцелела. И дивилась вся земля, следя за | зверем; и поклонились дракону, который дал власть зверю, | 4 И поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему и кто может | сразиться с ним? | 5 И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему |5 Дан.7,8; власть действовать сорок два месяца. | 11,36. 6 И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его | и жилище Его и живущих на небе. | 7 И дано было ему вести войну со святыми и победить их; и дана |7 Дан.7,21. была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем. | Отк.11,7. 8 И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не напи- |8 Дан.12,1. саны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира. | Фил.4,3. 9 Кто имеет ухо, да слышит. | Отк.17,8; 10 Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечом убивает, | 21,27. тому самомý надлежит быть убиту мечом. Здесь терпение и вера святых. |10 Быт.9,6. 11 И увидел я другого зверя, выходящего из земли; он имел два рога,| Ис.33,1. подобные агнчим, и говорил как дракон. | Мат.26,52. 12 Он действует пред ним со всею властью первого зверя и застав- | Отк.14,12. ляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю, у кото- | рого смертельная рана исцелела; | 13 И творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на |13 Втор.13,2. землю пред людьми. | Мат.24,24. 14 И чудесами, которые дано было ему творить пред зверем, | Отк.16,14. он обольщает живущих на земле, говоря живущим на земле, чтобы они | сделали образ зверя, который имеет рану от меча и жив. | 15 И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя | и говорил и действовал так, чтоб убиваем был всякий, кто не будет | поклоняться образу зверя. | 16 И он сделает то, что всем - малым и великим, богатым и нищим, |16 Отк.14,11. свободным и рабам - положено будет начертание на правую руку их или | на чело их, | 17 И что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того,| кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. | 18 Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это |18 Отк.17,9. число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть. (от Иоанна) Текст должен показать, какими психологическими установками, какими психологическими средствами обеспечивается путь свободы от себя. В основании стремления к свободе от себя может лежать естественная природа и свободный выбор создающего себя человека (ведь человек рожденный - это всего лишь животное, и человек в той мере является человеком, в какой он созидал себя, и в той мере остаётся животным, в какой он не коснулся себя силой созидания): Памяти Добролюбова Николай Некрасов Суров ты был, ты в молодые годы Умел рассудку страсти подчинять. Учил ты жить для славы, для свободы, Но более учил ты умирать. Сознательно мирские наслажденья Ты отвергал, ты чистоту хранил, Ты жажде сердца не дал утоленья; Как женщину, ты родину любил, Свои труды, надежды, помышленья Ты отдал ей; ты честные сердца Ей покорял. Взывая к жизни новой, И светлый рай, и перлы для венца Готовил ты любовнице суровой, Но слишком рано твой ударил час И вещее перо из рук упало. Какой светильник разума угас! Какое сердце биться перестало! Года минули, страсти улеглись, И высоко вознесся ты над нами... Плачь, русская земля! но и гордись — С тех пор, как ты стоишь под небесами, Такого сына не рождала ты И в недра не брала свои обратно: Сокровища душевной красоты Совмещены в нем были благодатно... Природа-мать! когда б таких людей Ты иногда не посылала миру, Заглохла б нива жизни... Нас интересует именно эта сторона дела: какими
психологическими средствами, методами осуществляется путь свободы от себя. В стихотворении говорится, что средством для этого является подчинение человеком своей жизни целям, которые не связаны с его собственной личностью, с требованиями её страстей, ищущих своего
индивидуального удовлетворения.
Но в Добролюбове это было естественным его состоянием. Он был таким. У него существовали эти природные
инстинктивные установки, и он следовал им. В этом отношении он был самой природой. У него существовали соответствующие волевые данные, которые позволяли ему быть духовным существом. «Неудовлетворен я был, – рассказывал Распутин Меньшикову, – на многое ответа не находил и начал я попивать». Пьянство было нормой крестьянской жизни. Пил отец, таким же становился и сам Григорий. Теперь все чаще нежная мечтательность, за которую звали его презрительно «Гришкой-дураком», сменялась страшным буйством. И уже другой односельчанин описывает «Гришку буйного, наглого, с разгульной натурой», который «дрался не только с посторонними, но и с родителем». «А все-таки в сердце помышлял… как люди спасаются», – рассказывал Распутин в своем «Житии». И это, видимо, было правдой. Тупая жизнь односельчан – крестьянский труд от зари до зари, прерываемый пьянством, – какая это жизнь… Тогда что же такое жизнь? Он не знает. И продолжается пьянство. Денег на загулы не хватало, начались опасные дела… Его односельчанин Картавцев показывал на допросе: «Я поймал Григория на краже у меня остожья… Разрубив остожье, он сложил все на телегу и хотел увезти. Но я поймал его и хотел заставить везти краденое в волость… Он хотел бежать и желал было ударить меня топором. Но я в свою очередь ударил его колом и так сильно, что у него из носа и рта потекла кровь ручьем…. Сначала я думал, что убил его, но он стал шевелиться… И я повез его в волостное правление. Он не хотел идти… но я ударил его несколько раз кулаком по лицу, после чего он сам пошел в волость… После побоев сделался он каким-то странным и глуповатым». «Ударил колом… потекла кровь ручьем», драки кровавые, беспощадные – в Сибири привычное дело. Распутин был телосложения отнюдь не богатырского, но, как мы увидим далее, обладал необыкновенной физической силой. Так что побои пожилого односельчанина вряд ли произвели на него особое впечатление. Недаром, как описывает Картавцев, он тотчас продолжил воровские дела: «Вскоре после кражи жердей у меня с выгона была похищена пара лошадей… Лошадей караулил я сам и видел, что к ним подъезжал Распутин со своими товарищами… но я не придал этому значения… Через несколько часов после этого я обнаружил пропажу лошадей». Лихие товарищи уехали в город продавать лошадей. Распутин же, по словам Картавцева, почему-то не поехал с ними, вернулся домой. Что-то и вправду произошло с Григорием во время побоев. И объяснением Картавцева – «сделался он каким-то странным и глуповатым» – тут не обойтись. Не смог понять простоватый мужичок темной, сложной натуры Распутина. Видно, когда удар колом грозил погубить его, когда кровь залила лицо, Григорий испытал нечто… Избитый юноша ощутил в своей душе странную радость, то, что сам он потом назовет «радостью смирения, радостью страдания, поношения»… «Поношение – душе радость», – объяснял он через много лет Жуковской. Вот почему так покорно пошел Гришка на расправу в волостное правление. И потому после второй кражи не поехал в город продавать лошадей. Может быть, с этого момента начинается его преображение. И односельчане, судя по всему, почувствовали перемену. Недаром после кражи лошадей, когда решался вопрос о высылке Распутина и его товарищей за порочное поведение в Восточную Сибирь, «по приговору общества выслали товарищей, а он уцелел»… «Я пришел к заключению, что в жизни Распутина, простого крестьянина, имело место какое-то большое глубокое переживание, совершенно изменившее его психику и заставившее обратиться к Христу», – напишет впоследствии следователь Чрезвычайной комиссии Т.Руднев. А причиной этого переживания был удар колом по голове. Но, конечно, причиной был не только удар колом, а должно было совпасть, чтобы этот удар оказался причиной приятного переживания, и не только переживания, но и осмышления его, то есть возникновение мысли: "Поношение - душе радость" Слово высказанное всё перевернуло и закрепило. Слово связало. Должны были сложиться обстоятельства таким образом, чтобы содержание полушария жизни и полушария мысли совпали между собой, образовав новую форму единства. Ведь до этого момента существовали только природные предпосылки:«В 15 лет в моем селе, когда солнышко сильно грело и птицы пели райские песни… мечтал я о Боге… Душа моя рвалась в даль… я плакал и сам не знал, откуда слезы и зачем они… Так прошла моя юность… в каком-то созерцании, в каком-то сне. И потом, когда жизнь коснулась меня… я бежал куда-нибудь в угол и тайно молился».. Но крестьянин существовал в чувственном мире, который не удовлетворял его и поэтому не имел цены, и отсюда его буйство и воровство. Проблема заключалась в несоответствии между существованием в жизни и в душе, и это противоречие между жизнью души и жизнью чувства, через которое душа стремилась себя удовлетворить, и не могла, а ничего другого она не знала,
должно было вести себя к обострению и чем-то разрешиться, так как инстинкт
человека таков, что ему тяжело переживать противоречие, и, испытывая
противоречие, человек стремится хоть к какому-нибудь концу. И поэтому отсутствие удовлетворения вело к крайним проявлениям чувственной жизни, и должно было это совпасть - состояние незащищенности, переживаемое поношение и стремление мысли к душевному переживанию. Ведь поношение - это душевное переживание. И т.о. душа нашла свой чувственный объект, и две части - душевная и чувственная - соединились (объединились) в человеке. Распутин, несомненно, выдающаяся личность, и на его примере можно определиться с тем, какой психологической особенностью характеризуются выдающиеся личности. Нормальный средний человек характеризуется некоторой средней мерой, некоторой золотой серединой. У него согласованы между собой полушария жизни и духа, так что ему не приходится испытывать какие-то особенные сверхчувства, так как в силу согласованности, равновесия полушарий любые возникающие рассогласования устраняются. Не то у выдающихся личностей: у них резко выделяется, доминирует одна из сторон. Они функционируют в соответствии с принципом "да-нет", у них полушария оказываются поляризованы относительно друг другу, что приводит к их пожизненной борьбе с самими собой. Они фиксируются на полярной точке отсчёта. Принцип противоречия ими ощущается острейшим образом, так что они, приняв в качестве истинной одну сторону, уже отрицают другую. Они односторонни, у них одно развивается до наивысшей степени за счет поляризации с другим. Вытесненное духовное либо чувственное возвращается к ним внешней, независимо от них действующей на них силой. Но для того, чтобы это могло иметь место, вместо логики обыкновенного нормального человека они применяют антилогику, которая заключается в отрицании: надо, целесообразно сделать так, и поэтому так делать не буду. Именно потому, что так сделать нужно, потому что это целесообразно, делается наоборот, назло общепринятой целесообразности. Место стремления к равновесия и покою замещается стремлением к неравновесию и беспокойству. Но,
наконец, бог с ними, с выдающимися людьми. Нас интересуют регулировки, обеспечивающие равновесие между чувством и духом, которые применяются нормальным человеком,
и именно, регулировки, преследующие цель, чтобы и тело не страдало, и душа
не болела. И раньше, чем мы подойдём к настоящей цели нашего повествования, обратимся к одной особенности христианского учения и отношения к нему нормального человека. Всё христианское учение построено на идее могущества бога и его страшной каре за прегрешения. При этом, хотя в христианском учении и говорится лишь о грядущих карах грешникам, оно превосходно действует в жизненной практике. Случилось что-то неприятное - это "тебя", или "меня" "бог наказал". Словом, всё христианское учение держится на страхе
перед наказанием господа,
а, в общем, на страхе перед наказанием. Подкреплением христовых проповедей является официально грядущее небесное наказание, но внимательный глаз видит, что наказание господне настигает нас
уже в чувственном мире всюду и в той или иной форме, где человек пересекает некоторую предельную чувственную границу
допустимого. Кажется, что всё это достаточно зыбко, ибо мы знаем, что и зло побеждает, и святость не спасает. Однако во всём этом есть одна важная запятая: зло побеждает там, где к нему присоединяется ум, но зло, которое вызвано разгулом неуправляемых чувств, наказывается практически всегда. И те же самые последствия ожидают ум, которые в своих действиях игнорирует чувства. Всюду, где имеет место разрыв, несогласованность между умом и чувством получаем "божье наказание". | 3 И поучал их много притчами, говоря: вот, вышел сеятель сеять; | 4 И когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и покле-| вали тò; | 5 Иное упало на местá каменистые, где не много было земли, и скоро | взошло, потому что земля была не глубока; | 6 Когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло; | 7 Иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; | 8 Иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а | другое в шестьдесят, иное же в тридцать. | 9 Кто имеет уши слышать, да слышит! | 10 И приступивши ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь | им? | 11 Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царст- | вия Небесного, а им не дано; | 12 Ибо, кто имеет, тому дано будет и приумножится; а кто не имеет, |12 Мат.25,29. у того отнимется и то, чтò имеет; | Мар.4,25. 13 Потому говорю им притчами, что они не видят, и слыша не слышат, | Лук.8,18; и не разумеют; | 19,26. 14 И сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: «слухом|14 Ис.6,9-10. услышите, и не уразумеете; и глазами смотреть будете, и не увидите; | Мар.4,12. 15 Ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и глаза | Лук.8,10. свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразу- | Иоан.12,40. меют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их». | Деян.28,26. 16 Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат; | Рим.11,8. 17 Ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали |16 Лук.10,23. видеть, чтò вы видите, и не видели, и слышать, чтò вы слышите, и не |17 1 Пет.1,10. слышали. | 18 Вы же выслушайте значение притчи о сеятеле: |18 Мар.4,15. 19 Ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, прихо-| Лук.8,11. дит лукавый и похищает посеянное в сердце его: вот кого означает по- | сеянное при дороге. | 20 А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово| и тотчас с радостью принимает его; | 21 Но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь | или гонение за слово, тотчас соблазняется. | 22 А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота | века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесп- | лодно. | 23 Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумею-| щего, который и бывает плодоносен, так-что иной приносит плод во сто | крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать. | За этой формулой Христа стоят разные способы регулирования человеческого поведения: чувственный, инстинктивно рефлекторный и духовный. 2 Оно было в начале у Бога. 3 Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. 4 В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. 5 И свет во тьме светит, и тьма не объяла его. 6 Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. 7 Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него. 8 Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете. 9 Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. 10 В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. 11 Пришел к своим, и свои Его не приняли. 12 А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, 13 которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились. 14 И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца. (от Иоанна) Вне зависимости от формы религии, в ней всегда в той или иной форме присутствует идея бога и поклонение
ему, хотя религиозное чувство может при этом не дойти до идеи бога и
поклоняться, как говорят носители идеи монотеистического бога, не творцу, а сотворенному. Там, где
есть человеческое общество, там обязательно должен
присутствовать культ в той или иной его форме. Но если допустить, что это так,
то возникает вопрос, что является питающей почвой для этого явления. Эта
питающая почва должна носить всеобщий и универсальный характер. И
такой почвой является то, что называют объективированием, проекцией
внутренних состояний в виде представления об объективно, внешне существующих фантомах
под названием потусторонних сил. В настоящем случае нас интересует психологическая сторона
того, что человек ощущает в качестве потусторонней силы. В качестве ощущения
потустороннего выступает любое ощущаемое и не познанное человеком влияние. Всё то, чего мы не знаем,
но действие чего мы восприняли,
почувствовали на себе, но не восприняли носителя действия - всё это выступает для человека в качестве потусторонней силы. Тогда, когда воспринято действие и воспринят его носитель, потусторонняя сила превращается в посюстороннюю. Поэтому человек постоянно существует по крайней мере в двух параллельных мирах: в мире восприятия действия не воспринимаемого им носителя на данном этапе отражения им внешней среды, и в мире действия сил и их носителей. Поскольку известен носитель, постольку человек, воздействуя
на носитель силы, изменяет её характеристики.
Это для него - посюсторонние силы, поскольку человек может влиять на них. Всюду же, где есть действие и нет восприятия его носителя, человек не способен материально влиять на действующую силу, разве что только случайным образом. Всевозможные стрессы, которые человек переживает в связи с этим, заставляет его психологически "переворачиваться", "становиться вверх ногами", обращаясь к идеальной сфере и фиксируясь на ней. Это - субъективная сфера, в которой человек может только молиться и просить
и которая в этом положении человека никак
физически не подчиняется ему. 28 А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. 29 Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. 30 И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну." Не соблазняйся, и не соблазнен будешь. Но это легче утверждать, чем этому следовать. Вопрос в том, как можно не соблазняться? Ведь соблазн идёт впереди нас, и действие соблазна идет впереди осознания соблазна. И если соблазн уже проник в нас, то он уже в нас.
Не случайно же говорят: "Кайся". И еще говорят: "Не согрешив, не покаешься".
Говорят также: "Чтобы избавиться от греха, нужно согрешить". Что делать со всем
этим? А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; 40 и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; 41 и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. 42 Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся. 43 Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. 44 А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, 45 да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. 46 Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? 47 И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? (Ев. от Матфея)
В высказывании 46 - ключ к разгадке приведенных поучений Христа. Однако к этому
ключу нет замка потому, что отсутствует его дополнение его
противоположностью. |
В избранное | ||