Презентация новых проектов! Клубные встречи "Берега открытий"
Вы - участник рассылки-дискуссии "Свое дело: живи и радуйся!", поэтому получаете все письма из данной рассылки - от автора или от подписчиков рассылки. И можете сами сюда писать.
С вами автор рассылки Марина Жебрякова
Задача, решаемая в рамках проектов Дома авторских открытий и Клубных встреч
<Берега открытий>.
Смутное осознание того, что отличное знание школьной и институтской
программы еще не гарантирует успеха в жизни, знакомо многим. История пестрит
примерами выдающихся достижений тех людей, которые в период учебы звезд с
неба не хватали. "Твое витание в облаках и равнодушие ко всему, что мы
усваиваем, подрывают авторитет класса", - не раз говорил учитель Альберту
Эйнштейну. "Я всегда был последним в своем классе. Мне казалось, что
преподаватели ненавидят меня, а отец считает глупцом", - вспоминал
изобретатель и предприниматель Томас Эдисон.
Многие из школьных отличников, добиваются по жизни меньших успехов, чем те,
кто в ученические годы числились в проблемных или даже безнадежных.
Интересно, почему медалистов, да и людей, получивших по нескольку высших
образования, зачастую обходят те, кто учился, мягко говоря, не слишком
прилежно?
Получается, что в борьбе за достижение успеха решающую роль играет не
везение и не аналитические способности, а совсем другие характеристики и
умения.
Для объяснения этого феномена психологами предложена оригинальная теория, а
на ее основе - набор практических приемов самосовершенствования. Согласно
этой теории, залогом жизненных успехов выступает так называемый
эмоциональный интеллект - способность человека понимать и контролировать
свои эмоции, а также эмоции окружающих. Считается, что EQ куда более важный
фактор для успеха человека, чем "обычный" интеллект - IQ. Именно, благодаря
ему, люди становятся крупными бизнесменами, топ-менеджерами и эффективными
политиками.
"Традиционный коэффициент интеллекта, или IQ, показывает возможности
человека оперировать информацией, логическими правилами, схемами и т. д. Для
успеха в жизни этого явно недостаточно. Нужно как минимум еще понимать
чувства, эмоции как свои, так и других людей, управлять ими. Поэтому
исследователи обратились к так называемому эмоциональному интеллекту - EQ"
(Леонид Бурлачук, профессор Киевского национального университета имени
Тараса Шевченко)
Салоуэй и его соавтор Джон Майер определяют эмоциональный интеллект как
"способность воспринимать и понимать проявления личности, выражаемые в
эмоциях, управлять эмоциями на основе интеллектуальных процессов".
Как позже написал коллега Салоуэя Девид Карузо: "очень важно понимать, что
эмоциональный интеллект это не противоположность интеллекту, не триумф
разума над чувствами, это уникальное пересечение обоих процессов".
Идею Саловея и Майера развил и популяризировал психолог Дэниел Гоулмен. Его
книга "Эмоциональный интеллект: почему он может иметь большее значение, чем
IQ", вышедшая в свет в 1995 году, произвела эффект разорвавшейся бомбы.
Основная идея работы Гоулмена довольно проста: существуют различные виды
интеллекта, в том числе эмоциональный, который может помочь человеку в
различных сферах жизни. С точки зрения ученого, это иной способ быть умным,
выражающийся в том, как человек обращается с самим собой и выстраивает
взаимоотношения c другими. Он выделяет четыре основных составляющих
эмоционального интеллекта:
* самосознание,
* самоконтроль,
* эмпатия,
* навыки отношений.
"Благодаря IQ Вы устраиваетесь на работу, а благодаря EQ - делаете карьеру".
(поговорка XXI века)
Что касается уровня EQ, единого мнения по этому вопросу пока нет. Принято
считать, что личность человека на 50% определяется генетикой, а значит, и
эмоциональный интеллект имеет генетические корни. Однако установлено, что с
возрастом уровень эмоционального интеллекта может возрастать. Кроме того,
другие 50% личности формируются в процессе получения жизненного опыта. И эту
"половинку" примерно на 40% человек создает в себе сам. А значит, велика
вероятность того, что EQ можно и нужно развивать самостоятельно. Развитие
эмоционального интеллекта - самая сложная работа, с которой встречались
люди. Но именно эта работа даёт наибольшие результаты, именно она повышает
личную эффективность.
Есть много мотивов для работы над собой, вот лишь несколько из них.
* избавиться от негативных эмоций;
* эффективнее достигать своих целей;
* сделать этот мир и себя гармоничнее и лучше.
Как уже говорилось выше: правильно сформированный эмоциональный интеллект
дает возможность позитивного отношения:
* к окружающему миру, воспринимая его таким, в котором можно
обеспечить себе успех и процветание;
* к другим людям, воспринимая их достойными такого отношения;
* к себе, как к человеку, который в состоянии самостоятельно
определять цели своей жизни и активно действовать в направлении их
осуществления, а также достоин самоуважения.
В рамках проектов Дома авторских открытий (Клубных встреч <Берега открытий)
используются авторские методики, позволяющие участникам проектов переводить
свой уровень эмоционального интеллекта с низкого на высокий.
На самом низком уровне эмоционального интеллекта эмоциональные реакции
человека проявляются на уровне условных рефлексов (вам наступили на ногу -
вы в ответ обругали); мотивация к деятельности внешними стимулами, на низком
уровне ее понимания, без обсуждения (вам кто-то сказал, что так нужно, и вы
делаете это, не рассуждая, по принципу: не нами заведено, не нам менять);
низкий самоконтроль и высокая зависимость от ситуации (т.е. не вы влияете на
ситуацию, а ситуация влияет на вас и провоцирует на определенные действия и
эмоции).
На среднем уровне сформированности эмоционального интеллекта мы действуем
достаточно произвольно. Высокий уровень самоконтроля, определенная стратегия
эмоционального реагирования (если он мне не подарит цветов, я покажу, что
обиделась). Ощущение психологического благополучия, позитивного отношения к
себе. Для этого уровня сформированности эмоционального интеллекта
характерной является высокая самооценка.
Высокий уровень эмоционального интеллекта отвечает наивысшему уровню
развития внутреннего мира человека. Это значит, что у человека есть
определенные установки, которые отражают его личную систему ценностей,
выработанную им самостоятельно и четко им осознаваемую.
Этот человек четко знает, почему он ведет себя в различных жизненных
ситуациях так, а не иначе, и при этом он чувствует себя свободным от
различных условностей. Выбор поведения, адекватного ситуации, осуществляется
таким человеком без чрезмерных волевых усилий, как бы интуитивно. Мотивация
такого поведения осуществляется не снаружи, а исключительно изнутри. Таким
человеком исключительно сложно манипулировать, он ощущает высокий уровень
психологического благополучия и прекрасно живет в гармонии с самим собой и
окружающими людьми.
В основе данного метода лежит сочетание профессиональной работы мастеров,
использующих различные, казалось бы не сочетаемые подходы, для достижения
единой цели (результата). Это различные бизнес-тренинговые практики в
сочетании с обучением профессиональному творчеству, такому как рисование,
пение, стихосложение и другие:
Основные ключи:
* Интуиция
* Осознанность (умение работать в группе, сила)
* Цвет
* Звук
* Слово
* Запах
* Осязание
Важным элементом процессов является создание атмосферы всеобщей
вовлеченности, интереса к происходящему и желания творить. Высокий
профессионализм в работе мастеров сочетается с духом партнерства и
наставничества.
Принципы совместной работы:
* Не навредить личности!
* Смысл имеет конечный результат, а не работа каждого мастера.
* Доверие в работе партнеру и взаимная поддержка.
* Договор об ожидаемых результатах и комфорте.
Направления работы:
Рабочая обстановка, создаваемая лидером, зависит в первую очередь от стиля
его руководства. Таких стилей Гоулмен выделяет шесть. Владение каждым из
этих стилей зависит от особенностей эмоционального интеллекта конкретного
руководителя. Рассмотрим кратко все вышеперечисленные стили.
Лидеры-"диктаторы" требуют немедленного исполнения всех своих указаний. Их
девизом является фраза: "Делай, как я сказал!" Эмоциональный интеллект таких
руководителей характеризуется стремлением к достижению результатов,
инициативностью, самоконтролем. Данный стиль эффективен, если организация
находится в состоянии кризиса, необходимы крутые перемены, требуется
взаимодействие с "трудными" подчиненными.
"Авторитетные" лидеры мобилизуют массы на осуществление своих идей. Они
умеют вдохновить подчиненных, излагая им свои идеи, их девиз: "Все за мной!"
Особенности их эмоционального интеллекта: самоуверенность, эмпатия,
стремление к переменам. Данный стиль востребован, когда требуется изменить
общий курс и для этого необходимы новые идеи.
Лидеры-"партнеры" создают вокруг себя атмосферу мира и согласия,
устанавливают дружеские отношения. Его девиз: "Самое главное - люди!", а
эмоциональный интеллект такого человека характеризуется эмпатией, умением
наладить отношения, широким общением. Этот стиль особенно эффективен, когда
в коллективе существуют проблемы и конфликты или необходимо найти новую
мотивацию для сотрудников.
"Демократичные" руководители умеют вовлечь всех в процесс работы и
добиваются единства во взглядах. Их девизом может быть фраза: "А Вы что
скажете?". Для них характерно сотрудничество, коллективное руководство,
общение. Такой стиль необходим, когда нужно достичь согласия во взглядах,
вызвать чувство сопричастности или получить важную информацию от ценных
сотрудников.
Лидеры "образцового" стиля, показывают подчиненным личный пример и ждут от
них отличной работы и целеустремленности. Они задают высокие стандарты,
провозглашая лозунг: "Делай как я! Сейчас!" Их интеллект характеризуется
сознательностью, стремлением получить результат, инициативностью. Этот стиль
хорошо подходит, когда нужно быстро добиться результатов от мотивированной и
компетентной команды.
Лидеры-"наставники" - это руководители, которые готовят сотрудников к
успехам в ближайшем будущем. Они развивают подчиненных, предлагая:
"Попробуйте это". Их эмоциональный интеллект характеризуется следующими
чертами: поощрение развития других, эмпатия, самоанализ. Такой стиль
необходим для того, чтобы помочь работникам поднять производительность и
развить свои индивидуальные достоинства.
Как мы видим из данного описания, каждый стиль руководства необходим в
определенной ситуации. И только в ней он окажет благотворное влияние на
климат компании! Поэтому хороший лидер должен уметь применять разные стили,
выбирая оптимальный для данного момента. А для этого необходимо обладать
развитым эмоциональным интеллектом. Ведь если данный интеллект развит слабо
или однобоко, руководитель будет склоняться к одному-двум стилям. А этого
явно недостаточно!
Самый важный результат исследований Дэниэла Гоулмена таков: "лидеры,
добивающиеся лучших результатов, одинаково хорошо владеют несколькими
стилями управления. Чем больше стилей в арсенале руководителя, тем лучше.
Самый хороший климат и самые высокие показатели производительности
отмечаются в тех компаниях, руководители которых управляют с помощью четырех
и более стилей, особенно если среди них есть авторитетный, демократичный,
партнерский и наставнический. Самые успешные руководители умеют почти
незаметно переходить от одного стиля к другому в зависимости от ситуации".
Удачи Вам, Марина Жебрякова,
"Школа бизнеса Марины Жебряковой", г.Пермь
тел. 342-2-769-079, <http://www.bishkola.ru> www.bishkola.ru
Information from ESET Smart Security, version of virus signature
database 4507 (20091014) The message was checked by ESET Smart Security.
http://www.esetnod32.ru
ВАШЕ мнения для меня очень важно. Поделитесь им. Пишите. Жду.
Если вы хотите, чтобы ваше письмо прочитали все подписчики - пишите по адресу 'comp.personal.bishkola-list@subscribe.ru', если только мне, то выполните действие - ответить.
Если вы думаете, что это будет интересно вашим друзьям, перешлите им!
Подписаться на рассылку можно на сайте www.bishkola.ru