Октябрь 2003 → | ||||||
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
---|---|---|---|---|---|---|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
31
|
За последние 60 дней 1 выпусков (1 раз в 2 месяца)
Сайт рассылки:
http://www.silicontaiga.ru
Открыта:
02-08-2003
Статистика
+1 за неделю
InformikaPlus: библиотека, компьютеры, техника, досуг
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Лучшие статьи сайта InformikaPlus. Выпуск 4.
Здравствуйте подписчики сайта InformikaPlus!
В данном номере следующие статьи:
1. Проблемы с записью 99-минутных аудиодисков (Раздел: Железо - Запись CD, DVD)
2. Компьютер в роли синтезатора, или кое-что о MIDI-клавах (Раздел: Музыка и звук)
3. Устанавливаем Windows XP (Раздел: Операционные системы - Windows)
Проблемы с записью 99-минутных аудиодисков
Если вы умудрились приобрести "болванку" для записи любимых песен, рассчитанную на 99 минут, то будьте готовы к разным неожиданностям.
То ли ваш СD-RW-drive может не понять, что вы от него хотите, то ваша любимая программ будет думать, что ее обманывают. На всякий случай взгляните на таблицу, показывающую для какого драйва какую скорость надо использовать для успешной записи.
Company |
Model / Firmware |
Max. Capacity |
Successful |
Failed |
Mitsumi |
4801 |
- | - | All |
4802 |
- | - | All | |
4804 / FW > 2.2C |
99:05 min | 1x, 2x | 4x | |
Plextor |
W124T / FW > 1.02 |
89:59 | 8x, 4x, 2x | - |
W8432T / FW >1.05 |
89:59 | 8x, 4x, 2x | 1x | |
PX-R412 |
- | - | All | |
820T / FW > 1.05 |
89:59 | 8x, 4x, 2x | 1x | |
121032A / FW > 1.01 |
89:59 | 12x, 8x, 4x, 2x | 1x | |
8220T / FW > 1.02 |
89:59 | 8x, 4x, 2x | 1x | |
Teac |
CD-R 50S |
- | - | All |
CD-R 55S / FW > 1.0Q |
92:59 | 4x, 2x, 1x | - | |
CD-R 56S/58S *1) |
- | - | All | |
CD-W512E |
89:59 | 8x, 4x, 2x, 1x | 12x | |
CD-W54E |
89:59 | 4x, 2x, 1x | - | |
LG Electronics |
CED - 8080B |
99:05 min | 2x, 4x | 8x |
CED - 8083B |
99:05 min | 2x, 4x | 8x | |
CD-RW - 8084 |
89:59 | 1x, 2x | 4x | |
Ricoh |
MP 6200 |
- | - | All |
MP7040 / FW > 1.02 |
89:59 | 4x, 2x, 1x | - | |
MP7060 |
89:59 | 4x, 2x, 1x | - | |
7063A-DP |
89:59 | 4x, 2x, 1x | - | |
7080A-DP |
89:59 | 4x, 2x, 1x | - | |
7120A |
89:59 | 4x, 2x, 1x | - | |
MP 8040 / FW > 1.03 |
89:59 | 4x, 2x, 1x | - | |
MP 9060 / FW > 1.05 |
89:59 | 6x *2) | 4x, 2x, 1x | |
Samsung |
SW-208B |
89:59 | 4x, 2x, 1x | - |
SM-304 |
89:59 | 4x, 2x, 1x | - | |
Traxdata |
CDR 4120 PRO |
92:59 | 1, 2x, 4x | - |
Memorex |
CD-RW 8432 |
89:59 | 4x, 2x, 1x | - |
CD-RW 4420s |
89:59 | 4x, 2x, 1x | - |
*1) Teac CD-R 56S/58S может записать до 89:59 минут, если работает в Teac 55S
совместимом режиме.
*2) Лучше использовть 2х или 4х скорость, иначе на
некоторых дорожках могут появиться ошибки. Ricoh MP 9060, например, часто пишет
с ошибками на 6х скорости.
Компьютер в роли синтезатора, или кое-что о MIDI-клавах
Как-то раз, гуляя по просторам Сети, я случайно наткнулся на форум, где
главной темой было создание музыки на компьютере, причем исключительно в
домашних условиях. И одним из слов, в частности, употребляемых в тех беседах,
было слово миди-клавиатура.
В первый раз с миди-клавиатурой я
столкнулся лет десять назад в отделе электромузыкальных инструментов магазина
"Музыка". На полке среди синтезаторов самого разного вида, возможностей и
стоимости, одиноко притаилась широкая и плоская коробка с рядом фортепианных
клавиш и громким именем Roland на корпусе. Странным для меня показалось то, что
никаких других кнопок, кроме собственно вышеупомянутых клавиш, я не
обнаружил.
Продавец объяснил мне, что данный агрегат называется
миди-клавиатура, и предназначен он исключительно для подключения к
компьютеру.
С тех пор прошло немало времени, и, что интересно, больше
подобных устройств в розничной продаже я не встречал (к слову, даже сейчас всего
одна фирма в Минске постоянно торгует миди-клавиатурами).
И вот случайный
форум вновь столкнул меня с позабытым термином, и я решил разузнать побольше о
создании музыки на компьютере, причем с точки зрения неискушенного пользователя,
а уж никак не профессионального мьюзикмейкера.
Для начала — немного
истории...
Давным-давно, когда музыкальные синтезаторы были
аналоговыми, клавиатура, основная часть устройства, представляла собой в
буквальном смысле набор контактов, электрически связанных с генератором звука.
При замыкании одного из контактов ток проходил через соответствующий переменный
резистор, который, в свою очередь, был "настроен" на определенную ноту. Такая
конструкция являлась исключительно самодостаточной и не предполагала абсолютно
никакого варианта взаимодействия с "внешним миром".
Количество моделей
синтезаторов все увеличивалось, и производители решили собраться за "круглым
столом", дабы договориться о способе обеспечения некоего "взаимодействия" между
ними. Появились специальные разъемы для обеспечения возможности, к примеру,
воспроизводить звуки с одного синтезатора, играя на клавиатуре другого. Однако
до настоящего "симбиоза" было еще далеко. Возможности подобного метода
управления были ограничены, да и синтезатор быстро выходил из строя, если на
него подавалось неправильное управляющее напряжение, тем более, что большинство
приборов того времени имело разное значение и полярность.
И вот наконец
наступила эра цифровой техники. Синтезаторы, сохранив аналоговую
звукогенерирующую часть, обрели удобное цифровое управление, появилась
возможность отделить все управляющие средства, в том числе и клавиатуру, от
генератора. Проще говоря, теперь клавиатура не имела электрической связи с
генератором звука, а просто посылала ей цифровой управляющий сигнал при
замыкании контакта.
Вот тогда и появилась необходимость в создании
единого стандарта, который был впоследствии назван MIDI (Musical Instrument
Digital Interface — Цифровой интерфейс музыкальных инструментов) и решил в
буквальном смысле все проблемы. Теперь можно было подключать друг к другу любые
синтезаторы, покупать секвенсор (прибор, способный запоминать и озвучивать
определенное количество нот), не заботясь о том, подойдет ли он к данной модели
синтезатора, обмениваться мелодиями и так далее.
Но самое главное —
генератор звука окончательно отделился от клавиатуры, и оба они стали абсолютно
независимыми устройствами.
Вот тогда-то и появились первые бесклавишные
синтезаторы и первые миди-клавиатуры, которые можно было подключать к нескольким
синтезаторам и управлять ими всеми с помощью одной клавиатуры, что позволяло
одновременно экономить место и средства. Ну зачем вам пять клавиатур, когда
вполне можно обойтись одной?
Кстати, клавиатуру принято называть также
MIDI-контроллером; этим подчеркивается, что она выполняет чисто "управленческие"
функции. И, между прочим, MIDI-контроллер совсем не обязательно должен иметь вид
фортепианных клавиш. Бывают контроллеры в виде гитары, баяна или, например,
флейты.
Однако, давайте пока остановимся на миди-клавиатурах так
называемого "фортепианного" типа.
Для начала хочу рассказать вам о
некоторых преимуществах миди-клавиатур перед клавишными
синтезаторами:
Цена
Как вы сами понимаете, отдельная
клавиатура стоит несравнимо дешевле, чем синтезатор с аналогичной клавиатурой.
Если бюджет вашей домашней студии невелик, и вы хотите ограничиться одной
звуковой платой с набором соответствующего программного обеспечения, то вариант
с миди-клавиатурой будет для вас более выгодным приобретением. Четырехоктавную
клавиатуру с полноразмерными клавишами можно приобрести по цене, не превышающей
полторы сотни долларов. За синтезатор наверняка придется заплатить дороже, если
только это не детская модель с маленькими клавишами и вообще без
MIDI-интерфейса.
Качество
Поскольку клавиши — практически
единственная значимая деталь миди-клавиатуры, производители, как правило,
сосредотачивают внимание именно на клавишной механике. В результате даже дешевые
MIDI-контроллеры могут превосходить в этом отношении довольно дорогие
синтезаторы.
Универсальность
Может случиться так, что вам
понравится звучание одного синтезатора и клавиатура другого. К примеру,
синтезатор Korg X5 звучит просто превосходно, но его клавиатура не выдерживает
никакой критики. Что делать? Берем отдельно звуковой модуль Korg X5DR и
подбираем подходящую клавиатуру. В варианте же с компьютером все еще проще.
Главное — подобрать соответствующий
софт.
Простота
Подключить к компьютеру миди-клавиатуру
гораздо проще, чем синтезатор, который нужно будет дополнительно настраивать.
Более того: разные синтезаторы и настраиваются по-разному, и даже специалист не
всегда может быть в курсе настроек именно вашей модели. Да и работать с
миди-клавиатурой значительно проще.
"Моральная"
долговечность
Со временем любая электронная аппаратура подвергается
моральному устареванию. Может оказаться так, что звуки, от которых год назад вы
были в восторге, сегодня окажутся для вас уже не такими приятными. А ведь
продать клавишный синтезатор не так просто, ведь его механические части могут
слегка износиться. А вот сам синтезаторный блок проапгрейдить намного легче.
Кроме того, не придется расставаться с клавиатурой, к которой вы наверняка уже
привыкли.
В общем, как видите, плюсов — огромное множество.
Для
большей объективности позволю себе упомянуть и о некоторых недостатках
миди-клавиатур: если синтезатор у вас только один, то клавишная модель, скорее
всего, займет меньше места, чем комбинация клавиатура + модуль. В тех случаях,
когда вы переносите свой аппарат с места на место или используете его в
концертных выступлениях, полноценный синтезатор, конечно же, удобнее. И,
наконец, клавишные синтезаторы, как правило, имеют больше органов управления, в
том числе и для работы в режиме реального времени.
Однако, если учесть,
что данная статья предназначена для тех, кто собирается создавать и
редактировать музыку исключительно на компьютере, то все вышеперечисленное не
имеет особого значения, поскольку практически для любых моделей синтезаторов
существуют специальные управляющие компьютерные программы, с помощью которых
можно производить все необходимые действия на большом цветном экране.
И
еще: не подумайте, что, подключив миди-клавиатуру к компьютеру и нажав на любую
из клавиш, вы сразу же услышите "музыку". Для этого необходимо запустить
секвенсор — программу, которая, по сути, является своеобразным промежуточным
звеном между миди-клавиатурой и источником звука и осуществляет управление
выбранным источником звука посредством миди-сообщений, получаемых с
миди-клавиатуры. В том или ином виде секвенсоры содержат многие программы: от
профессиональных пакетов обработки звука до простейших виртуальных синтезаторов.
Наиболее полные реализации секвенсоров содержат такие профессиональные пакеты,
как Cakewalk Pro Audio и Steinberg Cubase.
Итак, любая миди-клавиатура до
недавнего времени подключалась к компьютеру с помощью 15-контактного разъема для
подключения джойстика (гейм-порта). Для подключения к нему MIDI-устройства
используется соответствующий кабель, который обычно идет в комплекте с любой
мультимедийной (но не профессиональной!) миди-клавиатурой.
Самое главное
различие в миди-клавиатурах — это количество октав. Их бывает три, четыре, пять,
шесть с половиной и семь с половиной (полнооктавные). Если вы не имеете
музыкального образования по классу клавишного инструмента, то покупать больше
шести октав не имеет смысла, так как пользоваться всеми клавишами одновременно
вы вряд ли будете. Трехоктавные инструменты наоборот имеют слишком малое
количество клавиш, да и стоимость трехоктавной клавиатуры ненамного ниже
аналогичной четырехоктавной.
Если же вы владеете игрой на фортепиано, то
в такой ситуации рекомендуется приобрести 7,5-октавную клавиатуру, по количеству
клавиш в точности повторяющую фортепианную.
Существуют клавиатуры двух
типов: со стандартными клавишами (полноразмерные, full-sized keys) и
уменьшенными (mini keys). Первые, естественно, дороже. Здесь трудно что-то
посоветовать: выбирайте что нравится. Однако НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ не вздумайте учить
ребенка игре на фортепиано на маленькой клавиатуре! Это все равно, что обучать
его чтению на русском языке исключительно в "транслите" (латинскими буквами).
Представляете, чему он "научится"?
Принято различать три типа механики
клавиатур: синтезаторную (synth action), фортепианную (piano action) и
молоточковую (hammer action). Кроме того, внутри каждого типа выделяют несколько
степеней нагрузки клавиш: невзвешенные клавиши (non-weighted), полувзвешенные
(semi-weighted) и взвешенные (weighted).
Отличие у них в том, что в
полувзвешенной клавиатуре клавиши отходят после нажатия при помощи обычных
пружин, взвешенная имеет противовесы, из-за чего нажатие становится более
похожим на фортепианную клавиатуру. Ну, и молоточковая — полностью имитирует
фортепианную динамику клавиш и практически идеально имитирует клавиатуру
обычного пианино.
В итоге, если вы не имеете базового образования игры на
фортепиано, то берите взвешенную или полувзвешенную, если иначе — фортепианную
клавиатуру.
И, наконец, рекомендую вам обязательно приобретать
миди-клавиатуру, которая чувствительна к скорости/силе нажатия. Ведь никому не
надо объяснять, что чем сильнее удар по клавише фортепиано, тем громче звук.
Клавиатуры, способные передавать динамику нажатия, обычно называют
активными.
Раньше подобными функциями обладали лишь довольно дорогие
синтезаторы вроде Ensoniq TS10, а теперь поддержка скорости/силы нажатия
перестала быть экзотикой и практически не увеличивает конечную стоимость
клавиатуры.
Кроме клавиш, в миди-клавиатурах зачастую предусмотрены
некоторые дополнительные функции и органы управления, необязательные, но их
наличие почти никогда не будет лишним. Такими фишками являются колеса Pitch Bend
и Modulation. Колесо Pitch плавно поднимает или опускает звучание ноты на
определенное значение (обычно на 1,5-2 тона). Данный эффект часто используется,
скажем, при имитации гитарных "подтяжек".
Колесо же Modulation заставляет
звук вибрировать с определенной частотой. Сила вибрации и разница в значении
определяются тем, насколько сильно вы повернули колесо. Данная функция дает
возможность имитировать "легкую расстройку" фортепиано или дрожание гитарной
струны.
Некоторые клавиатуры допускают сдвиг на любое количество
полутонов, что очень помогает в том случае, если музыкальное произведение,
которое вам предстоит исполнить, написано в "неудобной" для вас тональности. С
такой клавиатурой вы можете играть все что угодно, например, в до-мажоре. Обычно
транспонировать можно и непосредственно в синтезаторе и/или компьютере, но с
контроллера это делать немного проще. Но учтите, что при сдвиге области игры
вниз или вверх не только добавляется одна новая октава, но также пропадает одна
старая.
Кроме того, почти все более или менее уважающие себя клавиатуры
оснащены разъемами для подключения педалей. Если вы представляете себе
фортепианные педали и их функции, то объяснять, зачем они нужны в
миди-клавиатуре, думаю, не требуется.
Все то, что я перечислил выше — это
лишь основные функции миди-клавиатур, но есть также и другие, не менее
интересные. Среди таких функций стоит обратить внимание на возможность
разделения на зоны (присвоить разным частям клавиатуры разные инструменты),
кнопки управления секвенсором (возможность управлять компьютером прямо с
midi-клавиатуры) и наличие дополнительных контроллеров (дополнительные кнопки
или колеса).
Вообще перечислять "навороты", которыми могут оснащаться
современные миди-клавиатуры, можно бесконечно. Это тема отдельной статьи. Именно
поэтому я не буду этого делать, а просто приведу в качестве примера описание
двух относительно недорогих, но вполне серьезных моделей миди-клавиатур,
предназначенных для полупрофессионального и домашнего
использования.
Fatar StudioLogic CMK-149
Миди-клавиатуры итальянской фирмы
Fatar всегда считались одними из самых надежных устройств с самым оптимальным
соотношением цена/качество. Более того: данная фирма, в отличие от большинства
других производителей миди-клавиатур, для которых они являются как бы побочным
продуктом, довольно много лет специализируется именно на клавиатурах, так что
опыт у нее на этом поприще весьма солидный. Причем Fatar выпускает не только
недорогие четырехоктавные модели, но и мощные студийные клавиатуры стоимостью
более тысячи долларов.
Миди-клавиатура CMK-149 представляет собой
недорогую четырехоктавную (49 полноразмерных клавиш) модель с минимальным
набором функций и весьма соблазнительной ценой.
В комплект поставки
входят: собственно клавиатура CMK-149, четырехметровый миди-адаптер для
подключения к персональному компьютеру, руководство пользователя на английском
языке и пару компакт-дисков с ПО.
Сама клавиатура выглядит довольно
симпатично, хотя и немного угловато. Корпус размерами 81x18x6 см, кроме
собственно основных клавиш включает в себя некий минимум дополнительных органов
управления, как-то: 2 колеса для управления высотой тона (pitch) и модуляцией,
выключатель питания со светодиодной индикацией (при подключении без компьютера)
и 5 кнопок управления для выбора патча, банка, миди-канала, транспонирования
клавиатуры, а также для сохранения настроек и демо-трека. Кроме того, CMK-149
имеет вход для педали сопряжения аккордов.
Все дополнительные кнопки
запрятаны под резиновый кожух на корпусе клавиатуры и не могут быть нажаты
случайно. Кроме того, клавиши 2-й октавы, помеченные цифрами от 0 до 9, а также
символом H, используются для ввода числового значения параметров.
В общем
и целом питание CMK-149 может осуществляться тремя способами: внешний адаптер
7-12v постоянного напряжения, батарейка (аккумулятор) 9v типа "крона" или прямо
от компьютера через миди-адаптер.
Для соединения со звуковой картой
компьютера используется 15-штырьковый D-разъем игрового порта и 5-штырьковый
DIN-разъем MIDI-адаптера. Для работы в системе должны быть установлены драйверы
звуковой карты, а также программа-секвенсор (например, CakeWalk или
CuBase).
Все подробности настроек, как-то: выбор патча или банка
синтезатора, транспонирование (смещение) на одну или несколько октав вниз или
вверх и т.д., — подробно описаны в инструкции к клавиатуре. Однако, если у вас
есть проблемы с английским языком, поищите русский мануал вот здесь: www.fatar.ru.
Приятной
неожиданностью стало то, что CMK-149 может хранить в памяти до ста различных
настроек для быстрого вызова.
Простая, добротная, надежная и недорогая
клавиатура для домашнего и полупрофессионального использования.
MIDIman USB Keystation
61
MIDI-клавиатуры серии USB от компании MIDIman совершили
своеобразный переворот в области использования MIDI-технологий. Возможность
подключения миди-клавиатуры к компьютеру напрямую через порт USB без
обязательного наличия отдельного MIDI-интерфейса позволяет значительно более
комфортно ее эксплуатировать. Единственное, что от вас требуется, это установить
входящее в комплект программное обеспечение, и все!
Активная клавиатура
MIDIman USB Keystation 61 является несколько более серьезным и внешне
симпатичным аппаратом, чем рассмотренный выше CMK-149.
Стильный
полупрозрачный корпус, довольно приличное количество дополнительных функций и
органов управления... Плюс к этому пять, а не четыре октавы и возможность
подключения через порт USB. Впрочем, давайте по порядку...
В коробке,
кроме самой клавиатуры, я обнаружил также блок питания, тонкую книжку с
английской инструкцией, USB-кабель для подключения к компьютеру и один
компакт-диск с драйверами и программами для создания и редактирования музыки.
Подключение прошло довольно гладко. Клавиатура запиталась прямо от порта USB и
не потребовала никаких дополнительных источников питания, так что сетевой
адаптер я просто отложил в сторону.
Справа сверху клавиатура, помимо уже
знакомых и ставших уже традиционными колесик Pitch Bend и Modulation, имеет
ползунковый слайдер для ввода данных (Data Entry). На задней панели корпуса вы
найдете разъемы для подключения педали Sustain, MIDI Out и разъем USB
интерфейса. Кроме того, там же имеются переключатель режима питания (USB/DC 9V/
battery) и вход для штекера блока питания.
В качестве дополнительных
функций Keystation 61 включает в себя все основные "умения" продвинутых
миди-клавиатур: сдвиг на октаву, транспозицию, переключение программ,
переключение номеров MIDI-каналов и банков, разбиение клавиатуры на зоны и, что
особенно порадовало, наличие цифровой индикации.
Кроме того, несколько
центральных клавиш могут на некоторое время превратиться в переключатели
нескольких основных звуковых эффектов вроде хоруса, реверберации и
т.д.
Все клавиши, способные активировать те или иные дополнительные
функции, подписаны, и запутаться в них достаточно трудно. Кроме того, более
быстрое переназначение режимов иногда помогает производить слайдер Data Entry.
Ну, а собственно переключение клавиатуры из штатного состояния в режим
переключения функций осуществляется непосредственно с клавиатуры по нажатию
кнопки MIDI/Select.
Красивая, компактная (90х21х7.5 см), относительно
недорогая и очень функциональная миди-клавиатура.
Устанавливаем Windows XP
1. Введение
Читая мои перепалки с фэнами "Линукс", некоторые из
читателей могут сделать вывод о том, что я постоянно бегаю между разными
компьютерами. На одном из них установлен Linux, на другом WindowsXp, на третьем
WinPe, а на четвертом Windows 98. Ничего подобного! Все описанные в статье
эксперименты совершались на одной машине. Строго говоря, рядышком есть еще и
компьютер жены, но она меня съест, если я начну на нем выделывать нечто
подобное. Она еще соглашается худо-бедно терпеть всяческие издевательства над ее
компом, связанные с сетью. А куда тут денешься, ведь для сетки надо как минимум
два компьютера. А вот постоянно устанавливать-сносить очередные операционные
системы на своем компьютере она мне не позволяет. Пришлось искать альтернативный
выход. Достигнутыми на этом поприще результатами я и хочу с вами поделиться в
этой статье.
В данный момент, в силу производственной необходимости, на моем
компьютере одновременно установлены MSDOS, Windows 98 SE, Windows Me, Windows
2000, Windows XP и Mandrake Linux 9.0.
Подготавливаем
место
Начнем с того, что где-нибудь раздобудем такую программу как
Partition Magic. Она очень популярна в среде продвинутых компьютерных
пользователей, и вы без труда найдете ее на пиратских дисках или в Интернет.
Текущая версия 8.0, хотя, если вам попадется 7.0, ничего страшного в этом нет. С
более ранними версиями связываться не советую: у них могут возникать проблемы с
NTFS от Windows XP.
Программа предназначена для разбивки жесткого диска
на логические разделы и работает под всей линейкой операционных систем Windows и
даже под MSDOS. Можно сказать, что это омонстровевший вариант ДОСовского FDISK
плюс средство для изменения размеров логических дисков без потери содержимого. Я
Partition Magic пользуюсь уже очень много лет и всем советую иметь ее у себя на
винчестере, так как это программа из разряда "MH" (Must Have = Должен Иметь)
наравне с Far и RAR.
Я буду рассматривать работу программы на примере
версии 8.0. Добываем ее, устанавливаем и запускаем. Перед нами возникает
основной экран. В этой версии авторы постарались сделать внешний вид программы
максимально похожим на обычную папку Windows XP. Слева список типичных задач,
справа рабочее пространство. Вообще-то программа получилась у Power Quest
настолько удачной, что говорить о том, кто у кого и что стащил практически
бессмысленно. Сам ее интерфейс полностью скопирован "Майкрософт" во встроенном в
XP Менеджере дисков. Запустите из любопытства "Панель управления ->
Администрирование -> Управление компьютером -> Управление дисками" и сами
сравните.
На рабочем пространстве программы вам сразу бросится в глаза
набор цветных квадратиков вверху экрана и список логических дисков внизу. По
мере того, как вы щелкаете мышью по квадратикам или списку, у вас выделяются
одновременно и диски в списке, и квадратики вверху экрана. Мы с вами без труда
заключаем, что, по всей видимости, оба этих управляющих элемента отображают одно
и то же. Это действительно так. Просто некоторым людям удобно работать с
интерфейсом в виде квадратиков, а некоторым читать надписи в списке. Я сам, к
примеру, отношусь к первым.
Квадратики различаются по цвету и размеру. Их
размер пропорционален объему логического диска, а цвет окантовки соответствует
типу используемой файловой системы. Расшифровку цветовой кодировки проще всего
посмотреть в нижнем списке. Второй его столбец как раз и содержит цвет и
рядышком текстовое название. К примеру, FAT32 помечается зеленым
цветом.
Центр квадрата раскрашен в два цвета — желтый и белый. Желтым
цветом обозначается занятое вашими файлами пространство, а белым — свободное.
Также в центре квадратика написана буква, под которой ваш диск видится в
системе.
Если вы начинающий пользователь, а компьютер приобрели в фирме
вместе с предустановленной операционной системой, тогда очень велик шанс того,
что у вас будет всего один "квадратик" (точнее, прямоугольник). Прямоугольник
имеет зеленую окантовку, размер его равен всему доступному на диске
пространству. Это означает единственный диск C:, отформатированный под FAT32.
Это очень плохо. Даже если вы не планируете устроить из своего компьютера
зоопарк ОС наподобие того, как это сделано у меня.
Дело в том, что, рано
или поздно, вам придет в голову поменять или переустановить операционную
систему. Наиболее простой (и правильный) способ это сделать включает в себя
форматирование раздела, на который впоследствии вы планируете установить новую
ОС. Тут перед вами стеной встанет вопрос: а куда, собственно, девать на время
форматирования ваши любимые игрушки или ценные документы? Хорошо если у вас есть
еще один запасной винчестер. Тогда данные можно временно перенести на него. А
если у вас запасного винчестера нет?
Второй крупный недостаток идеологии
единственного диска C: — это наличие в природе вирусов типа небезызвестного CIH.
Среди прочих своих "прелестей" он содержит процедуру, стирающую информацию с
первых N-дорожек жесткого диска. В случае единственного диска C: это означает
уничтожение всей информации на вашем жестком диске. Мы еще, конечно, можем тут с
ним побороться, но, тем не менее, восстановление данных в этом случае будет
неизмеримо сложнее и дороже. В случае же нескольких логических дисков вам будет
достаточно лишь заново установить Windows, и все!
Опытный "автоматизатор"
проводит такую операцию за полчаса. У меня самого Windows 98 устанавливается в
полностью автоматическом режиме минут так за 20 вместе со всеми драйверами. А
вот восстановление данных на "убитом" разделе может занять очень много времени,
и вам в придачу предстоит ручная "ювелирная работа".
Вообще в среде
"автоматизаторов" бытует правило: диск С: предназначен исключительно для
программ и самой операционной системы. Никаких пользовательских данных на нем
быть не должно. Это правило очень упрощает последующее обслуживание системы. К
примеру, я сам так вообще имею привычку восстанавливать "убитые" клиентские
машинки с помощью программы Disk-Image2002. Пять минут работы, и у пользователя
на руках настроенная операционная система вместе с "Офисом" и прочими делами.
При такой системе все, что исходно было на его диске C:, теряется... Ну ладно,
что-то я увлекся. Давайте договоримся: я вас убедил, и мы можем двигаться
дальше. Согласны?
Итак, вы решили сделать несколько логических дисков.
Для начала смотрим, а сколько у нас места занято под файлы на уже имеющемся
диске C: (желтый цвет)? Если он забит битком, ничего страшного. Просто операцию
нам придется проводить в несколько приемов. Partition Magic содержит мастер на
этот случай, но я как пользователь этой программы со стажем пользоваться им не
привык. Хотите, попробуйте сами, я вам тут не советчик. Лучше я вам расскажу тот
способ, которым сам пользуюсь.
У нас имеется диск C:, полностью забитый
под завязку. Закрываем Partition Magic и заходим в список Установки-Удаления
программ. Критическим взором оглядываем открывшееся нам богатство. А так ли нам
все это нужно? Сносим все то, что нам показалось незначительным, или то, что
всегда можно легко доставить потом.
Повторно запускаем Partition Magic.
Ну вот — другое дело. Выделяем в списке диск C: (или щелкаем мышкой по его
квадратику). В панели задач слева щелкаем по надписи "Resize/Move Partition".
Перед нами откроется окно только с нашим квадратиком и несколькими полями ввода
внизу. Видите "ушки" справа и слева от квадратика? Хватаете мышкой то, что
справа, и начинаете тащить влево. При этом цифры в полях ввода меняются по мере
того, как вы изменяете размер квадратика. Получилось? Нет? Вспомните, как вы
изменяете размер окон в Windows. Операция полностью аналогична, за исключением
того, что тащить надо не за нижний правый угол окна, а за специальное "ушко".
Опять не получилось? Ну и бог с вами — давайте изучим то, что написано в полях
ввода под квадратиком и будем пользоваться ими.
Сразу под квадратиком
находится нередактируемая текстовая строчка, на которой написаны минимально и
максимально возможные размеры вашего логического диска. В нашем случае
минимальный размер равняется объему, занятому вашими данными и оставшимися
программами, а максимальный размер — всему объему вашего жесткого диска. Ниже
расположены обсуждаемые поля ввода:
Free Space Before — 0.0 Mb
Free
Space After — xxx Mb
Имеется в виду, сколько места в мегабайтах вы
хотите освободить "перед" и "после" данного логического диска. Оставьте Before
равным 0, а After вообще не трогайте. Пока вы не наиграетесь вволю с этой
программой, я, пожалуй, не смогу объяснить вам, что это за такие магические
"перед" и "зад". А по мере моего рассказа, на каком-то из его этапов, вы и сами
все замечательно поймете.
Пока просто поверьте на слово — поставьте
Before равным нулю Мб (обычно оно и так равно нулю).
New Size — xxx
Mb
Новый размер логического диска. Тот размер, который вы хотели бы
иметь. В поле ввода указан текущий его размер в мегабайтах. Смотрим минимально
возможное значение в надписи под квадратиком. Добавляем к нему еще мегабайт так
200 (для swap-файла и прочих естественных нужд Windows 98) и вбиваем это число в
данное поле. Мало! — воскликнут мои оппоненты. Хватит! — рявкну я, мы еще потом
дополнительно место расчищать будем.
Если ваш жесткий диск в размере
равен или больше 20 Гб, а число получилось меньше 1500 Мб, не жадничайте.
Отдайте Windows 98 примерно 1800-1900 Мб. Старайтесь только не выскочить за
волшебное число, большее или равное 2000 Мб. Почему так, я вам позже объясню.
Если у вас минимальный размер лимитирован уже имеющимися на диске файлами, то
что тут поделаешь… Придется потом совершать еще один заход. Итак, мы ввели новый
размер. Тут же квадратик вверху изменит свой размер, а в поле Free Space After
появится число Mb, которые мы освобождаем в результате этой
операции.
Cluster Size — 4Kb
Размер куска дискового
пространства, выделяемого под блок в файле. Смысл этой штуки вот в чем. Когда
программа собирается записать что-либо на диск, место ей выделяется кусками,
называемыми по-умному "кластерами". Если, к примеру, вы укажете размер кластера
равным 32 Kb и впоследствии попытаетесь создать файл размером 1 байт, то
реального места на диске он отхватит все равно 32 Кб. Если вы запишете файл
размером 33 Кб, то места будет выделено 64 Кб. И так далее. Казалось бы, лучший
вариант — это указать минимально возможный размер кластера. Но не тут то было! C
точки зрения Windows эти кластеры выстроены в этакую "цепочку", один за другим.
Поэтому чем больше маленьких кластеров, тем дольше каждый из них ищется среди
своих собратьев. Да и тем больше места на диске требуется под хранение всей их
"цепи". Так что "фифти-фифти". Я бы вам порекомендовал не изменять значения,
выбранного системой, самостоятельно до тех пор, пока вы хорошо не будете себе
представлять, что делаете. Правильный размер кластера — это вообще тема для
отдельной большой статьи. И для не менее большого скандала по типу "Windows
против Linux".
Оглядели еще разок все поля, убедились, что Free Space
Before по-прежнему равно 0, и нажали кнопку OK.
Нас вернули обратно к
основному экрану программы. Теперь картинка с квадратиками разительно
преобразилась. Квадратик с диском C: уменьшился в размере и сдвинулся к левому
краю. Справа осталась область, покрашенная в серый цвет. Как я надеюсь, она у
вас занимает большую часть всего диска. Выделяем эту область в списке (или
щелкаем по ее квадратику мышкой). В панели слева выбираем Create Partition.
Перед вами возникает новый экран.
Давайте рассмотрим, что же он нам
предложит:
Create As [Primary Partition/Logical Partition]
Вот
что это за штука. Когда первые модели жестких дисков только зарождались, они
были очень маленькие. Ну прямо как мы с вами в младенчестве. Мало кому из их
счастливых обладателей приходило в голову делить их на большое количество
логических томов. И в лучших традициях IT-индустрии кто-то директивно решил, что
четырех возможных разделов "более чем достаточно" на все времена. Производители
BIOS компьютеров учли это решение и заложили в компьютеры ставшую также
неписаным стандартом фишку.
Компьютер, включившись, после того как
проверит сам себя, пытается считать с первого жесткого диска сектор с
координатами 0-дорожка, 0-сторона, сектор номер 1, размер которого равен 512
байтам. Считав, он проверяет наличие в его конце сигнатуры "55 AA". Если такая
сигнатура будет обнаружена, содержимое этого сектора копируется в определенную
жестко заданную область памяти, и управление передается на первый байт
считанного кода. Считанный код должен внутри своего сектора обнаружить табличку,
описывающую расположение, координаты и размер этих четырех возможных загрузочных
разделов. Найдя, выбирает среди них один, помеченный флажком активности. По
координатам, указанным в этой табличке, считывается следующий сектор, и
управление передается уже ему.
Дальнейшая загрузка никак не
стандартизирована и остается на совести авторов самой операционной системы. Все
же то, что я описал выше, происходит вне зависимости от того, какая операционная
система у вас установлена. Пользуетесь вы Windows, Linux, OS/2 или BeOS —
неважно: порядок действий будет именно такой.
Авторы вирусов тут же
показали миру десятки альтернативных способов загрузки компьютеров. Как вы сами
понимаете, стандартными эти способы не стали. Хотя бы из соображений своей
многочисленности. Исторически уже утвердилась описанная модель, а плохой
стандарт, как известно, лучше полного отсутствия какого-либо
стандарта.
Чем же плоха используемая модель? А тем, что винчестеры стали
быстро совершенствоваться и увеличиваться в объеме. Пользователю захотелось
иметь возможность разбить диск более, чем на 4 раздела. А места под
дополнительные разделы в табличке-то нет! Тогда и нашли следующее решение. Один
из разделов не является прямой ссылкой на загружаемую операционную систему.
Вместо этого он ссылается... на другую аналогичную табличку. В ней могут быть
указаны дополнительный диск (или диски), а также… ссылка на следующую
аналогичную табличку. Все эти дополнительные таблички вместе взятые называются
расширенным разделом, а входящие в них диски — логическими
дисками.
Разобрав всю эту историю, вернемся к нашим баранам. Итак Primary
Partition — это обычный "старый" раздел. Он напрямую ссылается на загрузочный
диск. Lo-gical Partition — это один диск в расширенном разделе. Таким образом,
вы можете максимально иметь на диске от одного до четырех Primary-разделов или
от одного до трех Primary-разделов плюс сколько душе угодно
логических.
На заре своей компьютерной молодости я как-то задался целью
выяснить, что будет отображать ДОСовский Norton Commander, если ему не хватит
букв алфавита для всех дисков. Взял и создал штук 40 логических дисков.
Выяснилось, что Norton Commander начинает удваивать буквы на манер MS Excel. C
тех пор я эту идею не проверял, так что оставим фразу "сколько угодно" на моей
совести.
Вы спросите, а зачем нам вообще потребовалось отличать один тип
дисков от другого? А вот зачем. Операционные системы "Майкрософт" предполагают,
что они загружаются из Primary-раздела. Их можно заставить грузиться и с диска
D: (я об этом знаю), но загрузчик все равно должен находиться на
Primary-разделе. Linux же и OS/2, к примеру, могут нормально загрузиться и из
логического раздела. Если вы планируете установку нескольких ОС на одном
компьютере, вам следует учесть это обстоятельство.
Сильно забегая вперед,
замечу, что вам также следует предусмотреть в системе один "технологический"
Primary-раздел в начале диска, отформатированный под FAT32. Он нам понадобится
для того, чтобы в ситуации "Все умерло!" загрузить MSDOS и запустить из-под него
утилиты восстановления информации. Также на этом диске мы будем хранить данные
программ загрузчиков разных ОС. Дабы у вас место зря не пропадало, установите на
этот раздел Win98SE. У меня лично, помимо вышеперечисленных утилит, на этом
разделе живет еще и Windows Me с Windows PE. Рекомендуемый размер такого
"технологического" раздела для современных винчестеров равняется 2 Гб. Вы можете
сейчас его не создавать, но место под него в начале диска
предусмотрите.
Partition Type: [длинный выпадающий список]
Это
поле ввода предназначено для указания типа файловой системы. Выбирая ее, вы
должны ориентироваться на то, под какой операционной системой вы работаете. Для
Windows 98 это Fat32, для WinXP стандартом является NTFS, для “Линукс” — ext2fs
или ext3fs.
Создавая диски для "Линукс", не забывайте также и о том, что
вам в придачу нужно создать раздел типа swap. Да и под Windows 98, если у вас
имеется коммерческая версия Winternals NTFS v2 for Win98, можно подумать о
файловой системе NTFS. Но эти советы адресованы уже достаточно продвинутым
пользователям, а не всем подряд.
Чтобы начинающие пользователи не
обиделись на меня за это мнимое высокомерие, сразу замечу, что, к примеру,
NTFS-диск под Windows 98 не может быть загрузочным, а Linux-разделов может быть
и много. Короче говоря, разных нюансов более чем достаточно для того, чтобы
запутаться, и я вам не рекомендую ударяться в экспериментирование до тех пор,
пока вы не будете точно знать, что делаете.
Label
Ну, это
просто банальная метка диска. Подпись под диском, которую вы видите в "Мой
компьютер". Рекомендуется задавать осмысленной. К примеру, "Мой рабочий диск"
или "Система".
Size: xxx Mb
Размер создаваемого диска в
Mb.
Cluster Size: [Default]
Это мы уже обсуждали, повторяться
не буду. Рекомендую оставить Default.
Drive Letter: [список букв
алфавита]
Буква, под которой будет виден новый диск в вашей системе.
Под Windows 98 лучше не пользоваться этой
возможностью.
Position
Дают возможность выбрать два
значения: "Beginning of un allocate space" и "End of un allocating space".
Означает это вот что. Если вы создаете диск меньшего объема, чем позволяет
имеющееся свободное место, то вы можете выбрать, где именно в этом пространстве
его следует создавать.
"Begining…" означает создать раздел в начале, а хвост
пустого места оставить сзади. "End.." же — это прямо обратная ситуация. Раздел
"прижмется" к концу диска, а пустое место останется вначале.
Это
необходимо учитывать, если вы планируете создать несколько логических дисков
подряд. От последовательности расположения дисков зависит буква, которую им
присвоит Windows.
Первичные разделы (primary), на которых вы планируете
устанавливать операционные системы, желательно всегда "прижимать" к началу
пустого места и началу физического диска.
Закройте пока окошко создания
нового раздела. Видите, на списке квадратиков есть два черненьких маркера в виде
стрелочек (парные стрелочки снизу и сверху прямоугольника диска)? Первая из них
показывает так называемый "2 Gb предел", а вторая — "границу 1024 дорожки". Для
современных операционных систем они не играют особой роли. А вот MSDOS не сможет
загрузиться с диска, который находится за первой границей (2 Gb), да и не видит
дисков, размер которых превышает это магическое число. Windows 9x и OS/2 не
смогут загружаться из-за раздела, находящегося за границей "1024 дорожки". В
принципе, всех их можно заставить это делать, но для этого нужны "пляски с
бубном".
Повторюсь, для современных операционных систем эти пределы
особой роли не играют, тем не менее, раздел, расположенный ближе к началу диска,
является более быстрым. Для некоторых винчестеров разница в скорости может
доходить до двух раз. Поэтому операционку всегда лучше располагать по
возможности ближе к началу диска.
Ну вот, мы с вами разобрались с
основными управляющими элементами, которые предоставляет нам эта программа, и
готовы приступить к модификации содержимого нашего жесткого диска.
Для
начала давайте разберемся, а для чего вы вообще решились менять размер диска?
Если я вас напугал ужасами одинокого диска C:, и вы решили просто поделить
винчестер на два логических раздела, ваша задача достаточно проста. Щелкаете по
освободившемуся месту (серый цвет) и выбираете Create Partition. Перед вами
появится уже хорошо знакомый нам по прежним опытам экран. Выбираете тип раздела
(Fat32 или NTFS). Размер указываете во все доступное пространство. Указываете,
что хотите создать Logical Partition и жмете кнопку OK. Ничего страшного при ее
нажатии не произойдет. Программа не кинется тут же совершать запрошенные вами
действия, а просто вернет вас в основной экран, для того чтобы вы могли
посмотреть с высоты птичьего полета на все сделанные вами изменения.
Еще
раз внимательно изучаете творение своих рук. Если вы ошиблись в разбивке
разделов, можете нажать кнопку Undo на левой панели. Подобно любому текстовому
редактору, программа начнет совершать откат сделанных вами операций по одной
операции за нажатие. Откатить сразу все изменения можно с помощью клавиатурной
комбинации Ctrl+D. Любым удобным для вас способом откатитесь до момента
сделанной ошибки и исправьте неверную операцию.
Решив же, что все хорошо,
нажимаете на тулбаре в верхней области программы маленькую зелененькую кнопку с
галочкой, похожей на "V". Если не сумеете найти эту кнопку — ничего страшного,
просто нажмите на клавиатуре Ctrl+A или выберите в меню пункт "General ->
Apply Changes" или на панели слева нажмите кнопку Apply.
Способов много —
выбирайте любой. Все они приведут к одному результату: Partition Magic начнет
наконец свою работу.
Вероятнее всего, вас попросят перезагрузиться.
Согласитесь с программой — она знает, что делает. Компьютер перестартует, и на
экране в консольном режиме запустится программа разбивки дисков. Не нажимайте
никаких клавиш! Английская фраза, которую вы видите на экране перед собой,
гласит всего лишь о том, что, если вы хотите _отменить_ операцию, следует нажать
пресловутый "any key". Мы же с вами ничего отменять не собираемся, и поэтому
смело идем на кухню пить кофе и думать, выживет ли наша операционная система
после проведенной экзекуции. По моим наблюдениям, Windows (любой версии)
выживает в 99% случаев. Линукс "Mandrake 9.0" при попытке изменить размер его
ext3fs-раздела умер сразу. Замечу, что делать ему посмертное вскрытие я не стал,
так что о том, что с ним в этой ситуации делать, пускай вам X-Stranger
расскажет. Диск же с Windows следует для начала проверить Scandisk. Если на нем
есть потерянные кластеры или прочие ошибки, их нужно предварительно залечить.
Фактически возможность потери диска Windows бывает в двух ситуациях:
1.
Пропавшее во время операции электричество в квартире.
2. Какие-либо ошибки
(например, чтения-записи диска), приведшие к аварийной остановке консольной
программы. Поэтому диск желательно сначала проверить на ошибки. Да и
предварительно поэкспериментировать над каким-либо ненужным разделом тоже не
будет лишним.
Операция может оказаться довольно длительной. К сожалению,
счетчик процентов выполненной операции, бегущий по экрану, мало о чем говорит.
Он может долго стоять на 5%, а затем одним скачком переместится на 99%! Короче,
так или иначе, дожидаемся окончания работы программы. По окончании компьютер еще
раз перезагрузится. С замиранием сердца ждем окончания загрузки Windows... Уф!
Все получилось. У нас появился новый, девственно чистый, логический диск
D:.
Теперь приступим к чистке диска C: Если у вас установлен Windows 98,
заходите в папку C:\Windows. Отыщите в ней папку Рабочий стол. Берете и
переносите все ее содержимое на вновь образовавшийся диск D:, саму пустую папку
оставив на месте. С замиранием сердца и застывшим на губах матом в мой адрес вы
наблюдаете, как иконки на вашем рабочем столе исчезают одна за другой. Ничего
страшного. Все ваши значки и документы в целости и сохранности теперь лежат на
диске D:. Вы всегда можете получить к ним доступ, даже если полностью снесете
свой Windows. Сделайте на эту папку ярлычок и расположите его на Рабочем столе.
Так и вам, и Windows будет намного удобнее.
Раз уж мы с вами оказались в
папке Windows, заодно посетите и папку Temp. Оба-на! Сколько файлов! Сотрите их
все. Некоторые из них могут отказаться стираться. Ничего страшного: они невелики
в размере. Оставьте, пусть лежат.
Поднимаемся в корень диска и отыскиваем
папку Мои документы. Поступаем с ней точно так же, как чуть раньше мы поступили
с Рабочим столом. Так же Мои документы можно переместить на диск D: и родными
средствами Windows. В выпадающем по правой кнопке мыши меню есть пункт Свойства.
В нем можно указать, где именно вы храните ваши документы. Скажите, что в папке
D:\MyDoc. Старайтесь избегать русских названий в именах папок. Они могут
помешать вам восстановить "убитую" систему. На компакт-дисках (и на сайте
"Майкрософт") можно найти замечательную бесплатную утилиту, называющуюся Tweak
UI. С ее помощью можно изменить множество "скрытых" параметров операционных
систем линейки Windows. В том числе и корректно задать путь для большинства
системных папок. Рекомендую! Это еще одна программа класса "MH".
Далее
вас спросят, а нужно ли переносить старые файлы на новое место. Согласитесь.
После того как этот перенос осуществится, посетите и старое, и новое
местожительство папки Мои документы и убедитесь, не забыл ли Windows чего на
старой квартире. Если это так, перепишите файлы на новое место вручную. После
того как вы убедитесь, что все файлы перенеслись корректно, старую папку на
диске C: можно стереть.
Среднестатистический начинающий пользователь
компьютера после проведения указанных операций расчищает на диске С: более 50%
свободного места.
Если у вас так не получилось, еще раз запустите
Установку и удаление программ. Ну, и что у вас там стоит? Counter Strike?
Говорите, жить без него не можете? А дистрибутив этого Counter Strike у вас
есть? Целых три? Отлично! Удаляем его из системы! Доктор сказал в морг — значит,
в морг!
После удаления снова приступаем к его установке из дистрибутива.
Программа спрашивает, куда ей установиться, и предлагает путь по умолчанию —
нечто вроде "C:\Program Files". Нет, говорим! Мы хотим "D:\Program Files". Для
этого достаточно исправить всего одну букву в начале пути. Теперь тяжелогруженый
самосвал CounterStrike у нас живет на диске D:, а на диске C: освободилось около
1 Gb пространства. Идем по адресу, который программа предварительно нам
предлагала. Оба-на! Стереть-то мы его стерли, а папка такая в C:\Program Files
по-прежнему есть! Глупый Windows глючит?
Нет, не глючит! Windows умный!
После того как вы установили игрушку, вы стали в нее играть. Настроили под себя
кнопки, сделали сохранения. Windows, наткнувшись на созданные вами
конфигурационные файлы, не хочет брать на себя ответственность за их
уничтожение. Ведь вы же трудились, их создавая! Вы человек, он — тупая
программа. Не ему судить о том, важны эти файлы для вас или нет. Вот мы с вами,
будучи людьми, сейчас с ними и разберемся. Вся структура каталогов программы
осталась в неприкосновенности, но в папках лежат только те файлы, которые были
изменены в процессе работы. Остальные файлы стерты. Поэтому нам осталось только
одно — переписать файлы на новое место, сохраняя структуру каталога и соглашаясь
переписывать уже имеющиеся файлы. После этой операции ваша вновь установленная
игрушка оказалась настроенной под вас, и в списке сохранений присутствуют ваши
сохраненные игры. Так же поступите и с остальными играми.
Дело в том, что
большинство игр на самом деле не требуют установки. В дальнейшем, переставив
систему, вам необходимо всего лишь вывести их ярлычок на рабочий стол. Если
говорить конкретно об играх, производных от Half Life (CounterStrike, Opposite
Force etc.), то, собственно говоря, мы вообще могли не деинсталлировать их.
Достаточно было просто переписать их каталог на другое место и подправить
ярлычки. Примерно так же нечувствительны к месту расположения и игры,
производные от Quake (Return to Castle Wolfenstein) и Unreal. Я их храню на
компакте в виде RAR-архива. Пришел к клиенту, развернул архив, сделал ярлычки, и
игра вместе со всеми патчами и настроенными кнопками готова к работе. Ну да
ладно, опять мы отвлеклись.
Итак, мы перенесли все большие игрушки на
диск D: и расчистили таким образом содержимое диска C:. На этом этапе вы можете
и остановиться. Вам может показаться, что у вас на диске C: даже слишком много
свободного места, и надо бы его подсократить. Не торопитесь. Любые крайности
всегда вредны. Не стремитесь все, что возможно, засунуть на диск D:. Зачем вам
это? На отдельном выделенном диске стоит хранить лишь созданные вами самими
файлы и те программы, которые подпадают под пару условий:
1. Программа
должна не зависеть от перестановок Windows. Многие программы хранят свои
служебные файлы, помимо собственной папки, в папках Windows\System. При
следующей перестановке Windows вы их потеряете, и программа работать не будет.
Вам все равно придется ее переставлять.
Вопрос на самом деле решаемый.
Достаточно разыскать необходимые файлы в системных папках и переписать их в
папку самой программы. Но немногие программы достойны такой возни. Их дешевле
просто переставить.
2. Это не должна быть программа-однодневка. Не стоит
и устраивать всю чехарду из-за игрушки, поиграв в которую три дня, вы забудете о
ее существовании навсегда.
Также не забывайте о том, что я вам говорил о
месте на жестком диске, выделяемом под операционные системы. Намного проще
сейчас оставить на диске C: много пустого места. Позже мы отберем это пустое
место с помощью Partition Magic и установим на нем, скажем, Windows XP или
"Линукс". В следующих статьях цикла я расскажу вам, как это
делается.
Начнем операцию мы с того, с чего, в принципе, следовало начать
еще в первой статье цикла. Давайте сделаем себе такую штуку, как системный
загрузочный диск. Он нам пригодится в случае, если что-либо пойдет не так, как
мы рассчитывали.
Системная дискета
Делается диск так.
Вставляем в дисковод чистую дискету 1.44 Мб. Если у вас нет чистой — ничего
страшного. Мы ее сейчас почистим. Вызываем Мой компьютер, находим среди прочих
иконку Диск A:. Выбираем его, один раз щелкнув по иконке левой кнопкой мышки, и
вызываем с помощью правой кнопки мыши контекстное меню. В этом меню имеется
пункт Форматировать. Вызываем его, и перед нами появится новое меню. Вверху
находится выпадающий список, в котором можно выбрать емкость диска. Укажите 1.44
Мб. В качестве способа форматирования укажите Полное. Укажите, что вам
необходимо скопировать на диск Системные файлы. Остальные управляющие элементы
можете не трогать. Вот у нас все и подготовлено к созданию диска. Нажмите кнопку
Начать. Внизу появляется бегущая полоса, индицирующая ход процесса
форматирования. Дожидаемся конца операции и приступаем к следующему этапу.
Закрываем окно форматирования дискеты. Открываем два окна Explorer, одно с
содержимым диска A:, а второе с содержимым диска C:. В окне диска C:
перемещаемся в папку C:\Windows\Command.
Пытаемся отыскать в ней папку
EBD. "Шаманская" аббревиатура в ее названии расшифровывается всего лишь как
"Emergency Boot Disk" (Аварийный загрузочный диск). Эту папку Windows создает в
процессе установки. Возможность эта опциональная, и поэтому данной папки может и
не оказаться на своем месте.
Если эта папка у вас есть, действуете
следующим образом. Копируете содержимое этой папки на нашу дискету, соглашаясь
переписывать уже имеющиеся файлы. В принципе, загрузочный диск уже готов, но
если вы хотите поместить на него дополнительные утилиты, вам необходимо
расчистить на нашей системной дискете дополнительное место. Смотрим на файлы,
которые мы переписали. Некоторые из них нам, вероятнее всего, никогда не
понадобятся, и их можно стереть. К таким относятся ebd.cab, setramd.bat,
findramd.exe, btcdrom.sys, btdosm.sys, flashpt.sys, readme.txt, drvspace.bin и
все файлы, подпадающие под маску aspi*.sys. Лишние файлы мы удалили, теперь
давайте добавим недостающие. Идем в папку C:\Windows\Command и копируем из нее
на дискету следующие файлы: format.com, sys.com, scandisk.exe,
scanreg.exe.
Если папка EBD у вас отсутствует, просто скопируйте на
будущую системную дискету следующие файлы из папки C:\Windows\Command: EGA3.CPI,
FDISK.EXE, FORMAT.COM, KEYB.COM, MODE.COM, COUNTRY.SYS, DISPLAY.SYS, HIMEM.SYS,
KEYBRD3.SYS, SYS.COM, SCANDISK.EXE, SCANREG.EXE.
Однако при таком методе
создания диска возникает одна проблема. Мы не сможем подключить в MSDOS ваш
компакт-диск, так как у нас нет для него msdos-драйвера.
Попробуйте
поискать его через интернет-сайт производителя вашего CD-ROM (или на
прилагавшейся к нему дискетке) и замените им обычный для Windows
oakcdrom.sys.
Драйверы от одной модели CD-ROM чаще всего подходят и к
любой другой модели любого производителя. Вашей задачей является найти хоть
какой-нибудь драйвер. Я, например, пользуюсь драйвером tricd.sys из набора
старых Busmaster драйверов Intel. Он замечательно работает и на моей материнской
плате VIA KT266A.
Следующим шагом необходимо отредактировать
конфигурационные файлы MSDOS. Открываем Блокнотом файл A:\config.sys. Стираем
полностью все его содержимое и вписываем следующие строки:
device=himem.sys
/testmem:off
device=oakcdrom.sys
/D:mscd001
files=40
buffers=40
dos=high,umb
device=display.sys
con=(ega,,1)
country=007,866,country.sys
Теперь давайте откроем в
Блокноте файл a:\autoexec.bat. Стираем также не глядя все его содержимое. Вместо
него вписываем следующие строчки:
@echo off
mscdex.exe
/d:mscd001
mode.com con cp prepare=((866) ega3.cpi)
mode.com con cp
select=866
keyb.com ru,,keybrd3.sys
Сохраняем файл и закрываем
Блокнот.
Все — диск мы сделали, теперь давайте проверим, работает ли он.
Выходим из Windows, перезагружаем компьютер. В тот момент, когда клавиатура
дважды подморгнет вам светодиодами, нажимаете и удерживаете нажатой клавишу Del
на клавиатуре.
Перед вами окажется меню BIOS. Внешний вид меню и названия
пунктов разнятся в зависимости от производителя материнской платы. Я буду
рассматривать наиболее распространенный Phoenix — Award BIOS. Выбираете раздел
Advanced BIOS Feature.
Отыскиваете в меню слева пункты First Boot Device,
Second Boot Device, Third Boot Device. Устанавливаете их значение согласно
следующей табличке:
First Boot Device = [Floppy]
Second Boot Device =
[CDROM]
Third Boot Device = [HDD-0]
Такой порядок расположения
загрузочных устройств довольно удобен. Пока вы выставляли указанные значения,
наверно, обратили внимание на такой вариант выбора, как [Disabled]. Поэтому,
если вам не нужна загрузка с какого-либо из этих устройств, вам достаточно лишь
исправить его на Disabled. Все три устройства в указанном порядке позволяют вам
загрузиться хоть с чего-нибудь.
Если у вас в дисковод вставлена дискета —
загрузка ведется с нее. Если дискеты нет — загружаемся с CD-ROM. Если нет ни
того, ни другого — загружаемся обычным порядком с жесткого диска.
Вместе
с тем, установив необходимые вам операционные системы, обязательно переставьте в
Disabled загрузку с Floppy. Если вы оставите ее активной, то получите, помимо
неприятного хрюканья при старте компьютера, еще и довольно высокую вероятность
заразиться boot-вирусом в том случае, если случайно оставите в дисководе чужую
дискету.
Если вы оставите активной загрузку с CD-ROM, ничего особо
страшного не произойдет. Просто если вы случайно оставите в приводе загрузочный
компакт-диск, то неожиданно для себя начнете загружаться с него, а не с жесткого
диска.
Итак, правильно расставив порядок загрузки устройств, выходим из
BIOS, воспользовавшись пунктом меню Save & Exit Setup. Также для выхода с
сохранением изменений достаточно нажать кнопку F10 и затем клавишу
Enter.
Оставляем дискету в дисководе и пробуем загрузиться. Если мы все
правильно сделали, то вскоре на экране появится фраза "Starting Windows 98", и
через непродолжительное время перед вами появится приглашение консоли MSDOS. В
случае, если в вашей системе нет компакт-диска, на экране появится сообщение об
этом факте. В остальных случаях загрузка должна пройти без каких-либо сообщений
об ошибках.
Все, с загрузочным диском мы разобрались. Переходим к
созданию нескольких загрузочных разделов.
Формируем несколько
загрузочных разделов
Загружаемся в Windows. Запускаем Partition
Magic. Помните, в первой части статьи я вам рассказывал об уменьшении размера
единственного диска C:? Если вы это помните, то считайте, что вы уже все знаете.
Если не помните, перечитайте статью еще раз. Нам необходимо найти на вашем
жестком диске свободное пространство, достаточное для установки новой OC. Если у
вас много свободного места на диске C:, просто уменьшите его объем. Если у вас
много свободного места на диске D:, тогда дело обстоит чуть
сложнее.
Выбираете диск D:, в левой панели щелкаете по пункту Resize/Move
Partition. Указываете размер раздела, который вы хотите создать, в поле Free
Space Before. Щелкаете по кнопке OK. Диск D: уменьшается в размере, а перед ним
образуется серая неразмеченная область.
Выделяете мышкой эту
неразмеченную область и щелкаете в левой панели по Create Partition. В
появившемся окне указываете Create As равным Primary Partition. Partition Type
ставите равным той файловой системе, которую вы намереваетесь создать. Если вы
хотите установить еще одну Windows 98 (или Windows Me), говорите, что вам нужна
Fat32. Если вы планируете установить Windows 2000 или Windows XP, указываете
файловую систему NTFS. Остальные параметры можете не изменять. Жмете кнопку OK.
Окно закрывается.
Тут есть еще один неочевидный нюанс. Обязательно
выделите вновь создаваемый первичный раздел, а в верхнем меню выберите пункт
Partition -> Advanced -> Hide Partition. Согласитесь с предложением
программы скрыть раздел. Дело в том, что Windows 98 может некорректно работать в
ситуации, когда у вас имеется несколько первичных разделов. Сам я никогда не
встречался с описанной проблемой (наверно, что-то не так делал), но, тем не
менее, большинство руководств на эту тему рекомендует не создавать одновременно
несколько видимых Primary-разделов. Давайте будем послушными мальчиками и
сделаем так, как нам советуют умные книжки.
Нажимаете кнопку Apply на
левой панели. Компьютер уходит на перезагрузку, и вы наблюдаете процесс,
описанный в предыдущей статье. По его окончании вы увидите, что в вашей системе
появился еще один скрытый Primary-раздел. Увидеть его можно с помощью того же
самого Partition Magic.
Первое знакомство с
boot-manager
Первоначально я хотел закруглить статью на этом месте.
Нам впереди предстоит обсудить отдельный большой вопрос о программах —
менеджерах загрузки. Но, подумав, я решил, что нечестно будет вас бросить
наедине со скрытым Primary-разделом, от которого вам нет никакого толку. Итак,
забежим еще немного вперед. В комплекте с Partition Magic идет обычно еще одна
программа, называющаяся Boot Magic. Как можно догадаться по названию, она
представляет собой несложный бут-менеджер.
Давайте ее установим и
посмотрим, что с ее помощью можно сделать. Щелкаем по ярлычку программы, и перед
нами возникнет экран конфигурации загрузчика. Слева расположены три кнопки: Add,
Delete, Set as Default. В центре окна программы расположен список подключенных
загрузочных разделов. Если вы только-только установили программу, то у вас,
скорее всего, в списке будет только одна запись.
Нажимаем кнопку Add.
Перед вами появится новое окно, в котором вам будет предложен список имеющихся у
вас первичных разделов. Видите внизу галочку Advanced? Щелкните по ней, и в
списке окажутся и логические тома. Их также можно сделать загрузочными в случае,
если у вас второй операционной системой является "Линукс" в расширенном
разделе.
Первый столбец списка показывает нам, включен указанный раздел в
меню загрузчика или нет. Если он там присутствует — в поле стоит слово "Yes".
Если нет — слово "No".
Выберите из списка наш вновь созданный первичный
раздел и нажмите кнопку OK. Перед вами появится новое окно, состоящее из двух
закладок. На первой закладке можно указать название раздела, установить пароль
на его загрузку и изменить иконку. На второй закладке вы можете указать, какие
из разделов должны быть видны этой операционной системе, когда она загрузится.
Для того чтобы у вас появилась возможность редактирования, отметьте галочку
Override Default Selection.
Снимите галочки с остальных разделов: это
упростит вам установку альтернативных операционных систем. После того как вы все
настроили, нажмите кнопку OK. Вы вернетесь обратно в начальный экран
программы.
В верхнем меню зайдите в пункт File -> Create Rescue
Diskette и создайте аварийную дискету на случай непредвиденных
обстоятельств.
Итак, мы настроили под себя BootMagic, и теперь нам
осталось только задействовать его для загрузки нашего нового первичного раздела.
Видите внизу пункт BootMagic Enabled? Установите галочку и нажмите кнопку
Save/Exit. Все.
Также я рекомендую вам зайти в папку C:\Program Files\
PowerQuest\ PartitionMagic 8.0. Посмотрите, имеется ли в ней папка DOS. Если
нет, повторно запустите установщик Partition Magic и доставьте Partition Magic
for MSDOS. После того как у вас эта папка появится, перепишите ее содержимое на
диск D:. Как вы, наверное, уже догадались, в этой папке содержится версия
программы под MSDOS. Она вам пригодится, например, тогда, когда вы спрячете
через BootMagic _все_ активные разделы, а какая-либо программа, например,
установщик Windows, сотрет вам бут-менеджер. В этом случае вам достаточно будет
просто загрузиться с системной дискетки и запустить из-под нее MSDOS-версию
программы (диск D: виден _всегда_). По своим возможностям версия под MSDOS ничем
не отличается от Windows-версии. Только работает она существенно медленнее —
из-за того, что в MSDOS жесткий диск работает в более медленном режиме PIO, а
под Windows — в более быстром режиме DMA (UDMA).
С ее помощью вы сможете
указать загрузочный диск, открыть спрятанные разделы и восстановить оттуда
бут-менеджер. Загрузчик BootMagic — это не Windows- и даже не MSDOS-программа.
Это ассемблерный код, работающий вовсе без операционной системы, через BIOS.
Поэтому вам достаточно загрузиться в MSDOS, найти на жестком диске папку по
имени BTMAGIC.PQ и запустить в ней файл bmcfg.exe. Вы попадете в знакомый
(псевдо-Windows) интерфейс, в котором сможете делать все то, что мы с вами
делали в Windows-версии программы. В случае вышеописанной утери загрузчика
достаточно лишь повторно указать BootMagic Enabled и выйти с сохранением
изменений. Также для этого можно воспользоваться аварийной дискетой созданной
BootMagic.
При следующей перезагрузке у вас сразу выскочит экран выбора
активного загрузочного раздела. В зависимости от того, какой из них вы выберете,
этот раздел займет место диска C:, а остальные диски (D:, E: etc.) останутся на
своих местах.
Если вы попытаетесь загрузиться с нашего вновь созданного
раздела, у вас ничего не получится. Раздел-то мы создали, а вот какой-либо
операционной системы на нем еще нет. Попробуйте загрузиться с системной дискеты
MSDOS, и вы сами в этом убедитесь. Команда dir c:\, выданная после загрузки,
должна вам показать девственно чистый диск С:.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ:
Если это не так, это означает, что у вас оказался активным ваш "исходный" раздел
с Windows. Попробуйте еще раз загрузиться с нужного раздела и, не дожидаясь
сообщения об отсутствии OC, нажать Reset. Пока считается память, вставьте в
дисковод системную дискету и загрузитесь с нее.
Для того чтобы установить
на наш чистый диск MSDOS, вы можете воспользоваться командой sys a: c:. Данная
команда установит на наш новый первичный раздел операционную систему MSDOS.
Точнее, перепишет на диск три основных файла MSDOS: msdos.sys, io.sys,
command.com (вы можете это сделать и сами вручную) и подправит при необходимости
загрузочный сектор. Этого достаточно для того, чтобы MSDOS загрузился с этого
диска.
Если вы решите поэкспериментировать и установить на диск еще одну
версию Windows 98, запускайте setup.exe с ключом /IR. Вот так: setup.exe /IR. В
этом случае установщик Windows 98 не станет восстанавливать загрузочный код в
MBR, и наш BootMagic останется в целости и неприкосновенности. За счет этой
несложной операции вы избежите необходимости пользоваться аварийной дискетой для
его восстановления. Полное описание всех ключей установщика Windows вы можете
посмотреть в прилагаемой к дистрибутиву Windows 98 документации. Хотя, дабы
поднять для вас ценность этой моей статьи, давайте-ка я вам их перечислю, благо
их не так уж и много.
/? Provides help for syntax and use of setup
command-line switches.
/C Do not load the SmartDrive disk
cache.
/D Do not use the existing version of Windows for the early phases
of Setup. Use this switch if you have problems starting Setup that might be due
to missing or damaged supporting files for
Windows.
/DOMAIN:
domain_name Set the Windows NT Logon Validation
domain used by Client for Microsoft Networks to domain _name.
/F Do not
look in the local cache for file names. Setup runs a little slower and saves a
small amount of memory.
/IA Turn off the "after providers" listed in the
[AfterProvider] section of the Setupc.inf file.
/IB Turn off the "before
providers" listed in the [BeforeProvider] section of the Setupc.inf
file.
/IC Do a clean boot. If this is set and KeepRMDrivers=1 is not in
the registry, drivers are commented out from the Config.sys/Autoexec.bat
file.
/ID Do not check for the minimum disk space required to install
Windows 98.
/IE Skip the Startup Disk screen.
/IF Do a "fast"
setup. Do not notify setupx DOS FindFirst to not look up file names in the
cache.
/IH Run ScanDisk in the foreground so that you can see the
results. Use this switch if the system stalls during the ScanDisk check or if an
error results.
/IL Load the Logitech mouse driver. Use this option if you
have a Logitech Series C mouse.
/IM Skip the check for low conventional
memory.
/IN Do not call the networking Setup software. Neither the
networking software nor the Networking Wizard screens will be used.
/IQ
Do not check for cross-linked files.
/IR Do not update the master boot
record (MBR).
/IS Do not run ScanDisk.
/NOSTART Copy a minimal
installation of the required dynamic-link libraries (DLLs) used by Windows 98
Setup, then exit to MS-DOS without installing Windows 98.
/NA# Do not
notify the user when other applications are running.
# = 1 Do not display the
warning message.
# = 2 Do not display the error message for running
MS-DOS-
based applications.
# = 3 Do not display either of the above
messages.
If you do not specify a number for #, (that is, if you just use
/NA), Setup will not display either of the messages.
/NF Do not prompt to
remove the floppy disk from drive A at the end of the Copying Windows 98 Files
to Your Computer Setup step (step three). Use this switch when installing
Windows 98 from a bootable compact disc.
/NH Do not run Hwinfo.exe when
running Setup from the Windows 95 user interface.
/NR Skips the registry
check.
/PI Keep forced configured hardware settings (hardware not using
default settings). Some BIOS require hardware to have a forced configuration to
work. By default, Setup removes the forced configuration and some hardware does
not work properly after this is done.
/PJ Load Advanced Configuration and
Power Interface (ACPI) by default.
script_filename Use settings in the
specified script to install Windows 98 automatically; for example, setup
msbatch.inf specifies that Setup should use the settings in Msbatch.inf. You
must specify the full file name. The setup script file name must be eight
characters long with a three-character extension (8.3 file name).
For
more information about script file names, see Chapter 4, "Automated
Installations."
/SRCDIR Specifies the source directory where the Windows
98 Setup files are located.
/S filename Load the specified Setup.inf file
when starting setup.
/T:tempdir Specifies the directory where Setup is to
copy its temporary files. This directory must already exist, but any existing
files in the directory will be deleted.
/U:UPI Specifies the
UPI.
/IV Do not display billboards.
/IW Do not display the License
Agreement dialog box.
/IX Do not perform a character set check.
Ну
вот, пожалуй, и хватит на сегодня.
В данном выпуске всё. Ждите новых выпусков и не забывайте писать свои письма. Удачи!
Все права защищены. При использовании материалов с данной рассылки ссылка на InformikaPlus обязательна.
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||