Сегодня VAIO является одним из мощнейших брендов на рынке персональных компьютеров и ноутбуков, но, наверное, мало кто знает, с чего все начиналось. Расшифровывается аббревиатура VAIO как "Video Audio Integrated Operation" ("встроенная поддержка работы с видео и аудио"), а это означает, что каждая модель, выпущенная под этим брендом, оснащена дополнительными мультимедийными возможностями. История же бренда VAIO началась в далеком 1996 году, когда компания
Sony выпустила десктоп VAIO PCV-90.
Помимо экзотического сиреневого цвета корпуса, система выделялась интересными техническими характеристиками: процессор Intel Pentium с частотой 200 МГц, объем оперативной памяти - 32 мегабайта, жесткий диск на 2,5 гигабайта и операционная система Windows 95. Но главной особенностью PCV-90 стал псевдотрехмерный интерфейс рабочего стола, где пользователь мог с помощью специальных экранов получать доступ к различным встроенным мультимедийным функциям.
Первый ноутбук VAIO увидел свет в 1997 году. Им стала модель PCG-707, оснащенная 12.1-дюймовым TFT-экраном и специальной док-станцией с поддержкой новейшего по тем временам порта IEEE 1394 (FireWire). Вес ноутбука по меркам 90-х был небольшим - всего 2,4 килограмма. Кроме того, в 1997 году появился и первый супертонкий ноутбук VAIO - модель PCG-505 с 10.4-дюймовым экраном и легким магниевым корпусом.
В дальнейшем это направление получило развитие, и в 1998 году под брендом VAIO был выпущен один из самых популярных субноутов Sony - модель PCG-C1 Picturebook. Модель весила всего 1,1 килограмм, но при этом была оснащена веб-камерой, процессором Pentium MMX с частотой 233 МГц и широкоформатным 8.9-дюймовым экраном. В современном понимании C1 можно было бы даже назвать нетбуком. C1 оставался популярным в различных модификациях вплоть до 2000-х годов.
В целом же история VAIO насчитывает немало удачных решений. К примеру, планшетный компьютер PCV-LX с отсоединяемым 15-дюймовым сенсорным экраном. Или ноутбуки серии Z1, которые стали одними из первых портативных компьютеров на базе платформы Intel Centrino. Или же модели из юбилейной серии FJ Graphics Splash VAIO, приуроченной к 10-летию бренда, которые отличались ярким и необычным дизайном корпуса. Просматривая историю VAIO и судьбу разных моделей, выпущенных компанией за это время, сталкиваешься с удивительным
фактом: практически все они в той или иной степени оказывались успешными, в чем-то новаторскими и значимыми для рынка.
Интервью с Еленой Байбориной, Заместителем Главы представительства в России BBK Electronics.
1. Как бы Вы описали ситуацию на рынке цифровых технологий на данный момент?
-Я бы разделила данный вопрос на две части: когда речь идет о цифровых технологиях, реализуемых в гаджетах и в портативных устройствах, и когда мы имеем дело с ситуацией на рынке стационарной техники. На мой взгляд, темпы развития рынка гаджетов гораздо более взрывные. Этот вывод я делаю на основании итогов «войны форматов» между HD DVD и Bluray в сегменте стационарных устройств. HD DVD как-то незаметно исчез со сцены, а Bluray при этом не сумел воспользоваться сложившейся ситуацией. В итоге - в
«войне форматов» победил интернет, и в ближайшем будущем именно из интернета потребитель будет черпать практически весь необходимый ему контент.
Доля Bluray техники и Bluray дисков в структуре продаж очень мала. Можно, конечно, говорить о том, что этот формат опередил время и пока техника, поддерживающая технологии высокой четкости (High Definition), недостаточно востребована потребителем. HD-контент и техника для его воспроизведения пока дороги, и люди все еще активно пользуются традиционными DVD-проигрывателями и ЖК-телевизорами стандартного разрешения. Во многом развитие HD-направления сдерживается отсутствием дешевого массового телевизионного вещания
в стандарте высокого четкости. Поэтому я бы сказала, что цифровые технологии в сегменте стационарной техники развиваются небыстрыми темпами и, по-видимому, должно пройти время, чтобы HD-технологии нашли своего потребителя.
На рынке гаджетов, напротив, происходят резкие технологические прорывы. Появляются принципиально новые устройства, которые меняют расклад сил на рынке. Типичным примером тому может быть iPhone, который установил новый стандарт мобильного мультифункционального устройства. iPhone способен делать все то, что до его появления могли делать несколько устройств в отдельном корпусе. Соответственно, можно констатировать, что направление флэш-плееров становится неактуальным, и большинство вендоров уходят из этой категории.
Мобильные телефоны берут на себя функции КПК и, как следствие, должны обладать большим экраном. Компании, занимающиеся мобильной техникой и ноутбуками, один за другим запускают производство своих «а-ля» iPhone с сенсорным экраном 2-3 дюйма и мощными процессорами, которые способны реализовывать мультимедийный функционал. Таким образом, в сегменте гаджетов можно говорить о реальном прорыве и взрывных темпах развития технологий, которые оказывают влияние на образ жизни и привычки людей.
Еще одна тенденция: границы между рынками ИТ и потребительской электроники постепенно стираются, появляется множество устройств на их "стыке". В частности, нетбуки - легкие, компактные, недорогие, несложные в эксплуатации портативные компьютеры с максимально упрощенным функционалом. Они вступают в конкуренцию не только со стационарными компьютерами и ноутбуками, но и с портативными DVD-плеерами, и с флэш-плеерами с поддержкой видео, и с прочими устройствами - вплоть до того же iPhone. Тенденция миниатюризации
и упрощения эргономики приводит к тому, что появляется новый класс устройств, которых раньше не было и которые могут изменить потребительские пристрастия и потребительское поведение. И, как следствие, через год-два появятся устройства, которые нас будет удивлять так же, как сегодня нас удивляет iPhone.
2. Каковы позиции BBK относительно конкурентов в мире и в России в частности?
- Пожалуй, не буду говорить о положении компании BBK в мире. Мы - российское представительство и отвечаем за российский рынок. Что касается России, то здесь позиции компании достаточно устойчивы. Мы твердо стоим на ногах в основных для нас категориях. Это DVD-техника и ЖК-телевизоры, в том числе и со встроенными DVD-проигрывателями. И в категорию «комбайнов» (телевизоров со встроенными DVD) мы привнесли все то лучшее, что было сделано нами за годы работы по направлению DVD.
Но, к сожалению, никто не может остаться в стороне от кризиса. Мы здесь не исключение. Но по-другому не может быть, поскольку сокращаются потребление и емкость рынка, и чем более дорогостоящее изделие, тем сильнее эти показатели падают. Провал спроса имеет место и дело не только в сезонности. Первый квартал текущего года это явно показал. Что будет дальше - зависит от макроситуации. Но мы уверены, что компания BBK не потеряет свои позиции и будет постепенно наращивать свой потенциал.
3. Насколько интересно сейчас компании присутствовать на российском рынке, и какие ожидания есть в этом отношении?
-В категории DVD компания BBK по-прежнему занимает лидирующую долю российского рынка. После Китая Россия - первый по приоритету зарубежный рынок для корпорации. Несмотря на кризис, наша задача - сохранить за собой лидирующую позицию по направлению DVD-техники и по результатам года войти в пятерку лидеров в категории ЖК-телевизоров - по итогам прошлого года мы заняли в этой категории шестое место.
Но при этом не можем оставаться в стороне от кризиса, и, безусловно, оптимизируем свои усилия. Например, мы постепенно уходим из вторичных для себя категорий: прекратили участвовать в темах флэш-плееров, фотокамер, компьютерных мониторов. Мы исключаем из своего ассортимента неоптимальные, по нашему мнению, товарные группы, участие в которых не способствует улучшению итоговых результатов нашей деятельности.
4. Маркетинговая политика BBK в России: на что делается ставка? Изменилась ли она ввиду сложившейся экономической ситуации?
-Наша маркетинговая политика осталась неизменной. Мы всегда делали ставку на то, чтобы предоставить потребителю качественно локализованный продукт, надежный, актуальный для российского рынка и ничем не уступающий по этим параметрам продукции А-брендов. Но при этом - по более низкой цене. Как ранее, так и сейчас, у нас нет задачи экономить любой ценой, предоставляя низкокачественный дешевый продукт. Это не наш путь. Соответственно, мы стремимся сохранить все то, на чем зиждется успех компании BBK, все то, что
мы наработали за прежние годы. Российское представительство отвечает за ассортиментную политику компании, за локализацию продукта для российского рынка, за продвижение продукции, совместно с сервисным центром BBK участвует в организации и поддержке сервисной сети. Все это мы делаем и будем продолжать делать, несмотря на сложную экономическую ситуацию, потому что в противном случае легко можно разрушить репутацию и все то, что так долго создавалось ценой наших усилий. Мы не собираемся менять позиционирование
своей продукции и готовы по-прежнему следовать своим обязательствам.
Единственное, на чем мы будем экономить, так это на рекламных расходах. Что, в общем-то, в сложившейся ситуации закономерно: рекламные траты - то, от чего следует отказываться в первую очередь. Не потому, что реклама неэффективна, а потому что цена сейчас является первоочередным фактором для потребителя и все производители стараются его "удивить" ценой на свою продукцию. Поэтому многие закрывают глаза на то, что часть продукции продается с отрицательной рентабельностью. Но мы надеемся, что положение
дел на рынке начнет улучшаться уже с осени этого года.
5. Каковы ваши прогнозы относительно стабилизации и дальнейшего развития рынка, когда можно ждать изменения ситуации?
-Мы исходим из того, что рынок потребительской электроники достигнет своего максимального провала к концу текущего квартала. К лету настанет относительная стабилизация, и потребление постепенно начнет восстанавливаться. Окончательная стабилизация и рост в категории потребительской электроники придется на третий-четвертый кварталы.
Третий-четвертый кварталы ежегодно являются периодом роста спроса, который обычно снижается во втором квартале. Поэтому в этом году второй квартал станет самым плохим для всех участников рынка потребительской электроники, поскольку на максимальный провал на рынке, вызванный кризисом, наложится и самый плохой, с точки зрения сезонности, период в году. Но второй квартал пройдет, и мы надеемся, что на рынке электроники начнется улучшение.
6. Какие решения Вы видите для того, чтобы пережить "тяжелые времена" с минимальными потерями и, возможно, оказаться в "плюсе"?
-По итогам этого года вряд ли кто-то сумет оказаться "в плюсе". Речь идет скорее о том, чтобы "минимизировать минус". Мы хотим сохранить свои рыночные позиции и не потерять то, что за эти годы было нами накоплено. Но сложность ситуации заключается в том, что никто не может сказать, каким образом будет развиваться ситуация через месяц-два. В нашей стране, к сожалению, все зависит от цены на нефть. От нее зависит наполнение бюджета, а его перераспределение напрямую
скажется на потребительских возможностях населения. Никто не знает, будут ли у людей к осени деньги. В этой ситуации мы можем только продолжать прежнюю линию позиционирования и продвижения своей продукции, сохраняя те системные моменты, которые создавались все эти годы, и следя за тем, чтобы не выпадать из обоймы компаний, борющихся за лидирующую долю рынка. Окажемся ли мы при этом "в плюсе" - это уже вещь вторичная. Хотя я более, чем уверена, что немногие из компаний смогут оказаться по итогам своей
деятельности в этом году "в плюсе".
7. Какие новинки от BBK мы увидим в ближайшее время, в чем их преимущество?
-В текущем году мы сделали ставку на категорию сетевых медиаплееров высокого разрешения. Как я уже говорила выше, контент "уходит" в Интернет, и потребителю необходимо недорогое и простое в эксплуатации устройство, которое позволяло бы подключаться к Сети и воспроизводить практически любые форматы этого контента на экране телевизора. Современная DVD-техника не может воспроизвести все многообразие существующих форматов, особенно высокого разрешения, а поскольку доступный контент высокого разрешения
выложен в интернет, то альтернативы компьютеру для его воспроизведения не существовало. Но мощный мультимедийный компьютер (или ноутбук) дорог, сложен и эргономически не удобен для подключения к телевизору. Поэтому нашей задачей было создание такого устройства, которое решило бы задачу совмещения интернета и телевизионного пространств и устранило бы неудобства, связанные с посредничеством компьютера. Первая модель сетевого HD медиаплеера PopcornTV NP101S уже появилась на рынке, и в ближайшее время мы собираемся
активно развивать именно это направление - направление медиацентров, работающих в формате высокой четкости (High Definition).
В последнее время на рынке появляется все больше моделей телевизоров и мониторов, оснащенных светодиодной или, как еще говорят, LED-подсветкой. Эксперты и аналитики уже давно говорят о том, что именно за этой технологией (и за технологиями, которые являются ее развитием) будущее. В конечном счете, потребители получают еще более дешевые, еще более тонкие мониторы и телевизоры с еще более высоким качеством изображения. Но опять же, это только в будущем. А какова ситуация сейчас?
Моделей с LED-подсветкой на рынке уже достаточно: практически все крупные компании предлагают подобные продукты. К примеру, в прошлом месяце Samsung представила новую линейку LED-телевизоров. Технология позволяет делать корпус телевизора ультратонким, что добавляет возможностей по крепежу (если речь идет о крепеже на стену) и размещению в комнате. Более того, толщина телевизоров в этой новой серии 6000 составляет лишь 3 сантиметра. Еще один момент - использование светодиодной подсветки существенно снижает энергопотребление.
Как утверждают представители Samsung, в случае серии 6000 - на 40% по сравнению с обычными ЖК-телевизорами. Также, светодиоды не содержат ртути, что делает их более безопасными.
Что касается цен, то они колеблются от 59 990 рублей за 32-дюймовый телевизор до 104 990 рублей за 46-дюймовый. Так что пока LED-телевизоры являются, как минимум, не самым дешевым удовольствием.
Однако, есть и еще один положительный момент - более высокое качество изображения. Дело в том, что среди основных преимуществ LED-подсветки следует выделить улучшенную контрастность. Более того, большинство моделей могут автоматически настраивать подсветку для определенных частей изображения, а это позволяет добиться более глубокого черного и яркого белого.
Если же говорить о месте на рынке, то LED-подсветка продолжает отвоевывать долю. Правда, сейчас динамика несколько ухудшилась, что напрямую связано с экономическим кризисом. С другой стороны, LED-телевизор или монитор поможет своему владельцу сэкономить на электроэнергии, что также важно во время кризиса.
В заключении надо отметить еще одну родственную технологию - OLED (Organic Light-Emitting Diode), которая также начинает сегодня получать распространение, но в рамках крупноформатного сегмента пока больше по части прототипирования. Технология OLED по своим параметрам превосходит LED: модели на ее базе вообще не имеют подсветки, являются еще более тонкими и яркими, в теории их проще и дешевле производить. Чаще всего OLED используется сегодня в сотовых телефонах. А для сегмента крупных панелей ее коммерциализация
пока проходит не так, как хотелось бы многим. К примеру, на CES этого года Sony показала свой первый OLED-телевизор, который был оснащен 11-дюймовым экраном и стоил при этом 2500 долларов. Но многие эксперты именно с LED и OLED связывают будущее этого рынка.
Компания Kyocera представила концепт необычного телефона под названием EOS.
Телефон оборудован гибким OLED-дисплеем, обратная сторона которого покрыта полимером. Когда часть дисплея согнута, на задней стороне устройства проступают кнопки, таким образом пользователь получает аппарат с меньшим дисплеем и QWERTY-клавиатурой. Когда устройство находится в полностью разогнутом состоянии, пользователю становится доступен широкий дисплей, на котором можно просматривать видео.
Дизайнер Kyocera Сьюзан МакКини (Susan McKinney) считает, что подобная концепция предлагает удобный и комфортный в применении форм-фактор, а также интуитивно-понятный интерфейс.
Еще одной особенностью телефона является его способ зарядки. С помощью микроскопических пьезоэлектрических элементов кинетическая энергия, вырабатываемая при взаимодействии пользователя с аппаратом, преобразуется в электрическую. Соответственно, при каждом использовании телефон будет автоматически подзаряжаться и, конечно, аккумулятор устройству не потребуется.
Мобильное интернет-устройство Viliv S5 прошло долгий путь от прошлогодних слухов до недавних заявлений производителя. Сегодня стало известно, что девайс стартует в продаже 8 мая по цене 600 долларов - на 50 долларов меньше, чем сообщалось ранее. Однако оформить предварительный заказ можно будет только 27 мая, пишет Engadget.
Новинка работает на базе процессора Intel Atom Z520, оснащена 4.8-дюймовым сенсорным дисплеем с разрешением 800 x 480 пикселей, 1 Гб оперативной памяти и 1.8-дюймовым жестким диском объемом 60 Гб.
Первые модели появятся на прилавках американских магазинов. Информация о доступности в других странах пока не сообщается.
Британская компания Stone Group представила свой первый нетбук.
Новинка, получившая название Stone Neo 101, оснащена 10.1-дюймовым дисплеем с разрешением 1024 х 60. Стоит отметить, что нетбук имеет клавиатуру почти такого же пазмера, как и на обычных ноутбуках.
Устройство работает на процессоре Intel Atom, имеет предустановленную ОС Windows HP Home, винчестер объемом 160 Гб и 1 Гб оперативной памяти. Также имеется 1,3-мегапиксельная камера, 2 USB порта, слот для расширения PCI-Express Card 34, встроенный модуль Wi-Fi и 3G, доступный опционально. Весит нетбук 1,3 кг.
Продажи Neo 101 стартуют в мае с трехлетней гарантией, стоимость составит 316 фунтов стерлингов.
Корпорация Intel намерена прекратить производство процессоров Core 2 Extreme X9000 до конца текущего квартала. Как сообщается, это связано с низким уровнем продаж двухъядерных чипов.
В то же время, данное решение, по мнению Intel, подтолкнет потребителей к переходу на высокопроизводительные четырехъядерные решения. Это особенно актуально в связи с приближающимся выходом новой платформы Calpella и четырехъядерных процессоров Nehalem Clarkdale, созданных на основе 32 нм технологического процесса.
Четырехъядерная модель Core 2 Extreme QX9300 останется на рынке до начала третьего квартала, затем ей на смену придет процессор Clarksfield.
По прогнозам, в будущих высокопроизводительных ноутбуках будут использоваться только четырехъядерные процессоры, а большинство мобильных компьютеров будет работать на двухъядерных чипах. Это объясняется тем, что уровень тепловыделения четырехъядерников составляет в среднем 45 ватт, что слишком много для небольших и тонких ноутбуков.
Компания Apacer представила новую высокоскоростную 16-гигабайтную карту памяти microSDHC, относящуюся к 4 скоростному классу.
Карта памяти microSDHC является самой маленькой в мире и предназначена для хранения цифровых данных в 3G-телефонах, включая фотографии с высоким разрешением, объемные видео- и аудиофайлы, MMS-сообщения, сообщения электронной почты и Java-игры.
Несмотря на то, что размеры карт памяти microSD и microSDHC идентичны, карты microSDHC совместимы только с устройствами, поддерживающими данный формат. При наличии логотипа microSD на продукте,- формат microSDНС не поддерживается. Таким образом, следует убедиться, что устройство, в котором будет использоваться карта microSDHC, отмечено логотипом microSDHC.
Компания Sony намерена представить новое поколение телевизоров, в основу решения которых положена панель на органических светодиодах (OLED). Новая модель станет достойным продолжением 11-дюймового телевизора XEL-1, представленного в конце 2007 года, сообщает Engadget.
По неофициальной информации, новинка толщиной не более 1 см будет поддерживать разрешение 1366 x 758 пикселей, коэффициент контрастности составит 1000000:1.
Презентация пройдет в рамках берлинской выставки IFA, намеченная на начало сентября. Источник добавляет, что другие производители в лице Philips и Samsung также продемонстрируют свои "шедевры".
Компания Kenwood, известная своими высококачественными аудиорешениями, представила новые колонки SP0001.
Главной особенностью модели является дизайн. Колонки заключены в прозрачный стеклянный корпус с синей подсветкой, что придает им футуристический оттенок.
К сожалению, кроме интересного дизайна новинка ничем не примечательна. Мощность звука колонок составляет всего 10 ватт на два канала. Это ничтожно мало, особенно с учетом стоимости модели, составляющей 1 000 долларов.
Компания Lian Li, известная выпуском компьютерных корпусов, представила охлаждающую подставку для ноутбуков с диагоналями от 12 до 17 дюймов.
Новинка, получившая название NC-09, сделана из анодированного алюминия и имеет трехуровневую систему регулировки по высоте. Стильная охлаждающая подставка выполнена в черном цвете со светодиодной синей подсветкой, размеры составляют 400 х 337 х34 мм.
Модель оснащена двумя USB-портами и разъемом mini-USB, электропитание осуществляется через USB-интерфейс. За охлаждение отвечает 220-миллиметровый вентилятор, который потребляет всего 300 миллиампер.
NC-09 появится в продаже в мае по цене 70 долларов.