Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Конкурсы и Проекты, новости Портала genmir.ru


Что такое культура с критериальных позиций

Сегодня под культурой цивилизации уже можно понимать не просто степень её саморазвития, но и модальность самой степени – положительна или отрицательна она применительно к главному критерию жизни людей, к высшей нравственной оценке.

Культура как степень саморазвития

Мирошниченко Г.

Культура – ключевое понятие цивилизации и человека. Понятий культуры введено множество, как можно это увидеть хотя бы в Интернете. Культура – то, чем характеризуется степень развития цивилизации и человека в целом. Тут наша точка зрения совпадает с точкой зрения Николая Рериха (статья «Синтез»). Культура обязана отражать главные качества личности человека Будущего - его целостность и нравственность.

Культура – степень развития, изощрённости цивилизации, которая включает в себя и позитивные, и негативные качества саморазвития. Качества объединительные и созидательные, притягивающие и качества разъединительные, агрессивные, защитные, разрушительные. Природный метаболизм как степень развития обменных процессов находит своё отражение и в культуре людей.

Объединения людей, обществ и цивилизаций происходят на основе критерия, вынужденно устремляющего их к вершине объединения, характеризующейся максимизацией духовных, этических, нравственных качеств и параметров. При этом автоматически возрастает значимость различных сфер культуры для процветания людей и обществ. Развитие правового аспекта в поведении людей всегда будет служить лучшим инструментом для иллюстрации освобождения, раскрепощения человека из-под ига обстоятельств и других существ, из-под ига самой Природы, когда человек мало представляет себе действие её законов.

Максимизация прав человека в сфере его жизнедеятельности наталкивает нас на мысль, что разум человека, его сознание устремлены в сферы Божественного духа, в сторону обожествления самого человека.

Конечно, можно задать себе парадоксальный вопрос: «А есть ли граница саморазвития для человека?». Не может ли он превратиться в Человека-Бога, кому всё позволено? К сожалению, история даёт нам примеры такого экстремального саморазвития. Ф. Ницше теоретически, а фашизм практически продемонстрировали нам этот вариант неограниченного развития человека.

И тут мы непроизвольно выходим на такое сознание человека, которое побуждает его саморазвиваться в сторону самого примитивного эгоизма, то есть выходим на критерий эгоизма, которому иногда человек слепо и полностью подчиняется.  Подчиняется вопреки даже пониманию необходимости защищать себя со стороны значительно более мощной общественной структурой. Противостояние человека и общества – это противоборство двух критериев: личностного эгоистического и общественного, не всегда тоже нравственного. 26.08.11.


В избранное