Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Конкурсы и Проекты, новости Портала genmir.ru


Общественные сети как форма демократизации

Мирошниченко Г.

Общественные сети. Некоторые итоги

Некоторые особенности общественных сетей

Какая общественная сеть сегодня в России

Основные требования к обществу со стороны главного критерия общественных сетей

Дуализм современной власти

Общественные сети. Некоторые итоги

Некоторые вопросы, которые мы обсуждаем сейчас в аспекте демократического переустройства общества, лет через 15 – 20 отпадут сами собой. В этой связи, прежде всего, хотелось бы подчеркнуть наличие в Природе уже проявившейся формы будущего человеческого общества как общественной сети[1] демократического устройства. Самым большим доказательством этому служит, с точки зрения автора, обострившееся противоречие в развитии сегодняшних форм сетей и в сохранении старых форм жизни людей. Обострился антагонизм ценностей и жизненных смыслов детей и родителей, школьников и учителей на фоне роста возможностей объединения в общественные сети в связи с бурным развитием Интернета.

В последнее время явление общественных сетей привлекает всё большее внимание политиков и общественных деятелей, улавливающих демократические тенденции развития общества в глобальном и локальном масштабе. Уже понятно, что общественные сети сменят форму государственного устройства на земле, превратив сегодняшние страны в лучшем случае в административные единицы единого жизненного пространства. Развитие технических возможностей Интернета уже сейчас даёт возможность осуществлять прямое голосование каждого избирателя на выборах любого уровня. Многоступенчатые выборы скоро уйдут в прошлое. Под большим вопросом иерархия партийных структур и значение партий и партийных лидеров. К сожалению, общественные лидеры современности не знают никаких других критериев руководства массами, кроме авторитарных.

Особенности общественных сетей как объединений равноправных людей в группы одинаковых интересов пока изучены недостаточно. Критериальный анализ самоорганизации таких групп естественным образом выводит нас на обобщения государственного и глобального характера, если общим интересом становится политико-административное устройство общества.

Понятие интереса для человека многогранно, но, прежде всего, оно касается выделения приоритетного направления процесса мышления и действия. Последнее во многом определяется принятым для самоуправления человека критерием и диктуется им, как правило, в очень широком диапазоне потоков сознания и действий в поле доступных человеку ресурсов.

Некоторые особенности общественных сетей

Исследуя такое общественное явление, как общественные сети, необходимо помнить о следующем:

1. Элементы структуры общественных сетей – люди, каждый человек – обладают собственным сознанием, собственным личностным критерием, без удовлетворения которого не существует полноценного человека, а, значит, и необходимого по качеству элемента общественных сетей. Насколько совпадает личностный критерий человека с общественным – вот вопрос, имеющий разный ответ в зависимости от времени и степени развития общественных сетей, общества и человека.

2. Необходимо сформулировать главный критерий общественной сети как главную общественную оценку и, одновременно, как параметр максимизации ценностей общества. Необходимо помнить, что люди чаще всего борются между собой за преобладание своей собственной оценки над оценками других людей и общества. Более того, оценка победителя, как правило, затеняет глобальную оценку Природы.

3. История человечества показывает, что в борьбе цивилизаций побеждает та цивилизация, которая для своего руководства сознательно приняла глобальный критерий Природы самого высокого уровня. Такой критерий пока что давался людям через религиозные, духовные знания. Примером может служить татаро-монгольское иго, результатом которого стало его свержение. Причиной последнего можно назвать отсутствие у татаро-монгольской орды ориентации на высшие духовные ценности, тогда как у русского народа таковое присутствовало в его религиозном православном служении Богу. Более того, известно, что татарские лидеры принимали православие.

4. Люди всегда выбирают для себя главную идею жизни, начиная вокруг неё строить свою жизнь. Так из идеи рождаются критерии жизни как главные жизненные оценки[2].

5. Люди делают свои открытия в общении, двигаясь в сторону высшей духовности и в сторону низшей духовности. Последнее приводит к разрушающим, метаболическим процессам, нивелирующим, рассеивающим на исходные элементы плоды негативных построений. Высшая духовность поддерживается Природой для созидания более сложных и более справедливых (равноправных для людей) общественные систем.

6. Общественные сети как распределённые системы играют роль резонаторов мыслей отдельных людей, осуществляющих зеркальные друг с другом действия. Диалоговый способ общения позволяет реализовать удивительную особенность сознания человека – усиление приоритетов и смыслов различных идей, чувств, интересов, если они находят свой образ зеркального отображения. Этот факт усиления приоритетов часто неузнаваемо меняет личность человека, если он касается главного критерия жизни. Человек начинает пренебрегать тем, что ещё вчера было дорого, и дорожить тем, что ещё вчера было неважно.

7. Почти неизвестен вывод автора о том, что позитивное созидающее мало проявлено в сознании человека, в отличие от негативного, разрушающего. Последнее в системах самоорганизации играет роль корректирующего сигнала для функции управления. В то время как позитивный сигнал не имеет корректирующего свойства. В этом и состоит типичный случай управления по негативу в эволюционных процессах[3].

8. Потребности минимизируются, а способности максимизируются – вот главный постулат со стороны критериев эволюционного процесса в отношении людей. Если наоборот, то потребности становятся наркотиком, а способности исчезают и человек деградирует.

Какая общественная сеть сегодня в России

Среди учёных и многих политических деятелей России преобладают пессимистические взгляды на будущее всего человечества и, в первую очередь, на будущее России. Первичным, главным и определяющим состоянием человечества считается состояние войны, с помощью которого отдельные государства добиваются передела жизненного пространства. Мы наблюдаем случай, когда за неотвратимые законы Природы принимаются агрессивные устремления небольшой части сверхактивных лидеров разрушительного плана. В таких условиях становится актуальным показ внутренних, скрытых в Природе движущих сил, оказывающих определяющее влияние на общество в целом. В этом смысле необходимо показывать результаты природных жизненных процессов позитивного плана, например, процессов роста экономических сетей, всё больше срастающихся с правящей, элитарной верхушкой развитых государств. В этом случае мы наблюдаем как раз обратное – такая глобальная сеть демпфирует развитие глобальных экономических и политических катастроф в самом начале, не дожидаясь развития и перехода их в острое кризисное состояние.

Пронизана ли Россия общественными сетями? Ответ на этот вопрос: «Слабо, да и то, в основном, экономическими, административными и религиозными». Говорить о каком-то бурном развитии общественных сетей нельзя. Хотелось бы, но нет оснований.

Но никто не будет отрицать, что в Росси на данном этапе развития общественных отношений существует своя, пусть слабая, общественная сеть людей, имеющих определённую гражданскую позицию. Однако, общепризнанным фактом является слабость гражданского общества, то есть того противовеса официальной существующей власти, который и придёт ей на смену, а сейчас лишь демонстрирует свою будущую силу.

Гражданское общество, как стало понятным, стремится иметь структуру общественной сети, элементами которой являются как отдельные личности, так и отдельные общественные организации. О каком общественном критерии в таком случае идёт речь? О критерии, который постепенно переводит форму власти в обществе с тоталитарной, авторитарной, самодержавной и прочей вертикали к форме распределённой власти через прямые выборы практически всех руководителей любого ранга. Так будет осуществляться контроль над деятельностью руководителя любого ранга.

Основные требования к обществу со стороны главного критерия общественных сетей

Поэтому нужно понять, в какую сторону нам двигаться, нужно сформулировать основные требования к обществу со стороны главного критерия общественных сетей.

1. Наличие в обществе в превеликом множестве сильных в духовном отношении личностей, готовых стать лидерами, понимающих подчинение глобальному критерию как основное условие создания общественных сетей демократического характера.

2. Высокая активность значительной части населения, доверяющего своим лидерам руководство собой и готового идти за ними.

3. Наличие материальных (Интернет), теоретических (критериальные знания) и моральных (принуждение себя следовать нравственному критерию) ресурсов. Раньше к материальным ресурсам относили силовые, военные части, которые подчинялись новым лидерам и которые поддерживали существующую систему властвования. Теперь необходимо смотреть шире – к материальным ресурсам необходимо отнести и значительную часть информационно-смыслового поля, а силовые ведомства перевести в форму поддержания общественного порядка.

4. Расширение ресурсного поля критерия сетей, создание новых частей этого поля ресурсов. Что к этому относится? В первую очередь, активность населения, которое перестаёт быть просто населением. Оно образует из себя множество общественных групп (партий, клубов, правозащитных и других общественных организаций), способных внести свой голос в статистику подсчёта голосов при выборах того или иного руководителя.

5. Возрастает значение лидеров нового типа, признающих, прежде всего, за каждым человеком его право прямого волеизъявления. Сегодня большинство лидеров демократии и государств оценивает активность населения как очень низкую. Люди настолько пассивны, что президенту страны требуется совершать то, что ему несвойственно: подталкивать людей к созданию общественных структур, как это было с создание Общественной палаты В.В. Путиным. Возникает парадоксальная ситуация – высшие властные структуры готовы поделиться своим потенциалом власти с общественными сетями добровольно. Однако, общественные сети не находятся на таком уровне развития, чтобы самим создавать подобные анклавы общественной власти. Многие демократические изменения парадоксальным образом рождаются только сверху – вот одна из оценок степени  развития общества.

Дуализм современной власти

Чтобы соответствовать современной модели развития, нашим лидерам необходимо более чётко представлять те изменения в их лидерстве, которые неизбежно придут на смену старым методам авторитарного типа. Нам нужно откровенно признать, что тяжёлое положение страны и общества рождено не логикой природного развития, а обманом, падением нравственности с одновременным провозглашением высокой степени свободы поступков, доведённой до разнузданности, разврата, подлости. Провозглашённые либеральные ценности перестали быть либеральными, они превратились в ценности праворадикального толка, имеющие тенденции скатывания к фашистской идеологии.

Президент России Д.А. Медведев сильно ошибается, надеясь на всплеск модернизации нашей страны и нашей жизни, так как период бурной модернизации народом России пройден во времена СССР. Психологический надрыв, слом, произошедший после 1991 года, не должен оставлять иллюзий – мы, наш народ, можем лишь по-иному воспринять лозунг модернизации. Народ, точнее, население страны, не верит обещаниям лидеров, он видит всюду с их стороны обман и презрение в свой адрес. А нужны честность по отношению к закону, по-иному, необходимо отсутствие информационного шума во власти – нужно наказывать виновных и показывать примеры честности со стороны властных структур всех уровней. Современные лидеры, к сожалению, не понимают, что всё, что так или иначе связано с бурным частным накоплением на основе обмана, – совершенно нежизненно, оно противоречит общественным тенденциям и законам Природы.

Сегодня так обострились отношения, так они выпукло проявились, что лишь слепой, глухой и тупой одновременно не видит этого или не желает замечать. И если до недавнего времени лишь инстинкт самосохранения толкал наших лидеров делать что-либо осмысленное и общественно полезное, то теперь они будут вынуждены всё больше подчиняться силе природного творчества при создании общественных сетей.

И если раньше наши лидеры могли откровенно вести дела в сторону укрупнения своего личного бизнеса до гигантских размеров, то теперь им приходится перестаиваться и лицемерно делать вид, что они живут и благотворительностью для всех. Процессы глобализации разрушают границы частных владений независимо от желаний их владельцев. Всем стало понятно, что большинство населения никогда не поймёт их и будет испытывать по отношению к ним враждебность. Вызывает удивление, что так называемый романтизм лидеров либерального типа не открывает им глаза на то, что главный закон Природы в отношении людей – в наполнении добром и честностью всё жизненное пространство. Без понимания этого и без знания нравственного критерия общественных сетей становится невозможным удержаться человеку в человеческом обществе.

Старый принцип временщиков, который взят многими нашими лидерами для руководства массами, не является жизненным. Это понимают уже все, обмануть никого не удаётся. И, тем не менее, по инерции всё равно идут той же самой прежней дорогой.

 


[1] Мирошниченко Г. Общественные сети: http://pn.genmir.ru.

[2] Там же, раздел «Как  возникает критерий».

[3] Мир Г. Человек Будущего. Трактат о Любви и Этике. Новые открытия о Человеке. – Тула: ИАМ, 2002. – 400 с. (с. 133).

 


В избранное