Рунет в цифрах. Рассылка проекта Глобальная Статистика.
Выпуск №53. 26 июля 2001 г.
Аудитория площадок b2b
Суммарная посещаемость российских b2b-сайтов не превышает 3 тысяч посетителей в будний день и 12 тысяч посетителей в неделю, однако очевидно, что посещаемость сайта ни в коей мере не может быть свидетельством успешности или неуспешности ресурса b2b. Во много раз важнее другие показатели – количество участников, количество заявок, объем заключенных сделок и так далее. Также в понимании успешности проектов b2b могут помочь различные характеристики качества привлекаемой аудитории – доля постоянной аудитории, активность посетителей, их заинтересованность в ресурсе, доля случайных посетителей, географический состав аудитории.
На площадках b2b не очень велика доля постоянной аудитории. Регулярно – 3 раза в неделю и чаще – на торговые площадки заходит менее четверти посетителей. Средняя же частота посещений ресурсов сектора ненамного превышает средние показатели по Рунету – в среднем каждый посетитель сайта b2b совершает на нем 1,3 сессии в день, 1,7 сессии в неделю и 2,1 сессии в месяц. Впрочем, можно говорить о том, что для успешной торговли в онлайне вовсе не обязательно часто посещать соответствующие торговые площадки – можно разместить свои заявки, и терпеливо ждать откликов в своем почтовом ящике.
Однако о незначительности постоянной активной аудитории говорит о соотношение старых и новых посетителей. В среднем более 60% суточной аудитории площадок b2b составляют новые посетители, впервые пришедшие на данный сайт. Для сравнения – на сайтах финансовой информации доля «новичков» составляет лишь 37%.
Больше всего новых посетителей приходит с поисковых машин, в то время как рейтинги и каталоги дают крайне мало переходов. Преимущественно переходы с поисковых машин осуществляются по поисковым запросам, посвященным конкретным товарам (например, «зерно», «нефтепродукты» и т.д.). Преобладание посетителей, находящих площадки b2b через универсальные поисковые системы, и характер поисковых запросов говорят о том, что основной приток аудитории дают люди, профессионально связанные с данным сектором реальной экономики, но мало знающие о технологиях b2b. Можно предположить, что посетители с большим объемом знаний об электронной коммерции находили бы площадки b2b не через поисковые системы общего характера, а через профильные сайты, посвященные самому сектору b2b или отдельным отраслям реальной экономики.
Источники внешних переходов на площадки
доля среди внешних определенных переходов
Поисковые машины
51%
Yandex
33%
Rambler
13%
Aport
4%
Каталоги
5%
Рейтинги
4%
Другие внешние ссылки
40%
Статистика SpyLOG дает косвенные свидетельства и того, что в аудитории площадок b2b преобладают сотрудники не самых богатых компаний. По крайней мере, многие из них используют морально устаревшую компьютерную технику. Так, у 59% посетителей на мониторе установлено разрешение 800x600, и только у 34% посетителей установлено разрешения 1024x768 и более. Для сравнения – в целом по Рунету на разрешение 800х600 приходится 51%, а на разрешения 1024х768 и более – 44%. Распределение по используемым операционным системам примерно соответствует средним цифрам по Рунету – 19,5% пользователей использует Windows NT и Windows 2000, но в то же время более 8% до сих пор использует Windows 95.
Однако было бы преувеличением утверждать, что площадки b2b привлекают «неправильную», нецелевую аудиторию. Отсутствие случайных посетителей показывают и статистика распределения посещаемости по часам и дням недели, и статистика географического состава аудитории.
Площадки b2b посещаются почти исключительно в будние дни. Уже в пятницу, в канун уик-энда, посещаемость сокращается примерно на 15% по сравнению с другими рабочими днями. В выходные же посещаемость в 4-5 раз ниже, чем в будни. Аналогичная картина резких перепадов наблюдается и в течение суток – посещаемость в рабочие часы по Москве (с 9 утра до 6 вечера) в 6 раз выше, чем вечером и ночью (с 9 вечера до 7 утра), а разрыв между минимумом (3-5 часов ночи) и максимум (11-13 часов) составляет 11 раз. На 9 часов рабочего дня приходится 70% всех посещений площадок b2b. Эти цифры наглядно свидетельствуют о преобладании “офисной” аудитории.
Распределение посещаемости по дням недели и времени суток
Что же касается географического состава, то обращает на себя внимание полное преобладание посетителей из России и бывших республик СССР – на долю дальнего зарубежья приходится всего 6% пользователей. 82% посетителей площадок b2b проживает в России, и более половины из них (43% всех посетителей) – в Москве. В то же время доля Петербурга (5%) несколько ниже средней по Рунету – деловая активность во второй столице относительно низка. 12% аудитории дают страны СНГ и Прибалтики, в т.ч. 7% - Украина.
В целом можно говорить о том, что в целом качество аудитории площадок b2b существенно выше, чем в таких секторах, как туризм и онлайновая торговля потребительскими товарами, т.е. в секторах, где существует негласный примат посещаемости и многие проекты любыми способами нагоняют себе посетителей. Однако с другой стороны, площадки b2b по качеству аудитории заметно уступают многим другим деловым ресурсам, например финансово-информационным сайтам.
Жаворонки и совы Рунета. Почасовая динамика посещаемости различных секторов Рунета. Время наименьшего и наибольшего трафика. «Ранние» и «поздние» сектора.
Новые ресурсы. Динамика роста количества ресурсов в отдельных секторах. Примеры быстрорастущих секторов – сайты знакомств и автомобильные сайты. Стагнация в секторе развлекательных ресурсов.