Все американские компании должны постоянно делать финансовые отчеты. Форма 8-K касается серьезных изменений, 10-Q - каждого квартала, 10-K публикуется в конце каждого финансового года.
Финансовый год Apple закончился, и компания представила внушительных размеров документ, состоящий из 100 страниц, в котором подвела итоги 2012 года.
Операционные риски
10-K - это особый вид отчета, в нем компании должны предоставить подробные и объективные сведения для инвесторов, чтобы показать свои сильные, а также слабые стороны. Это уникальная возможность ознакомиться с рисками компании Apple.
Макроэкономика и конкуренция
Глобальный экономический кризис сказался на Apple меньше, чем на ее конкурентах, но купертиновцы все равно не могут полностью из него выбраться.
Настоящая проблема для Apple - это когда компания инвестирует огромные суммы на разработку программного обеспечения, сервисов и аппаратных средств, в то время как их конкуренты экономят, копируя продукты компании, и нарушают права интеллектуальной собственности.
Apple инвестировала в этом году $3,4 миллиарда на исследования и разработку. Из всех крупнейших технологических компаний Apple занимает 14 место по инвестициям в R&D (Research & Development, в русском варианте НИОКР).
Apple уделяет мало внимания фундаментальным исследованиям, в отличие от Google ($6,2 миллиарда) или Microsoft ($9,9 миллиарда). Чтобы превзойти №1 в списке R&D (Samsung - $10,1 миллиарда), купертиновцам нужно как минимум утроить бюджет, предназначенный для исследований.
Но сумма, потраченная на R&D, - это не единственный и не лучший показатель инновационности. Эффективность исследований - вот один из ключевых факторов в оценке. В течение трех лет Apple признавалась самой инновационной компанией в мире по версии Booz & Co, опередив Google, 3M и Samsung.
Остаться Apple
Репутация Apple основана на инновациях, на способности овладевать вниманием клиентов и непревзойденном дизайне. Если эти основы рухнут, компания будет в серьезной опасности, особенно если это коснется iOS-устройств, которые сейчас являются основной частью бизнеса. “Финансовое положение и результаты компании во многом зависят от способности продолжать совершенствовать iOS и устройства iOS, чтобы удерживать конкурентное преимущество в области функциональности и дизайна.”
Некачественный продукт также может скомпрометировать Apple. “Нет никакой уверенности в том, что Apple может обнаружить и устранить все недостатки аппаратной части, программного обеспечения и сервисов, которые она предоставляет. Неудача в аппаратной части может стать причиной потери доходов, значительных лишних трат и может подорвать репутацию компании.”
Также Apple может стать объектом массового пиратства, у которого могут быть катастрофические последствия с точки зрения имиджа компании, особенно сейчас, когда iCloud является основной логической платформой всех продуктов Apple.
Помимо этого, Apple может однажды заплатить огромную сумму другой крупной компании за кражу интеллектуальной собственности. Хотя “вероятность такой ситуации минимальна”, ее не стоит исключать.
Сохранять хорошие отношения с партнерами
Успех Apple также зависит от крепких отношений с многочисленными партнерами, отношений, которые также могут разрушиться. Ежегодно, с 2010 года, купертиновцы связывают себя с одним или несколькими компаниями. И эта зависимость опасна, особенно, если эти компании начнут поднимать цены, решат разорвать контракт с Apple или начнут испытывать серьезные проблемы.
На другой стороне торговой цепочки находятся магазины Apple, но значительную часть продукции компания реализовывает через третьих лиц (дистрибьюторы, операторы). Стесненные конкуренцией Apple Store, перекупщики могут оборвать связи с Apple и таким образом поставить бизнес под угрозу, особенно на таких стратегических рынках как Китай. Изменение конкурентной среды также может повлечь за собой проблемы.
Разработчики - ключ к успеху iOS-устройств - могут отойти от экосистемы Apple и, например, начать работать на Android. Что касается контента, то звукозаписывающие студии и киностудии могут в один прекрасный день разорвать контракт с iTunes, что не сможет не повлиять на продажи iPod, iPad и iPhone.
Предвидеть непредвиденное
Помимо конкурентов, Apple перечисляет крупномасштабные катастрофы, которые могут нанести вред компании: террористические атаки или военные действия, техногенная катастрофа или природный катаклизм. Она также говорит о том, что ее помещения уязвимы, и припоминает о пожаре, произошедшем в одном из помещений компании.
Коммерческие перестрелки мировых лидеров также могут повлиять на результаты Apple, ведь за границей компания реализует 61 % всей своей продукции. Купертиновцев беспокоит курс евро, который может стать причиной очередного повышения цен на устройства Apple.
Наконец, напряжение в отношениях между Китаем и США может негативно сказаться на связях с поставщиками, ведь большую часть продукции Apple производят на китайских заводах.
Сотрудники компании
Apple насчитывала 49 400 рабочих в 2010 году и 60 400 в 2011, в этом году она достигла цифры 72 800 сотрудников с полным рабочим днем, к которым еще нужно прибавить 3 300 консультантов или работников с частичной занятостью. Apple пока не догнала по этому показателю Microsoft (94 000 рабочих), и тем более HP (350 000 рабочих), но компания быстро разрастается.
Apple Store
42 400 из 72 800 сотрудников компании работают в Apple Store. В этом году Apple открыла 33 новых магазина, и в общей сложности теперь насчитывается 393 Apple Store по всему миру, из которых 250 находятся в США. Выручка от магазинов увеличилась на 33 % ($18,828 миллиарда вместо $14,127 миллиарда в 2011). Каждый Apple Store в среднем приносит $51,5 миллиона ежегодно. В 2013 году купертиновцы собираются открыть от 30 до 35 новых магазинов.
Налоги
Налоговая ставка Apple немного возросла и теперь составляет 25,2 %, а это не много ни мало - $14,03 миллиарда. Несмотря на увеличение, ставка 25,2 % намного ниже стандартных 35 % в США. Часть прибыли Apple приходит из-за рубежа, поэтому в этих странах она облагается налогом лишь в 1,9 %. Кстати из $121,3 миллиарда запаса Apple $82,6 миллиарда находятся за пределами США.
Apple готовиться к расширению
Apple - одна из крупных компаний сектора, которая вкладывает огромные суммы на операционные расходы (OPEX). В 2013 году она собирается потратить $10 миллиардов, часть этих денег пойдет на строительство второго кампуса Apple в Купертино.
Где ожидать новую прибыль?
Не везде компании Apple горит зеленый свет. Продажи в Азии постоянно растут: в 2012 году в Японии они удвоились. Большую часть из них составляет iPhone, который стал в этой стране самым продаваемым смартфоном.
Но тот же самый iPhone вяло продается в Европе: в Италии, Греции, во Франции и в Испании. Так что Apple необходимо находить новые рынки сбыта смартфона, на который приходится почти половина оборота компании.
Купертиновцы с гордостью предлагают iPhone у 250 операторов по всему миру. На быстрорастущих рынках компания может еще больше увеличить цифру, подписав контракт с NTT Docomo в Японии (60 миллионов абонентов), China Mobile в Китае (650 миллионов абонентов). Новые ниши еще больше укрепят мощь Apple, которая в настоящее время считается крупнейшей компанией в компьютерной индустрии.
“Steve Jobs : The Lost Interview” - это документальный фильм, в котором Джобс дал интервью журналисту Robert X. Cringely. Произошло это еще в 1995 году, когда Стив стоял во главе компании NeXT. Их встреча длилась целый час, а многие фразы из этого интервью спустя какое-то время стали крылатыми.
До нынешнего времени фильм был доступен только в формате VHS, лишь этим летом он появился в американском iTunes store. А совсем недавно он вышел и на DVD. Это весьма оригинальный подарок для любого фаната Стива Джобса, стоит это “потерянное” интервью примерно $23.