Коротко об игре: «Холодный расчет и ничего личного»
Сегодня я поведаю вам об одной очень интересной настольной игре - “Caylus”. Если в таких играх как “Монополия”, “Ticket to ride” или “Risk” велика доля случая и везения, то здесь вы должны полагаться только на свой разум и холодный расчет. Сама настольная игра была придумана Вильямом Аттиа, и является достаточно сложной экономической стратегией.
Действие.
Вы строите средневековый замок эпохи Филиппа Красивого в небольшом местечке Кайлюс на юге Франции.
Цель игры.
Получить как можно больше очков престижа.
Правила игры.
Правила не столь сложны, как могут показаться на первый взгляд. Игра рассчитана на 2-5 игроков, со своими особыми нюансами, если вы играете вдвоем. Вы можете использовать одно устройство, либо играть через интернет. Если хотите поиграть онлайн, вам нужно зарегистрироваться через приложение, а потом либо создать игру самому, либо присоединиться к кому-то. Это пошаговая стратегия, поэтому если вашего противника нет в сети, то придется подождать какое-то время, пока он не совершит свой очередной ход. Если вы все-таки решили сразиться с искусственным интеллектом, можете выбрать уровень сложности: простой (apprentice), средний (noble), сложный (builder) и самый сложный (king's favorite). Начинать, конечно, стоит с самого простого уровня, постепенно увеличивая сложность. Играя именно по такой схеме, я выиграла на самом сложном уровне с первого раза.
Каждый игрок является главой рабочей артели, которая развивает город и постепенно возводит стены замка. Вы не строите город на пустом месте, некоторые здания уже будут присутствовать изначально. Они будут необходимы вам для того, чтобы вы могли зарабатывать деньги, продовольствие, материалы для строительства, а также милости короля и очки престижа.
Каждый раунд игры состоит из 7 фаз.
1-ая фаза. Получение дохода.
Каждому игроку перечисляют 2 динара. Спустя какое-то количество раундов, если вы построите Жилое здание (Residence), оно будет приносить 1 дополнительный динар, Библиотека (Library) - 1 динар, Гостиница (Hotel) - 2 динара.
2-ая фаза. Размещение рабочих.
В порядке очереди вы должны направить рабочих либо в город, либо в замок. Вы можете сразу пасовать, если считаете это необходимым. Первый игрок, кто скажет "пас" - получит 1 динар. Размещение каждого рабочего стоит 1 динар до первого паса, затем 2 динара, 3 динара и так далее, в зависимости от количества пасовавших игроков. Если вы ставите рабочего в свой дом, то вне зависимости от того, сколько человек уже спасовало, вы платите в казну всего 1 динар.
Зеленый и желтый игрок уже разместили своих рабочих.
Вы можете направлять рабочего только в незанятое здание, исключением являются Конюшня (Stables) и Постоялый двор (Inn). На строительство замка каждый игрок может отправить не более одного рабочего.
3-я фаза. Следующий шаг - активизация зданий, начиная от Ворот замка.
Ворота (Gate). Если ваш рабочий находится возле Ворот, вы можете перенести его в любое незанятое здание или замок абсолютно бесплатно.
Торговый пост (Trading post). Разместив рабочего здесь, вы получаете 3 динара.
Купеческая гильдия (Merchants’ guild). Позволяет вам переместить бесплатно Наместника на 3 хода назад или вперед (я расскажу чуть позже, зачем нужно перемещать Наместника).
Турнирное поле (Joust field). Разместив здесь рабочего, вы имеете право участвовать в турнире. Для этого вам необходимо заплатить в казну 1 ткань и 1 динар. Взамен вы получаете Милость короля.
Конюшня (Stables). Здесь меняется порядок ходов игроков. Кто поставил первым - ходит первым в следующем раунде. Порядок хода остальных игроков остается прежним.
Постоялый двор (Inn). Отправив рабочего на постоялый двор, вы платите всего 1 динар за размещение остальных рабочих, даже если какой-то игрок уже спасовал. Если на постоялом дворе стоит два рабочих, тот, кто поставил вторым - забирает своего работника. Оставшийся рабочий находится там до 3-ей фазы следующего раунда.
4-ая фаза. Перемещение Наместника.
Каждый игрок имеет право переместить Наместника на 1-3 клетки вперед или назад. Очередность соответствует порядку, в котором пасовали игроки во время 1-ой фазы. Тот, кто спасовал первым - двигает Наместника первым и так далее. Передвижение Наместника на одну клетку стоит 1 динар. Во время этой фазы определяется, какие из последующих зданий будут активизированы.
Зеленый игрок переместил Наместника на 3 клетки вперед, тем самым не давая возможности сделать здания с его рабочими неактивными.
5-ая фаза. Активизация оставшихся зданий от моста до Наместника.
Здесь присутствует несколько типов зданий:
Продовольственные. Эти здания производят камень, дерево, мясо и ткань. Если вы поставили своего рабочего на каменное здание противника, то материалы получаете не только вы, но и хозяин данного здания.
Строительные. Плотник (Carpenter) строит деревянные здания, Каменщик (Mason) - каменные, а Архитектор (Architect) - престижные. Стоимость строительства того или иного здания указана в левом верхнем углу. За каждое здание вы получаете определенное количество очков престижа, оно указано в верхнем правом углу.
Красным цветом отмечена стоимость здания и какое количество очков престижа вы за него получите.
Такие здания как Статуя (Statue), Театр (Theater), Университет (College) приносят помимо очков престижа еще и 1 Милость короля, а Памятник в виде фонтана (Monument) - 2 Милости короля.
Вы можете воспользоваться услугами Архитектора только в том случае, если уже построили Жилое здание.
Юрист (Lowyer). Юрист преобразовывает нейтральные и ваши собственные постройки в Жилые здания. Постройка одного Жилого здания будет вам стоить 1 ткань и 1 динар.
Рынок (Trade buildings). На Рынке вы можете обменять какой-нибудь ресурс на 4-6 монет.
Лавка (Peddler). Позволяет купить ресурсы за динары.
6-я фаза . Строительство замка.
В строительстве замка участвуют лишь те игроки, кто направил сюда своего рабочего. Строительство осуществляется в три этапа: Донжон (состоит из 6 частей), Стены (состоят из 10 частей), Башни (состоят из 14 частей).
Схема получения Милости короля за строительство замка.
По очереди игроки начинают возводить замок. Для того, чтобы построить 1 сегмент, нужно внести комплект, состоящий из 3 различных ресурсов. В комплекте обязательно должно присутствовать мясо. Если так случилось, что у вас не хватает ресурсов на строительство даже одного сегменты, вы теряете 2 очка престижа. За постройку 1 сегмента Донжона вы получаете 5 очков престижа, Стен - 4 очка, а Башен - 3 очка. Тот игрок, который построит больше всего сегментов за ход - получает Милость короля. Если таких игроков несколько, Милость получает тот, кто первым отправил рабочего в замок.
После завершения строительства каждой из трех частей замка идет подсчет очков. В зависимости от того, сколько сегментов вы построили, вы получаете Милость короля (см. картинку выше).
7-я фаза. Перемещение Министра.
Министр определяет длину игры и этапы строительства замка. В конце каждого раунда он ходит вперед. Если Министр стоит впереди Наместника или с ним наравне, то он двигается на 1 клетку вперед, а если позади - то на 2 клетки.
Красным цветом выделен Министр.
Когда Министр достигает первого столбика, то завершается строительство Донжона в замке, когда второго - Стен, третьего - Башен.
Окончание игры. Игра заканчивается, если полностью построены Башни замка, либо Министр достиг третьего столбика. В конце игры идет подсчет. Ко всем уже начисленным очкам прибавляются очки престижа за оставшиеся ресурсы:
4 динара - 1 очко престижа,
3 ресурса - 1 очко престижа,
1 золото - 3 очка престижа.
Милость короля.
Милость короля - это особое вознаграждение, которое приносит огромную пользу. Вы можете получить ее тремя удобными для вас способами:
участвуя в турнире,
построив определенные престижные здания (театр, статуя и так далее),
став лучшим строителем в замке,
при подсчете очков за Донжон, Стены и Башни замка.
Вы можете обменять Милость на:
очки престижа,
динары,
ресурсы,
использование строительных зданий.
Перед вами таблица обмена Милостей короля.
Все столбики разделены на линии. Первые две доступны с начала игры, третья и четвертая будут доступны после завершения этапа строительства Донжона, пятая - после завершения этапа строительства Стен. Когда вы получаете Милость Короля вы должна переместить свой курсор на первую линию того вознаграждения, которое считаете для вас самым выгодным. При получении второй Милости вы сможете переместить курсор уже на вторую линию и так далее, пока не достигнете пятой линии. В таблице показано, как будет увеличиваться ваша награда:
очки престижа - 1,2,3,4,5;
динары - 3,4,5,6,7;
ресурсы - 1 мясо, 1 дерево/камень, 1 ткань, 1 свой ресурс меняете на 2 ресурса (кроме золота), 1 золото;
строительство - ничего, деревянный дом, каменный дом, жилой дом, престижное здание (нужно учитывать, что ресурсы на строительство вам все же понадобятся).
Очки престижа. Это ваша главная цель - набрать наибольшее количество очков. Игра “Caylus” хороша тем, что позволяет использовать различные выигрышные стратегии:
Стройте здания в городе. Когда вы строите здания, вы получаете очки, указанные на строении. Плюс ко всему, когда противник отправляет рабочего в ваше строение, вам автоматически начисляется 1 очко престижа.
Превращайте нейтральные и свои здания в Жилые. Таким образом вы сможете потом воспользоваться услугами Архитектора и возвести престижное здание, которое даст большое количество очков.
Пользуйтесь услугами Церкви (Church) и другими полезными зданиями, в которых вы сможете обменять ресурсы и динары на очки престижа.
Участвуйте в турнирах. Участвуете - получаете Милостыню короля, которую затем сможете обменять на очки престижа.
Добывайте золото. 1 кусочек золота стоит 3 очка престижа.
И, наконец, стройте замок. За строительство замка вы получаете Милостыню короля, а следовательно - очки престижа.
Особые правила для 2 игроков.
Оба игрока начинают с 5 динарами. Очередность ходов каждый раунд меняется. Сначала ходите вы первым, а затем ваш противник и так далее. После того как ваш противник спасовал, вы уже платите за рабочего не два динара, а три. Вот и все особенности.
Попробовав сыграть в "Caylus" один раз, вам становятся понятны все правила. Со временем вы проникаетесь духом игры, с каждым разом она становится все интереснее, потому что играя с разными противниками, вам приходится применять разные тактики. А таким разнообразием может похвастаться далеко не каждая игра.