Нам до сих пор сложно поверить, что Стива больше нет. Реакция на уход Джобса в отставку была очень бурной, но известие о его кончине просто потрясло весь мир. Бывшие сотрудники, коллеги, знаменитости, оппоненты — даже президент США — все скорбели о нем. Но в который раз больше всего ошеломляет поддержка людей, которые совсем не знали Стива Джобса. Обычных людей, которые просто любили его продукты.
Сообщения в Twitter, Facebook, во все социальные сети и блоги лились со всех концов мира и продолжают поступать до сих пор. К магазинам Apple по всему миру приносят цветы.
Подобное мировое единство можно наблюдать, когда в мир иной уходят большие знаменитости — как Майкл Джексон. Когда весь мир знает одного человека. Люди всегда ищут общие связи, а такие вот связи очень легко установить. Потому, что поп-культура долгие годы, если не десятилетия, показывает нам их лица. Слава знаменитостей неразрывно связана с их личностями.
Но Стив Джобс не был знаменитостью — по крайней мере в традиционном смысле этого слова. Безусловно, он был знаменит, но он не искал славы. Он в ней не нуждался. Главной целью его карьеры не была продажа своего образа. Он был главой компании.
Если подумать об этом в таком ключе, реакция на его уход, которую мы наблюдаем, вызвана совершенно другими причинами. Во-первых — это эмоциональная привязанность людей к продуктам Apple. В них вложено столько мыслей, труда и заботы, что пользователи очень дорожат этими устройствами и очень крепко к ним привязываются. А с выходом iPod, iPhone и iPad количество польователей Apple выросло до невероятных размеров. Стив Джобс олицетворял продукты Apple — а потому между ним и пользователями образовалась тесная связь.
Но можно копнуть еще глубже.
Люди выражают глубокую грусть в связи с этой потерей, даже если они никогда не встречали Джобса. И многие отмечают, что не думали, что его смерть вызовет у них такие чувства. Это может быть связано с несколькими фактами.
Во-первых Стив ушел рано. Даже не смотря на то, что из-за болезни он выглядел намного старше своего возраста, Джобсу было всего 56. Средняя продолжительность жизни для мужчин в США — около 76 лет. По всему миру — около 67. Эти цифры рассчитываются при рождении, но Джобс был миллиардером с доступом к лучшим докторам в мире. Ему просто не повезло с раком. Рак отнял у него как минимум двадцать лет жизни.
Но он отнял их не только у Джобса. Он отнял их у нас. Именно поэтому люди, которые ни разу в жизни не встречали Джобса, так глубоко переживают его потерю. Его ранняя смерть не просто печальна, она забрала из жизни человека, который войдет в историю как один из величайших инноваторов не только нашего, но и вообще любого времени. Можно поспорить, что люди вроде Майкла Джексона принесли миру хорошее искусство — да — но они не сделали ничего выдающегося для тех, кто будет жить еще двадцать лет после их смерти. Когда пришло его время, Стив Джобс был на пике своей деятельности.
Очень грустно думать о том, какие инновации мы потеряем в следующие 20 лет только потому, что с нами не будет Джобса. Даже если вы не являетесь поклонником Apple, вы не сможете отрицать тот факт, что Джобс менял отрасли и делал их значительно лучше. Он был настоящим бунтарём.
Мы живем в такое время, когда технологии становятся все более и более важными в повседневной жизни. И тот факт, что нам нужно идти вперед без лучшего человека в этой отрасли, откровенно говоря, немного пугает. На его место придут другие. Но второго Джобса уже не будет. Мир страдает, осознавая этот факт.
Многие художники и гении не получили признания в свое время. Они стали легендой только после смерти. Но Джобса ценили и уважали задолго до его кончины. И это тоже вызывает неподдельные эмоции. Большинство осознает, что мир только что потерял гения.
К тому же, сегодня у нас полно инструментов, чтобы говорить о том, что чувствуем, когда что-то случается. Когда умер Дисней, когда умер Эйнштейн, люди прочитали об этом на следующий день в газетах и обсудили, ну скажем, с десятком знакомых. Таким способом сложно скорбеть всем миром.
Но до этого было еще сложнее понять важность смерти великого человека. Микеланджело считался величайшим художником своего времени. Но даже если бы люди, скажем, в Китае узнали о его смерти, знали бы они кто это? Наверное нет.
Джобс — первый по-настоящему преобразующий человек, умерший в век преобразующих технологий. Он тот, о ком будут говорить через тысячу лет. А тот факт, что он преобразовывал сами технологии, просто усугубляет реакцию на его смерть.
Очень символично, что после ухода Джобса в сети повсеместно всплывает этот ролик. Это оригинал рекламы Apple со слоганом “Think Different”. В нем собраны видео-фрагменты с изображениями ключевых фигур двадцатого века и голос за кадром произносит за них тост. По телевидению текст за кадром читает Ричард Дрейфас (Richard Dreyfuss). Но в этой версии его озвучивает сам Стив Джобс:
За безумцев. За белых ворон. За бунтарей. За возмутителей. Они как круглые затычки в квадратных дырках. Они смотрят на мир по-другому. Они не любят правил. Их не устраивает существующее положение вещей. Их можно цитировать и можно с ними спорить, их можно хвалить, их можно ругать. Единственное, чего делать нельзя — их игнорировать. Потому, что они меняют наш взгляд на мир и толкают человечество вперед. И там, где кто-то видит безумие, мы видим гениальность. Потому, что именно те, у кого хватает безумия думать, будто они могут изменить мир, его и меняют.
Этот фрагмент записан в 1997 году, но тогда Стив наверное не знал, что в точности описывает самого себя. Ему хватило смелости решить, что он может изменить мир. И он это сделал.