Мельком взглянув на яркие скриншоты, каждый второй сразу же отнесет Full Spectrum Warrior в жанр тактических шутеров в духе Rainbow Six, Delta Force и иже с ними. На самом деле проект являет собой самую натуральную стратегию и лишь внешне не отличим от представителей action. Нам отводится роль лейтенанта, ответственного за две вооруженных до зубов группы профессиональных военных. Обе команды насчитывают по четыре бойца, специализирующихся в разных областях военного дела. Здесь Pandemic велосипед не изобретала, набрав в группы снайперов, подрывников и тяжелых пулеметчиков - классический расклад.
Впрочем, миссии составлены таким образом, что без грамотного использования специалистов, пусть их навыки достаточно банальны, вам просто не справиться. Начнем с того, что на узких улочках несуществующего Зекистана (Город-тюрьма? Бывшее поселение заключенных?) оставшийся без укрытия солдат практически лишен шансов на выживание.
Враг постоянно встречает бойцов плотным огнем из-за хороших преград, вынуждая команды передвигаться осторожно и избегать открытых мест. Однако даже базовых школьных познаний хватит, чтобы припомнить особенности восточной архитектуры: узкие улицы соседствуют с огромными площадями. В таких случаях выживание отряда зависит от слаженной работы различных специалистов. Сапер, например, швыряет вперед дымовую шашку, пулеметчик топит территорию в шквальном огне, а командир группы под дополнительным прикрытием снайпера идет в наступление, нейтрализовывая всех, кто попадается на пути. В особо тяжелых ситуациях на помощь готовы прийти артиллеристы и экипажи тяжелых бомбардировщиков.
Звучит весьма заманчиво, не правда ли? Только не забывайте, что в этом фейерверке нам отводится роль властных штабных крыс. Мы укрываем свою пятую точку в безопасности и распоряжаемся жизнями солдат простыми кликами мыши. Но ничего не поделаешь, alager com alager.
Да и роль могущественных зрителей, признаться, не столь плоха, грустна и скучна, как может показаться. Во-первых, всегда приятно владеть чужой судьбой и распоряжаться чужими жизнями, хотя бы виртуально. Во-вторых, Full Spectrum Warrior - довольно симпатичное дитя. Естественно, он не носится с монтировкой за сильными мира сего (Doom III, Half-Life 2), предвещая тем скорую кончину и провозглашая себя самым красивым и румяным. Нет, проект привлекателен каким-то аскетичным обаянием, свойственным, вероятно, лишь военным (как людям, так и играм). Если по существу, Pandemic отлично потрудилась над анимацией солдатиков. Настолько плавных и правдоподобных движений человеческих существ ваш покорный даже в реальной жизни давненько не встречал. В купе с полигональным изобилием и грамотным освещением получается достойная картинка.
Жаль, наслаждаться мы вынуждены лишь восточными пейзажами. Кругосветные круизы бойцам из Full Spectrum Warrior не светят, да и в самом несчастном Зекистане задания и миссии не радуют особым разнообразием. Хорошо хоть, враги достаточно умны, чтобы заставить нас постоянно искать новые тактические решения. AI вообще оказался сюрпризом, так как мы уже привыкли, прослушав курс обещаний интеллектуальных сверхспособностей, получать обыкновенных компьютерных болванчиков. Здесь же противники умело выбирают места для засад, прикрывают друг друга и даже меняют позиции, перемещаясь в более надежные и удобные для стрельбы локации.
Господа сослуживцы, соответственно, тоже не дураки. Хотя главное, пожалуй, вовсе не их умение четко следовать нашим приказам и адекватно реагировать на обстановку. Главное - их одухотворенность. Мы как-то уже говорили, что неоспоримое достоинство хорошей тактической игры с малым числом подконтрольных игроку сил - тщательная прорисовка отдельных юнитов. Не в графическом, разумеется, а в психологическом плане. Когда я веду на смерть целые полки в Medieval: Total War, то судьба отдельно взятых Святославов и Ярославов меня волнует мало - их ведь тысячи! А вот по прошествии нескольких миссий Full Spectrum Warrior с виртуальными подчиненными устанавливается едва ли не родственная связь, ощутимо болезненно обрывающаяся со смертью одного из них.
Pandemic выпустила неординарный проект, более всего ассоциирующийся со словами "метис", "мутант", "гибрид" и прочими малонаучными терминами. Разработчики гармонично совместили внешность классического тактического экшена с механикой геймплея не менее тактической RTS. И хотя action и strategy испокон веков считаются несовместимыми жанрами, Pandemic влилась в ряды тех немногих компаний, которым удалось доказать обратное. А может, своими исключениями лишь подтвердить правило...