Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

ещё раз о eBay


Все секреты интернет-аукционов

 

Добрый день, уважаемые подписчики!

Это 6 выпуск рассылки,
разосланный 37 подписчикам

 

Сегодня в выпуске:

1. Вступление;

2. ещё раз о eBay;

3. Вместо заключения.

 

1. ВСТУПЛЕНИЕ

 

рада приветствовать вас в очередном выпуске своей рассылки, в первых строках которой хочется принести свои извинения за столь долгое моё отсутствие. в связи с болезнью мамы накопилось много неотложных дел, да ещё обстоятельства сложились так, что почти на неделю я осталась без интернета.

но всё закончилось хорошо. поэтому я снова с вами.

также хочется сказать, что сегодня в выпуске вас ждёт много интересного. и я бы попросила обратить особое внимание на информацию, которая будет размещена в конце.

 

2. ещё раз о eBay.

 

Среди огромного количества феноменов, которыми одарил нас Интернет за годы существования электронной коммерции, едва ли не самым выдающимся остается феномен  eBay.

Попробуйте вспомнить из практики мирового предпринимательства — не только виртуального бизнеса, а предпринимательства вообще, — еще хотя бы один пример компании, ставшей прибыльной уже со дня своего рождения, бесперебойно обеспечивавшей рост доходов со средней скоростью 85-90% в год, сделавшей своих отцов-основателей миллиардерами в течение каких-то двух-трех лет и не потребовавшей от них взамен практически никаких материальных вложений. Что-то не вспоминается...

Фантастическая реальность

Вся история аукционной структуры eBay действительно слишком уж похожа на сказку. И как любая сказка, на глазах превращающаяся в быль, она вызывает у многих здравомыслящих людей жгучее желание опровергнуть ее реальность, поставить под сомнение ее правомочность или уж, в крайнем случае, предсказать ей недолгое существование по причине ограниченной жизнеспособности. И вот который год подряд из уст разнообразных экспертов, аналитиков и прочих, в том числе и весьма авторитетных, специалистов звучат пессимистические прогнозы относительно будущего eBay — от резкого снижения ее экономических результатов до скорой и неминуемой ее кончины. А тем временем сама компания продолжает жить-поживать да добра наживать и на сегодняшний день представляет собой единственное крупное интернет-образование, которое сумело не просто выжить в период глобального информационно-технологического кризиса, но и выйти из него с положительными финансовыми итогами.

Как сообщает агентство Thomson Financial, темпы развития деловой активности eBay по всем основным показателям увеличились в 2001 году по сравнению с предыдущими годами и продолжали увеличиваться в течение 2002 года. Помимо дальнейшего роста объема продаж и уровня прибылей, истекший год ознаменовался для компании еще одним поразительным достижением: общая сумма сделок, заключенных при ее посредничестве, достигла феноменального по меркам Интернета значения — 12 млрд. долларов. По данным Deutsche Bank Securities, eBay удалось упрочить свое лидирующее положение в сфере электронного бизнеса, захватив три четверти мирового рынка web-аукционной торговли и недостижимо оторвавшись от всех своих номинальных конкурентов, включая Amazon.com и YahoolAuctions.

От смешного до великого

На открытие закона всемирного тяготения великого физика Ньютона вдохновило, как принято считать, падающее яблоко. На Д. И. Менделеева вдохновение снизошло, как известно, во сне, в котором ему привиделась периодическая система элементов во всей своей красе. Ну а на основателя eBay Пьера Омидьяра, причисленного уже к разряду великих интернет-бизнесменов, вдохновляющее воздействие оказала его невеста Памела. Имея весьма трогательное хобби — коллекционирование фигурных коробочек из-под конфет «Pez», — она как-то пожаловалась жениху, что исчерпала все возможности для пополнения своего богатого собрания. Несмотря на частое посещение магазинов и регулярный обмен экспонатами с коллегами-коллекционершами, у нее хронически недоставало многих живописных экземпляров, но при этом имелись и дубликаты, которые Памела была не прочь реализовать. Над решением этой проблемы фанатичный программист и подающий надежды разработчик программной компании Омидьяр размышлял недолго: он просто написал и разместил на своем персональном сайте небольшое специализированное приложение, предназначенное для организации купли-продажи в режиме онлайн. А поскольку никакими принципами ценообразования пустые конфетные коробочки предусмотрены не были, Пьер сориентировал свою программу на осуществление торговых операций в форме аукциона. «Честно говоря, я не собирался делать никаких открытий и поначалу даже не задумывался о том, что у моей программы еще нет аналогов, — признавался позднее Омидьяр. — Я хотел всего лишь помочь Памеле, ну а заодно и другим людям, не знающим подлинной стоимости продаваемых ими предметов, найти наиболее выгодных им покупателей».

При всем уважении к нынешнему авторитету Пьера поверить в искренность этих слов сейчас довольно трудно, — слишком уж стремительно для непреднамеренности стали развиваться события сразу же после того, как его аукционная программа была опубликована в Интернете. Один из первых заинтригованных ею посетителей выставил на продажу довольно редкий дагерротип за 450 долларов, а в результате получил за него 9 тысяч. Интерес web-аудитории к аукционным торгам оказался столь велик, что Омидьяру пришлось сконцентрировать все внимание на работе своего сайта, свести его тематику к «узкому профилю» и присвоить ему соответствующее название — Auction Web. На первых порах Пьер не собирался брать с публики плату за пользование сайтом, — но подобный альтруизм не выдержал напора жизненных реалий. Очень скоро провайдер предупредил его, что трафик сайта превышает все допустимые нормы, и в ультимативной форме поставил перед новоявленным аукционером дилемму: или плати больше, или ищи другой хостинг. Зарабатывал 27-летний программист к тому времени неплохо, но увеличения расходов на поддержание сайта его бюджет все-таки не вынес бы. И бросать интересную затею в самом начале было жаль, — а потому Омидьяр решил рискнуть и с огромной осторожностью ввел на сайте компенсационную систему, включавшую символическую оплату размещения на аукционе лотов и небольшие комиссионные по итогам сделок. К чести пользователей

следует заметить, что эта вынужденная мера была воспринята с пониманием, — платить они согласились практически безропотно, ибо отказаться от услуг Auction Web уже не могли.

Эксперимент со всей очевидностью перерастал в бизнес. В мае 1996 года, окончательно поставив крест на всех остальных делах и взяв себе в партнеры старого приятеля Джеффа Сколла, Пьер зарегистрировал собственную интернет-фирму. Поскольку заниматься организационными вопросами не было ни времени, ни желания, компаньоны определили в качестве своей штаб-квартиры сначала гостиную Омидьяра, а после многочисленных протестов Памелы переехали в гостиную Сколла. И лишь несколько месяцев спустя они решились арендовать нормальный офис. К тому моменту скорость развития компании стала просто бешеной — 70% в месяц. Немыслимыми темпами увеличивалось все: количество зарегистрированных пользователей, число проводимых аукционов и, конечно же, суммы финансовых поступлений. Постепенно разрастался штат и техническое хозяйство компании, выходя из-под контроля отцов-основателей, ни один из которых не обладал ни профессиональными экономическими навыками, ни особыми управленческими талантами.

Мать-и-мачеха

В 1998 году была отмечена 10-миллионная сделка eBay, и компания продемонстрировала всему миру, что период любительства она благополучно миновала. Осознавая это лучше кого бы то ни было, Омидьяр уже чувствовал необходимость перехода на качественно новый уровень бизнеса: настала пора выходить со своими акциями на биржу, реорганизовывать структуру фирмы и коренным образом менять систему менеджмента. Творческих идей у Пьера по-прежнему было навалом, но для их реализации теперь требовались опытные специалисты, знающие толк не только в программировании и информационных технологиях.

Иными словами, через три года после появления eBay на свет «родной отец» компании пришел к мысли о том, что дело ее дальнейшего роста, воспитания и образования надо передавать в руки «приемного родителя», обладающего более высокой педагогической квалификацией. Но уж, естественно, не первого встречного, — к поискам надежного руководящего преемника был привлечен известный мастер-headhunter («переманиватель квалифицированных кадров») Дэвид Берн, который в конце концов остановился на кандидатуре Маргарет Уитмен. Такой выбор многим сначала показался неожиданным, но именно Мэг соответствовала всем требованиям Берна и представлениям Омидьяра о будущем попечителе eBay как об опытном, но молодом, очень энергичном и в меру рисковом, по-хорошему тщеславном и при этом здравомыслящем профессиональном менеджере с экономическим образованием. В пользу Маргарет свидетельствовал даже тот факт, что она никогда прежде не работала ни в ИТ-бизнесе вообще, ни в электронной торговле в частности. По твердому убеждению Дэвида, электронному аукциону в срочном порядке нужны были взгляд и подход специалиста традиционной экономики, способного уберечь eBay от шапкозакидательского авантюризма и прочей дот-комовщины. Уитмен к тому времени вполне комфортно ощущала себя в кресле директора Playskool — одного из подразделении гиганта игрушечной индустрии Hasbro, — и ни о каких переменах не помышляла. Под ее началом работали 600 человек, прибыли компании возрастали, не за горами было расширение производства, — а тут является представитель какой-то «виртуальной» фирмы, делающей деньги из воздуха, и предлагает ей бросить все ради абсолютно мистических перспектив. Три недели Берн настойчиво осаждал офис Маргарет, ежедневно получая от нее категорический и окончательный отказ, но однажды ему все-таки удалось уговорить ее встретиться с Омидьяром. Эта встреча все и определила. И неважно, что именно сыграло большую роль в кардинальной перемене отношения Мэг к eBay — изысканно-восточное обаяние Пьера, унаследованное им от папы-перса и француженки-мамы, или ее собственная предпринимательская интуиция, подсказавшая ей мысль о том, что с этой компанией действительно можно многого добиться. Важно то, что, несмотря на исключительную любовь к своей семье и преданность ее интересам, миссис Уитмен в этот день приняла беспрецедентное для себя решение в срочном порядке перебазироваться на другой конец Соединенных Штатов, вынудив мужа (знаменитого нейрохирурга) сорваться с работы, а сыновей-подростков — бросить привычную школу посреди учебного года. Интересно, что первый же трудовой день на новом месте ознаменовался для Уитмен серьезным испытанием: сайт eBay.com завис на целых восемь часов. Лиха беда начало, и Маргарет пришлось мобилизовать все свои менеджерские качества, а заодно и изрядно подхлестнуть технический персонал фирмы, чтобы выйти из неприятной ситуации. Подобные происшествия, кстати, случались в ее практике и в дальнейшем: чего только стоил нашумевший 22-часовой «простой» летом 1999 года. Компания тогда понесла колоссальные убытки, а ее рыночный капитал сократился сразу на 5 млрд. долларов — многие инвесторы, испугавшись, бросились продавать свои акции.

Надо заметить, что Уоллстрит до сих пор относится к eBay несколько предвзято — каждая, самая вроде бы незначительная, оплошность компании вызывает у биржевых аналитиков приступ безудержной критики, очередную волну безрадостных прогнозов и предсказаний близящейся отставки Мэг Уитмен. Но проходит время, проблемы улаживаются, акционеры восстанавливают свою благосклонность, и финансовые показатели аукциона продолжают расти. За пять лет пребывания в eBay Маргарет научилась разрешать самые разнообразные специфические вопросы электронного предпринимательства, даже технические. Поскольку техника никогда не была ее сильной стороной, она не стесняется время от времени обращаться за помощью и консультациями к авторитетам — таким, например, как Скотт Мак-Нили из Sun Microsystems. И теперь техническая стабильность сайта eBay.com представляется одним из сильнейших козырей фирмы. Достаточно сказать, что в прошлом году аварийные сбои в работе сайта длились в среднем четыре секунды в месяц.

Теперь уже широко распространенным — и у внешних наблюдателей, и в среде сотрудников компании, — является впечатление, что только с приходом Уитмен в eBay и началась настоящая работа. Объективно говоря, это, конечно, не так: компания и до нее приносила прибыль, — хотя и не столь внушительную, как сейчас.

Ну а субъективно... Сама Маргарет считает, что ее главным достижением стало «создание первого удачного прецедента, в котором классический менеджмент удалось совместить с характерными особенностями управления интернет-бизнесом».

Компания народного творчества

На самом деле Уитмен удалось гораздо больше. В частности — построить совершенно уникальную систему взаимоотношений между eBay и ее пользователями. В силу аукционной специфики компании ее клиенты выступают одновременно в нескольких ипостасях: сами предлагают товар, сами рекламируют его и сами заботятся о его доставке потребителям.

Как утверждает Мэг, 75-85% всех новшеств внедряется на сайте именно по инициативе пользователей. И лишь оставшаяся часть представляет собой воплощение идей руководства фирмы, которые отнюдь не всегда эффективнее «народных». Уитмен, к примеру, признает неудачной покупку традиционного аукционного дома Butterfield & Butterfield, занимавшего третье место в своем секторе после Sotheby's и Christie's. Хотя эта сделка и позволила eBay выйти на рынок предметов искусства, в остальном она себя не оправдала, так что вскоре Butterfield & Butterfield пришлось продать. Проекты пользователей eBay, напротив, бывают чрезвычайно перспективными: ведь именно они предложили добавить в профили продавцов и покупателей истории предыдущих сделок, наглядно характеризующие репутацию участников торгов. Маргарет с улыбкой рассказывает о том, что, когда она знакомится с людьми, те часто называют ей свой рейтинг в eBay — видимо, чтобы произвести наилучшее впечатление. Большинство аналитиков сходится во мнении, что основная причина популярности сайта eBay.com заключается в возможности «продать там почти все». Причем это «почти» включает в себя весьма незначительные ограничения строго легитимного или морально-этического плана. Продавцы реализуют через интернет-аукцион как вполне осязаемую собственность — автомобили, компьютеры, антиквариат, коллекционные предметы, — так и виртуальные ценности — к примеру, ценности и недвижимость из известной онлайновой ролевой игры «Ultima Online». Месяца три назад в США был зафиксирован первый случай выставления на аукцион... целого города. И муниципальные власти сочли наилучшим для себя вариантом его продажи именно eBay. По всему миру сейчас насчитываются уже сотни людей, зарабатывающих на жизнь только и исключительно торговлей на этом аукционе. Да и сама Мэг Уитмен тоже нередко пользуется услугами своей фирмы, приобретая сыновьям коллекционные карточки с покемонами, а мужу — рыболовные снасти. Это, правда, мелочи в сравнении с тем, что главной ее семейной покупкой на eBay.com стал... автомобиль.

С миру по нитке

К сегодняшнему дню компания eBay превратилась в крупнейшего в мире интернет-посредника, помогающего покупателям и продавцам найти друг друга. При этом основная часть доходов фирмы складывается из комиссионных, которые платит продавец, исходя из стоимости своих товаров. Не так давно eBay повысила ставку комиссионного сбора на 0,25%. Теперь продавец вынужден платить сбор 5,25% за проданный товар ценой до 25 долларов. Ставка снижается до 1,5% от суммы сделки за товар ценой более 1000 долларов. Ну а прибыли приносит масштаб — громадное количество зарегистрированных пользователей и осуществляемых ими сделок.

Реализуя на практике модель электронной торговли «С2С», компания активно использует ее главный принцип: «С миру по нитке — голому рубаха». Благодаря огромным массам пользователей, каждый из которых приносит компании сравнительно небольшие деньги, eBay удается зарабатывать миллионы, практически ничего и не предпринимая.

Каждому продавцу для рекламы его лота просто предоставляется виртуальное торговое место на одном из теперь уже многочисленных сайтов портала eBay. Продавец может разместить короткую справку о себе, свой логотип и небольшую фотографию своего товара, после чего начинаются торги, по результатам которых делается отметка о последнем предложении, поступившем от покупателей. Этот последний клиент переводит деньги продавцу и получает товар. Вот и весь механизм. А взаимодействие продавца и покупателя после оплаты покупки происходит уже без непосредственного участия eBay.

Наряду с явными преимуществами, у модели «С2С» есть и недостатки. В частности, слабый контроль над лотами и участниками финансовых операций. Из-за этого через eBay иной раз пытаются продать обломки зданий Всемирного торгового центра, неонацистскую символику, оружие, подделки шедевров мирового искусства и даже... души, — тут уж, как говорится, не без издержек...

К основным инициативам Мэг Уитмен последнего времени относится, прежде всего, развитие бизнеса «и вглубь и вширь». Сейчас eBay — это не только аукционы, но и специализированные сайты, занимающиеся продажами различных товаров по фиксированным ценам, и рекламная площадка для многих высокотехнологических компаний, и еще многое-многое другое. Компания целенаправленно активизирует распространение своих сервисов за рубежом. Рынок Соединенных Штатов до сих пор приносит компании основные доходы, но конкуренция на нем растет с каждым годом. Рынки Европы и Азии сулят eBay огромные прибыли. И если в Европе интерес к подобным проектам вырос вследствие интеграции в Европейский союз, то причиной интереса к интернет-аукционам в Азии стала повсеместная экспансия электронных технологий.

К услугам eBay прибегают сегодня представители и малого, и среднего, и (все чаще) крупного бизнеса, — от семейных фирм до транснациональных корпораций. Перспективная цель руководства — к2005 году достичь объема продаж в 3 млрд. долларов. И специалисты считают, что eBay это под силу. Стратегия Уитмен вырисовывается уже сейчас. Одна из важнейших составляющих этой стратегии — расширение клиентской базы за счет «тяжеловесов». Последние год-два Маргарет старается привлечь на свою сторону новый класс продавцов — крупные корпорации и государственные учреждения. Такие гиганты, как Disney, IBM и Home Depot уже используют возможности eBay для продажи товаров, снятых с производства, или просто излишков. А кинокомпания Warner Brothers в 2001 году продала через eBay за 140 000 долларов лодку, «сыгравшую роль» в фильме «Идеальный шторм». Летом 2002 года eBay приобрела за 1,5 млрд. долларов компанию PayPal, специализирующуюся на онлайновых платежах. По статистике участники каждого четвертого аукциона на eBay выбирают для взаиморасчетов именно PayPal. Компания eBay долго пыталась создать собственную систему платежей, однако в итоге ее руководство пришло к выводу, что проще купить PayPal. Ожидается, что эта сделка поможет eBay повлиять на скорость проведения операций между продавцами и покупателями и таким образом еще больше повысить свою привлекательность для клиентов.

Бизнес, организованный Пьером Омидьяром, смог обогатить не только его самого, но и его соратников. Джефф Скол, располагая состоянием в 2,7 млрд. долларов, занимает сейчас 42-е место в списке самых богатых людей Америки. Близится к миллиарду и личный капитал Мэг Уитмен. Благодаря eBay создано весьма своеобразное сообщество, для которого аукцион стал неотъемлемой частью жизни. Впрочем, по словам самого Омидьяра, он всегда в первую очередь помышлял не о бизнесе, а о союзе единомышленников. Именно тяга к общению стала, по его словам, главной движущей силой прогресса eBay. Может быть, и так: по крайней мере, сам Омидьяр действительно не собирается превращаться в «миллиардера для миллиардов». Уйдя в тень, он, наконец, женился на Памеле, перебрался во Францию и теперь с удовольствием следит за успехами своего детища, пребывая в статусе живой легенды. Мечты сбываются...

eBay — главные люди: основатель

Пьер Омидьяр родился в 1968 году в Париже, куда его родители в свое время эмигрировали из Ирана. Когда Пьеру исполнилось шесть лет, семья переехала в США, где Омидьяр-старший получил врачебную практику в медицинском центре при Университете Джонса Хопкинса в штате Мэриленд. Будучи еще младшеклассником, Пьер проявлял такую неуемную тягу к электронным играм и проводил за монитором столько времени, что взрослым приходилось всерьез волноваться не только за его успеваемость по общеобразовательным предметам, но и за состояние его здоровья. Однако уже в 14 лет его детская страсть к компьютеру дала первые конструктивные результаты: выполнив порученное ему задание по составлению программы-каталогизатора для школьной библиотеки, юный Пьер получил неслыханный гонорар — по 6 долларов за каждый час работы! Возможно, именно тогда он и сделал для себя открытие, подтвердившее предначертанность его судьбы: помимо огромного удовольствия, процесс общения с компьютером может принести и огромное состояние, — надо только уметь совмещать приятное с полезным и иметь хоть чуточку везения. Таким образом, проблема выбора профессии перед Пьером не стояла: поступив на факультет информатики Tufts University, он безо всякого напряжения окончил его в 1988 году, будучи остепененным званием бакалавра компьютерных наук. Трудовая деятельность молодого специалиста Омидьяра началась в компании Claris (филиале корпорации Apple), где он написал свое первое профессиональное приложение MacDraw. Но долго работать на кого-то за фиксированную зарплату Пьер не собирался, — уже в 1991 году он с тремя приятелями организовал фирму Ink Development Corp. и попытался осуществить «интерфейсную революцию», создав программу управления компьютером с помощью обычной шариковой ручки. После того как революция не состоялась, а бизнес Ink Development не принес ее основателям ожидавшихся дивидендов, Омидьяр и Со временно укрылись под сенью корпорации General Magic Inc., под влиянием Интернета переименованной позднее в eShop. Дела у этой структуры складывались неплохо, — судя хотя бы по тому, что возможностью ее приобретения в один прекрасный момент заинтересовалась империя Билла Гейтса. А менеджеру Microsoft Мэтту Кершу, непосредственно занимавшемуся организацией этой сделки, довелось в то время неоднократно общаться с будущим миллиардером Омидьяром. «Пьер всегда производил впечатление очень серьезного, очень целеустремленного и очень продуктивного молодого человека, неизменно придерживающегося передовых позиций и способного находить неординарные решения, — вспоминал позднее Керш. — Но я ни за что бы не сказал тогда, что из всех людей, с которыми мне пришлось иметь дело в eShop, именно он сделает самые большие деньги». Как бы то ни было, но к тому времени, когда в 1996 году Microsoft окончательно поглотила eShop, Омидьяра там уже не было: годом раньше он создал собственную интернет-службу — аукционную компанию eBay, явившую собой поистине уникальный феномен электронного бизнеса. Она стала сверхприбыльной буквально с первых дней своего существования, за каких-то полгода сумела вырасти в 25 раз, а стоимость ее акций однажды утроилась всего за сутки. При этом сам Пьер отнюдь не считает себя выдающимся предпринимателем и менеджером. Он, как и раньше, предпочитает оставаться программистом, получающим от общения с компьютером прежде всего радость. А свой ошеломляющий финансовый успех он полушутя-полусерьезно объясняет тем, что Фортуна, не очень хорошо знакомая с языком его предков, просто-напросто перепутала слово «надежда» со словом «удача». В переводе с фарси фамилия Омидьяр действительно означает «тот, кому сопутствует надежда», — и в случае с Пьером надежда удивительно быстро сбылась, превратившись сегодня в почти 5-миллиардное состояние. Однако это богатство никак не повлияло на стиль жизни «сказочного интернет-принца»: он по-прежнему живет в небольшой квартире, снятой еще в бытность рядовым инженером-программистом, вот уже десять лет ездит на одном и том же изрядно потрепанном «Фольксвагене-Джетта», одевается безо всякого шика и демонстративно сторонится светского общества. «Я уверена, что деньги никогда не изменят Пьера, — говорит подруга его жены Стефания Хэмилтон, — тем более, что он и не тратит их на себя, а вкладывает в частные фонды». Сделав eBay преуспевающей фирмой и владея третью ее акций, Омидьяр чувствует себя более чем обеспеченным человеком, имеющим право не думать ни о бизнесе, ни о материальном достатке, а заниматься тем, чем хочется — то есть программировать в свое удовольствие. Оставив активную деятельность еще три года назад, он практически полностью ушел в тень, сохраняя за собой лишь формальную должность председателя компании. Он всячески старается не появляться на публике и почти не дает интервью. Прошлым летом редакции журнала «Fortune» стоило огромных трудов привлечь Пьера к участию в организуемой этим изданием конференции «Brainstorm» — весьма необычном ежегодном форуме, на который приглашаются произвольно избранные, но широко известные представители политических, деловых, академических и общественных кругов для обсуждения перспектив социального и научно-индустриального развития. Достаточно сказать, что вместе с Омидьяром на конференции-2002 присутствовали бывший американский госсекретарь Мадлен Олбрайт и вице-премьер правительства Израиля Шимон Перес, глава Palm Inc. Эрик Бенаму и сооснователь Google Сергей Брин, популярная обозревательница и бизнес-леди Эстер Дайсон и директор Федерального образовательного центра США Джин Стерлинг. «Наблюдаемое нами все последние годы беспрецедентное расширение возможностей каждого человека на всех уровнях и во всех сферах социальной жизни — в быту, бизнесе или государственной службе, — непременно должно сопровождаться повышением личной ответственности за результаты индивидуальной деятельности, — отметил Омидьяр, отвечая на вопросы анкеты „Brainstorm". — Обеспечивая огромное количество людей такими мощными инструментами, как вычислительная техника и системы связи, современное общество в лице научно-технологических институтов, индустриальных структур и органов власти передает этим людям и значительную часть своих полномочий, исполнение которых традиционно являлось коллективной, а не индивидуальной прерогативой. И степень эффективности использования этих инструментов во имя всеобщего блага будет в обозримой перспективе зависеть прежде всего от осознания каждым его неизмеримо возросшего персонального влияния на весь окружающий мир».

eBay — главные люди: руководитель

Маргарет Уитмен появилась на свет в 1957 году в стопроцентно американской семье так называемых «wasp's» — белых англо-саксонских протестантов, — и уже с детских лет зарекомендовала себя особой необычайно честолюбивой, целеустремленной и склонной к лидерству. Еще в начальных классах средней школы она была твердо уверена в том, что поступит в самый что ни на есть престижный университет и непременно сделает карьеру в бизнесе или политике. Первая часть этой программы была выполнена в 1977 году, когда 20-летняя Мэг успешно окончила Принстон — «кузницу кадров» американского истэблишмента. К этому моменту был уже сделан и выбор между бизнесом и политикой: своевременно решив, что первое все-таки первично, а со вторым можно и подождать, Маргарет в студенческие годы усердно изучала экономику, регулярно штудировала «The Wall Street Journal» и лучше всех своих однокурсников ориентировалась в биржевых механизмах и вопросах менеджмента. Однако одного университетского диплома ей показалось мало, и сразу же по выходе из Принстона она поступила в Высшую бизнес-школу Гарварда. Вполне естественно, что после этого недостатка в предложениях о трудоустройстве у Маргарет как начинающей, но весьма амбициозной управляющей, не было. В качестве стартовой площадки мисс Уитмен выбрала для себя компанию Procter & Gamble — но, судя по всему, все-таки просчиталась. Работа в должности брэнд-менеджера была, конечно, полезной с точки зрения приобретения дебютанткой необходимого практического опыта, но ограничивалась достаточно жесткими корпоративными рамками промышленного супергиганта, не позволявшими рассчитывать на быструю реализацию возможностей и проектов Мэг. Терпению и планомерности ей удалось научиться на другом посту— в консалтинговой фирме Bain & Co., которой Маргарет посвятила целых восемь лет жизни. Ну а затем, собственно, и началась карьера: с 1989 года до середины 90-х Уитмен стала довольно быстро «расти», поднимаясь все выше и выше по ступеням служебной лестницы в таких известных корпорациях, как Walt Disney и Stride Rite. А в 1995 году ей впервые представился шанс самостоятельно поруководить бизнесом: встав во главе Florists' Transworld Delivery, одной из крупнейших в мире фирм, занимающихся таким тонким и специфическим делом, как флористика — дизайном, составлением и доставкой букетов, — она не просто вытянула компанию из затяжного кризиса, но и сделала ее еще прибыльнее. И в том, что Мэг в конце концов пришлось покинуть FTD, не было ни капли ее вины, как не было вообще никаких объективно-экономических предпосылок: причина состояла в тривиальном конфликте внутрикорпоративных группировок. Причем, как показали дальнейшие события, этот уход не только не повредил деловой репутации Уитмен, но наоборот, — заметно повысил ее. По крайней мере, боссы игрушечной империи Hasbro почли за большую удачу получить ее согласие занять пост директора дочерней фирмы Playskool. С этого-то поста в 1998 году и сделала Мэг свой самый главный (пока) и достаточно рискованный (как тогда казалось) шаг, вняв уговорам посланца eBay Дэвида Берна и приняв его приглашение возглавить виртуально-коммерческую структуру. Несмотря на первоначальные сомнения Маргарет, дело пошло, и по прошествии не столь уж долгого времени успехи «электронного аукциона № 1» стали в общественном сознании ассоциироваться с ее именем значительно больше, нежели с именем основателя eBay Пьера Омидьяра. И если поначалу Уитмен, как «человек со стороны», не пользовалась популярностью в ИТ-кругах и подчеркнуто игнорировалась web-прессой, то за кризисный период 2000-2002 годов она просто заставила интернет-социум пересмотреть систему приоритетов и изменить представления о кандидатах на звание кумира. Все реже и реже среди рейтинговых лидеров электронной коммерции можно встретить прежних суперзвезд вроде Джерри Янга из Yahoo! или Джеффа Безоса из Amazon, зато без упоминания о Мэг Уитмен не обходится ни один фундаментальный обзор экономики Интернета. По итогам 2000 года журнал «Worth» поставил ее на пятое место в списке лучших СЕО Соединенных Штатов, a «Fortune» в прошлом году включил ее в тройку самых влиятельных бизнес-леди мира. Увидит ли когда-нибудь Маргарет Уитмен политическая сцена? Вопрос пока открыт...

eBAY: ГЛАВНЫЕ ФАКТЫ

Официальное наименование компании: eBay Incorporated

Государственная принадлежность: США

Адрес: 2145 Hamilton Ave., San Jose, CA 95125

Телефон: 408-376-7400

Сайт: www.ebay.com

Сфера деятельности: электронная торговля

География предпринимательства: организация аукционных торгов в web-пространстве 50 стран Америки, Европы и Азии

Клиентская база: около 49 млн. зарегистрированных пользователей

Количество сотрудников: 1927 чел.

Положение в бизнесе: 16 место в рейтинге самых быстрорастущих компаний мира («Fortune-100 Fastest Growing Companies»)

Положение в отрасли: 1 место в мире по объемам интернет-продаж

Ближайшие конкуренты: Amazon.com, YahoolAuctions, uBid

Основатель и председатель правления: Пьер Омидьяр

Исполнительный директор: Маргарет Уитмен

Преимущества с позиции покупателей:

Прекрасный уровень организации и оперативность проведения аукционов. Для получения результата торгов нет необходимости ждать окончания аукционного дня.

Широкий спектр товаров, выставляемых на продажу, в значительной части включает уникальные, коллекционные и антикварные изделия. Формат аукциона гарантирует покупателям неограниченную возможность торговаться. Благодаря большому количеству продавцов средний уровень цен остается невысоким.

Недостатки с позиции покупателей:

Номенклатура товаров ограничена узкотематическими рамками (книги, диски и т. п.). Описание лотов чрезвычайно поверхностно.

Система организации и поисковые функции сайта уже не соответствуют требованиям современных web-технологий. Аукцион использует достаточно примитивную программу защиты от мошенничества.

Преимущества с позиции продавцов:

Удобная система размещения лотов на сайте. Немногочисленность продавцов предопределяет низкий уровень конкуренции между ними. Продать через аукцион можно практически любую продукцию, за исключением законодательно запрещенных к распространению товаров. Выбор методики торгов и ценообразования свободный и владельцами аукциона не регулируется. Система электронных платежей eBay Payments удобна для продавцов и в значительной мере защищает их от обмана со стороны покупателей.

Недостатки с позиции продавцов:

Жесткие ограничения по категориям предлагаемых товаров и аукционным ценам. Высокие ставки аукционных сборов (10% - на мультимедийную продукцию, 15% - на всю остальную).

Высокая конкуренция среди продавцов заставляет их последовательно снижать уровень цен. Система размещения лотов на сайте устарела и зачастую требует вмешательства оператора.

Вывод:

Принимая во внимание номенклатуру реализуемой продукции, ценовую и налоговую политику организаторов, а также программное обеспечение аукционных сайтов, как продавцы, так и покупатели отдают на сегодняшний день предпочтение eBay перед Amazon и другими его конкурентами 

eBay: главные секреты

Первый «секрет фирмы» заключается в полном отсутствии каких бы то ни было секретов. Организаторы eBay не изобрели ничего принципиально нового в стратегии и тактике электронного или аукционного бизнеса, — они лишь попытались совместить преимущества того и другого и предоставить продавцам и покупателям возможность воспользоваться ими. В итоге были разработаны правила проведения интернет-аукционов, главной целью которых является всемерное развитие маркетинга и стимулирование деловой активности всех участников торгов.

2. Создание на сайте eBay.com страницы «About me», содержащей информацию о продавцах, дало последним возможность значительно расширить свою клиентскую базу: многие поставщики, не располагающие собственными средствами электронного маркетинга, используют eBay в качестве основного инструмента пропаганды своей продукции и налаживания контактов с потенциальными потребителями. Каждый аукционный лот на сайте содержит ссылку на страницу «About me» — к тем данным, которые сам продавец пожелал на ней опубликовать. С вводом в действие этой страницы eBay быстро завоевала авторитет и популярность как одна из наиболее эффективных интернет-структур, содействующих развитию едва ли не всех существующих моделей е-коммерции.

3. Сайт eBay.com представляет собой, по существу, не только аукционную площадку, но и огромный торговый центр, включающий в себя множество отдельных web-магазинов фирм-поставщиков. При том, что и владци покупаы сайта не дает потенциальным потребителям возможности прямого выхода на торговые точки продавцов, где уровень цен, естественно, ниже аукционного. Доступ к ним через аукционный сайт открывается перед теми клиентами, которые заинтересованы в установлении более серьезных (читай — постоянных, широких и т. п.) деловых связей с конкретными поставщиками.

4. Организаторы аукционов eBay чрезвычайно внимательно относятся к использованию любых финансовых сведений и цифровых данных. Они всячески избегают бесцельного широкого распространения какой бы то ни было информации о сделках — тем не менее, каждый заинтересованный клиент имеет возможность в любой момент ознакомиться с результатами торгов, завершившихся в течение последних двух недель. Причем эти данные доступны не только участникам прошедших аукционов — для тех, например, кто только собирается выставить на них свои товары, подобные сведения могут послужить ориентиром для формирования собственной ценовой политики.

5. Многие из нынешних постоянных продавцов сайта eBay.com перешли в эту категорию из разряда покупателей. Это и понятно: прежде чем научиться где-то что-то выгодно продавать, надо попробовать там же что-то купить и таким образом на собственном опыте изучить специфику механизмов торговли. Этот маркетинговый подход уже давно стал для клиентов eBay традиционным. Более того, значительная их часть, освоив технологию аукционных продаж, продолжает пользоваться услугами сайта и в качестве покупателей.

6. По мере того как год от года растут объемы сделок на сайте eBay.com, совершенствуется система взаимоотношений между организаторами аукциона, продавцами и покупателями, увеличивается количество участников торгов, — иными словами, расширяется круг компаний и людей, образующих формацию под названием «интернет-сообщество eBay». Тот, кто попадает в этот круг впервые, по понятным причинам ведет себя поначалу весьма осторожно, опасаясь подвохов, обманов и мошенничества. И зачастую даже самые подробные инструкции операторов сайта не могут избавить новичков от этих комплексов, приобретенных на основе разнообразного негативного опыта взаимоотношений с интернет-торговлей. Для того чтобы ускорить процесс «акклиматизации» дебютантов, опытные пользователи аукциона уже давно создали собственную инициативную почтово-справочную систему, работающую в режиме «чата», отвечающую на все самые каверзные вопросы и помогающую найти выход из любого затруднения. Если уж есть сообщество — значит, должна быть и взаимопомощь, и обмен информацией, и передача опыта. И в этом направлении структура eBay сейчас развивается уже вне всякого контроля и сопровождения со стороны ее официального менеджмента.

eBay: главные сервисы

eBay Live Auctions — основной сервис eBay, представляющий собой систему онлайновых аукционов, проводимых в режиме реального времени по точному образу и подобию традиционных «реальных» аукционов.

Billpoint — целевая система онлайновых платежей eBay, обеспечивающая расчеты между покупателями и продавцами посредством кредитных карт. При организационно-финансовой поддержке Wells Fargo Bank эта система создает условия для быстрого и безопасного финансового сопровождения всех сделок электронного аукциона. Удобство оформления денежных переводов с кредитной карты покупателя, оперативное, надежное и гарантированно-адресное перечисление средств на счет продавца — все это в условиях торговых web-операций предопределяет преимущество Billpoint перед другими платежными системами и объясняет ее выбор организаторами и участниками аукциона в качестве главного финансового инструмента eBay.

Half.com — специализированная рыночная площадка, на которой реализуется новый подход eBay к стратегии своей электронной коммерции — совмещение аукционных принципов купли-продажи с торговлей по фиксированным ценам. В отличие от аукциона, на Half.com продавцы имеют возможность предлагать, рекламировать и реализовывать заранее отобранный высококачественный и пользующийся спросом товар по ценам, определяемым ими к моменту размещения товара на сайте.

eBay International — пользователи eBay представляют собой сегодня всемирную аудиторию, и аукцион следует стратегии расширения своих услуг в различных регионах земного шара. Естественно, что покупатели из Кореи при наличии интереса к американским товарам по-прежнему могут приобретать их на глобальных торгах из США, — но, кроме того, для предоставления клиентам дополнительных удобств и повышения оперативности торгов eBay создает сеть региональных аукционных площадок, ориентированных на рыночную специфику Центральной, Западной и Южной Европы (Австрии, Германии, Швейцарии, Италии, Франции), Британских островов (отдельно — Ирландии), Австралии и Новой Зеландии, Канады, Юго-Восточной Азии (Корея) и т. д.

eBay Motors — крупнейший интернет-аукцион, специализирующийся на торговле автомобилями, двигателями, запчастями и сопутствующими товарами. На сайте представлены как серийные изделия практически всех всемирно известных автомобильных марок — от Acura до Volvo — так и редкие, коллекционные и антикварные машины.

eBay Stores — комплекс фирменных интернет-магазинов, организованный eBay как единый торговый центр. С маркетинговой точки зрения, eBay Stores прежде всего предоставляет продавцам возможность сформировать ценовую политику, расширить круг потенциальных клиентов и наладить с ними постоянный контакт, а покупателям — определить спектр интересующей их номенклатуры, круг выпускающих ее производителей и заключить сделки на оптовые поставки.

Buy It Now — опция «оперативного аукциона», позволяющая покупателю приобрести интересующий его товар по «специальной» (как правило, сверхвысокой) цене, не дожидаясь официального окончания торгов.

eBay Professional Services — этот сервис позволяет клиентам eBay (как правило, кадровым службам компаний малого и среднего бизнеса) осуществлять поиск необходимых им профессионалов в конкретных областях науки, техники, технологии и производства. На сегодняшний день с помощью Professional Services этими службами уже заключены сотни контрактов со специалистами программирования и web-дизайна, бухгалтерского дела и сетевого администрирования, автомеханики и светотехники.

 

3. ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

 

     А теперь важная информация для тех, кто хочет начать зарабатывать деньги на интернет-аукционах, но никак не решится сделать первый шаг;

кто боится, что у него ничего не получится, что он зря потеряет время или даже деньги, что его обманут:

у вас появилась отличная возможность начать свой интернет-бизнес на аукционах, сделав это уверенно и правильно, под чётким руководством профессионала!

Специально для вас Аргунов Артём, - человек, уже более двух лет успешно работающий на многих популярных интернет-аукционах, и поддерживающий тесные связи с сотрудниками нескольких ведущих интернет-аукционов СНГ и Европы, - записал подробный трёхчасовой обучающий видеокурс "Интернет-аукцион - это просто! Подробное руководство для новичка".

Этот курс даст ответы на все ваши вопросы, поможет вам начать зарабатывать действительно приличные деньги. А если ж у вас что-то не будет получаться, вы всегда сможете связаться с Артёмом - и он абсолютно бесплатно ответит на все ваши вопросы, поможет решить возникшие у вас проблемы.

Ознакомьтесь с курсом прямо сегодня, чтобы уже завтра начать интересную и прибыльную работу на крупнейших интернет-аукционах СНГ, Европы и Америки!

"Интернет-аукцион - это просто! Подробное руководство для новичка".

Я же, как всегда, буду ждать ваших писем с отзывами о рассылке, которые мне очень важно знать, чтобы делать рассылку ещё более интересной и полезной для вас, моих читателей!

 

 А на сегодня всё. До встречи в следующих выпусках!
с уважением,
Макеева Надежда
Моя почта!

 


В избранное