Продолжаем изучение книгиХарро фон Зенгер «Стратагемы. О
китайском искусстве жить и выживать»
6. Для Запада — обезьяна, для Китая —
кладезь знаний
«Ведь хитрость, —
сообщал мне в письме от 2.10.1994 Вольфганг Кульманн (Kullmann), профессор
отделения классической филологии [одного из старейших учебных заведений
Германии, основанного в 1457
г. эрцгерцогом Альбрехтом VI под названием Альбертина]
Фрейбургского университета [в начале XIX в. стал называться Альберт-Людвиге
университет (большую поддержку оказал университету великий герцог Людвиг
Баденский)], — играет заметную роль в раннем древнегреческом эпосе: деревянный
конь; хитроумный Одиссей, чьему коварству дается весьма лестная оценка; обман
Прометея с жертвоприношением Зевсу у Гесиода (боги получают лишь худшую часть
жертвенного быка); хитрость в любви (обольщение Герой Зевса [с помощью
чудесного пояса Афродиты и усыпление его в своих объятьях], чтобы отвлечь его
от [Троянской] войны [и тем самым дать возможность победить ахейцам (Илиада,
кн. 14, строки 341—352)]). Но и позднее Афродита и любовь часто соседствуют с
«хитростью». Поразительно то, что в греческой этике классической поры, похоже,
данное явление не затрагивается (у Аристотеля вообще отсутствует слово
«хитрость»)».
Некоторые
соображения на этот счет высказывают Рената Цёпфель (Zöpffel) и Ута Гудзони
(Guzzoni) (см. Harro von Senger [ред.]: Die List. Frankfurt a. M., 1999,
S. 111ff., 386ff.). После того
как хитрость не удостоили своим вниманием греческие философы, в Древнем Риме ей
пришлось еще хуже. «Совершенно не римским средством» назвал ее крупный римский
историк Тит Ливии (59 до н. э. — 17 н. э.) в своей «[Истории Рима] от основания
города (Ab Urbe condida)» (кн. l, 53.4). Так что апостол Павел нашел
благодатную почву для утверждения: «Ибо мудрость мира сего есть безумие пред
богом» [1 Кор 3:19]. Неудивительно, что на Западе хитрость причисляют к
«лжемудрствованию» и даже к «порокам» (см. учебное пособие неотомического толка
пастора д-ра Бернхарда Келина (Kälin): Einführung in die Ethik, 2. Aufl.
Sarnen, 1954, № 204) и поэтому на 700 страницах Всеобщего катехизиса
(Weltkatechismus. Oldenburg, 1993) Католической церкви с его 2865 пунктами,
который, «по утверждению папы, являет собой «Христову весть целокупно и без изъятия»
(Neue Zürcher Zeitung), 1.10.1993, S. 23), она вообще не упоминается (согласно
«Предметному указателю», с. 797). Как писал крупнейший немецкий военный
теоретик и историк К. Клаузевиц, «малочисленной и совершенно слабой стороне,
которой уже не может помочь ни осторожность, ни мудpocть... хитрость еще
предлагает свои услуги как единственный якорь спасения» (О войне. Часть третья.
О стратегии вообще. Глава 10. Хитрость. М.: Госвоениздат, 1934). Получается,
что хитрость не имеет почти ничего общего с мудростью, более того, за нее
хватаются, когда недостает мудрости. У предтечи Просвещения Джона Локка
хитрость вызывает чуть ли не отвращение: «Хитрость (cunning), это обезьянье
подобие мудрости, как нельзя более далека от последней и так же уродлива, как
уродлива сама обезьяна ввиду сходства, которое у нее имеется с человеком, и
отсутствия того, что действительно создает человека. Хитрость есть только
отсутствие разума...» («Мысли о воспитании» (Some Thoughts concerning
Education, 1-е изд. 1693; последнее, 5-е изд. вышло уже после смерти философа в
1705), параграф 140: Джон Локк. Сочинения, т. 3. Пер. с англ. Ю. Да-видсона.
М.: Мысль, 1988, с. 537).
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, 2006-2016 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.