Коллекция ошибок в бизнесе 3. Руководитель берет все на себя.
3. Руководитель берет все на
себя
Классическая ошибка начинающих руководителей.
Есть поговорка: "Хочешь, чтобы было сделано хорошо - сделай сам".
Это НЕ случай руководителя.
Если Вы, руководитель, делаете работу за Ваших подчиненных - то за
что Вы им платите зарплату?
А как у Вас с выполнением пункта 1? (См. Выпуск №1.Договаривайтесь на берегу).
Распределили обязанности? Алгоритмы взаимодействия и мотивация четко расписаны?
Легко понять - человека, ставшего во главе отдела, направления, компании, как правило
распирает от энтузиазма, желания сделать что-то уже в новом качестве.
Вот тут и возникает ситуация - такой прием, как делегирование, просто забывается.
Или у руководителя много идей, подчиненные за ним не успевают. Или не хотят успевать.
И начинаются недосыпы, накапливается усталость. Далее можно найти в интернете множество
интервью руководителей, в процесс работы которых вмешалось их собственное здоровье.
Во многих техниках обучения эффективному использвоанию времени, руководителям внушается
мысль, что реальные дела должны занимать 4 часа в течение рабочего дня.
Не соглашусь - если Вы за час решите все рабочие вопросы, скоординируете работу подчиненных,
что по прибыли будет равно 8 часам работы обычного руководителя - цены Вам нет.
Из предыдущего абзаца становится ясно, что руководитель все-таки отличается от рядового
сотрудника. Хотя бы потому, что у руководителя, как правило больше подчиненных. У каждого
подчиненного свой график работы, свой план. А если руководитель сам справляется с
выполнением плана на одного и более подчиненных, то возвращаемся к вопросу - а за что этим
подчиненным платится зарплата?
И еще одно кардинальное отличие руководителя - с одной стороны, у него власть.
Руководитель решает, разрешить ли сотруднику уйти раньше, дать выходной - это глазами
подчиненного.
А с другой стороны - ответственность. Он отвечает за определенный участок производства. И
если на этом участке что-то не так. С кого спросят?
Есть руководители по-неволе. Как правило, это сотрудники, привыкшие быть исполнителями. А
роль руководителя им неинтересна. Такие руководители сами стремятся участвовать в
непосредственном производстве, зачастую забывая об управленческом моменте.
Последствия таких действий для компании - вполне очевидно.
Это один перегиб.
Другой перегиб - запираться в кабинете, не выходя "в поля". Выход "в поле" дает полную, детализированную картину работы компании. Дает возможноть пообщаться с подчиненными на местах. Увидеть новые возможности или, наоборот, недочеты производства.
Поэтому выходите "в поля".
Делегируйте. Ставьте задачи, контролируйте исполнение, если надо, корректируйте
курс, ставьте новые задачи. Общайтесь с подчиненными на из рабочих местах.
И еще маленькая примудрость управленческого процесса, рассказанная мне одним из крайне
эффективных и успешных руководителей:
если руководитель приучил подчиненных к четкой работе по заданным алгоритмам, к
определенному темпу работы, к непрерывности работы (См. Выпуск №2), то уже сотрудники не
дадут руководителю расслабиться, т.к. поставленные задачи выполнят, придут с отчетом и
потребуют продолжения процесса.
Пока готовился выпуск, возникли еще два момента, которые важно осветить.
1) знаю ситуации, когда к руководству приходили люди с большими долгами. В жизни вне работы,
личными.
С одной стороны, такой сотрудник замотивирован на плотную, эффективную работу, поскольку
надо вернуть долги, то есть ему нужны деньги.
С другой стороны - какова природа этих долгов?
Почему этот человек задолжал?
Насколько он будет бережливым и рачительным хозяином вверенного ему хозяйства?
2) классика начинающего руководства. В разных источниках оно называется по-разному, но смысл
один. Эго, гордыня, понты, самолюбование. Это одна из форм ошибки №2. Только здесь все еще
круче - осознание "у меня есть власть". И наслаждение этим чувством. А вот об
ответственности как-то забывается.
Меня эта участь не миновала, правда, дело было в школе, работа учителем, работа в институте
- преподавание на кафедре. Молодой специалист, надежда педагогики и науки.
Спасибо старшим преподавателям - быстро вернули "с небес на землю", объяснив, что "педагог -
инженер человеческих душ", а это очень серьезно.
Далее, когда мне поручили руководство коммерческой компанией, первым вопросом, который был у
меня к себе, "Как поднять это хозяйство? Как поставить на ноги?".
Скажу честно: ошибку №3 тоже удалось совершить - были и недосыпы, и усталость.
Надеюсь, у Вас получится эту ошибку обойти.
Успехов!
Проверьте себя:
1) бизнес-процессы четко расписаны, расписаны должности, имена, сроки, расписана четкая
мотивация.
2) каждый понимает личную и общую мотивацию.
3) педали крутятся, работа делается непрерывно.
4) второстепенные задачи делегированы сотрудникам.