СРОК ДАВНОСТИ ВЗЫСКАНИЯ НАЛОГОВЫХ САНКЦИЙ. ДЕНЬ ОБНАРУЖЕНИЯ НАРУШЕНИЯ (рассылка N 2/2001)
Для кого предназначается сегодняшний совет:
Для налогоплательщиков.
Cитуация:
Налоговая инспекция провела камеральную налоговую проверку организации. Выявив факт совершения налогового нарушения, ГНИ направила налогоплательщику письмо-уведомление о непредставлении им в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой отчетности.
Поскольку объяснений от налогоплательщика не поступили, то налоговая инспекция через месяц после направления письма-уведомления привлекла организацию к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ и по пункту 1 статьи 119 НК РФ за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок деклараций и иных документов.
Налогоплательщику было направлено требование об уплате штрафа в добровольном порядке. Однако в установленный в требовании срок, налогоплательщик не уплатил начисленную сумму штрафа. Тогда через пять с половиной месяцев после направления своего письма-уведомления ГНИ обратилась с иском о взыскании санкций в Арбитражный суд.
При этом налоговая посчитала, что установленный пунктом 1 статьи 115 НК РФ 6-месячный срок давности взыскания налоговых санкций не пропущен. Согласно указанной статье налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта.
Днем составления соответствующего акта ГНИ посчитала день вынесения решения, поскольку Налоговым кодексом РФ не предусмотрено обязательное составление специального документа акта, где фиксируется факт выявленного в ходе камеральной проверки нарушения. Результаты камеральной проверки в случае выявления налогового правонарушения отражаются в решении о привлечении налогоплательщика к ответственности.
Налогоплательщик не согласился с мнением ГНИ относительно даты обнаружения нарушения. По мнению организации, днем, с которого следовало исчислять шестимесячный срок, день регистрации налоговым органом всех представленных налогоплательщиком документов, а не дату вынесения налоговой инспекцией решения (документы были сданы в ГНИ с просрочкой).
На самом деле:
Налоговая пропустила установленный пунктом 1 статьи 115 НК РФ шестимесячный срока давности взыскания налоговых санкций.
Но днем, с которого следовало исчислять шестимесячный срок, является не день регистрации налоговым органом всех представленных налогоплательщиком документов. Таким днем нужно признать дату направления налоговой инспекцией налогоплательщику письма-уведомления о непредставлении бухгалтерской отчетности. Указанная дата является днем обнаружения налогового правонарушения. Шестимесячный срок для взыскания санкций является пресекательным, а следовательно, не подлежащим восстановлению. В случае его пропуска суд должен отказать в удовлетворении требований налогового органа.
Попробуем разобраться, почему так происходит. И определить более общее правило для нашей и подобной ей ситуаций.
Согласно пункту 1 статьи 115 Налогового кодекса РФ налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта.
Поскольку обязанность составлять акты прямо установлена Налоговым кодексом только для выездных налоговых проверок, а при использовании иных форм налогового контроля их обязательное составление не предусмотрено, положения пункта 1 статьи 115 НК РФ в части, касающейся составления акта, следует применять только в случаях привлечения налогоплательщика к ответственности по результатам выездной налоговой проверки.
В остальных случаях исчисление шестимесячного срока осуществляется со дня обнаружения соответствующего правонарушения. День обнаружения правонарушения необходимо определять с учетом характера правонарушения и обстоятельств его совершения и выявления.
В рассматриваемом случае взыскивается штраф за налоговое правонарушение - непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных налоговым законодательством.
В целях выявления правонарушений в области налогового законодательства НК РФ определяет формы проведения налоговыми органами налогового контроля (статья 82 НК РФ). Возникает вопрос, в ходе осуществления какой формы налогового контроля налоговые органы могут выявить указанное правонарушение?!
В связи с отсутствием законодательной регламентации порядка проведения камеральных проверок и в целях установления единых принципов принятия представляемых в налоговые органы налоговых деклараций и иных документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, проведения камеральных налоговых проверок, а также на основании пункта 2 статьи 4 НК РФ Министерство Российской Федерации по налогам и сборам разработало и утвердило Регламент проведения камеральных проверок налоговой отчетности, оформления и реализации их результатов от 29.01.99 N ВГ- 14-16/13 ДСП (далее - Регламент). Указанный документ обязателен для исполнения налоговыми органами.
Согласно пункту 1.4 названного Регламента камеральной проверкой является проверка представленной налогоплательщиком налоговой отчетности. В пункте 3.2 перечислены вопросы, которые проверяются в ходе камеральной проверки:
а) полнота представления налогоплательщиком документов налоговой отчетности;
б) визуальная проверка правильности оформления документов налоговой отчетности (полнота заполнения всех необходимых реквизитов, четкость их заполнения и т.д.);
в) своевременность представления налоговой отчетности;
г) правильность арифметического подсчета итоговых сумм налогов и сборов, подлежащих уплате в бюджет;
д) обоснованность применяемых налогоплательщиком ставок налога и льгот, их соответствие действующему законодательству;
е) проверка правильности исчисления налогооблагаемой базы (логической связи между отдельными отчетными и расчетными показателями, сопоставимости отчетных показателей с аналогичными показателями предыдущего отчетного периода, взаимоувязки показателей бухгалтерской отчетности и налоговой декларации и т.д.).
Таким образом, своевременность представления налоговой и бухгалтерской отчетности, документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, является предметом камеральной проверки.
Ни Регламентом, ни НК РФ не предусмотрен порядок оформления результатов камеральной проверки соблюдения налогоплательщиками сроков представления налоговой и бухгалтерской отчетности, документов и сведений, необходимых для исчисления и уплаты налогов. В связи с чем при их отражении в соответствующем документе (письме, акте, справке, решении о привлечении к налоговой ответственности) датой обнаружения такого налогового нарушения следует считать дату составления этого документа. При этом должно быть соблюдено условие проведения камеральной проверки в пределах установленного статьей 88 НК РФ трехмесячного срока со дня представления налогоплательщиком документов. То есть дата указанного выше документа должна быть тоже в пределах этого срока.
Справедливости ради, стоит сказать, что помимо изложенного существует еще один заслуживающий внимания подход в определении начала течения срока давности взыскания налоговых санкций.
Согласно статье 88 НК РФ камеральная проверка проводится на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Камеральная проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Из содержания вышеприведенной нормы кодекса следует, что камеральная проверка проводится в случае представления налогоплательщиком в налоговую инспекцию документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, и не может проводиться в связи с непредставлением документов ввиду отсутствия оснований для такой проверки и самого предмета проверки.
Факты непредставления документов, сообщений, сведений, которые должны представляться налогоплательщиками в налоговые органы в случаях, предусмотренных НК РФ, устанавливаются при осуществлении иных форм налогового контроля, перечисленных в статье 82 НК РФ, а не путем проведения камеральных проверок. Налоговые инспекции для подтверждения соблюдения срока давности взыскания финансовых санкций должны представлять в суд документально подтвержденные сведения о дате обнаружения правонарушения.
При таком подходе налогоплательщик может добиться признания датой обнаружения правонарушения день, следующий за последним днем представления в налоговый орган налоговой и бухгалтерской отчетности.
Если Вы попали в схожую ситуацию, а Ваши штатные юристы не являются специалистами в области налогового права, мы можем проконсультировать их по этому и другим вопросам.
Если у Вас попросту нет юристов или Вы им не доверяете, то мы можем стать вашими юристами или даже аудиторами (мы находимся в Москве).
Наши услуги платные. Если Вы хотите получить бесплатную юридическую помощь, то рекомендуем обратиться на юридический форум рассылки. Мы по мере своих возможностей тоже принимаем участие в указанном форуме и консультируем там вместе с другими юристами. Там же вы можете высказать свою точку зрения на те проблемы, что мы поднимаем в наших материалах.
Авторы рассылки - профессиональные аудиторы (лицензии на банковский и общий аудит) и юристы (специализация - налогообложение и разрешения спорных ситуаций между предпринимателями и госорганами). Предлагаемые нами решения проверены практикой! Дополнительную информацию о нашей фирме Вы найдете на нашем сайте.
Потенциальные клиенты могут позвонить нам по телефону в Москве (095) 190-13-11
Предложение для владельцев рассылок Городского кота и сайтов!!! Наша рассылка меняется рекламными ссылками с другими рассылками. Сайт рассылки готов меняться ссылками с другими сайтами. Если Вы заинтересованы в таком обмене, то напишите нам. Мы обязательно рассмотрим Ваше предложение. Возможно коммерческое размещение вашей рекламы.