При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Налоговые новости для юриста и бухгалтера" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Информация за февраль 2002 года/4. Новый трудовой кодекс и налоги. Вступивший в силу 1 февраля 2002 года новый Трудовой кодекс будет влиять на налогообложение косвенным путём, и раз практики его применения по объективным причинам ещё нет, то давайте посмотрим, что лежит на поверхности. Первое, чем запомнился работодателям, сей занятный документ – новелла об увеличении размера минимальной заработной платы. В социалистическом КзоТе, который трепал нам нервы аж с 1971 года, была статья 78 с многообещающим названием «Минимальный размер оплаты труда», и гласившая: «Месячная оплата труда работника, отработавшего полностью определенную на этот период норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности (нормы труда), не может быть ниже установленного Верховным Советом Российской Федерации минимального размера оплаты труда. В минимальный размер оплаты труда не включаются доплаты и надбавки, а также премии и другие поощрительные выплаты». Избавившись от Верховного Совета РФ, мы были вынуждены равняться на законы, периодически увеличивающие размер МРОТ. Последним из них был ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 19.06.2000 N 82-ФЗ «О МИНИМАЛЬНОМ РАЗМЕРЕ ОПЛАТЫ ТРУДА», установивший своей статьёй 1 «минимальный размер оплаты труда: с 1 июля 2000 года в сумме 132 рублей в месяц; с 1 января 2001 года в сумме 200 рублей в месяц; с 1 июля 2001 года в сумме 300 рублей в месяц.» Поэтому работодатели имели полное право определять минимальную заработную плату для своих «наёмников» за январь 2002 года исходя из последней суммы. Минимальный размер оплаты труда, установленный статьей 1 указанного Федерального закона, применялся исключительно для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности и выплат в возмещение вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанными с исполнением трудовых обязанностей (статья 3 Закона). Что касается всех остальных величин (бесконечные штрафы за нарушение уголовного и налогового законодательства, Кодекса об административных правонарушениях, налогооблагаемые базы и прочее) кратных МРОТ, то статьёй 4 Закона было установлено, «что до внесения изменений в соответствующие федеральные законы (а этого, кстати, до сих пор не сделано – прим. автора), определяющие размеры стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат либо порядок их установления, выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, размер которых в соответствии с законодательством Российской Федерации определяется в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2000 года исходя из базовой суммы, равной 83 рублям 49 копейкам, с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 рублям». А при начислении февральской зарплаты уже придётся руководствоваться статьёй 133 ТК «Установление минимальной заработной платы»: «Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека. Месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. При оплате труда на основе тарифной системы размер тарифной ставки (оклада) первого разряда единой тарифной сетки не может быть ниже минимального размера оплаты труда. В размер минимального размера оплаты труда не включаются доплаты и надбавки, премии и другие поощрительные выплаты, а также выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, за работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, иные компенсационные и социальные выплаты. Порядок расчета прожиточного минимума и его величина устанавливаются федеральным законом». На сегодняшний день этого федерального закона нет, но будем надеяться, что к концу февраля он увидит свет, а мы его. Есть только ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24.10.1997 N 134-ФЗ «О ПРОЖИТОЧНОМ МИНИМУМЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», устанавливающий «правовую основу для определения прожиточного минимума в Российской Федерации и его учета при установлении гражданам Российской Федерации государственных гарантий получения минимальных денежных доходов и при осуществлении других мер социальной защиты граждан Российской Федерации». Величина же прожиточного минимума у нас, до недавнего времени, устанавливалась Правительством России. Последняя из известных определена ПОСТАНОВЛЕНИЕМ Правительства РФ от 21.12.2001 N 879 «ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ВЕЛИЧИНЫ ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ И ПО ОСНОВНЫМ СОЦИАЛЬНО - ДЕМОГРАФИЧЕСКИМ ГРУППАМ НАСЕЛЕНИЯ В ЦЕЛОМ ПО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА III КВАРТАЛ 2001 г. (обратите внимание на дату и на период, за который величина установлена…)». А чтобы иметь представление о диапазоне сумм – цитата из пункта 1 этого документа: «Установить по представлению Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Государственного комитета Российской Федерации по статистике величину прожиточного минимума в целом по Российской Федерации за III квартал 2001 г. в расчете на душу населения - 1524 рубля, для трудоспособного населения - 1658 рублей, пенсионеров - 1163 рубля, детей - 1514 рублей». Местные власти тоже регулярно определяют величину прожиточного минимума, правда, в реальной жизни она мало применяется, в том числе и из-за позднего выхода самого документа. Например, не далее, чем 1 февраля 2002 года Правительство родной Свердловской области своим ПОСТАНОВЛЕНИЕМ N 69-ПП «ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ВЕЛИЧИНЫ ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА ЗА IV КВАРТАЛ 2001 ГОДА» установило «по представлению Министерства экономики и труда Свердловской области величину прожиточного минимума за IV квартал 2001 года, рассчитанную на основе данных Свердловского областного комитета государственной статистики об уровне потребительских цен: в расчете на душу населения Свердловской области - 1703 рубля; для трудоспособного населения - 1848 рублей; для пенсионеров - 1300 рублей; для детей - 1692 рубля». Видимо, величина прожиточного минимума в ожидаемом Законе будет колебаться в пределах указанных сумм. Подождём… Но в любом случае налоговая база по единому социальному налогу в 2002 году ощутимо увеличится, а значит и абсолютная величина налоговых отчислений. Ещё одна новость Трудового кодекса, о которой много говорят средства массовой информации, пытаясь нагнать жути на отцов-работодателей и добавить уверенности наёмным работникам во главе с профсоюзами (там, где они ещё остались). Речь идёт ответственности первых за задержку кровно заработанных последним. Давайте разберёмся, так ли страшен Кодекс, как его пересказывают дикторы… Действительно, в статье 142 с характерным названием «Ответственность работодателя за нарушение сроков выплаты заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику» можно обнаружить такие строки: «Работодатель и (или) уполномоченные им в установленном порядке представители работодателя, допустившие задержку выплаты работникам заработной платы и другие нарушения оплаты труда, несут ответственность в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами». Если не отчаиваться и продолжить поиски, то в недрах Трудового кодекса удастся обнаружить уже статью 236, называемую не иначе как «Материальная ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы». При внимательном прочтении любому наёмному работнику навсегда западут в душу её сухие и лаконичные строки: «При нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Конкретный размер выплачиваемой работнику денежной компенсации определяется коллективным договором или трудовым договором». Внушительно? Не думаю. Как известно, Центральный банк РФ, несмотря на ни на что, с 4 ноября 2000 года стоит насмерть и не двигает вожделенную ставку рефинансирования с отметки 25 % годовых. В этой ситуации одна трёхсотая составит не как не больше 0,083 % годовых в день. При заработной плате работника в 2 000 рублей в месяц (округлим в большую сторону возможную величину прожиточного минимума) задержка её выплаты на 1год обойдётся работодателю (при сохранении ставки ЦБ РФ неизменной) в 606 рублей. Много это или мало – вопрос почти философский, единственное, что хочется отметить ставка рефинансирования сейчас близка к уровню инфляции, а банки кредитуют те же предприятия под гораздо больший процент. Безусловно, суммы денежной компенсации не будут учитываться как расходы, уменьшающие налоговую базу при расчёте налога на прибыль организаций. Так что, считайте сами… -------------------------------------------------------------- Аудиторская компания «Контур аудит» г. Екатеринбург, 2002 Приведённая статья была опубликована в мартовском номере журнала «Директор».
Уважаемые господа, ведущая рассылку данную рассылку аудиторская фирма ╚Контур аудит╩ работает с 1992 года и предлагает вам следующие услуги:
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||