Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Академия Успеха

  Все выпуски  

Академия Успеха.Тренинг артикуляторного аппарата


Дикция — основа четкости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения зависят от активной и правильной работы артикуляторного аппарата, особенно от подвижных его частей — языка, губ, нёба, нижней челюсти, глотки. Работать над дикцией необходимо, даже если нет особых изъянов. Работа над дикцией — это еще и продолжение тренировки дыхания. Обладающий хорошей дикцией человек бережно тратит выдыхаемый воздух, иначе в речи будут слышны дополнительные звуки, придыхание.

Система занятий дикцией включает:

  • Тренинг мышц активных органов аппарата речи;
  • Тренинг гласных звуков;
  • Тренинг согласных звуков;
  • Упражнения с текстами, состоящими из фраз, скороговорок, стихов.

Тренировка мышц речевого аппарата проводится перед зеркалом. Артикуляционный тренинг как предварительный этап перед занятиями собственно дикцией необходима, чтобы преодолеть наиболее распространенные недостатки речи, отрицательно влияющие на отчетливость произнесения: вялость губ, зажатость челюстей (речь сквозь зубы), склонность передней части языка к сужению — призубность произнесения, малоподвижность мягкого нёба, общая небрежность.

Тренировка мышц нижней челюсти

Напряженные мышцы нижней челюсти приводят к «зажатости» звука и ухудшают голос. Для речи необходимо их расслабить. В упражнениях следует добиваться эластичности мышц, в результате которой нижняя челюсть свободно и легко опускается вниз как бы под собственной тяжестью и не поглощает произносимые звуки.

При выполнении упражнений голову держат прямо, не опуская и резко не поднимая ее; челюсть опускают без рывков и напряжения; язык лежит плоско на дне полости рта; передняя часть спинки языка — у нижних зубов; мягкое нёбо — максимально подтянуто вверх ощущением зевка. Последующие задания выполняют тщательно и точно (1, 2 задания — на три счета).

1. Рот полуоткрыть — открыть — закрыть.

2. Нижнюю челюсть выдвинуть вперед — убрать на место.

3. Произнесение сочетаний пай, бай, май, гай, кай, пай, дай, тай с отклонением головы назад и удержанием подбородка на месте.

4. Произнесение сочетаний ма-ма-ма, на-на-на, ба-ба-ба, га-гага, да-да-да.

5. Произнесение сочетаний пай, бай, дай, тай, кай, гай с поворачиванием головы и «касанием» подбородком то правого, то левого плеча.

6. Произнесение фраз с опусканием нижней челюсти.

Маяк на скале как мак, Квакша квакала; ква-ква-ква. Дама сдавала багаж. Аты-баты, шли дебаты. Наша река широка, как Ока. Наш Полкан из Байкала лакал, Полкан лакал, не мелел Байкал. Шакал шагал, шакал скакал. Краб крабу сделал грабли, подал грабли крабу краб, сено граблями, краб, грабь. Иван,Иван, вырывай бурьян. Хороша кашка, да мала чашка. Яблоко от яблони недалеко падает. Она — за нас, а мы — за ананас. Клара-краля кралась к ларю. Карп Поликарпыч и Поликарп Карпыч подкармливали карпов. Декламация — грация речи. Ах, на час да вскачь! Кромсая мрак и бороздя, на землю молния слетала. Бочар побывал у врача, а врач у бочара. Морская волна сильна и вольна.

7. Произнесение фраз с выдвижением нижней челюсти вперед.

Мыши грызли сыр. Рыбой были сыты. Рвы рыли да не дорыли. Сатрапы стали стары. Если б милые девицы так могли летать, как птицы. Топоры остры до поры, до поры остры топоры. Лыком шиты, да мылом мыты. Если бы не бы, выросли бы грибы, да все белые бы. Если бы да кабы, так росли бы во рту грибы. Язык иглы острее. Добыл бобыль бобов. Не кичись, а учись. Прибыл Клим из Клина в Крым. Бурые бобры добры. Ты прыгал у айвы, а я у ивы. Ты сыт!

8. Произвольное движение нижней челюстью вправо-влево.

Тренировка мышц мягкого нёба

Для выработки растяжимости и пластичности тканей мягкого нёба при одновременной активизации задней стенки глотки, а также для достижения контакта мягкого нёба с верхним сжимателем глотки выполняют следующие упражнения.

  1. Распластывание спинки языка при широко открытом рте так,чтобы передняя часть ее прилегала к нижним резцам, а корень и задняя часть были опущены; сдвиг гортани и глотки вниз и поднятие мягкого нёба вверх, в целом — позиция типа «показать горло врачу» или имитация ощущения при глотании «надутого шара».
  2. Выдыхание горячей струи с артикулированием гласных звуков э, а, о, затем сочетаний ба, да, га (выполнение упражнений при описанном выше положении артикуляторов).
  3. Надувание щек при зажатом носе.
  4. Позевок с открытым и закрытым ртом.
  5. Произнесение сочетаний звуков е-е-е, и-и-и, йе-йе-йе, йи-йи-йис энергичным опусканием нижней челюсти, а затем сочетаний а-а-а, йа-йа-йа, йэ-йэ-йэ в позиции опоры подбородка на сцепленные пальцы с движением верхней части головы вверх на выдохе.
  6. Мысленное произнесение звука п-п-п при закрытом рте, затем — сочетаний иэо-иэо-иэо, ий-ий-ий.
  7. Медленное произнесение звуков к, г, д, т.
  8. Мысленное произнесение сочетаний кп, гб, птк, бдг.
  9. Активный выдох с «выкашливанием» гласных э, а, о, у.
  10. Произнесение звуков с позевыванием: и, е, я, ю.
  11. Пение в высоком регистре гласных звуков и их сочетаний.
  12. Легкое тремолирование голоса на гласных и их сочетаниях.

Тренировка мышц глотки

1. Мысленно, шепотом, затем вслух произнести поочередно звуки и и у, и-у-и-у-и-у ... . Повторить не менее 10-15 раз.

Данное упражнение развивает и подвижность гортани: при произнесении гласного звука и гортань занимает самое высокое положение, а при фонации, у — самое низкое. При низком положении гортани голосовые складки находятся в более комфортных условиях, и звучание будет ровным и устойчивым,

2. Звучное и длительное с энергичным напряжением мышц губ и глотки произнесение одним приемом сочетаний м-мъ-м-мъ-м-мъ.

3. Всасывание воздуха при сомкнутых зубах.

4. Всасывание воздуха при вытянутых вперед губах.

5. Имитация жевания с закрытым и открытым ртом, в процессе которого происходит энергичное сокращение мускулатуры гортани, глотки, мягкого нёба, языка и губ.

Активизации нёбно-глоточных мышц следует уделить особое внимание. В толще нёбной занавески переплетается ряд мышечных групп, сочетанная функция которых придает мягкому нёбу различное положение в зависимости от осуществляемой им в данный момент деятельности. Действие этих мышц не ограничивается подвижностью только мягкого нёба, оно способствует также перемещению боковых дужек и стенок глотки, гортани, языка, обусловливая особую модуляцию голоса.

Упражнение 1. Имитируйте произнесение сочетаний звуков, слогов, слов и фраз со звуками п, т, к для активизации нёбно-глоточных мышц.

Птк-птк-птк, тпк-тпк-тпк, кпт-кпт-кпт, ктп-ктп-ктп, птк-птк-птк, кот-кот-кот, ток-ток-ток, тук-тук-тук, тик-тик-тик, кит-кит-кит, поп-поп-поп, топ-топ-топ, путь-путь-путь, петь-петь-петь, пот-пот-пот, кап-кап-кап, клоп-клоп-клоп, топь-топь-топь, пути-пути-пути, пять-пять-пять, опята-опята-опята, Петя-Петя-Петя, копать-копать-копать, копить-копить-копить, купать-купать-купать, кок-кок-кок, капать-капать-капать, пуп-пуп-пуп, Тит-Тит-Тит, тот-тот-тот, плеть-плеть-плеть, тетрадь-тетрадь-тетрадь, тетя-тетя-тетя, тут-тут-тут, топтать-топтать-топтать, катить-катить-катить, тёрт-тёрт-тёрт.

Плывут плоты. Плиты впритык. У попа папа поп и поп попа похваливает. Потек под ток воды поток. Виктор в лифте. Пять опят, пять утят. Дитя пьет какао. У Тита пики. Купи кипу пик вкупе с кипой пакетов. Ткач ткет. Копил купилки, купил копилку, купилок копил, копил, да кукушку купил. Поэт поет с переплета. Пристало Пете петь.

Упражнение 2. Прочтите фразы акцентированным полушепотом и с напряжением мягкого нёба.

Вот эфиоп из Эфиопии, Да только это утопия. Да, да — это копии, копии. В октябре лишь ветер веял, и, как сито, дождик сеял. Латка да штопка — чепчик из хлопка. Кричи, когда вокруг красивый край — Кижи, Карелия, колокола. Шерсти взяли — берет связали.

Пегас, привозивший почту, поскреб подковой порог, пообещал прибыть попозже, поскакал пощипать пырей. Приехали! Проходите, гости! Пегас привез Психею. Психея просияла и послала поцелуй.

Упражнение 3. Прочтите предложения со словами, в которых нет носовых звуков м и н; следите, чтобы мягкое нёбо было высоко поднято.

Купили кипу пуха. Да это просто колдовство. Люди любят лесть. Куст розы расцвел. Вдали туристы увидели залив. Сатрап стал стар. Клава плетет лапти. Дико ревет поток. Пират плывет. Кукушка кукует вдали. Шелк шуршит. Дерево пилили пилой. Тут едят салат из тыквы. Кошка качает клетку с пташкой. Косарь косит косой. Порядок ли в аппарате. От глупого риска до беды близко. Береги бровь, глаз цел будет. Век живи, век учись. Печаль, печаль оставьте. Чей черед, тот и берет. Было бы болото, а черти будут. «Взяв такси, спросила такса: «За такси, какая такса?». Идет по следу лайка. Елку положили в сарай. В пыль упала гайка. Из кустов раздался вой. Из улья вылетел рой. Гости пили чай китайский. В роли Остапа актер Юрский. Порог болевой. Аллею покрыли желтые листья. Дети полили из лейки. Витя тер тело губкой. По дороге теряются гайки. Элла долго засыпала и вертелась все юлой. Была старуха в сказке злой, звалася бабою Ягой. Я вижу птичью стаю. Стоят подъезды без дверей. В лесу раздавался вой волка и лай свирепых собак. Этот ручей из ключей. Ловит рыбу бравый Дарий. Выдержал бой гордый Гордей. У пригорья поет Егорий. По крыше и ветке прыгает серый воробей. Без рук рисует, без зубов кусает. Живет вдобавок попугай — развеселый Труляляй! Заскрипело старое перо: «Скоропись, борзопись!»

Упражнение 4. Пропойте сочетания слов и короткие фразы в высоком регистре.

Идеи, иди, вили, пили, били, Ливия, валили, лили, фитиль, филиал, Филипп, вития, Тит, хиппи, пир, фибры, Сирия, лис, сивый, избы, шпиль, шили, жир, жди, щит, ушищи, дичь, бичи, чих, цирк, пики, лики, кит, кисть, Кирилл, дикий, физики, лейки, лиги, фиги, тихий, ветхий, гибкий, жидкий, липовый, широкий, пырей, кий, пайки, байки, отбой, прибой, витый, сизый, рейс, репей, Дорофей, бей.

Аллея белых лилий. Тихий твой юбилей. Старый дед Евсей пасет гусей. Тощие щеки у тощей щуки. У причала кричали чайки. У Цили цепкие пальцы. Возле лозы стоит коза, уставив серые глаза. Век живи, век учись. Эти щи — хороши. Эти щи — хоть голову полощи. Испугали сайкой чайку. Свиристель свиристит свирелью. Либретто «Риголетто». Иди по следу, лайка. Любил я очи голубые. Какое лето, что за лето! Выпь вопит. Еле-еле Ева ела. Сорок сорок в короткий срок съели сырок.

Тренировка губ

  1. Исходное положение: рот закрыт, мышцы нижней челюсти не напряжены. Поочередное поднятие и опускание верхней и нижней губы, при этом десны не должны быть видны. Мышцы лица должны быть спокойны.
  2. Оттягивание уголков рта в стороны, затем вытягивание губ вперед хоботком. Сначала имитация, затем произнесение звуков и — у.
  3. Многократное произнесение сочетаний губных согласных мб, бм, пм, мп и губно-зубных ем, мв, бв, вб, и др.
  4. Легкое массажирование верхними зубами нижней губы, затем нижними губами — верхней губы.
  5. Движение вытянутых губ вправо-влево.
  6. Присасывающее движение губ.
  7. Вытягивание губ вперед воронкой.
  8. Натягивание губ на зубы при слегка открытом рте.
  9. Произнесение сочетаний гл, гн, кл, кн, дл, дн, тл, тн, вл, вн с длительным звучанием второго согласного звука, в течение которого верхняя губа должна подниматься все выше и выше.
  10. Аналогичное произнесение сочетаний кс, гз, бз, дз, ез, но с оттягиванием нижней губы вниз.
  11. Произнесение сочетаний мвз-мвз-мвз — для обеих губ, в котором большая протяженность звука е — для верхней губы и з — для нижней.
  12. Произнесение сочетаний и фраз с энергичной работой губ:

птка-птка-птка, бдга-бдго-бдгу-бдгэ-бдгы.

Попытка не пытка, пылинка на былинке, Петр-пекарь пек пироги. Не буду Будду я будить, но буду будоражить Будду. По пузу Будду буду бить, попу забуду дать по пузу. Перепел поет. Беда на беде бедою погоняет. Дитя опыт из лепета лепит, и лепет из опыта пьет. Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа. Победа любит старание. Хвалю халву. Вокруг носа вьется, а в руки не дается. Валерий кавалерию раскрасил акварелью, карьером кавалерия скачет у Валерия. Волк воет. Увидел Валера верблюда в вольере. На ветке видна ватага воробьев. Феня форсит в фартуке. Фофанова фуфайка Фефеле впору. Фофан, фофан — в землю вкопан. Вот тут вопит выпь. Палатка стоит в поле. Поп попа похваливает.

Упражнение 5. Прочтите слова, обращая внимание на поднятие верхней и опускание нижней губы, четкое произнесение звуков в и з.

Взгляд, взгорок, взгорье, взгреть, взгретый, вздох, вздор, вздутый, вздыхать, вздувать, взрыв, взрыть, взрыхлить, взывать, взыграть, взыскать, вздрагивать, взломать, вздыбить; в вазе стоят ветки вяза.

Упражнение 6. Прочтите предложения, обращая внимание на поднятие верхней и опускание нижней губы, четкое произнесение звуков в и з.

Из кузова в кузов перегружали арбузы, в грозу в грязи от груза развалился кузов. Водовоз вез воду из-под водопровода. В грязи у Олега увязла телега. Верзила Вавила взрыхлял землю и вздыхал. «Резиновую Зину купили в магазине, резиновую Зину в корзине привезли ...»

Упражнение 7. Прочтите слова и предложения, обращая внимание на четкое произнесение звуков с, ф, е.

Сфера, сфинкс, сфотографировать, сфальшивить, фуфайка, Припевайск, сыровар, сыск, сыскать, сыздавна, сызнова, схватить, ставить, заквасить, соврать, славить, слово, свист, фас, весь, световой.

Вова взял воск. Самосвал привез груз. Вверх и вниз нас возит лифт. Филя косил траву вдали. Полет Фрося просо. Ест Федька с водкой редьку, ест водка с редькой Федьку. На земле у ворот коловорот. Своя голова все головы переголовит. Волхвовал волхв в хлеву с волхвами. У Феофана два сына Феофаныча. Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит. У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась. Сидел тетерев на сыром дереве. Я вам по секрету, а вы всему свету. Скороговорили, скороговорили да так всех скороговорок и не перевыскороговорили.

Упражнение 8. Прочтите сочетания нескольких согласных по 4 раза подряд без остановки, сначала артикулируя каждый звук сочетания беззвучно, затем в неспешном темпе вслух. После четкого освоения их следует произносить быстрее, но естественно.

Фсткэ, фсткы, фстко, фстку; фсктэ, фскты, фскто, фскту; сфктэ, сфкто, сфкту; сфткэ, сфткы, сфтко, сфтку; фскта-фстка-сфкта-сфтка; взгдэ, взгды, взгдо, взгду; звгдэ, звгды, звгдо, звгду; вздгф-звгда-сфтка-фскта.

Тренировка мышц языка

Язык часто бывает малоподвижным и вялым, что приводит к потере разборчивости речи, ее смазанности и невнятности. Даются задания:

  1. Расслабление и распластывание спинки языка в форме «лопаты», при этом язык лежит на нижней губе.
  2. Выполнение предыдущего упражнения с поднятием языка к верхней губе и фонацией звука м.
  3. Поднятие боковых краев языка к верхним коренным зубам до образования по центру желобка (можно имитировать произнесение сочетания ие.
  4. Выполнение предыдущего упражнения с поднятием и опусканием; передней части спинки языка, напряжением корня и задней стенки глотки (веляризация) — без произнесения звуков; затем — артикулирование свистящих, шипящих, многоударного звука р.
  5. Поднятие узкого языка вверх, опускание его вниз, крестообразные движения; скольжение кончика языка по твердому нёбу в; форме крючка сначала без произнесения, затем фонирование гласных о, у, ы.
  6. Частое постукивание кончика языка о верхние зубы и десну типа выстукивания текста телеграфным ключом: ло-ло-ло-лолл;лу-лу-лулл, ла-ла-лалл; ро-ро-рорр; ру-ру-рурр; ра-ра-рарр.
  7. Быстрое высовывание языка наружу, затем подтягивание за нижние зубы с произнесением сочетания ас,
  8. Многократное произнесение сочетаний согласных звуков, в артикуляции которых принимает участие язык: ркт, крт, ртк,дрт, ткр, клт, глт, лгт, лри, рли, ждр, ттр, фкт, гбд, кпт, бгд, тчк, кчт, кшт.
  9. Проговаривание скороговорок-языковерток: сначала — медленное произнесение, затем — быстрое, четкое и ритмичное:

Уточка-вострохвосточка вывострохвостила вострохвостят. Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии. Горихвостка-гори-хвосточка выгорихвостила горихвостят. Шилоклювка-шилоклю-вочка вышилоклювила шилоклювчат. А мне не до недомогания. Брит Клим-брат, брит Глеб-брат, брат Игнат — бородат. Тщетно тщится щука ущемить леща. Нес не нес, а до нас донес. Разнервничавшегося конституционалиста нашли акклиматизировавшимся в Константинополе. Везет цапля чушку с щучкой на санках. Велика куча не надокучит. Рододендроны из дендрария. То то, то другое, то то, то другое, то египетским богом там кажется дятел.

Людмилa Ивановна Baнcoвcкaя, кандидат психологических наук, доцент факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета.

======================================

С верой в вас,

Ольга Кузнецова

  Тренер личностного роста

http://viva-olga.ru/

Воин ли вы?!

http://viva-olga.ru/trening/navigator/navigator.html

 


В избранное