- Учитель, мне очень
тяжело живётся, потому что меня обижают люди. А я сам - подолгу
обижаюсь на них. Обида мешает мне жить. Что мне делать?
Учитель дал ученику увесистый мешок с гвоздями и сказал:
- Каждый раз,
когда ты будешь обижаться, ты должен класть к себе в карман один
гвоздь. Каждый гвоздь должен всегда оставаться в твоём кармане и далее.
Придёшь, когда мешок опустеет.
Ученик покрутил в руках гвоздь - гвоздь был больших размеров... Мешок с гвоздями был тяжёлым.
В первый день, в карманах ученика - оказалось 26 гвоздей. Они мешали
заниматься делами - кололись, царапались, рвали одежду и серьёзно
оттягивали карманы. Во второй день - гвоздей в карман попало чуть
меньше. Ученик вечером задумался, как же он сможет завтра работать в
этой одежде, когда карманы так тянут к земле и мешают совершать простые
действия...
На утро ученик решил одеть другую одежду, а одежда с гвоздями, так и
осталась висеть дома.... Пустота карманов к середине дня заполнилась
новыми гвоздями и снова стала доставлять массу хлопот - всё валилось из
рук, вода разливалась, еда падала на пол, люди натыкались на острые
гвозди, высказывали своё недовольство, и ученику приходилось лавировать
между людьми. К вечеру он уставал от напряжения, перед сном разглядывая
дыры в своей одежде от гвоздей, лежащих в кармане, он думал: "Как же
тяжело..." И засыпал... Утром он видел, что одежда не выдерживала ни
тяжесть гвоздей, ни их ранящих острых окончаний, она была вся в дырах.
Через пару дней ученик опять сменил одежду... Карманы быстро заполнились
и увесистый мешок, который дал учитель - опустел... Ученик пошёл к
Учителю:
-Учитель,
я выполнил всё так, как ты сказал - гвозди в мешке кончились, а
карманы в трёх штанах забиты гвоздями. В них не удобно ходить, они
ранят меня и других, мешают. Что делать, Учитель?
-
Вот так, и обиды, утяжеляют твою жизнь, мешают тебе, ранят. Ты все их,
как гвозди, сначала собираешь в себя, а потом, носишь, как тяжёлую
ношу, пока не сменишь одежду... Карманы в новой одежде наполняются
быстро и её снова нужно менять. Так многие люди, как одежду меняют
коллективы, работу, города, делая это не потому, что их круг общения
расширяется, а потому что - в нём находиться не возможно... Люди
нападают на него, обижают - ему самому тяжело в такой ситуации.
- Учитель, мне тоже тяжело жить с гвоздями обиды... Помоги, пожалуйста, избавиться от них. Что я должен сделать?
-
Теперь, каждый раз, когда кто-то тебя обижает, ты не обижаешься, а
отстаиваешь свои личные границы, высказывая свою точку зрения. Другой,
кто обидел тебя, мог это, я имею в виду обидеть - сделать специально -
он умеет только обижать, а ты должен научиться не только - обижаться.
Есть люди, которые обижают не прицельно. Научись не обижаться. Живи так,
чтобы не мешать другим и, чтобы другие тебе не мешали..
- Учитель, я не умею так!
-
А ты понаблюдай за животными - есть ли в их мире обида. Понаблюдай за
людьми, которые умеют жить без обид на других. Как это - они так живут?
И начни сам так жить. Каждый раз, когда тебе удастся не обидеться,
вынимай по одному гвоздю из кармана, клади его обратно в мешок и латай
свои штаны. Приходи ко мне, когда все гвозди окажутся в мешке, а на тебе
будут новые штаны.
- Новые штаны? Что вы, Учитель! У меня не получается ничего заработать - кроме обид...
Учитель внимательно посмотрел на ученика и повторил:
- Придёшь, когда гвозди наполнят мешок, а на тебе будет новая одежда.
Ученик
побрёл, раздумывая, как он сможет научиться не обижаться и на что ему
получиться купить штаны...Старые штаны уже теперь требовали замены и
серьёзного ремонта.
Время шло,
ученик, наблюдая за дикими и домашними животными, обнаружил, что в
животном мире нет места обидам. Если какая-то зверюшка или птица
посягала на территорию другого, то в ответ получала, - оскал,
вздыбленную шерсть, распушённые перья, шипение. Обидчик уходил, а
животное спокойно продолжало жить и делать то, что делало. "Хм... -
подумал ученик. Хочу, как этот гусь, не обижаться, а спокойно жить. А,
как это делают люди, которые не обижаются?" И, в один из дней, он
отправился на рынок в ряды мастеров, понаблюдать, как они ведут себя,
продавая свой товар.
Рынок, как
обычно был похож на муравейник - покупателей и зевак больше, чем
мастеров и товаров. Каждый покупатель норовит купить подешевле. Кто-то
из покупателей спешит безосновательно обидеть мастера, сказав, что товар
некачественный, ненадёжный - тем самым снизить цену качественного
товара. Есть мастера, которые берут неоправданно большую цену за плохой
товар. Купив у них товар, покупатель хмурится - не смог
торговаться...Покупатель обижается на продавца...
За особо
вредными и крикливыми покупателями ученик наблюдал и в обычной жизни,
городок-то был не большой. И, оказалось, что они и в обычной жизни ведут
себя так же - со своей семьёй и работниками, наводя суету, переходя на
крик, оскорбления, обиды. Тогда, ему вспомнились слова Учителя:
"Другой умеет только обижать, а ты должен научиться не только -
обижаться. Живи так, чтобы не мешать другим и, чтобы другие тебе не
мешали.."
Оказалось,
что наблюдение увлекательный процесс. Через несколько дней у ученика
уже был свой арсенал данных, как ведут себя покупатели и, как ведут себя
мастера. Более опытный мастер спокойно относился к любому покупателю и
- продавал свой товар. Уходил такой мастер после торговли с карманами,
полными денег - товар был продан, а покупатели были рады покупке. Были
молодые мастера, которые обижались на любой резкий вопрос покупателя,
но не надолго... У таких мастеров - денег было меньше... Слишком много
сил уходило на лишние разговоры и оправдания... Те мастера, что
задирали цены на плохой товар, со временем лишались покупателей и ...
обижались, что к ним никто не идёт.
Ученик сделал вывод - те, кто обижаются, мало чего достигают.
А, что же помогает не обижаться тем, кто общается с людьми ровно, без
обид? Ученик, не долго раздумывая, решил отправиться к гончару, который
был спокоен даже с теми, кто пытался его задеть.
- Научите меня гончарному делу, - попросил он мастера. - Я буду помогать вам лепить горшки и продавать их.
Мастер гончарных дел, приподняв брови, рассматривал рваные штаны ученика:
- Зачем тебе гвозди? - спросил он.- Я не столярничаю.
-
Это мой урок. Учитель мне задал. - ответил Ученик.
- Что ж, урок дело нужное. Выполняй его. А пока - иди за глиной на карьер.
Так
ученик стал работать у мастера гончарных дел. В самой грязной и грубой
работе, в самой тонкой и аккуратной он не забывал наблюдать за тем,
как ведут себя люди, и, как мастеру удаётся быть таким профессионалом
не только в гончарном деле, но и в продажах, в общении с разными
людьми. Как удаётся мастеру не обижаться на самых невежливых.
Ученик каждый
день видел, как это великолепно удаётся его наставнику. Он рассуждал:
"Он ведёт себя, как тот гусь. Чуть только мастера, заденут, он лишь
поведёт бровью и ответит что-то меткое, точное, уверенное - как гусь,
что шипит и хлопает крыльями, но не лезет в драку напрасно и не
забивается в угол, от того, что кто-то загаготал в его сторону. Но гусь -
это птица, он не может не переживать, как человек. А человек
переживает. Так что же, помогает разумному человеку не переживать -
никому не мешать и не мешаться - в общении?" Ученик потерялся в
догадках и подумал, что у мастера есть какой-то секрет. После спокойного
разговора мастера с резким покупателем, ученик решился и спросил его:
- Скажи, мастер, почему ты не сердишься, не обижаешься на таких грубиянов, невнимательных, наглых?
-
А что на них сердиться? Каждый человек выбирает сам - как себя вести.
Этот человек выбрал хамское поведение. Почему я должен обижаться на
выбор другого человека? Моя задача не оценивать его выбор - плох он или
хорош. Моя задача сделать свой выбор - обижаться или реагировать
адекватно - что заслужил человек, то он и получит от меня.
Я могу быть
вежливым, я могу быть резким. Этому покупателю сложнее быть вежливым. Я
могу ему предоставить выбор, как себя вести - когда обозначу свой
интерес, свои личные границы, дав ему понять, что не позволю хамить и
обижать напрасно - меня, мой дом, семью, моих помощников, мой труд, мой
товар. Я уважаю себя. Уважаю выбор другого.
Обидевшись, я
сообщаю другому человеку: "У меня нет смелости дать тебе корректный
отпор. У меня есть ложное мнение, что обида - заставит тебя - уважать
меня. Я не хочу трудиться на своё уважение - пусть это делает другой. А я
пока по обижаюсь - это мне легче". Я считаю, уважительным - человеку
дать то, что он заслужил в данный момент времени. Если
покупатель-грубиян, следующий раз, придёт ко мне и будет вежлив, я и не
вспомню, что он был такой резкий когда-то - тоже буду вежлив с ним.
Зачем вспоминать старое? Важнее понимать, что происходит в данный
момент.
Когда ты
лепишь горшок на гончарном круге и глина тебя не слушается, ты не
вспоминаешь, как легка была прошлая порция глины. Ты работаешь с той,
которая есть перед тобой. Если умеешь - лепишь из неё тончайший сосуд.
Если не умеешь - учишься. Зачем обижаться на глину? Так и с людьми...
Ученик
был слегка обескуражен простотой и сложностью секрета. Для понимания -
просто... А для практики... Его карманы были ещё полны гвоздями. И
ученик стал практиковаться в таком подходе в общении с людьми, как
описал мастер гончарных дел.
Сначала, он,
по привычке обижался, потом стал огрызаться резко и с чувством. Такое
его собственное поведение тоже расстраивало и он не вытаскивал из
кармана гвоздь, считая, что не справился с задачей. Тем не менее, каждый
день, вставая с утра, он вспоминал слова своего учителя - "Живи так, чтобы не мешать другим и, чтобы другие тебе не мешали.." и слова гончара: "Делай
свой выбор - лепи такой сосуд, какая перед тобой глина. Хорошая глина -
плавные движения. Тугая - и движения рук пусть будут крепче. Так и с
людьми. Не трать время на обиды".
Эти мысли ему
помогали вырабатывать новое отношение к жизни, давая возможность
практиковаться в новом поведении. И, со временем, ученику стало легко
даваться общение с самыми сложными покупателями. Наблюдать - стало его
привычкой. Благодаря этой привычке, наблюдательность и внимательность
развились до такого уровня, что он быстро определял, что за глина перед
ним - что за человек - после 2-3-х, сказанных фраз человеком. А потом,
делал выбор - как вести себя... Места обидам - не осталось... Другими
словами, они стали - неуместны в его жизни.
Однажды утром
ученик обнаружил, что гвозди переместились из его карманов - в мешок. В
процессе работы над обидой - ученик стал мастером гончарного дела,
торговцем, зарабатывающим приличную сумму.Он купил себе новую одежду,
взял мешок с гвоздями и отправился к Учителю. Свою встречу он начал со
слов благодарности:
-
Спасибо за гвозди. Спасибо за урок. Учитель, я теперь знаю, что
значит "Живи так, чтобы не мешать другим и, чтобы другие тебе не
мешали..".
Учитель внимательно посмотрел на ученика и ответил:
-
Справившись с обидой - ты достиг того, что ранее для тебя было не
возможно. Теперь, тебе стало доступным знание, как люди помогают, а как -
мешают... Это новая задача. Наблюдательность, внимательность, которые
помогли тебе справиться с обидой - помогут тебе сделать свои выводы в
новой задаче..
- Спасибо, Учитель. Я готов. Перед тем, как я уйду, разреши, задать два вопроса.
- Конечно, -
ответил Учитель. - Только объясни, что стало со старыми обидами? Гвозди -
вот они - в мешке. На тебе дорогая одежда. А, куда делись обиды?
Прошлые обиды...
- Учитель,
старые обиды сослужили мне добрую службу - я на них учился мысленно -
жить по-другому. Старые обиды - оказались прекрасным материалом - для
обучения. Я - мысленно тренировался в старых воспоминаниях относится к
людям по-другому, а потом - сдавал экзамен в реальной жизни... Не
получалось - я снова мысленно тренировался - искал другие ходы,
варианты, состояния... И снова - в повседневной жизни пробовал. Свои
наблюдения я прикладывал к старым обидам и обиды становились - задачами
для решения...
Учитель улыбнулся и протянул руку:
- Ты молодец. У тебя всё получится в будущем. Какие у тебя есть вопросы?
- Первый - как ты знал, Учитель, что я буду работать над каждым гвоздём, чтобы смочь его переместить в мешок?
-
Каждый человек - делает свой выбор. И ты сделал свой. Не справившись с
обидой, ты бы не научился тому, чему научился и не заработал бы себе
денег на такую одежду, в которой ты стоишь передо мной. Какой же, твой
второй вопрос?
- Учитель, ты не забрал у меня гвозди? Что мне с ними делать? - удивился ученик.
-
Построй при помощи них - свой дом, мастерскую... Пусть то, что
когда-то разрушало - помогает созидать. Это закон природы. Так решение
задачи во внутреннем мире помогает человеку решать задачи - внешние.