Продолжаем изучение
книги Игоря Ансоффа «Стратегическое управление»
2.2. Стратегическая
сегментация
2.2.1. Стратегические
зоны хозяйствования и стратегические хозяйственные центры
Чтобы избежать такой двойной стратегической ответственности,
фирма «Дженерал Электрик» нашла другой вариант решения. Она проделала нелёгкую
работу — распределила свои отделения текущей коммерческой деятельности (группы
заводов, КБ, сбытовые конторы и т. д. — Прим. науч. ред.) между СХЦ с тем,
чтобы последние отвечали не только за планирование и реализацию стратегии, но и
за конечный результат — получение прибыли.
Такой подход позволил избавиться от передачи стратегии
«через дорогу» и возложил на СХЦ ответственность и за прибыли, и за убытки. Тем
не менее, как обнаружила «Дженерал Электрик» и другие компании, сложившаяся
организационная структура не в полной мере соответствует вновь созданным СХЦ, в
силу чего не представляется возможным разделить ответственность чётко и
однозначно.
Третий вариант решения состоит в реорганизации фирмы на базе
СХЦ с тем, чтобы каждому из них соответствовало одно подразделение текущей
коммерческой деятельности. Этот вариант, на первый взгляд такой простой, имеет
свои трудности, так как главный критерий образования СХЦ внутри организации —
эффективность развития по данному стратегическому направлению — является только
одним из определяющих параметров организационной структуры в целом. Есть и
другие: эффективное использование технологии и высокий уровень рентабельности.
Реорганизация на базе СХЦ, максимизируя эффективность стратегического
поведения, может в то же время снизить показатели рентабельности фирмы или
просто оказаться невыполнимой задачей в силу каких-либо причин, связанных с
технологией (в гл. 4.3. мы рассмотрим проблему согласования стратегических
разработок с текущей деятельностью в рамках организационной структуры).
Из вышеизложенного видно, что проблема распределения
ответственности между СХЦ фирмы отнюдь не проста и её решение может быть каждый
раз иным. Тем не менее, уже достаточно хорошо известно из опыта, что концепция
СЗХ и СХЦ — это необходимый инструмент, обеспечивающий фирме ясное
представление о том, каким может стать в будущем её окружение, что чрезвычайно
важно для принятия эффективных стратегических решений.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, 2006-2014 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.